![]()
|
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
|
||||||||||
Павел Крусанов
АМЕРИКАНСКАЯ ДЫРКА БЕССМЕРТНИК УКУС АНГЕЛА РУНОПЕВЕЦ
Но и различий – полно. И не в пользу Крусанова: ежели Пелевина может понять любой нормальный старшеклассник, то Крусанова – не любой студент осилит. Тяжело... Но если осилит – оно того стоит. Ибо те же гладиаторские бои Фальши и Сути..;) Если точнее – он где-то между Пелевиным, Павичем, Г.Л. Олди и Ван Зайчиком) А ещё лучше – с романа «Американская дырка», где Сергей Курёхин (тот самый!) «меняет харизмами Россию и Америку». После его же конгениального «Рунопевца» (авторизованный пересказ эпоса «Калевала») нашёл сперва в 4-томной антологии «Проза современной России» (Т. 2) его три потрясающе тонких и уникальных рассказа. И особенно «Сотворение праха». Сколько раз уж перечитывал – и всегда впадаю в состояние некоего метафизического офигения и размывания реальности. Ещё Станислав Лем говорил, что только Достоевский может его всегда по-настоящему «заморочить». Очень точное слово! (См.: Станислав Бересь «Беседы с Лемом»). Только из-за этого вот рассказа (и чтоб иметь под рукой и другие) купил сборник «Бессмертник». И не пожалел. Крусанова (как и Пелевина) так и хочется цитировать: «Иван Коротыжин по прозвищу Слива, хозяин книжной лавки на 9-й линии, сидел у окна–витрины, умудренного пыльным чучелом совы, и изучал рисунки скорпиона и баллисты в “Истории” Аммиана Марцеллина. Гравюры были исполнены с необычайной дотошностью — исполать евклидовой геометрии и ньютоновой механике. “Должно быть, немец резал”,— решил Коротыжин, копнув пальцем в мясистом носу, действительно похожем на зреющую сливу. За окном прогремел трамвай и сбил Коротыжина с мысли. Он отложил книгу, посмотрел на улицу и понял, что хочет дождя. Утро было сделано из чего–то скучного. Большинство посетителей без интереса оглядывали прилавок и книжные стеллажи, коротая время до прихода трамвая. Трое купили свежезавезенный двухтомник Гамсуна в несуразном голубом переплете. Мужчина, похожий на истоптанную кальсонную штрипку, после нервного раздумья отложил “Философию общего дела”, предпочтя ей том писем Константина Леонтьева. Сухая дама в очках, залитых стрекозиным перламутром, долго копалась в книжном развале на стеллажах, пока не прижала к отсутствующей груди сборник лирики Катулла — “Academia”, MCMXXIX» («Сотворение праха») А вот из других его рассказов из сборника «Бессмертник»: «Деревья тоже могут сказать своё "ку-ку". Листья - языки их. «...Зима ставит человека ближе к батарее, как брагу...» «Фантазм Гвоздюкова ехал в троллейбусе домой, где его не слишком ждали жена и картофельная запеканка...» «...У природы есть что-то вроде скобок, и город вынесли за них. Был бы снег, сходили б в разведку...» «Когда мы впервые встретились с Ъ...» Местами (как и у Пелевина) идут аллюзии на БГ: «Меня зовут Евграф. А фамилия моя – Мальчик». А вот самый раскрученный его роман «Укус ангела», после которого он и стал знаменит («Октябрь», № 12 за 1999 г.) - мне нравится как-то меньше: В чехарде событий странных: Хотя в целом «Укус ангела» - любопытная книга: http://magazines.russ.ru/october/1999/12/krusa.html Да как всегда хорош Язык и много занятных Мыслей... Плюс название романа он явно подбирал себе под имя-фамилию :) Хотя начинать его читать всё же лучше с «Рунопевца» или «Американской дырки». Кстати, многие его романы и рассказы можно найти в журнале «Октябрь», где он с 1998 года публикуется почти каждый год.И в бесплатной электронной версии «Октября» в Журнальном Зале. Андрей Жигалин, поэтЪ Отзывы к новости
|
|||||||||||
Назад | На главную |