4 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА
Тема дискуссии в литературном клубе «Зелёная лампа»:
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ
В программе:
- Лекарство от невежества – отрада чудаков или последняя надежда?
(Т. Александрова, инженер-химик, г. Кирово-Чепецк)
- Вопросы к участникам дискуссии:
- Какие из научно-популярных книг произвели на вас наибольшее впечатление? Есть ли среди них шедевры, которые вы перечитывали, рекомендовали другим?
- Закончили ли вы читать научно-популярную литературу, став взрослыми, или продолжаете интересоваться науками, какими?
- Способствуете ли вы распространению научно-популярной литературы среди своих юных родственников и знакомых или пассивно согласились с тем, что «современным детям это неинтересно»?
- Знакомы ли вы с авторами – лауреатами премии «Просветитель»? Каковы, как вам кажется, научный и художественный уровень премируемых произведений?
- Что такое хорошая научно-популярная книжка и научно-популярная книжка плохая?
Ведущие дискуссии:
Т. Александрова, Г. Макарова
Начало в 18.00
По адресу: ул. Герцена, 50 (Арт-центр, новее здание, 3 этаж)
Тел.: 76-17-20
e-mail: zel-lampa@yandex.ru
Научно-популярная литература – это направление в литературе, которое занимает особое место, особую нишу. Мы не можем отрицать того, что в этом направлении написано немало произведений, которые можно расценивать как шедевры литературы – безотносительно к тому, что содержанием их является наука, и никому не придет в голову сомневаться в их художественной ценности. Вспомнить великие и славные имена и с детства многим из нас памятные названия – увлекательное занятие, с которого мы, скорее всего, начнем наш разговор.
Научно-популярная литература (НПЛ)— литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.
Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков. В отличие от научной литературы, произведения научно-популярной литературы не рецензируются и не аттестуются.
Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах.
Лучшие популярные сочинения пропагандируют достижения передовой науки в форме, наиболее доступной читателям, которым они предназначены.
В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке — «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. Из бесед возникли «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений и т.п.
В России первые печатные популярные произведения о науке появились в 1-й четверти XVIII в. Первые русские журналы «Примечания» к «Санкт-Петербургским ведомостям» (1728—42) и «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755—64) были по преимуществу научно-популярными. Передовые русские учёные, начиная с М. В. Ломоносова, были пропагандистами науки. Труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» — образец высокой научности и яркой популяризации. А. И. Герцен создал блестящие образцы популяризации философии и естествознания среди читателей различных возрастных категорий.
Огромное влияние на формирование мировоззрения целого поколения оказала популяризаторская деятельность К. А. Тимирязева. Научные открытия конца XIX — начала XX вв. вызвали повышенный интерес к литературе о науке в широких кругах читателей, что привело к росту выпуска научно-популярной литературы.
В России выходили научно-популярные книги западноевропейских учёных, например «Мировые загадки» Э. Геккеля, «Жизнь животных» А. Э. Брема и многие другие.
В 1919 г. в Госиздате был образован научно-популярный отдел, который выпустил ряд общеобразовательных серий для читателей различных категорий («Наука для всех», «Начатки науки», «Книжная полка рабочего», «Природа вокруг нас» и др.). Наряду с популярными произведениями классиков русской науки серии включали лучшие произведения зарубежных популяризаторов — К. Фламмариона, Ж. А. Фабра, Дж. Тиндаля и др. Большое влияние на популяризацию науки оказал С. И. Вавилов, который руководил изданием Н.-п. л. в АН СССР, был автором популярных трудов. Многие произведения, созданные учёными, писателями, журналистами — В. А. Обручевым, А. Е. Ферсманом, Я. И. Перельманом, О. Н. Писаржевским, Б. С. Житковым, В. В. Бианки, И. А. Халифманом, В. И. Орловым, Д. С. Даниным, Я. К. Головановым и др., значительно расширили представления читателей о различных явлениях науки.
Однако ныне наблюдается резкое падение тиражей серьезных научно-популярных книг и журналов, которое началось в 90-е годы, кое-кто склонен говорить о кризисе НПЛ как жанра и чуть ли не о вымирании литературы такого рода, вместе с обслуживающими ее авторами и издательствами. Здесь, однако, нужно различать две тенденции. С одной стороны, это временные последствия экономического коллапса, который когда-нибудь все же должен закончиться. С другой стороны, это глобальное, не зависящее от экономической ситуации, смещение акцентов внутри самого жанра НПЛ, перенос внимания читателей и издателей с взрослой НПЛ на детскую.
