|
Библиотеки Кировской области
Рекламная деятельность муниципальных библиотек Л. В. Агеева Современное состояние библиотечного дела в России характеризуется тем, что для успешного выполнения задач, стоящих перед библиотеками, недостаточно использовать традиционные формы, методы и ресурсы библиотечного обслуживания. Со всей остротой встаёт вопрос о выработке новых механизмов в работе библиотеки. В этом смысле перспективным направлением можно назвать организацию рекламы, которая формирует положительный образ библиотеки в глазах потенциальных клиентов. Реклама отражает возможности библиотеки, её технологии, продвигает к населению библиотечно-информационные ресурсы. Результативность библиотечной рекламной политики обеспечивается: На территории Кировской области действуют библиотеки разных видов. Самыми многочисленными являются муниципальные общедоступные библиотеки, учреждённые органами местного самоуправления – городские, районные, сельские, детские. На сегодняшний день в Кировской области существует 714 муниципальных библиотек, в том числе 567 сельских. Библиотеки муниципальных образований Кировской области разнообразны по своему статусу и играют разные роли в жизни местного сообщества: от многофункциональных культурно-информационных центров в городах до библиотек-филиалов ЦБС в сельской местности. В современных условиях рекламную деятельность библиотеки невозможно представить без печатной рекламы. Создаваемая продукция разнообразна: это информ-досье, буклеты, указатели, информ-курьеры, библиографические обзоры, дайджесты, листовки, плакаты и др. Создание собственных продуктов помогает библиотеке стать востребованным, социально активным учреждением культуры. Информационно-библиографический отдел ЦГБ имени Пушкина (г. Киров) уделяет большое внимание качеству издаваемой рекламной продукции. Без сомнения, использование цветной печати, иллюстраций, ламинирования обложек делает издание более привлекательным. Среди изданий, выпускаемых библиотекой, можно назвать указатели, списки, дайджесты, закладки, рекламные буклеты. В библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина на средства спонсоров были изготовлены настольные и карманные календари с атрибутами и адресом библиотеки. К 85-летию библиотеки имени М. Г. Исаковой сотрудниками были изданы буклеты «Гордость конькобежного спорта», «Бегущая надо льдом», «О спорте» (3 выпуска). Отделом искусств ЦГБ имени А. С. Пушкина выпущено 14 информационных пособий: рекомендательные указатели, путеводители по выставкам, информационные листки, закладки, списки. В 2008 г. отдел выпустил и распространил 100 закладок, 30 визиток о работе с предоставлением списка наиболее интересных книжных изданий, новинок, видео- и CD-дисков. Сотрудниками библиотеки имени О. М. Любовикова были подготовлены рекомендательные библиографические списки, буклеты «100 "золотых" книг», визитка для знакомства «И это всё о нас», закладка о библиотеке с краткой биографией поэта О. М. Любовикова. Вся рекламная продукция распространяется среди читателей, в библиотеках города, школах, раздаётся всем участникам презентаций библиотеки, партнёрам социального характера, спонсорам и друзьям библиотек. В результате библиотекам удалось привлечь новых читателей. Активная деятельность по выпуску рекламных изданий развита в библиотеках Кирово-Чепецкой ГЦБС. Вся издательская продукция выпускается с фирменными знаками и логотипами. В течение 2010 г. библиотеками были разработаны памятки, визитные карточки, приглашения на мероприятия, путеводители по библиотекам. Рекламно-информационные листовки «Библиотека приглашает» выпущены библиотекой № 3. ЦГБ имени Д. С. Лихачёва подготовила и издала иллюстрированные путеводители «Именные библиотеки» и «Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Кирово-Чепецкая городская централизованная библиотечная система"». Вся продукция распространяется среди читателей. В библиотеках имеются тетради