БЛИЗНЕЦЫ ФАРЕНГЕЙТ *
(М. : Машины творения, 2007)
После романа «Багровый лепесток и белый» * (писала о нём здесь) я долго не могла решиться читать что-либо ещё у Мишеля Фейбера — именно потому, что была в восторге от романа. Возможно, боялась увидеть что-то менее впечатляющее. Наконец, решилась — и именно потому, что почувствовала: рассказы голландско-австралийско-шотландского автора совершенно другие и ничем не будут напоминать «лепесток» — искусную, дотошную «Диккенсообразную» стилизацию.
Это оказалось верно лишь отчасти — Диккенсом здесь не пахнет. Но, с другой стороны, совершенно справедливо мнение переводчика этой книги — Сергея Ильина: под одной обложкой здесь как будто собраны 17 рассказов 17-и разных авторов, принадлежащих к различным школам и направлениям! И в каждом из них стиль играет совершенно особую, но очень важную роль. По-моему, есть здесь и Уильям Фолкнер, и Трумэн Капоте, и Марио ВаргасЛьоса, и Ричард Бротиган, и Людмила Петрушевская, и много ещё кто. Но всё это — Мишель Фейбер, честь ему и хвала!
- Прибежище
- Возвращение Энди
- Глаза души
- Настоящие пловцы
- Истолкование кокоса
- Сноровка
- Плоть остается плотью
- Несовершенство качества
- Дырка о двух концах
- Малая малость
- Все чёрные
- Мышь
- Успокоенье Дугги
- После боли
- Табита Уоррен
- Бесцветный, как Эминем
- Близнецы Фаренгейт
Каждый из рассказов воссоздаёт ситуацию — реалистическую или абсурдистскую, в которой, как мне кажется, главное — душевное состояние героев, вплотную подошедших к краю... Что последует далее — не всегда понятно, но это мгновение перед прыжком в будущее рисуется как в замедленной съемке, очень трепетно и внимательно, с пониманием и состраданием к героям.
Должна предупредить, что страшный рассказ «Малая малость» нельзя читать слабонервным, но, пожалуй, он здесь один такой жуткий. При всём ужасе, в нём описываемом, тот, кто хоть единожды наблюдал женщину в послеродовой депрессии, признает — явление, в нём присутствующее, существует.
Мой личный выбор — рассказы «Глаза души» и «Мышь», хотя то, что в них описывается, пожалуй, соответствует понятию «неопределённость», «жизнь, поставленная на паузу». Просто их герои очень близки мне лично.
Мишель Фейбер
Татьяна Александрова, член клуба «Зелёная лампа»
15 ноября 2018 г.
* Книга есть в отделе абонемента Герценки.