Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Краеведческий четверг

ВЯТСКИЙ КРАЙ С ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ /отв. ред. В. А. Бердинских. — Киров, 2006.

«Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине, которая тесно связана со знанием ее истории. Из-за нашего беспамятства на протяжении всего XX в. уничтожались многочисленные памятники культуры. Этот процесс продолжается и сегодня. Уходят не только поколения, но и разрушаются старые дома, уничтожаются предметы культуры и быта, а вместе с ними исчезают и последние осколки прошлого, память о людях и событиях, с которыми они были связаны. Курс по истории Вятского края призван помочь задуматься о нашем богатом и интересном прошлом, познать свои корни и самих себя.

Кроме того, без знания местной истории трудно создать объективную картину прошлого. Изучая историю России, мы останавливаемся в основном на событиях и процессах, которые происходили в столицах. При этом нередко забываем, что в провинции, которая и составляла живую ткань огромного Российского государства, все эти процессы протекали совершенно по-особому, нередко с серьезным отставанием на одно-два столетия.

Предметом изучения краеведения является край. Одни краеведы понимают его как административно-территориальную единицу, границы которой задаются извне государством. В рамках этого подхода основной задачей краеведения является изучение истории края как отражения общероссийских процессов, политики центральной власти. Как писал вятский историк А. А. Спицын, «суть не в Хлынове, а в Москве. Провинциальная жизнь XVIII в.— слабая, уменьшенная копия с московских порядков».

Существует и другой подход, который не отрицает существования государственного начала и его воздействия на местную историю. В то же время утверждается существование областного, провинциального начала, которое взаимодействует с государственным. В этом случае край понимается как исторически сложившееся единое социальное, географическое и культурное пространство. В рамках этого подхода о Вятском крае, например, следует говорить не в границах Вятской губернии или Кировской области, а только их центральных районов (при дореволюционном делении - в границах Вятского, Слободского, Котельнического и Орловского уездов). При этом южные районы края больше тяготели к Казани, восточные - к Перми, а северные - к Архангельску. Принадлежность к месту проявляется в феномене местного характера, диалекта, отражается в самосознании местного сообщества. Не случайно жители окраинных районов края нередко обижались, когда их называли вятчанами. В рамках подхода под «местом» понимается не искусственно созданная государством административная единица, а реальный субъект истории со своими законами развития. В этом случае на первый план выходит задача изучения своеобразия данного места, местных процессов и особенностей, которые живут в традициях, преданиях, языке, фольклоре и т.п.»

Из предисловия к книге
«Вятский край с древности до наших дней»

Отзывы к новости
Назад | На главную