![]()
|
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
|
||||||||||
Максим Кантор
В ТУ СТОРОНУ: РОМАН (М.: ОГИ, 2009. – 256 с.)
В интернете и в СМИ много разноречивых рецензий. Я, как всегда, рискну высказать только своё мнение, не претендуя ни на всеобщность, ни на истинность. Впечатление от книги очень сильное. И очень болезненное, хотя, возможно, болезненность эта у меня – от личного недавнего опыта. Автор описывает процесс умирания главного героя от рака одновременно с описанием судеб других людей, страны и мира, поражённого финансовым кризисом. Параллель между кризисом (причем, не только финансовым) и онкологией – целенаправленно, я бы даже сказала – нарочито рисуется автором. В книге, несмотря на множество ярких и точных жизненных наблюдений, много «сделанного», с намеренно не спрятанными швами, гротескно, утрированно. Гротескна его семья и коллеги, друзья и враги, соседи по палате, врачи, знакомые и полузнакомые люди, с которыми, так или иначе, связан главный герой. Сергей Ильич – почти единственный живой и настоящий человек среди монстров и монстриков. Умный, мужественный, чрезвычайно симпатичный и яркий. Мне кажется, автор смотрит и читателя «организует» смотреть на Татарникова глазами его друга и ученика, беззаветно преданного ему юного Антона. Среди извращённой, больной, насквозь пронизанной чудовищно лживыми «метастазами» современности (образы яркие и запоминающие, но такие…, что даже цитировать не хочется) – живая душа Сергея Ильича – островок ясности, благородства и надежды если не на торжество Жизни, то хотя бы – на торжество Правды. К нему примыкает – как её продолжение и проекция в будущее – его ученик Антон, которому тоже вряд ли суждена победа. Но хотя бы – жизнь, не отягощенная ядовитой ложью. Сергей Ильич умирает, испив чашу страданий до дна, и найдя в этом высший смысл и невероятной силы мудрость. Читала и плакала. И не только о «отболевших» близких. Ради этих светлых, хотя и мучительных страниц финала книги, мне, безусловно, стоило прочесть её. Ещё в романе есть одна сюжетная линия, которая произвела на меня впечатление, и мне кажется – не случайно, она намеренно была выстроена автором как некая альтернатива происходящему вокруг главного героя всеобщему духовному гниению. В романе совершается некое движение героев в противоположных направлениях. В сторону Смерти и в сторону Жизни. В сторону архетипического Запада и в сторону Востока (симпатии автора, и это вполне прозрачно, на стороне последнего). В сторону Лжи и в сторону Правды. Движение решительное и окончательное. Размежевание, болезненное, как хирургия. Да и в сторону принятия или отторжения авторской точки зрения, озвученной героями и названной чрезвычайно четко, со строгим максимализмом – тоже. Выводы, которые подвигает сделать читателей своего романа автор, те могут и заупрямиться делать (разноречивые мнения критиков – тому свидетельство). Да и выразить их мне какими-то своими словами – во-первых, очень горько и больно, а во-вторых – неправильно в принципе, ведь перед нами «непростая штука» - сложное, многоплановое и вполне философское повествование, заслуживающее чтения и раздумий. Но я лично их сделала. Татьяна Александрова, инженер-химик Отзывы к новости
|
|||||||||||
Назад | На главную |