Новости

30.01.2020

89-е открытое заседание Центра развития инноваций «НОВАТОР»


О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
А.С. Пушкин

30 января 2020 года в библиотеке им А.И. Герцена состоялось 89-е открытое заседание Центра развития инноваций «НОВАТОР». Вёл мероприятие Стариков Артём Александрович, заместитель Председателя Правления Центра развития инноваций «НОВАТОР».

Открытое заседание было посвящено смотру проектов, поступивших на 3-й областной творческий конкурс для школьников «Я − инженер».

В шести номинациях конкурса – ЖКХ, сельское и лесное хозяйства, производство, экология, медицина, космические аппараты и технологии – жюри рассмотрело 36 проектов. Самые оригинальные из заявленных проектов были продемонстрированы слушателям на 89-м открытом заседании.

Так, Рассадкин Даниил, учащийся 10 класса МКУ ДО «Многофункциональный ресурсный центр города Кирово-Чепецка Кировской области», представил проект «Мультифункциональная метеостанция для тепличного хозяйства». Руководитель проекта – Перминов Александр Викторович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «Многофункциональный ресурсный центр города Кирово-Чепецка Кировской области».

Даниил сообщил, что наблюдение за погодой и прогнозирование её актуально для сельского хозяйства. Для этого автором проекта предполагается создание мультифункциональной метеостанции, как одного из вариантов решения некоторых задач.

Известно, большие теплицы сельскохозяйственных фирм необходимо обслуживать, что может быть очень затратно, если нанимать людей. Существует несколько способов снизить затраты, но один из эффективных – это установка автоматической станции контроля, обслуживающей теплицу в зависимости от погоды и времени суток. Суть предлагаемого решения: метеоданные с датчиков на крыше теплицы – температура, влажность, направление и скорость ветра – собираются в контроллере Arduino. Записанные данные в памяти передаются по радиоканалу на приёмник, расположенный в теплице. На основе метеоданных вычисляется прогноз погоды и дальнейшие действия персонала.

Применение идеи:
• на пришкольных опытных участках;
• в личных подсобных хозяйствах;
• в деятельности селекционеров;
• в сельскохозяйственных объединениях;
• в тепличных хозяйствах.

Прогнозируемые результаты:
• заметный прирост урожая;
• здоровые растения;
• улучшение внешнего вида и вкусовых качеств продукции;
• снижение цены на получаемую продукцию;
• повышение спроса и реализации готовой продукции.

По мнению автора, лучшее решение предлагаемой идеи можно выполнить в следующем исполнении:



Чучалов Георгий, учащийся КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка», сообщил о проекте «Робо-Азбука». Руководитель проекта – Вотинцева Мария Львовна, учитель информатики и ИКТ, руководитель курса внеурочной деятельности «3Д моделирование», заведующий кафедрой естественно-научных дисциплин КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка».

Цель проекта – разработать комплект игрушек, помогающих подготовить детей дошкольного возраста к обучению чтению.

Задачами проекта стали:
• изучить существующие аналоги, выявить их недостатки;
• разработать эскизы роботов, продумать возможные варианты трансформаций для каждого робота;
• выполнить роботов с применением технологии 3Д объемного рисования;
• осуществить крепление деталей и сборку изделий.

По мнению автора проекта, использование ярких и легко модифицируемых роботов для изучения букв русского и английского алфавита, цветов и форм, а также цифр, будет способствовать формированию интереса к чтению, способствовать созданию у детей эмоционального настроя, вызывать положительное отношение к занятиям.

У представляемого проекта есть аналоги, например, «Набор Роботы Буквы 7 шт.». В состав комплекта входят 7 роботов, которые трансформируются в буквы русского алфавита: Ё, Ж, З, И, Й, К, Л. Трансформация происходит легко и доступна для освоения детям с 3-5 лет.

К недостаткам существующих аналогов можно отнести: возможность трансформации каждого робота всего лишь в один соответствующий ему символ (букву или цифру), высокая стоимость, большое количество мелких деталей, высокая сложность трансформации для малышей, использование небезопасных материалов при производстве изделий, некоторые модели не трансформируются.