Эту ситуацию еще больше усугубляет упадок библиотек, который сильнее всего бьет именно по НПЛ, как принципиально "библиотечному жанру", который при нормальном финансировании библиотек (учитывая, что в России их тысячи, а вместе со школьными - десятки тысяч) вполне мог бы жить за счет обслуживания библиотечных фондов.
Тем удивительнее, что на фоне общего кризиса проявляет себя и другая тенденция: в 90-е начала заполняться ниша детской популярной литературы, которая в прошлом была развита совсем не удовлетворительно. С начала 90-х на полках книжных магазинов (по крайней мере в крупных городах) появилось множество прекрасно изданных иллюстрированных книг для детей, буквально по всем темам - от астрономии и палеонтологии до истории пиратства. Появилась новая, мультимедийная форма НПЛ, которая облегчает процесс усвоения новых знаний и делает его менее рутинным.
Научно-популярная литература – это не просто литература о науке, написанная доступным языком, эту литературу мы бы назвали литературой научных проблем, представляющих интерес для широкой публики. Содержание научно-популярных произведений не сводится только к описанию явлений, изучаемых наукой. В него включается все то, что связано с самой наукой, научным исследованием, и авторское отношение к науке и к объекту ее изучения.
Авторская позиция часто выражает отношение не столько к конкретно описываемому объекту, сколько к самой науке как к социальному институту. Наука, научные исследования как таковые представлены в научно-популярных описаниях поэтому гораздо шире, чем даже в самих научных трудах: ведь научно-популярная литература скорее открывает широту обзора, чем глубину его.
Признавая тесную связь научно-популярной литературы одновременно и с научной, и с художественной литературой, необходимо вместе с тем ясно отдавать себе отчет в том, что науку и художественное творчество соединить в одном произведении без потерь для каждой стороны невозможно. Научно-популярная литература поэтому не может быть в целом ни только дидактической, ни только художественно-образной. Ей нужны произведения разных типов – соответственно многогранным задачам научной популяризации и разнообразию круга ее читателей.
Это важно помнить, так как неоднократно в прошлом выступали, да и сейчас выступают ревнители некого усредненного, нивелированного стиля научно-популярного описания, близкого к «научно-художественному». Особенным нападкам при этом подвергался стиль описания, характерный для популярной научной информации, как стиль совершенно не «художественный».
В 2008 г. фонд «Династия» учредил новую премию в области литературы нон-фикшн — «Просветитель»
Когда-то по-русски выходило множество отличных книг об открытиях современной науки, адресованных широкому читателю. Имена их авторов были известны всем. Потом научное просветительство оказалось в издательском загоне.
Благодаря усилиям последнего времени, в том числе книгоиздательской программе «Библиотека Фонда Династия», на российский рынок пришли переводные книги лучших западных авторов, посвященные научной картине мира в XX столетии.
Фонд принял решение сделать следующий шаг и поддержать отечественных просветителей, умеющих и желающих популяризировать идеи, которые формирует ученое сообщество.
Цель премии — привлечь внимание читателей к просветительскому жанру, поощрить авторов и создать предпосылки для расширения рынка просветительской литературы.
Книга, номинируемая на премию, должна быть написана на русском языке. Она может быть посвящена идеям, теориям, интересным фактам и новым открытиям в области естественных и точных наук, лингвистики, экономики и истории. Важно, чтобы даже самые сложные научные теории были изложены увлекательно и доступно для непосвященного читателя.
Лауреаты премии получают денежное вознаграждение в размере 720 тысяч рублей, авторы книг, вошедших в короткий список, — по 120 тысяч рублей.
А издатели книг-лауреатов – денежный сертификат в 130 тысяч рублей для продвижения книг на рынке.
Выигрывает от этой премии и российский читатель. Оргкомитет выкупает до 1 000 экземпляров книг лауреатов и по 500 экземпляров книг-финалистов для рассылки по библиотекам страны.Ежегодно 125 региональных, областных и районных библиотек России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, получают комплекты научно-популярных книг. В эти комплекты включены и книги известных авторов – популяризаторов науки, выпущенные при поддержке фонда «Династия».
Для студентов ежегодно проводятся специальные акции в книжных магазинах – они могут приобрести книги со значительными скидками.
В 2009 году в премии были введены две номинации:
- лучшая гуманитарная книга
- лучшая книга в области естественных и точных наук.
C 2010 года премия «Просветитель» организует публичные лекции лауреатов и финалистов премии в разных городах страны и за рубежом.
