Краеведческий четверг
Н. А. Чарушин и поколение народников-семидесятников
В приветственном слове профессор истории Индианского университета, автор и редактор множества работ по истории образования, политических реформ и крестьянства в России Бен Эклоф поблагодарил сотрудников библиотеки им. А. И. Герцена за помощь, а затем перешел на рассказ о самом герое книги — Николае Аполлоновиче Чарушине. Н. А. Чарушин — народник, член кружка чайковцев и политический ссыльный, профессиональный фотограф и земский страховой агент, издатель оппозиционной газеты и сотрудник библиотеки им. А. И. Герцена. Он был человеком многогранным, склонным к размышлениям и сомнениям, не имел ничего общего с расхожим представлением о русских революционерах как о фанатиках, готовых отказаться от всего ради борьбы с самодержавием. Вместе с этим Чарушин раскрылся в книге и как обычный человек, которому свойственно любить и ненавидеть. И хотя он долгие годы оставался личностью регионального масштаба, в его лице авторам удалось по-новому посмотреть на революционное движение в России, показывая значение семейных отношений и дружбы для революционеров-семидесятников. Историка искренне удивил тот факт, что созданная Николаем Аполлоновичем оппозиционная газета «Вятская речь» (1905–1917 гг.), будучи провинциальной, играла важную роль в формировании общественного мнения и имела тесные связи с центральной прессой, благодаря которым она делала достоянием гласности местные проблемы на всю страну, оказывая тем самым давление на вятские губернские власти. Иногда газета была вынуждена публиковать опровержения сделанных обвинений, но в то же время были случаи, когда МВД требовало расследования какого-либо инцидента на основании опубликованного в газете материала.
Также был затронут и женский вопрос, который в 60–70-е годы XIX века оказался одним из самых острых. В то время женщины хотели добиться права на образование, которого были лишены. Они считали, что в России должна произойти социальная революция, и если она произойдет, то и сам собой решится и этот вопрос. Бен Эклоф отметил, что, несмотря на устойчивые представления об отказе от личной жизни ради общественной деятельности среди женщин и мужчин, участвовавших в революционном движении, сильные личные привязанности сохраняли свое значение. Например, чего стоит письмо революционера С. Кравчинского своей жене Фанни, в котором он писал, как тяжело переживал разлуку с ней:
«Миленькая! Отчего ты не хочешь ехать? Стыдно? Неловко? Или, хуже, просто не хочется? Так отчего же ты ничего не скажешь... Голубочка, да ведь ты не для них, а для меня приедешь... Хорошая, дорогая моя девочка! Ты мне милее, дороже всех на свете! Я не хочу провести вдали от тебя последние месяцы моей заграничной жизни. Кто знает, что в России будет... Приезжай, голубонька! Так хорошо здесь! Уединенно — можно уйти в лес, в горы, никто тебя не увидит. Целоваться можно как угодно. Можешь ходить под руку со мной с каким хочешь болтательством».
Особое внимание историк уделил отношению Чарушина к Февральской революции. Революционные события, случившиеся после октября 1917 г., принесли только горький опыт. Он был арестован своими товарищами-революционерами. В письме, обращенном к новой власти, он писал: «...в то время, когда советская власть, демонстрируя свое почтение к павшим борцам за освобождение, оказывает им всевозможные чествования, а моим товарищам по революционной борьбе — Перовской, Желябову и некоторым другим, собирается ставить памятники, в то время, повторяю, оставшимся в живых их товарищам, "безукоризненное политическое прошлое" которых следовало признать самой советской властью, — в советской социалистической республике не находится никакого другого места, кроме тюрьмы!..» Боясь того, что историческая память о народниках начнет искажаться и упрощаться, старые революционеры (в их числе и сам Чарушин) постарались в своих мемуарах сохранить наследие народничества, оставить память о своей борьбе. Подходы к личности Чарушина в разные годы различались, и авторам было непросто сложить определенное мнение о Николае Аполлоновиче, но такой опыт работы оказался очень полезен, позволяя переосмыслить существующие стереотипы и по-другому взглянуть на проблемы данного периода российской истории, споря, критикуя, дополняя друг друга. Выступление Бена Эклофа вызвало много вопросов, особенно для многих присутствовавших было интересно узнать отношение заграничных коллег к некоторым вехам истории России. Бен отметил, что в Америке специалисты-историки особенно интересуются историей имперской России и православной культурой, исследования такого масштаба «из-за океана» нас ждут и в дальнейшем. Пожелаем дальнейших успехов авторам! Читаем по теме: Сабурова, Т., Эклоф, Б. Дружба, семья, революция: Николай Чарушин и поколение народников 1870-х годов. — Москва, 2016. — 444 с., ил. Сергеев, В. Д. Николай Аполлонович Чарушин: народник, общественный деятель, издатель, краевед : к 150-летию. — Киров, 2001. — 156 с. http://gefter.ru/archive/19491 https://openrussia.org/post/view/16375/ https://postnauka.ru/longreads/67737 https://postnauka.ru/video/68481 https://postnauka.ru/video/67969 http://syg.ma/@nlo_alex/chto-mozhno-uznat-o-rossii-izuchaia-bioghrafii-rievoliutsionierov-narodnikov
Смотрим по теме: |
||
Назад | На главную |