Процесс изготовления роботов проекта «Робо-Азбука» состоит из следующих стадий:
• создание эскизов, разработка моделей роботов, отвечающих поставленным целям;
• выбор варианта;
• подготовка материала (пластик PLA «Мастер Пластер») и инструмента (3D ручка );
• создание разверток отдельных частей робота в соответствии с нужными размерами;
• заливка разверток пластиком PLA при температуре 193 °С;
• сборка отдельных элементов, проделывание отверстий для подвижных креплений;
• вставка крепления и запаивание его в детали;
• сборка основных деталей;
• прорисовка декоративных элементов, заливка и сборка.

Материал, из которых создан продукт – пластик PLA «Мастер Пластер» (биоразлагаемый, биосовместимый, термопластичный, алифатический полиэфир, мономером которого является молочная кислота), крепления для соединения движущихся деталей, шляпная резинка для гибких деталей. Продукт создан с применением 3Д-ручки DEXP модель RP100b.

В разработанном комплекте «Робо-Азбука» каждый из семи роботов имеет около 20 вариантов модификации, что значительно расширяет возможности применения роботов в образовательном процессе, способствует развитию внимания, памяти, воображения и наглядно-образного мышления. Каждый робот состоит из простых геометрических тел. Его простая и понятная форма обусловлена тем, что робот создан для использования малышом.

Примеры игр с роботами. Свободная игра. Цель – научить малышей основам конструирования, складывая различные формы:
• сложи форму, букву или цифру по образцу, указанному на карточке;
• сложи по памяти: взрослый складывает букву, показывает детям и разбирает ее, предлагает детям сложить ее по памяти;
• конструирование: сложи домик, стульчик, елочку и т.д.


В настоящее время комплект «Робо-Азбука» проходит экспертную оценку в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребенка детский сад «Солнышко», Россия, Кировская область, город Слободской, эксперт – Верстакова Елена Геннадьевна, воспитатель дошкольного образования.

Вывод. В ходе работы над проектом был разработан комплект развивающих игрушек для детей от 2 лет. Игровое пособие представляет собой набор из 7 неповторяющихся роботов и дополнительного элемента, выполненных из экологически безвредного пластика PLA. В основе каждого робота – одна из основных геометрических фигур. Выполнены модели в разной цветовой гамме (основной и дополнительный цвет). В набор входят карточки для занятий.

Роботы предназначены для обучения русскому алфавиту, английскому алфавиту, изучения цифр и счета, чтению, знакомству с геометрическими фигурами и цветами. Занятия с комплектом «Робо-Азбука» способствуют развитию внимания, памяти, абстрактного и образного мышления, развитию речи, мелкой моторики, творческих и интеллектуальных способностей, навыкам моделирования и конструирования.


Кораблин Алексей, учащийся ЧОУ ДО Центр информационных технологий в обучении «Познание», на 89-м открытом заседании продемонстрировал проект «Курвиметр. Прибор для измерения прямых и кривых линий». Руководитель проекта – Калужских Игорь Александрович, преподаватель ЧОУ ДО Центр информационных технологий в обучении «Познание».

Курви́метр (от лат. curvus «изогнутый» + греч. μέτρον «мера») – прибор для измерения длины извилистых линий на картах, планах и чертежах.

Курвиметр состоит из зубчатого ролика известного диаметра на ручке и счётчика пройденного количества зубцов. Для измерения длины кривой по ней прокатывают роликом курвиметра.

Для измерения расстояний на местности используют дорожные курвиметры.

Проблема: дорожные курвиметры имеют большие размеры и вес. Колесо курвиметра больше 33 сантиметров в диаметре.

Задача проекта состояла создать более компактный, легкий, удобный и эффективный прибор на базе микроконтроллера Arduino для точного измерения расстояний, особенно не прямых и имеющих неоднородный рельеф участков. Использование в работе дорожного курвиметра необходимо во многих областях хозяйственной деятельности: строительство гражданских и производственных объектов, строительство и ремонт дорог, оценка расстояний на топографической карте и т.д. Создание эффективного, точного, удобного в работе курвиметра является социально-значимой задачей.

В качестве датчика использован самый распространенный щелевой оптический датчик и пластиковый диск с прорезями – спицами. Диск закреплен на оси колеса от детского велосипеда. Диаметр колеса 12 сантиметров. Диск закреплен на оси колеса от детского велосипеда. Оптический датчик расположен на ручке таким образом, чтобы прорези диска перекрывали луч в щели датчика. Датчик подключен к микроконтроллеру Arduino, который считает импульсы. На один оборот колеса получили около 415 импульсов. При диаметре 12 сантиметров, длина окружности колеса равна 0,7539 метра, с = 2*π*R. Таким образом, за один метр на контроллер приходят примерно 550 импульсов.

