![]()
|
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
|
||||||||||
Жак ле Гофф
РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ
Работа недавно покинувшего наш мир французского ученого и публициста, посвященная истории Европы как некой общности представляет собой обзор работ очень многих специалистов, большинства которых обычные люди, непрофессионалы, никогда не прочитают. А Ле Гофф нам такую возможность предоставляет. Тепло, но ненавязчиво предлагает познакомиться с тем, «откуда есть пошла земля Европейская». Как она эволюционировала, кто клал кирпичик за кирпичиком в ее здание. Книга не содержит «горячих фактов» и обостренных искусственно сенсаций, она очень сдержанная, и по-хорошему научная. В принципе, предмет рассмотрения от нас достаточно далек. Посему каждый решает для себя — тратить ли на книгу свое время. Просто хочется напомнить, что если даже эта работа — НЕ УЧЕБНИК, а популярный обзор, то мы истории средних веков не знаем. От слова «совсем». Тем не менее, многим «имеющим свое мнение» о Европе и себе относительно нее, каково бы это мнение ни было, стоит проверить, на достаточно ли устойчивом фундаменте это мнение зиждется. Самое поверхностное и легкомысленное, что я могу сказать обо всем этом — следующее. «Вырастить» Европу из того, что было (на ее месте, etc) было совсем не легко. Строили-ломали-ломали-строили-перестраивали. Удобряли эту землю своей и чужой кровью. Боготворить ее не за что. Ненавидеть — тоже. Уважать — обязательно, как и все остальные места на глобусе. И хорошо бы, конечно, хорошо бы знать. Об авторе:
Специалист по XIII веку, автор биографий Людовика IX Святого и Франциска Ассизского. Агностик Ле Гофф занимает нейтральную позицию между религиозной апологией и атеистической критикой Средних Веков. Сторонник концепции Средневековья как особой цивилизации, отличной и от античной, и от новоевропейской. Составитель книжной серии «Становление Европы» о европейской истории. Я много понавыписывала (понавыпечатывала). То, что было интересно именно мне, и вовсе не то, что является самым важным... Цитаты: «Четкой линии границы, прочерченной римскими пограничными валами, которые протянулись на огромные расстояния, больше не существовало, точно так же как не было четкой границы между „этим светом“ и потусторонним миром. Лестница Иакова, по которой спускаются и поднимаются, сталкиваются друг с другом, люди и ангелы, была для средневекового человека обычным зрелищем». Марк Блок обратил внимание, насколько средневековые дороги отличались от римских. Римские дороги создавались, прежде всего, для военных нужд, и в их строительстве использовались передовые технические идеи. Поэтому дороги были прямыми и мощеными. Люди Средневековья ходили пешком или ездили на телегах, запряженных ослами или лошадьми, по извилистым грунтовым дорогам. Философия Блаженного Августина пытается найти равновесие между свободой воли и благодатью. Каждый средневековый философ был в той или иной степени последователем Августина... Основоположники средневековой культуры: 1.Боэций (484-520, римлянин). Перевод, комментирование и популяризация Аристотеля, определение Личности как «индивидуально субстанции разумной природы», утверждение средневекового гуманизма, отношение к музыке как к одному из высших проявлений культуры. Внутри варварских племен при столкновении с римским миром тоже начали происходить перегруппировки, соединения и размежевания племен. «Взрыв, направленный внутрь» (Питер Браун). Святой Северин — святой «открытой границы» — не признающий разницы между римлянами и варварами. По мере того, как христианство набирает силу, святых мучеников становится все меньше, и все больше — святых исповедников. Средневековые монахи ввели в общую практику понятие «распорядок дня» и семидневный ритм жизни с чередованием труда и отдыха. Монах Дионисий Малый в 532 году предложил считать началом летоисчисления рождение Христа. Контакт с чужеродным способствует выработке самобытного. После II Никейского собора (787) Карл Великий сформулировал отношение христианства к изображениям. Осуждалось как иконоборчество, так и поклонение изображениям. Лица божественных особ, за исключением Святого Духа изображались как лица людей (этап становления гуманистической традиции). Начало средневековья характеризуется деурбанизацией. Отходит на второй план денежная экономика. Законы в V веке носили варварский характер, наказания за преступления совершенно законно разнились в зависимости от этнической принадлежности и общественного положения виновного. Националистически проект Карла Великого по объединению Европы потерпел неудачу. Неуспех этого начинания стал первым в ряду всех неудачных попыток построить Европу, где господствовал бы один народ или одна империя. За 46 лет царствования Карла Великого, войн не было только в 790 и 807 годах. Скандинавы создают в Средние века один из самых блестящих литературных жанров — сагу. Х век — время широкого распространения движения за мир. Было введено