![]()
|
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
|
||||||||||
Торгни Линдгрен
ПОХВАЛА ПРАВДЕ
Второй раз в жизни я читала книгу с блокнотом и карандашом, записывая разбросанные в ней на каждом шагу мудрые афоризмы. На ту же тему, что и в первый раз. Об Искусстве и Жизни, их непростых взаимоотношениях и отражении друг в друге и в душах людей. В первый раз, в подростковом возрасте, это был «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Только слова Линдгрена были менее хлёсткими и эпатажными и более тихими и величавыми. Но не менее верными и яркими. История, рассказанная Торгни Линдгреном, часто отсылала меня к воспоминаниям о «Дориане». Тем, что была его полной, зеркальной противоположностью, описывая не падение и распад, а внутренний рост, подъём и победу! В маленьком шведском городке по соседству жили двое. Чудаковатый парень, владелец багетной мастерской Теодор Марклунд. Ему около тридцати. Он высокий и лысоватый, читает Шопенгауэра, слушает классическую музыку. Питается исключительно гороховым супом и кефиром, пьёт водку – по полстакана в день. И преданно, с самого детства, любит свою юную соседку – сврхгениального чудо-ребёнка, необычайно одарённую певческим талантом Паулу. Паула моложе его на двенадцать лет. Дела Паулы идут в гору, она уже переехала в Стокгольм. С ранних лет «проданная» матерью продюсеру, она добивается фантастической популярности и успеха, у неё выходят платиновые диски, она побеждает на «Евровидении». И вот однажды Теодор покупает на аукционе удивительную картину Нильса Дарделя «Мадонна с кинжалом». Дальше развиваются почти невероятные события, позволяющие двоим героям понять простую истину – в жизни у них нет ничего важнее друг друга, ведь это то, что делает их – подлинными! Удивительный стиль – «прозрачный», чёткий и, вместе с тем, полный игры и юмора. Ирония Торгни Линдгрена милосердная, но остроумная! Вот, к примеру, описание второстепенного персонажа (а книга умеренно многофигурна): «Лицо у Гулливера было помятое, он с трудом отыскал рот, чтобы запихать туда колбасу». Ничего себе? Сразу чувствуется состояние – уж если рот не находится, чего уж говорить!.. И уж можете мне поверить – подобного в книге – навалом! А вот выписки, сделанные мной в блокнот при чтении книги. «Всё, что нас окружает, конечно же, фальшиво, но сами-то мы неподдельные». «Современному человеку недостает сил любить какое-то другое время, кроме его собственного». «Искусство и деньги – два разных мира. Искусство не виновато, что на него есть рыночный спрос. Но даже самые грязные деньги не могут испачкать настоящее произведение искусства. Искусство всегда совершенно чисто и непорочно. Всё подлинное, настоящее исполнено чистоты». «Случай – сила недобрая, зловещая, умный человек не станет на него полагаться. Однако, он щедр, и не сыскать другой силы или инстанции, которая так ясно и решительно говорит: всё, что нам даётся, мы получаем от щедрот и по милости, совершенно незаслуженно, а потому можем надеяться, что впредь получим ещё больше; случай требует от нас только одного – смирения. […] Мы, куда бы не отправились, носим случай с собой, он у нас внутри». «Восприимчивость – вот активное начало в каждом человеке, она наполняет нас пылкими мечтами и честолюбием и помогает разглядеть, что абсолютно безупречное бездушно и холодно. Восприимчивость наделяет нас способностью творить. И чем больше творишь, тем плодовитее становишься». «Кроме наших представлений не существует ничего. В средоточии всех наших представлений находится твёрдая сердцевина. Это и есть мир». «Из всех работ, выполненных художником, подлинна максимум половина. Даже Пикассо не каждый раз удавалось написать подлинного Пикассо». Паула: «Я не хочу ничем владеть». Приятно читать книгу, события которой протекают, как в хорошем интерьере, в обрамлении красивых, величавых и чистых цитат. То и дело слово дают любимому главным героем Шопенгауэру. А эпиграфом книге служит цитата из Бодлера, символизирующая уход, побег героев прочь от бессмысленной холодной суеты – к себе самим и друг к другу: «Куда угодно. Куда угодно. Лишь бы прочь из этого мира». А ещё – строки из Баховской кантаты: «Кто правдою живёт, Вовек покоится, блажен, в руце Господней». Татьяна Александрова Отзывы к новости
|
|||||||||||
Назад | На главную |