Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
Кристина Бейкер

КАРТИНА МИРА *
(М.: Фантом Пресс, 2017)

Кристина Бейкер. Картина мира обложка книгиКнигу Кристины Бейкер Клайн «Картина мира» хорошо читать, где бы ты ни был. В гостях у мамы. В хмурый день на берегу моря. На крыльце заброшенного дома, куда ты приходишь каждый день покормить щенка и побыть с ним пару часов. Над тобой наливаются соком гроздья винограда. С гор дует ветер. Тепло от щенка греет колени. А ты погружаешься с головой в эту выдуманную «Картину мира».

Этот мир — сложный. Сложносочиненный. В нём много дорог и тропок. В нём встречаются знакомые пейзажи. Характеры. Судьбы. В нём много трудных вопросов и ни одного простого ответа. Этот мир — не спешный. Не громкий. Не яркий. Он затягивает тебя, как затягивают нас картины нежно любимого Эндрю Уайета. Сдержанные тона. Аккуратность повествования. Никакого взрыва эмоций.

Первая любовь. Выбор пути. Отношения с людьми. Токсичные отношения. Толерантность. Жалость. Жизнь вдали от мегаполиса. Путь художника и сложности этого пути. Обязательства. Ответственность за родных. Наши болезни и наше тело. Принятие и непринятие. Тем там столько, что рекомендовать можно людям самого разного возраста — от 16 и дальше. Мне кажется, зацепит многих.

«Картина мира» — это магический реализм. И просто магия от литературы. Возможно, не шедевр, и Нобелевку автору книги за неё не дадут. Но это не умаляет достоинств романа. Романа, который, мне кажется, может стать для кого-то по-настоящему любимой настольной книгой, очень гармонирующей с ноябрьской хмарью и февральской тоской.

P.S. Книга — в числе новинок Абонемента Герценки. Спасибо любимым библиотекарям за их бесценную, умную, тактичную помощь в выборе литературы.

P.P.S. Слишком много слов в конце — уже после романа. Бесконечные многостраничные объяснения автора, признания и благодарности. Ничего нового к сказанному они не добавляют, но, возможно, очень важны для самого автора, а потому, вероятно, простительны.

Отсюда

Юлия Ионушайте, завлит «Театра на Спасской»
11 августа 2019 г.

* — книга есть в отделе абонемента Герценки.


ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА: «МИР КРИСТИНЫ» ЭНДРЮ УАЙЕТА:

...Однажды Эндрю выглянул в окно своего летнего дома в штате Мэн, близ города Кушнер. И увидел на поле женскую фигуру. Она лежала и отдыхала, как это сперва показалось художнику. Но вдруг фигура встрепенулась и... поползла в сторону виднеющейся вдали фермы. Она цеплялась за землю пальцами и волочила за собой свои ноги. Уайет понял, что это была его соседка Кристина. Он знал, что она частично парализована. Но не ожидал, что она вот так, без инвалидной коляски и сопровождающих передвигается по окрестностям. Сначала он испытал приступ жалости и хотел броситься ей на помощь. Ведь эта фигурка в розовом платье и болезненной худобой была похожа на омара, выброшенного на берег и раздавленного безжалостным сапогом, но омар этот был жив и изо всех сил продолжал ползти в своей искорёженной скорлупе. Но вдруг что-то остановило Эндрю. Он не бросился на помощь. Он понял, что этой женщине она не нужна. Он совершенно ясно осознал, что это был её каждодневный вызов судьбе...

«Мир Кристины» Эндрю Уайета
Эндрю Уайет. «Мир Кристины» (англ. Christina’s World) 1948 г.

...Эндрю Уайет не мог не написать эту картину. История Кристины долго не отпускала художника. Перед его глазами всё стояла эта маленькая фигурка на поле. Позже всё же собравшись с мыслями и силами, он начал процесс написания картины. Писал он долго, только над одним полем он работал целых пять месяцев. Художник писал тонкой сухой кистью. На кончике она состояла лишь из одного волоска. Писал темперой (краской на основе яичного желтка), которая в отличие от масляной краски, позволяет прорабатывать очень мелкие детали. Он даже подумывал не изображать на поле саму Кристину, а чтобы оно само передавало её незримое присутствие.

И даже когда на его картине всё же появилась Кристина, он долго не хотел показывать ей то, что в итоге получилось. Он боялся её реакции на слишком реалистичные детали: серые от пыли пальцы, неестественно вывернутые ноги. Ведь ранее она даже не видела набросков его картины. Также, он не решился просить саму Кристину позировать для картины. Эту роль исполнила его жена, так как самой Кристине на тот момент было уже 55 лет.

И вот картина была готова. И почему же «Мир»? У нас и вправду создаётся ощущение целого мира. За счёт совмещённой перспективы. Ферму вдали мы видим глазами человека на земле, как бы снизу. От этого расстояние до неё кажется очень большим. Особенно для человека, ползущего по земле. При этом саму Кристину мы видим сверху. Именно со второго этажа своего дома её когда-то увидел Эндрю. В результате получается разворачивающееся сначала к Кристине, а потом вдаль от неё широченное пространство с далёким горизонтом. Но в нём помещается так мало: поле, небо и дом с сараем. Вот и весь мир Кристины. Огромный для человека-инвалида, скудный и в то же время величественный...

Источник

Отзывы к новости
Назад | На главную

џндекс.Њетрика