Краеведческий четверг
История одного вятского монастыря. Покровско-Богородицкий женский монастырь (Оричевский район)
Надежда Викторовна Шевелева в прошлом преподаватель, психолог и замдиректора экономико-правового лицея, а сейчас – краевед-любитель. Уже третий год занимается историей Покровско-Богородицкого женского монастыря, действовавшего некогда близ села Пищалье Оричевского района.
«… Сама я о монастыре узнала недавно. Занималась родословной: сначала своей, потом мужа. И как-то, изучая документы правления Посадской волости, где жили родные моего Николая, увидела бумагу, датированную 14 июня 1926 года. В ней комсомольцы просят разрешение поставить спектакль в бывшем женском монастыре. «Что за монастырь такой?» – озадачилась я. Ни наши учёные-историки, ни краеведы, с которыми я в архиве встречалась, слыхом не слыхивали об этой обители. Дома к мужу обратилась, не говорили ли ему чего-нибудь бабушки-дедушки про монастырь. «Первый раз слышу о нём», – отвечает. Теперь я понимаю, что знать-то они знали, да ничего не рассказывали. Так я и «заболела» этим монастырём. А вскоре мне попалась на глаза небольшая книга нашего историка Артёма Маркелова о святынях и подвижниках Оричевского района. Говорилось там и о Покровско-Богородицкой обители, причём рассказ о нём был основан на документах, а не на домыслах. Теперь сама потихоньку, документ за документом, третий год уже занимаюсь исследованием…» Подробно остановилась Надежда Викторовна на судьбах двух женщин, имена которых тесно связаны с монастырской обителью. Одна из них монахиня Елизавета (Видякина Екатерина Ивановна) была Игуменьей Покровско-Богородицкого монастыря. Е. И. Видякина родилась 18 ноября 1870 года в дер. Ваничи, Сорвижской волости, Котельнического уезда Вятской губернии в семье отставного солдата. В 1884 году поступила в число сестер Яранского Знаменско-Мариинского женского монастыря. В марте 1908 г. монахини и певчие покинули монастырь и поселились в д. Лопата. В пустынной местности близ Лопатинского озера причт Троицкой церкви с. Пищалье совершил молебен на основание 2-х этажного дома, вскоре новопостроенный дом освятили на жительство.
К зиме были построены жилые дома, открыты столярная, швейная, башмачная мастерские. В обустройстве обители принимали участие жители с. Пищалья и округи. В 1912 г. был открыт приют для девочек-сирот. В 1913 г. состоялась закладка храма в местечке Танино. 7 сентября 1914 г. храм был освящен. К церкви пристроен большой двухэтажный корпус для монашеского общежития и сирот. 24 августа 1915 г. был подписан Указ Святейшего Синода об открытии Покровско-Богородичной женской общины. Начальницей общины была единогласно избрана Видякина Е. И. В октябре 1915 г. состоялось её пострижение в иноческий чин с именем Елисавета. К 1916 году в обители были построены церковь, монашеское общежитие, 8 двухэтажных домов, скотный двор, работали мастерские, кузница, на территории монастыря изготавливали кирпич, имелся сад, огород, пасека. Осенью 1917 г. открыта церковно-приходская школа, в которой обучалось 20 девочек. 23 января 1918 года был опубликован Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», со всеми вытекающими последствиями. 29 августа 1921 года Орловский уездный исполком постановил: Посадский женский монастырь, «в виду религиозного шантажа», ликвидировать. С ноября 1924 года по февраль 1937 года длилось скитание монахини Елисаветы, игуменьи Посадского монастыря по Вятской губернии. За 12 лет ее арестовывали 7 раз: за приверженность старой Тихоновской церкви, как сторонница епископа Островидова, как «реакционный фанатик истинно-православной церкви». 11 ноября 1944 года Видякина Елизавета Ивановна была арестована Шарангским РО НКВД, 15 марта 1945 года – осуждена Кировским областным судом на 10 лет лишения свободы. И только 19 апреля 1990 г. Видякина Елизавета Ивановна была реабилитирована. Удивительна судьба и другой послушницы монастыря, иконописца и реставратора Александры Арефьевны Куклиной. Александра Арефьевна родилась 20 апреля 1884 года в дер. Ерши, Посадской волости, Орловского уезда Вятской губернии. Окончила трехклассную школу, у девочки рано проявился талант к рисованию. В 1900 году поступила в число послушниц Серафимо-Понетаевского женского монастыря, работала в иконописной мастерской монастыря. После открытия Покровско-Богородицкой женской общины стала послушницей, была во главе иконописной мастерской. В 1912 году Александра отправляется в Санкт Петербург в художественную школу, в 1914 г. – в школу народного искусства, в 1918 году поступает в реставрационно-иконописную мастерскую при художественном отделе в Русском музее, была помощником реставратора, мастером-иконописцем. В 1919 г. командирована в Великий Новгород в качестве помощника реставратора икон. 21 ноября 1922 года Александра уволилась из Русского музея и вернулась домой. Она осталась в Покровско-Богородицкой женской обители, поселилась в деревне Ерши, вошла в состав совета храма в Пищалье, исполняла обязанности псаломщика. В 1937 году А. Куклина арестована, обвинена в контрреволюционной деятельности и принадлежности к тайной церкви и расстреляна вместе с тридцатью мирянами и священниками. В 2015 году Надежда Викторовна Шевелева вместе с мужем Николаем Александровичем с благословения Благочинного Орловского благочинья, протоирея Отца Николая (Смирнова) начали изучать и искать место расположения Покровско-Богородицкого женского монастыря для установки Поклонного креста. Благое дело объединило немало людей, нашлись благотворители, помочь с установкой откликнулись депутаты Оричевской поселковой Думы, Пищальской сельской Думы. 14 октября 2015 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, на месте Покровско-Богородицкой женской общины был установлен поклонный крест с памятной плитой. Освящен о. Николаем (Смирновым) 15 октября 2015 года, протоиереем села Спас-Талицы. Рассказ Н. В. Шевелевой никого из присутствующих не оставил равнодушным. Много добрых слов прозвучало в адрес Надежды Викторовны. Собравшиеся благодарили ее за кропотливую работу по собиранию материала, подвижнический труд в деле возрождения истории, веры и православной культуры на вятской земле. |
||
Назад | На главную |