![]()
|
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
|
||||||||||
Лазарева, М. Почему женщина Востока открыла глаза // Вятский наблюдатель. – 2015. – 13 нояб. (№ 46). – С. 19.
ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНА ВОСТОКА ОТКРЫЛА ГЛАЗА К благому делу освобождения, волей-неволей, оказался причастен людоедский сталинский режим. Об этом — книга Гузели Яхиной, с которой лично породнились вятские читатели ее романа.
Г. Ш. Яхина, род. в 1977 г. Окончила факультет иностранных языков Казанского педагогического института, сценарный факультет Московской школы кино, работала в рекламе. Литературная премия «Ясная Поляна» 1915 г. за роман «Зулейха открывает глаза», которая стала ее дебютом как писателя. Кто сейчас интересуется темой репрессий 30-40-х годов, если только это не предмет профессиональных научных изысканий или курсовой работы студента? Бурно прозвучав и вызвав всенародное негодование в очень короткий промежуток времени (когда открылись шлюзы исторической правды — в конце 80-х годов), она, к сожалению, очень скоро утратила актуальность. Не раскаявшись в содеянном и не захотев понять природы отечественного зла, страна занялась куда более насущным делом — судорожным накоплением добра (увы, далеко не в морально-этическом смысле). Огромные массивы взрывоопасной и травмирующей информации, которая сегодня в свободном доступе, остаются по сути невостребованными и мало кого волнуют. К счастью, русская литература пока не оставляет этот предмет. В широком смысле популяризируя исторический материал, только она сейчас способная привлечь к нему внимание читающей публики. Книга последних лет — это «Обитель» Захара Прилепина, написанная мощно и грозно, которая показала во всем разнообразии не только жертв Соловецкого лагеря, но и мотивацию, историю падения мучителей. Куда более камерно и укромно рассказывает в своем романе «Зулейха открывает глаза» о раскулачивании и ссылке татарской деревни в дремучие сибирские урманы пока не достигшая столь громкой славы писательница Гузель Яхина. Читательский клуб библиотеки Герцена «Зеленая лампа», точнее, его энтузиасты руководители, фактически «открыли» кировчанам Яхину, ярко дебютировавшую в большой литературе. Обычно получается так, что автор, прошедший через «Лампу», становится здесь своим, родным, навеки интересным. Как это, к примеру, получилось с Денисом Осокиным. Теперь настал черед Гузели Яхиной, тем более что оба эти писателя, случайно, родом из г. Казани (если не считать, что Яхина давно уже живет в Москве). Для начала ламповцы всем, кому только возможно, настойчиво рекомендовали к прочтению эту книгу. Справедливо рассчитывая на то, что стоит только открыть ее — и уж тогда точно никто не останется равнодушным к судьбе маленькой зеленоокой дикарки из татарского села времен насильственной коллективизации. В особенности бальзаковские женщины, которые нынче и есть основной российский читатель. В самом деле, персонаж получился на диво обаятелен. Это и есть главный художественный козырь писательницы, потому как остальные соучастники народной трагедии, прошедшие вместе с этой Зулейхой допросы, тюрьмы, многомесячный адский трансфер к месту ссылки в телячьих вагонах и по рекам Сибири (героиня за это время успела выносить и носить ребенка), в той или иной мере схематичны и сказочны. Зато уж эта Зулейха... Не знаю, есть ли там у них в Коране аналог христианской заповеди о нищих духом, коих будет царствие небесное, но здесь именно тот случай. И кажется, как раз таким людям легче выживать в нечеловеческих условиях. Причем депортация — это уже второй круг ада татарки Зулейхи, первым был мужний дом с садистом супругом и его злостной мамашей по имени Упыриха (эта парочка извращенцев любила друг друга до патологии, только что в соитие не вступала, при этом оба они вдохновенно гнобили бессловесную, кроткую и богобоязненную мусульманку). И пожалуй, первый-то круг был пострашнее. Так что власть большевиков, да, в каком-то смысле и в конечном итоге освободила женщину востока. Перемешав, в ходе организации рабского труда на архипелаге Гулаг, всех со всеми: культурных с необразованными, добрых со злыми, сильных со слабыми, мусульман с православными и атеистами etc. Кто вышел живым и не был сломлен в этом мучилище, приобрел уникальный опыт на рост души и духа. Это путь Солженицына. Иногда книга воздействует сильнее ее создателя Полюбившие маленькую Зулейху лично, а также поверившие прочитавшим на слово, читательницы массово явились в библиотеку на встречу с Гузелью Яхиной. К ним присоединились несколько мужчин-краеведов, интересантов по теме коллективизации, а также историк Виктор Бердинских и преподаватели филологи из ВятГГУ, аудитория была весьма представительна. Без загадки соотнесения живого писателя и его текста не обошлось. Как-то все-таки трудно осознавалось, что эта молодая (38 лет), благополучная, пусть и хорошо образованная хрупкая женщина сумела так кровно проникнуться народной трагедией восьмидесятилетней давности, создать могучие и цельные характеры в своем романе воспитания, романе преображения. Как почувствовать непобедимую силу «нищих духом» — современному успешному человеку? Да, есть история рода: бабушка писательницы в возрасте семи лет тоже была депортирована в Сибирь, но Гузель Шамилевна при жизни мало расспрашивала ее о пережитом, информацию о выселении татар и коллективизации черпала в основном на сайтах Сахаровского центра. Да, были визуальные отсылки (к фотоархиву неснятого фильма Эйзенштейна «Бежин луг») и содержательные (к Шолохову, «Поднятая целина»). Но эти и другие четкие ответы на правильно поставленные вопросы не несли даже и отсвета того чуда узнавания, которое люди пережили читая роман. Которое всегда и есть признак подлинной литературы. В живой встрече оно, к сожалению, не повторилось. Теперь осталось дождаться экранизации этого ярко-кинематографичного текста, тем более что изначально история Зулейхи и писалась как сценарий, однако вскоре потребовала от автора именно романной формы. Во всяком случае, читатели искренне пожелали этого, хотя реальных предпосылок к созданию фильма пока нет. Мэри Лазарева |
|||||||||||
Назад | На главную |