понятие «Божьего перемирия». Европа разделилась на винную и пивную так четко, что в XIII веке монахи-францисканцы заговорили о разделении монастырей их ордена на винные и пивные. На крайнем западе есть еще и сидр... В XIII веке появляются отчетливые признаки экономического подъема и повышения производительности труда. Прежде всего, касалось это сельского хозяйства, введения трехполья. Историк Макс Бомпер назвал период с 900 по 1300 год «небесной поблажкой» — среднегодовая температура в Европе поднялась на пару градусов, а влажность понизилась. Это тоже сказалось на урожайности. При переходе от Античности изменилось отношение к кладбищам и мертвым. Их перестали бояться и чураться: кладбища вошли в города. Дворянство сложилось после 1000 года. Обычай «раздачи титулов» тогда еще не был введен. Только наследственность. Одновременно шли споры о понятии «благородство», которое вроде бы апеллировало к происхождению, но не всегда (об этом говорила и церковь) совпадало с ним. К Х веку формируется «рыцарство» как социальный тип. «Мирное движение» этого времени возникло во многом как протест против рыцарства — их распущенность была у всех на устах. Церковь пытается подобрать рыцарям разные богоугодные занятия: охрану церквей, защиту женщин и безоружного населения. Но успех имело лишь предложение бороться с неверными (Крестовые походы). Рыцарский миф — скорее, литературный жанр. «Странствующий рыцарь» — мифический герой. Посвящение в рыцари обычно проходило на праздник Пятидесятницы. «Девять бесстрашных»: Гектор, Александр, Цезарь, Иисус Навин, царь Давид, Иуда Маккавей, король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский. XIII век — возникновение кодексов хороших манер. Им учили «при дворе», отсюда — «куртуазность». В Средние века стали использовать для еды стол. Брак перестал быть сугубо гражданским договором и регулируется исключительно церковью. Церковь сокращает число «устроенных» браков, хотя бы формально постулируя его добровольность. Куртуазная любовь — в большой степени игра, и преимущественно игра мужская. Но она мифологизируется и ей придан статус образца. Обычай поцелуя в губы в Средние века становится символом. Борьба церкви с народной культурой, носившей отголоски язычества. С танцами, шествиями ряженых, суевериями. Впрочем, кое-где они мирно сосуществуют. В тысячном году начали повсеместно появляться «писанные законы» и хартии. Письменные документы становятся частью жизни. Начиная с XI века — повсеместно повышается роль почитания Святой Девы. Она становится кем-то вроде четвертой фигуры в Святой Троице. В 1125 году Вильгельм Малмсберийский высказывает мысль: «Неграмотный король — не что иное, как коронованный осел». В 1316 году формально вводится правило о недопущении женщин на престол. XII век — время возрастания в искусстве темы женственности и страдания. «Демилитаризация» образа Христа. Движение XII века за познание самого себя — «христианский сократизм». Мораль намерений. (во взглядах всех философов того времени — от Абеляра до святого Бернарда, от Гийома из Конша до Иоанна Солсберийского. Ереси были всегда, но активная атака на них началась в XII веке. Папа Иннокентий III приравнял ересь к оскорблению королевского величия, наказываемого конфискацией имущества и «запретом на профессии». Впрочем, этим редко когда ограничивались. Инквизиция преследовала и гомосексуалистов. Местом, куда они могли бежать ради спокойной жизни, была Флоренция. Достигает апогея страх перед прокаженными. В XIV веке проказа неожиданно отступает и на первое место среди болезней выходит чума. XIII век — ослабление энтузиазма Крестовых походов. Хотя некоторые бредили ими до XV века. В средние века большой западный город насчитывал от 10 до 20 тысяч жителей. На общем фоне выделялись Палермо и Барселона (около 50 тысяч жителей), Лондон, Гент, Генуя, а на мусульманской территории Кордова — приблизительно 60 тысяч. Болонья — от 60 до 70 тысяч, в Милане 75 тысяч, Флоренция и Венеция насчитывала 100 тысяч жителей. Только в Италии знать в это время жила в городах, а не в своих замках. XIII век реабилитировал презренную во время античности и позже профессию содержателя постоялого двора. Вообще полностью предосудительными профессиями остались лишь ростовщичество и проституция. XIII век — возрождение театра, изначально — при монастырях. Первым университетом был Болонский, свой статус он получил от Папы в 1252 году, но уже с 1154 года император Фридрих Барбаросса предоставил болонским профессорам и студентам привилегии. В XIII веке университеты расцвели по всей Европе. Между ними постоянно шел обмен преподавателями и студентами. Всех объединяла латынь, но это была «поздняя латынь», сильно изменившаяся со времен античности. Среди профессоров были и выходцы из крестьян, например, Робер де Сорбон, основатель Сорбонны. Английский францисканец Роджер Бэкон — Леонардо да Винчи XIII века. Татьяна Александрова, член клуба «Зелёная лампа» Отзывы к новости
|
|||||||||||
Назад | На главную |