Микроконтроллер Arduino пересчитывает импульсы в пройденные сантиметры и отображает их на светодиодном дисплее. Вся конструкция собрана на алюминиевой трубке квадратного сечения. По размерам и весу конструкция намного компактнее механического курвиметра.

Калибровка курвиметра. Шаг измерения данной конструкции – 1 сантиметр, в то время, как механические курвиметры измеряют расстояния с шагом 10 сантиметров. Калибровка проведена на разных расстояниях. Использование переменных с плавающей точкой позволяет делать тонкую настройку расчетов, компенсируя любые погрешности. Минимальный шаг измерения может быть 5 мм.

Полевые испытания. Результаты. Были произведены замеры периметров бордюров и площади асфальтового покрытия в районе МВЦ «Диарама» г.Киров для подготовки проекта благоустройства данной территории. Полевые испытания показали, что прибор очень удобен в работе. Он даёт точность, превосходящую существующие и распространенные механические курвиметры в 10 раз!


Данная конструкция является действующим прототипом курвиметра. Поставленные эксперименты показали отличные результаты.

Итоги. Усовершенствования и доработки.
1. Необходимо сконструировать и напечатать на 3D принтере кожух датчика для защиты от попадания грязи.
2. Необходимо сконструировать и напечатать на 3D принтере корпус – ручку, в котором будут размещены микроконтроллер, индикатор, источник питания.
3. Необходимо сконструировать шарнир для складывания штанги пополам и фиксации в рабочем положении.
4. Необходимо подключить Bluetooth модуль для передачи и хранения данных на мобильном устройстве.


Яговкин Григорий, Люков Александр, учащиеся ЧОУ ДО Центр информационных технологий в обучении «Познание», рассказали слушателям 89-го открытого заседания о проекте «Пульт бесконтактного управления средством передвижения». Руководитель проекта – Катаев Вадим Алексеевич, преподаватель ЧОУ ДО Центр информационных технологий в обучении «Познание».

Ребята сообщили, что для людей с ограниченными возможностями, кто имеет трудности в управлении средством передвижения при помощи контактных устройств (джойстика, манипулятора, руля, кнопок и т.д.) или использовании методов, требующих длительного процесса обучения и не являющихся доступными для широкого круга нуждающихся (управление дыханием), существует проблема безопасного использования индивидуальных средств передвижения.

В настоящее время для управления моторизированными креслами для людей, которые не могут сами передвигаться, устанавливаются различные устройства: джойстики, манипуляторы и т.д.

В предлагаемой авторами проекта модели используется бесконтактный способ управления средством передвижения с использованием ультразвуковых датчиков. Бесконтактный способ может быть использован людьми, которые из-за заболеваний кистей рук не могут пользоваться манипуляторами для управления средством передвижения. В дополнение к датчикам, используемым для управления, на кресло или другое средство передвижения могут быть установлены датчики безопасности, которые будут помогать объезжать возникающие препятствия и позволят обеспечить его безопасное движение.

Ультразвуковые датчики отличаются высокой надёжностью и невероятной универсальностью применения в различных отраслях промышленности. Эти устройства используются: в медицине – аппараты УЗИ, в автомобилестроении – системы автоматической парковки, в судостроении – эхолокация, в добывающей промышленности – установки по разрушению твердых пород, в химической промышленности – определение концентрации веществ в растворах, в робототехнике – датчики расстояния.

В основе пьезоэлектрического принципа измерения расстояния лежит пьезоэффект, открытый братьями Пьером и Жаком Кюри еще в 1880 году, заключающийся в том, что в некоторых кристаллах (кварц, турмалин, сегнетова соль и др.) под действием приложенных к ним механических сил образуются электрические заряды. Также наблюдается обратный эффект – при приложении к кристаллу электрического заряда происходит его механическая деформация.

В случае ультразвукового датчика на пьезоэлемент поступает напряжение с ультразвуковой частотой, пьезоэлемент начинает колебаться и излучать ультразвуковые волны с той же частотой. Звуковые волны отражаются от препятствия и возвращаются на приемник. Зная скорость распространения звука в воздухе (v), и измеряя время между излучением и принятием ультразвуковой волны (t), микроконтроллер датчика вычисляет расстояние.

