Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Краеведческий четверг
Вятские фотографы и вятское купечество

Игорь Васильевич Папырин, директор «Вятского книжного издательства», на мероприятии презентовал четыре новых, совместных с Издательским домом «Крепостновъ», проекта: «Фотографы старой Вятки», «Фотограф-художник П. Г. Тихонов», «Тропинками Николая Зыкова», «Вятское Купечество» Константина Ощепкова. Все книги выпущены в 2016 году и являются сигнальными экземплярами, ознакомиться с которыми можно только в библиотеке имени А. И. Герцена.


Игорь Васильевич Папырин, директор «Вятского книжного издательства»

Книга «Вятское купечество» – это собрание статей, очерков историка Константина Петровича Ощепкова (07.02.1965 – 02.02.2010), ныне уже покойного. Она стала своеобразной данью памяти замечательному краеведу, прекрасному рассказчику, который одним из первых начал изучать тему купечества на Вятке. На презентации были продемонстрированы портреты видных представителей вятских купцов: П. П. Клобукова, Т. Ф. Булычёва, А.И. Машковцева, В. С. Сунцова, К. И. Лаптева, А. И. Вахрушева, Н. В. Сенилова, А. А. Хлебникова, С. О. Якубовского, о которых К. П. Ощепков писал в своих статьях. Над книгой «Вятское купечество» работали учёные, фотографы, сотрудники библиотеки имени А. И.  Герцена и другие.

Издание фотоальбома «Фотографы старой Вятки» стало продолжением работы над изучением истории фотографического искусства Вятской губернии. Предыдущее издание «Сергей Лобовиков. Мастер русской светописи» было посвящено одному известному вятскому фотографу, а хотелось ещё осуществить книжный проект о других фотографах Вятки. Ведь здесь со второй половины XX века по начало XX века работало множество фотографов: П. Г. Тихонов, В. М. Репин, В. Е. Бишевский и другие.

Известный вятский фотограф Петр Григорьевич Тихонов (1852 – 1918) свои работы подписывал как фотохудожник. Так и называется книга о нём – «Фотограф-художник П. Г. Тихонов». Игорь Васильевич пояснил, почему фотографы так себя называли. В то время процесс фотографирования был достаточно сложным – фотографию не просто делали и размножали на нужное количество копий, но и ретушировали тонкой кистью по стеклу. Этим занимались либо приезжие ретушеры из столицы, либо сами фотографы, обучившиеся этому делу.

Петр Григорьевич был учителем С. А. Лобовикова и оставил после себя множество фотографий, удалось даже найти сохранившиеся негативы известных снимков. Для определения авторства негативов была проведена большая работа по их оцифровке и сравнению всех деталей со снимками. Изучение наследия этого мастера продолжается до сих пор.

Фотоальбом «Тропинками Николая Зыкова» посвящён уже нашему современнику. И. В. Папырин лично был немного знаком с Николаем Викторовичем Зыковым (1937 – 2007), о чём сожалел, ведь фотографа уже нет с нами. Этот достаточно замкнутый человек был интересным и самобытным фотографом из села Истобенск. Все его фотографии сделаны в Оричевском районе, но это нисколько не умаляет их достоинства. Высокое мастерство автора, философская глубина содержания ставят снимки Николая Викторовича Зыкова в один ряд с работами мастеров вятской фотографической школы.


Шабалин Николай Владимирович,
кандидат исторических наук

Подводя итоги презентации новых книжных проектов, Игорь Васильевич объяснил, почему он занимается изданием подобных книг. Первая причина – это желание сохранить культурное наследие края для потомков. Вторая – в доступной, популярной форме рассказать и показать современным читателям прошлое Вятки.


Рылова Тамара Юрьевна, фотограф

Назад | На главную