Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Краеведческий четверг
«О некоторых социокультурных традициях в современном Русском православии»

О некоторых социокультурных традициях в современном православии.
Встреча с религиоведом Борисом Кнорре

25 июля в Арт-центре Библиотеки имени А. И. Герцена состоялось выступление кандидата философских наук, доцента Высшей школы экономики (Москва) Бориса Кирилловича Кнорре на тему «О некоторых социокультурных традициях в современном русском православии».

Кандидатская диссертация Бориса Кнорре была посвящена последователям русского философа Николая Фёдорова. Монография, выпущенная им после защиты диссертации, есть в Герценке: Кнорре, Борис Кириллович. В поисках бессмертия [Текст] : Федоровское религиозно-философское движение : история и современность / Б. К. Кнорре. – М. : ЛКИ, 2008. – 188 с. Библиогр.: с. 174-188.

Б. К. Кнорре известен как специалист по современному православию. Кроме того, он занимался изучением марийской традиционной религии. Ему нередко приходится выезжать в разные места России для проведения, так сказать, полевых исследований – для знакомства с состоянием религиозных организаций, для опросов священнослужителей и мирян. Не раз бывал он и на Вятке. Его книга, имеющаяся в Герценке – с автографом, как знак одного из прошлых посещений нашей библиотеки.

Несмотря на глухую летнюю пору, в Арт-центре собралось аж два с половиной десятка человек. Это были студенты и выпускники ВятГГУ, журналисты, гуманитарии и даже случайно оказавшиеся у нас в этот день вообще-то не случайные гости.

Б. К. Кнорре для этого разговора выбрал не марийские верования, а нынешнее положение Русской православной церкви. Он сам прежде работал в синодальном Отделе образования и катехизации (занимаясь, в частности, организацией ежегодных Рождественских чтений), так что о многом, что его интересует, он знает, можно сказать, через «включённое наблюдение».

По его оценке, современный церковный социум не вполне самодостаточен. Церковь не столько заботится о ситуации внизу, в приходах, сколько ориентирована на установление связей с высокопоставленными чиновниками и бизнесом. У прицерковных людей заметен своеобразный набор психологических свойств, среди которых некритичность, ощущение своей вины, приниженность и т. д. Комментируя эти особенности Церкви и верующих, Борис Кнорре указывал на тысячелетнюю, устойчивую традицию да уважительно цитировал «Дневники» протоиерея Александра Шмемана.

…Самые стойкие из слушателей разбредались восвояси уже после закрытия библиотеки.

И вот – отзывы слушавших и обсуждавших (сформулированные вполне серьёзно, и не очень):

Кандидат философских наук, доцент, литератор
Андрей Александрович Коряковцев (Екатеринбург):

Интересный, грамотный доклад. Особенно мне понравились рассуждения о роли комплекса вины в нейтрализации критической способности в психике верующего. Борис – молодец. Хотя, конечно, чувствуется моднический налет, типичный для москвича-интеллектуала: проскальзывали словечки типа "хабитус" и т. п. Но в целом очень понравилось.

Библиотекарь
Татьяна Леонидовна Машковцева (Вятка):

Подобные встречи должны проходить чаще, стать нормой, а не исключением. Формат живого общения ничем не заменишь. Вот только недоумение: почему это событие проигнорировали вятские члены РПЦ, извините, православные священники?

Журналист ("Вятская особая газета", журнал "Бинокль") и стихотворец
Михаил Алексеевич Коковихин (Вятка):

Весьма интересно. Особенно о догматах православия, влияющих на умонастроения, в которых закрепился обвинительный уклон, в том числе по отношению к Пусси Райот. Борис Кнорре аргументированно подтвердил известный тезис о деградации православных стран (Россия, Греция) и о протестантской этике как условии развития страны. Верен и вывод Бориса, что нынешняя верхушка РПЦ (Гундяев, Чаплин) ведёт паству к мракобесию.

Кандидат исторических наук, доцент ВятГГУ
Евгений Серафимович Останин:

Публика почтительно молчала. Долго. Потом заёрзала, желая не столько задавать вопросы, сколько высказываться сама. Как всегда у нас бывает, докладчика воспринимали в широком диапазоне: от гуру, который должен дать окончательный и ясный ответ на все проклятые вопросы жЫзни, до врага-агента (то ли либерастов, то ли Патриархии). Ну, и обязательно надо было сливкам местной духовной аристократии показать свою учёность и готовность притоптать любой авторитет. К чести Бориса, он не повёлся ни на один из вариантов вятского вызова.

Журналист
Екатерина Евгеньевна Лушникова (Вятка):

Мне всё очень понравилось. Правда, само выступление несколько затянулось, но полемика после него шла на редкость живо. Даже удивительно, сколько людей искренне интересуются такой, не слишком модной наукой, как религиоведение. Слушатели окружили докладчика толпой и буквально не давали ему уйти, пока тот не объяснит им всё, что они хотели: от молитвы Pussy Riot до влияния православия на демократическое общество, до смысла жизни и христианства. Что ж, перефразируя Воланда, можно заметить: "Люди не изменились, только тарифы ЖКХ немного испортили их..."

Людмила Нагаева. Жизнь с чувством вины

О Б. К. Кнорре:

http://www.hse.ru/org/persons/686418/
http://krotov.info/spravki/history_bio/21_bio/knorre.htm

Некоторые тексты Б. К. Кнорре в Сети:

http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/2000/5-6_9-10/1_21.htm
http://religion.ng.ru/printed/269903
http://www.keston.org.uk/russia/articles/apr2006/03Fedorov.html
http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition39/02-knorre.htm
http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition35/02-knorr-about-father-peter-mescherinov.html
http://religion.ng.ru/printed/255845

Снято на «Четверге»:

Борис Кнорре

 

        

 

Публика

                                 

 

 

                                

 


Стенограмма лекции (скачать doc)

 

Отзывы к новости
Цитировать Имя
Ростислав, 09.12.2015 21:58:18
Эпиграмма на писателя и афориста Андрея К-ва (Екб)
...
Очень шустрый графоман
К афористам влез в карман.
Много хлама старый д..ст
Перенёс на чистый лист.
Автор Блез Паскаль? Монтэн ?
Нет, уральский старый хр.н.
По дорогам европейским
Он подошвами стучал.
Он стучал, стучал, стучал...
А маразм его крепчал.
"...Я таскался, я старался, не заметили меня"
Он - ранимая свинья.
Перейти к обсуждению на форуме >>
Назад | На главную