Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Краеведческий четверг
Встреча с главным библиографом отдела краеведческой литературы Андреем Марковым

Библиограф и краевед Андрей Алексеевич Марков давно и кропотливо занимается исследованием истории нашего края, является автором множества работ, опубликованных в научных сборниках. На этот раз в поле его интересов попал период местной истории, который, как оказалось, достаточно мало изучен историками и краеведами — XVII век.

Из выступления А. Маркова:
»... В 1900 г. А.С. Верещагин, работая в рукописном отделе Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, при просмотре каталогов обратил внимание на рукопись под заглавием «Расходная книга земского старосты г. Хлынова Ивана Репина, 1678-1680 гг.».

Он пришёл к выводу, что книга содержит «редкий и ценный материал для истории нашего края, особенно бытовой», и её необходимо опубликовать. Но в тот момент у него не было возможности даже для копирования рукописи, поэтому ему пришлось отказаться от этой идеи.

Создание Вятской ученой архивной комиссии в 1904 г. послужило толчком для осуществления данного проекта. После ознакомления с рукописью на заседании комиссии 30 сентября было решено опубликовать её в Трудах ВУАК, что и было сделано в V-VI выпусках Трудов за 1905 г. Таким образом, исследователи Вятского края получили в своё распоряжение удивительный по своей ценности и содержанию источник повседневной жизни средневекового города.

Данный документ знакомил читателя, прежде всего, с материальной стороной жизни горожан того времени. Например, можно было узнать, как складывались отношения жителей города с воеводами, во что обходилось городу их содержание, как их встречали и провожали.

При Иване Репине как раз произошла смена воеводы князя Петра Семёновича Прозоровского на думного дворянина Алексея Ивановича Ржевского.

Получив 13 декабря известие о назначении нового воеводы, земский староста первым делом отправился к прежнему воеводе и, вручив ему в «почесть стерлядь живую», обратился с вопросом, «где он укажет новому воеводе двор изготовить».

Навстречу воеводе была отправлена делегация на трёх подводах для выборных и под запасы. А чтобы выборным Андрею Хохрякову и Тимофею Глухову было чем «ударить челом», были куплены «батман мёда» за 1 р. 20 к. три ситных хлеба 6 к., 5 калачей 39 к., и свежий осётр за 27 копеек.

26 января покинул город прежний воевода. По обычаю ему на дорогу преподнесли калач, и сверх подорожной до Котельнича по мирскому приговору 5 рублей для найма 10 подвод от Котельнича до Яранска.

Воевода ежемесячно получал «на харчи» 8 рублей, а также четыре раза в год на Семёнов день (Новый год, отмечавшийся 1 сентября), на Рождество, Пасху и Петров день ему преподносили «праздничные» по 130 р.

На Петров день ему ещё вручали 5 р. за место живого быка. Эта традиция уходит корнями в дохристианскую эпоху, когда живого быка приносили в жертву в этот самый день, чтобы умилостивить языческих богов. Со временем быка заменили деньги, а богов — воевода. Но 5 рублей — много это было или мало? В то время ведро водки стоило 60 к. (5 к. л.). Ситный хлеб 1,5-2 к. буханка.

А что именно ел и пил новый воевода? Он приехал 16 января, а кормовые ему выплатили только 23 января. Но, чтобы воеводе и приехавшим с ним было что кушать, в течение этой недели воеводе поднесли: калач, 22 хлеба ситных, батман соли, батман мёда, зад мяса говядины, тушу баранью, тушу свиную, три пары ног скотинных, три языка, сто яиц, крынка масла, куницу солода ржаного, куницу овса, 2 щуки просольные, щук и язей пуд, осмина масла льняного, полчетверика муки пшеничной, куница ржаной муки, уксуса ведро, кадь кислой капусты. В дальнейшем ему ещё донесли: луку «пленицу», хмеля на медовую ставку, полчетверика муки пшеничной, куницу ржаной муки, огурцов ведро и т.д.

Естественно, что воевода не только ел, но и пил. Земство должно было и об этом позаботиться. Так к приезду нового воеводы было сварено две вари пива. Для чего было куплено 2 куницы с полчетвериком солода ржаного, 2 куницы муки овсяной, 2 пуда с четвертью хмеля, сажень сосновых дров, всего на 4 р. 39 к.

Также на его обиход было «варено вина», т.е. водки, и неоднократно упоминается о покупке хмеля «на медовую ставку» и «в винную брагу».

Кроме денежного жалования полагалось поздравлять воеводу, членов его семьи и должностных лиц с различными праздниками, и, естественно, не с пустыми руками.
Подношения полагалось делать не только в религиозные праздники, но и на дни именин царя, его жены, сыновей и дочерей, а так же самого воеводы и его родственников. Так 22 января земский староста снёс на воеводский двор «для имянин брата его Тимофея к столу 2 колача, рыбы 3 шуки, судок, язей и сорог пуд с лишком, налимов свежих, 2 щуки просольные да карасей».

Да и любое официальное посещение воеводы или подьячего сопровождалось подношением им калача или живой рыбы «в почесть». Провожать и встречать их также полагалось калачом, не говоря уже об оплате их дорожных расходов.

А ещё жители города должны были обеспечивать воеводу жильём, хозяйственной утварью и посудой, дровами и мебелью, сеном и ржаной соломой, сальными свечами и лучиной и всем тем, что ему по хозяйству может понадобиться. Все ремонтные работы на воеводском дворе тоже оплачивались городом. И все эти расходы аккуратно вносились в расходную книгу наравне с прочими.

Так «генваря в 20 день» были куплены на воеводский двор: лык на 1 к., 10 решет — 10 к., 10 рогож — 14 к., горшков на — 2 к., вёдер на — 2 к., сито частое, большое — 30 к., кадь — 2 к., ещё лык на 1 к., две «окончины шитые» — 2 к.

Кроме того плотнику Никите Попову заплачено 1 р. 10 к. за то, что он «сделал на воеводский двор две окончины большие в косяк, да две окончины, на воеводский же двор, большие починил». И кузнецу Никите Гогаринову за печную клюку и починку двух заслонов 21 к."

Благодаря этим записям мы в своём воображении можем пройти по улицам города, услышать речь жителей Хлынова ХVII в., прицениться на базаре, послушать последние городские новости и т.д.

Рассказ Андрея Алексеевича вызвал неподдельный интерес у всех присутствующих. Описание повседневной жизни наших предков никого не оставило равнодушным. Гости задавали много вопросов, и в конце встречи высказали пожелание о продолжении цикла рассказов по истории вятской земли.


Отзывы к новости
Назад | На главную