В проекте представлена модель, созданная с использованием конструктора LEGO MINDSTORM EV3, демонстрирующая принцип управления транспортным средством или коляской для инвалида с помощью бесконтактного пульта с ультразвуковыми датчиками. Принцип работы предлагаемой модели: приближая или отдаляя соответствующую руку (правую или левую) относительно датчика происходит ускорение либо замедление соответствующей гусеницы транспортного средства (устройства).

Программа бесконтактного управления моделью выполнена в среде LEGO MINDSTORMS и состоит из двух составляющих: для контроллера пульта и контроллера исполнительного механизма.


Коковякин Кирилл, учащийся КОГОАУ ДО «Центр технического творчества» г.Киров, рассказал о проекте «Тренажёр для фехтовальщиков «Фиксатор уколов». Руковдитель проекта – Кисилёв Александр Григорьевич, педагог дополниельного образования КОГОАУ ДО «Центр технического творчества» г.Киров.

Кирилл сообщил, что в настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание физкультуре и здоровому образу жизни: строятся новые спортивные комплексы, стадионы, бассейны. Наше общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было здоровым и спортивным.

Все виды спорта начинаются с тренировок и для этого нужны тренажёры. Идею проекта автору подсказал преподаватель по радиоэлектронике, ведь в прошлом он занимался фехтованием. Так Кирилл задумался о том, чтобы придумать доступный по цене, надёжный и автономный тренажёр.

Для этого была поставлена цель: выяснить, какими характеристиками должен обладать тренажёр для фехтовальщика.

Задачами проекта стали:
• узнать, где в г. Кирове находится спортивная школа по фехтованию и пообщаться с тренерским составом и спортсменами;
• осуществить обзор источников, литературы, интернет ресурсов по данной теме;
• спроектировать и собрать данный тренажёр;
• провести тестирование среди спортсменов.

Чтобы узнать основные черты и задачи тренажёра Кирилл обратился к Интернет-ресурсам и соответствующей литературе. Так же юноша побывал на соревнованиях по фехтованию, которые проходили в спортивной школе олимпийского резерва «Салют». Пообщался с тренерским составом. В ходе исследования удалось узнать, что существует несколько видов тренажёров для фехтования: имитирующие противника, развивающие скорость и реакцию. Однако недостатком таких тренажёров является цена и небольшой выбор. Автор проекта попытался собрать такой прибор с наименьшими затратами.

Изготовленный тренажёр для фехтования представляет собой счетчик уколов до 99 единиц и таймер на 60 секунд, собранные на микроконтроллере Arduino. Уколы считаются только при попадании в мишень диаметром 50 мм. Тренажёр может быть использован для тренировки спортсменов на скорость и точность уколов.

Процесс изготовления был начат с основания тренажера: использованы материал «Фанера», размер 50х42см, толщина 20мм, в котором были выпилены отверстия для мишени, электронного блока и выключателя. Лицевая сторона тренажёра была покрыта стойкой к ударам плёнкой, блок индикации закрыт оргстеклом. В центре основания тренажёра устанавливается мишень, состоящая из кнопки с вмонтированной сверху резиновой накладкой. Электронный блок состоит из запрограммированного микроконтроллера Arduino nano, двух семисегментных индикаторов, модуля индикаторов на ТМ 1637, пьезоизлучателя, резисторов на 220 Ом, двух микросхем 74HC595, элемента питания, ИК модуля, пульта дистанционного управления.

Алгоритм работы тренажёра строится следующим образом: «Выключателем на схему подаётся напряжение. Схема запускается нажатием кнопки Reset, звучит звуковой сигнал и начинается отсчёт времени с убыванием от 60 секунд, одновременно включается счётчик уколов. По окончании установленного времени звучит повторяющийся звуковой сигнал. Счётчик уколов отключается, одновременно на индикаторе отображается фиксация количества нанесённых в мишень уколов. Для остановки счёта уколов и времени применяется выносная кнопка».

Спортсмен в фехтовальной стойке наносит уколы, стараясь попасть в мишень наибольшее количество раз за минуту. Счетчик фиксирует количество точных попаданий.

В разговоре с тренером по фехтованию автор проекта пришёл к выводу, что данный прибор может быть интересен не только как тренажёр, но и как прибор для исследования, повышения спортивных результатов.

