![]()
|
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
|
||||||||||
РОАЛЬД МАНДЕЛЬШТАМ
* * *Вечерами в застывших улицах По деревьям садов Я уйду в переулки синие, Если умерло Февраль 1954 * * *Когда-то в утренней земле Проходит вечер, ночь пройдёт – Зачем о будущем жалеть, О яркой ветренней заре А в жёлтых листьях тополей Новая ГолландияЗапах камней и металла, * * *Розами громадными увяло Ярче глаз под спущенным забралом Что молчат испуганные птицы? * * *Тучи. Моржовое лежбище булок. Ночью шеломами грянутся горы. Битой жене – маскарадные гранды Продавец лимонов– Лунные лимоны! Рассыпайте всюду – Яркие лимоны! Покупайте луны – * * *Долго-долго мучили котёнка, На заре у кошкиного лаза Лысый кот – сиятельный эрцгерцог – * * *Когда я буду умирать, Он бело-бережным крылом Потом придёт седая блядь – Могучим басом рухнет залп, * * *РОАЛЬД ЧАРЛЬСОВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ (16 сентября 1932 – 26 февраля 1961) – поэт. Родился в Ленинграде. Отец будущего поэта, вернувшийся в 1926 году в СССР из США, куда семья эмигрировала еще до революции, был репрессирован в 1936 году, а после освобождения отбывал ссылку в Казахстане. Брак родителей был гражданским, они разошлись вскоре после рождения сына. В 1941 году Роальд Мандельштам вместе с бабушкой со стороны матери был эвакуирован из блокадного Ленинграда. Жил вместе с отцом сначала в Казахстане, затем в Сибири. В 1946 году вернулся в Ленинград. Учился в Политехническом институте, затем на восточном факультете Ленинградского университета. Из-за тяжелой формы костного и легочного туберкулёза нигде не мог работать, в последние годы почти не выходил из дома. Неоднократно пробовал публиковать свои стихи, но прижизненных публикаций не имел. С конца сороковых годов дружил с художниками, во многом определившими неофициальное ленинградское искусство 50–60-х годов, среди них были: Александр Арефьев, Александр Траугот, Вадим Преловский, Рихард Васми, Шолом Шварц, Валентин Громов, Владимир Шагин и другие. Все они встретились мальчишками в послевоенном Ленинграде, в Средней художественной школе при Академии художеств, подружились на всю жизнь. И все стали членами «Ордена нищенствующих живописцев», созданного Александром Арефьевым и скульптором Михаилом Войцеховским в 1948 году по аналогии со знаменитым «Орденом нищенствующих рыцарей», основанным в Иерусалиме в ХII веке, более известным как Орден тамплиеров. «Визитной карточкой» тамплиеров были два всадника, скачущие на одном коне. Это означало, что орден настолько беден, что его рыцари вынуждены делить одного коня на двоих. 26 января 1961 года Роальд Мандельштам умер в больнице от кровоизлияния в кишечник, вызванного язвой. Наследие Роальда Мандельштама сохранили его друзья-художники, в том числе Михаил Шемякин, в руках которого оказалась большая часть рукописей. Первые публикации стихов состоялись в самиздате и за границей на рубеже 1970–1980-х гг., первая публикация в России – в 1991 году. В 2006 году в Издательстве Ивана Лимбаха вышло «Собрание стихотворений» Роальда Мандельшама – наиболее полное отечественное издание его текстов. Поэт и музыкант Кирилл Медведев записал диск на стихи Роальда Мандельштама – «Призрак забытой руки». Он же сказал о Роальде Мандельштаме: «Если бы я мог, я поставил бы ему памятник на петербургской улице – маленький, тощий, поднимающийся из торфяной бездны мамонт, боевой слон». * * *Стихи Роальда Мандельштама в Журнальном зале Владимир Фромер. Мандельштамовская триада (о трёх Мандельшамах) |
|||||||||||
Назад | На главную |