В 2012 году решено объявить третий четверг ноября Днем Просветителя, и каждый год проводить церемонию вручения премии «Просветитель» именно в этот день.
Фонд «Династия» — первый в современной России частный некоммерческий фонд, поддерживающий науку и образование, — основал Дмитрий Борисович Зимин, почетный президент Открытого акционерного общества «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн»).
«В разработке инноваций мы сейчас не можем конкурировать с Западом, в массовом производстве — с Китаем, поэтому мне кажется, что точкой прорыва для нашей страны может стать наука, и в первую очередь фундаментальная, которая требует культивации интеллекта, а не ресурсов, и позволяет вырваться вперед в инновационных технологиях.
Именно поэтому «Династия» вкладывает средства прежде всего в науку и образование».
Дмитрий Зимин,
основатель фонда «Династия»
Не раз в своей жизни Дмитрий Зимин начинал всё с начала. Он сделал карьеру в науке и в бизнесе. В бизнес создатель известного теперь всем «БиЛайна» пришел уже немолодым человеком, имея степень доктора технических наук и большой опыт инженерно-конструкторской работы. Добился успеха — вывел компанию на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Затем ушел в отставку и создал благотворительный фонд.
Зимин во всем ценит профессионализм: и в науке, и в бизнесе, и в благотворительной деятельности. В своих интервью он неоднократно высказывал мнение о том, что основной двигатель экономики, как и других сторон жизни, — создание такой правовой и нравственной среды, в которой возможна добропорядочная конкуренция человеческих талантов.
КНИГИ – ЛАУРЕАТЫ И НОМИНАНТЫ ПРЕМИИ «ПРОСВЕТИТЕЛЬ»
ЧТО ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ О НАУКЕ, УЧЁНЫХ И ПРОСВЕЩЕНИИ:
Искусство — это «я»; наука — это «мы».
К. Бернар
В жизни ученого и писателя главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли.
В. Ключевский
В науке слава достается тому, кто убедил мир, а не тому, кто первым набрел на идею.
Ф. Дарвин
О банкротстве науки чаще всего говорят те, кто не вложил в это предприятие ни гроша.
Ф. Хвалибуг
Чем фундаментальнее закономерность, тем проще ее можно сформулировать.
П. Капица
Чернила ученого и кровь мученика имеют перед Небом одинаковую ценность.
Коран
Если ученый не может объяснить восьмилетнему мальчику, чем он занимается, то он шарлатан.
К. Воннегут
Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.
Д. Бруно
Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.
Д. Дидро
Обучать есть дело долга, развлекать же — дело уважения (к слушателям).
Цицерон
Безграмотность доверчива и легкомысленна.
Сенека
С тех пор как мир возник во мгле, Еще никто на всей земле Не предавался сожаленью О том, что отдал жизнь ученью.
Рудаки
В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!
Н. Карамзин
...Если вы хотите вознаградить честность, если хотите поощрять добро, подталкивать нерадивых, искоренять зло или исправлять недостатки, просвещение — широкое всестороннее просвещение — вот единственное, что требуется, вот единственная достойная задача.
Ч. Диккенс
Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.
А. Чехов
Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник.
М. Ломоносов
Досуг без занятий наукой — это смерть и погребение живого человека.
Сенека
Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.
Аристотель
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Решись быть мудрым! Имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения!
И. Кант
Наука — это драма идей.
А. Эйнштейн
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
М. Монтень
Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.
Л. Толстой
Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?
Квинтилиан
Великая поэзия нашего века — это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность.
Э. Золя
Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно.
Г. Лихтенберг
Создать мир легче, чем понять его.
А. Франс
Три стадии признания научной истины: первая — «это абсурд», вторая — «в этом что-то есть», третья — «это общеизвестно».
Э. Резерфорд
Случайные открытия делают только подготовленные умы.
Б. Паскаль
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Конфуций
Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое — проницательному уму, вносящему улучшения.
Д. Дидро
Наука — великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.
М. Монтень
Истинные науки — те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и наложил молчание на языки спорщиков. Истинная наука не питает сновидениями своих исследователей, но всегда от первых истинных и доступных познанию начал постепенно продвигается к цели при помощи истинных заключений, как это явствует из первых математических наук, называемых арифметикой и геометрией, т. е. числа и меры.
Леонардо да Винчи
Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание...
И. Тургенев
Труд ученого — достояние всего человечества, и наука является областью наибольшего бескорыстия.
М. Горький
Хуже всего то, что кто смолоду плохо обучен, тот до старости в этом не сознается.
Петроний