В будущем Кирилл хотел бы усовершенствовать разработанный тренажёр: сделать мишень со световой индикацией, на которой при загорании светодиодов в хаотичном порядке спортсмен должен как можно быстрее уколоть в определённую часть мишени. При тестировании тренажёра тренер сможет отслеживать улучшение результатов спортсмена. Разработанный тренажёр оказался гораздо дешевле продающихся аналогов.

Расчёт стоимости изготовления прибора:
• макетная плата 2 шт – 80 руб.;
• микроконтроллер Arduino nano 1шт – 250 руб.;
• семисегментные индикаторы 2 шт – 60 руб.;
• микросхема 74HC595 2 шт – 20 руб.;
• резисторы на 220ом 14шт –10 руб.;
• модуль семисегментных индикаторов 1шт – 100 руб.;
• элемент питания –100 руб.;
• ИК модуль – 150 руб.;
• кнопки и выключатели – 70 руб.;
• фанерное основание – 200 руб.;
Итого: 1040 руб.

В заключении Кирилл подвёл итог: «Используя простые, дешёвые электронные компоненты и подручные материалы у меня получилось разработать и собрать надёжный, автономный и недорогой тренажёр, который можно использовать для тренировок по фехтованию. Благодаря данному тренажёру спортсмены-фехтовальщики смогут совершенствовать своё мастерство и приносить нашей стране призовые места на международных соревнованиях».


Соломеннников Артём, учащийся ЧОУ «Гимназия «Успех» г.Киров выступил с проектом «Управляемый тепличный комплекс». Руководитель проекта – Остроградский Михаил Юрьевич, преподаватель ЧОУ «Гимназия «Успех» г.Киров.

Артём подчеркнул, что Кировская область и более северные регионы нашей страны считаются зоной рискованного земледелия: средняя температура воздуха колеблется от –15°С зимой до +18°С летом; относительно короткое благоприятное время для роста растений – с мая по сентябрь, когда средняя температура воздуха не опускается ниже 10 °С; возможны заморозки даже в летний период; короткий световой день весной и осенью. Эти факторы ведут к тому, что выращивание многих культур невозможно или рискованно в открытом грунте.

Для улучшения выращивания культур в зонах сложного земледелия давно применяются теплицы, которые создают микроклимат, более благоприятный для роста растений.

В нашем регионе используются как индивидуальные теплицы на садовых участках, так и промышленные тепличные комплексы.

К достоинствам применения теплиц можно отнести:
1. создание внутреннего микроклимата и уменьшение воздействия внешних факторов;
2. повышение температуры воздуха и почвы за счет сохранения тепла, накопленного от солнечного света;
3. сохранение влаги;
4. защита растений от внешних природных факторов (сильный ветер, град).

К недостаткам можно отнести:
1. возможно критическое повышение температуры и перегрев растений в жаркие солнечные дни;
2. полив возможен только вручную.

Перечисленные недостатки требуют постоянного контроля работы теплицы: необходимо регулировать температуру в жаркие дни, поливать.

С развитием электроники и IT в настоящее время стали активно развиваться системы электронного управления теплицами, что сподвигло Артёма к идее создать такое устройство, которое облегчало бы участие человека в контроле теплицы, решало проблемы теплиц и выращивания в них растений в целом.

По замыслу автора проекта, устройство должно решать следующие задачи:
1. контролировать и регулировать температуру внутри;
2. обеспечивать автоматический полив и поддерживать нужную влажность почвы;
3. увеличить продолжительность светового дня;
4. возможность удаленного контроля и управления.

Для реализации задуманного Артём решил использовать следующие технические решения:
1. на задней стенке теплицы находится радиатор из труб, соединяющийся с баком. В этих трубах вода будет нагреваться под действием солнечного излучения и аккумулироваться в баке, а в ночное время, при необходимости, отдавать тепло обратно в теплицу;
2. на теплице будет установлен экран из непрозрачного материала, который может опускаться и подниматься. Этот экран будет защищать растения от слишком яркого света в жаркие дни. Для управления экраном нужен мотор и датчик света;
3. для автоматического полива необходимы датчики влажности почвы;
4. для регулирования температуры внутри теплицы и создания микроклимата будут применяться датчики температуры внутри и снаружи и датчики влажности;

Для тестирования и настройки устройства была спроектирована и изготовлена методом ЛУТ плата, а также изготовлен действующий макет теплицы.

При проектировании и сборке платы были учтены вопросы защиты устройства от внешних факторов (скачки напряжения, неправильное подключение, помехи). Также была протестирована работа серверной части: приём данных от устройства, запись их в базу данных и передача в мобильное приложение. На макете была проверена работа всех датчиков и модулей.

Для удаленного контроля и управления устройства было разработано мобильное приложение с помощью сервиса MIT App Inventor. С помощью приложения можно контролировать текущие параметры теплицы, а так же задавать параметры для управления затемняющим экраном, уровень влажности почвы для включения полива


В завершении программы мероприятия с проектом «Оружие Победы» (автор – Бабайкин Глеб, учащийся 8 класса МБОУ «Вятская православная гимназия» г. Кирова) выступила педагог МУК №4 Рахмаил Галина Владимировна.

Галина Владимировна начала сообщение с мысли о том, что мы живем в сложное время, время, когда забывается история. События на Украине показали, что историю забыть очень легко. Поэтому о войне, такой суровой и беспощадной, как Великая Отечественная война, надо знать, помнить.

Ветеранов той войны осталось очень мало, и рассказать о ней нам они не могут. Для того чтобы мы помнили о тех событиях, необходимо, сохраняя память, снимать фильмы, проводить беседы, хранить и демонстрировать исторические документы и технику. Бабайкину Глебу интересна тема оружия, поэтому он увлекается моделированием ножей, пистолетов и автоматов. В ходе работы автор проекта постарался воссоздать макет советского оружия, которое помогло одержать победу в Великой Отечественной войне.

Современная молодежь должна знать и помнить историю Великой Отечественной войны, ведь тот, кто забывает историю, лишает себя будущего. Но статистические данные показывают, что подрастающее поколение забывает историю Победы. Нам, как хранителям исторической памяти, нужно знать историю Великой Отечественной войны; историю своих прадедов, которые воевали и победили, тем более что в этом году празднуется 75-летие победы СССР в Великой Отечественной войне. Историю Великой Отечественной войны должен знать каждый гражданин России.

Цель проекта состояла в изготовлении макета оружия Победы, чтобы через демонстрацию макета и тематические беседы возрождать память в душах учащихся гимназии, в которой учится Глеб.

Историческая справка.

1. Гео́ргий Семёнович Шпа́гин (1897-1952) – советский конструктор стрелкового оружия, самым известным творением которого был пистолет-пулемёт ППШ. Герой Социалистического Труда (1945), лауреат Сталинской премии (1941). Будущий конструктор родился 17 апреля 1897 года в деревне Клюшниково в русской крестьянской семье. В 1920 году, после демобилизации, Георгий Шпагин поступил слесарем в опытную мастерскую Ковровского оружейно-пулемётного завода, где работали в это время В. Г. Фёдоров и В. А. Дегтярёв. А в 1922 году Шпагин уже занимался собственной разработкой – создал шаровую установку для спаренного пулемёта конструкции Фёдорова. Наибольшую же славу конструктору принесло создание пистолета-пулемёта образца 1941 года (ППШ).

2. 7,62-мм пистолет-пулемёт образца 1941 года системы Шпагина (ППШ) – советский пистолет-пулемёт, разработанный в 1940 году конструктором Г. С. Шпагиным.

Исключительная простота конструкции пистолета-пулемета Шпагина (ППШ) позволила подключить к его производству в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. предприятия, никогда не занимавшиеся изготовлением оружия.

В начале войны в рабочем поселке Вятские Поляны Кировской области принято решение построить завод № 622 Наркомата вооружения СССР по производству пистолетов-пулеметов системы Шпагина.

Оружие было необходимо фронту, и срок пуска завода устанавливался Государственным Комитетом Обороны на 5 ноября 1941 года. Первые ППШ с берегов Вятки пошли на фронт в конце ноября. Перерыв в работе завода составил около месяца, а в выпуске готовой продукции – 45 дней.

В результате данной работы Глеб изготовил макет пистолета-пулемета ППШ.



Следующее, 90-е открытое заседание Центра развития инноваций «НОВАТОР» состоится 27 февраля. Следите за новостной информацией на сайте библиотеки им. А.И. Герцена и в социальных сетях.


Возврат к списку