отзывов «Невыдуманный диалог», где читатели выражают своё мнение о работе библиотеки. Центральная библиотека имени А. Л. Алейнова г. Омутнинска имеет богатый опыт по созданию рекламного продукта. Наличие творческих сотрудников является огромным плюсом в организации производства рекламы. Обилие изданий потребовало их каталогизации. Все печатные издания систематизированы в соответствии с основными разделами ББК. Для глав городских и сельских округов ежеквартально издаются информационные бюллетени «Библиотеки Омутнинска в … квартале», «Библиотеки МУК «Библиотечно-информационный центр в … квартале», содержащие информацию об основных показателях работы библиотек. Особой популярностью среди читателей пользуется профессиональная газета «Библиотечный калейдоскоп», содержащая информацию обо всех значимых для библиотек событиях. Важным является разработка и выпуск рекламных листовок, объявлений, календарей. Ежемесячно издаётся пресс-релиз мероприятий, проводимых в библиотеке. Печатная реклама размещается в фойе библиотеки, распространяется в школах и других учебных заведениях. К Дням новой книги издаются закладки на вновь поступившую деловую и правовую литературу, выпускаются рекламные буклеты об электронных правовых изданиях, библиографические списки новых поступлений «Электронные правовые ресурсы», «Информ-панорама» и др. В практике библиотек широко распространено издание пособий малых форм: рекламных буклетов, проспектов, плакатов, которые выпускаются в целях рекламы библиотечных ресурсов и услуг. В 2010 г. изданы буклеты, посвящённые юбилеям библиотек, в Арбажской, Верхнекамской, Вятскополянской, Нолинской, Орловской ЦБС. Выпускают не только ЦРБ, но и сельские библиотеки-филиалы. Издательская деятельность Песковской библиотеки-филиала им. Ф. Ф. Павленкова Омутнинской ЦБС активизировалась с появлением компьютера. Среди пособий малых форм можно назвать буклет «5 причин стать читателем нашей библиотеки». С целью информирования населения о предстоящих мероприятиях библиотеки ЦБС печатают красочные пригласительные билеты и объявления. Рекламируют услуги библиотек с помощью буклетов, распространяя их среди читателей. При проведении массовых мероприятий участникам вручаются памятки и закладки. Несмотря на ограниченность издательских возможностей, библиотеки выпускают буклеты и закладки к юбилейным датам: «Ветошкинской СБФ имени Ф. Ф. Павленкова – 100 лет», «Окуневской сельской библиотеке – 100 лет» (Лебяжская ЦБС), «Нам – 140» (Малмыжская ЦРБ). К юбилею Слободской городской библиотеки имени А. Грина приурочено издание брошюры «История библиотеки в лицах», «Колесо библиотечной истории» – к юбилею Ботылинской библиотеки, «Мой любимый Библиоград» – к 90-летнему юбилею Варнаковской СБФ Нолинской ЦБС. В последние годы в районах проходят различные конкурсы, подведением итогов которых является выпуск сборников конкурсных материалов. По итогам прошедшего в 2010 г. районного конкурса среди учреждений культуры Богородского района «На лучшую информацию в СМИ о деятельности учреждений культуры» ЦРБ издан дайджест «Пишут библиотекари». Два сборника выпущено Слободской ЦРБ: «О библиотеке, читателях и коллегах» и «Читатели о библиотеке и библиотекарях», куда включены материалы конкурса среди библиотек-филиалов «Библиотека – остров доброты и знаний». Все библиотеки Свечинской ЦБС в 2010 г. приняли участие в конкурсе на лучшую рекламную продукцию, организованном ЦРБ. Были представлены рекламные материалы о библиотеке, программы клубов, пригласительные билеты: «Книги мы читаем, библиотеку посещаем» (Рыбаковская СБФ), «Адреса электронных ресурсов» (ЦРБ) и т.д. Большую работу при подготовке к областному литературному празднику «Территория О. М. Куваева» провела Свечинская ЦРБ: были подготовлено 80 приглашений, 30 рекламных афиш, выпущен буклет «Куваевское движение на свечинской земле». Большое количество и разнообразный ассортимент изданий позволяет библиотекам выпускать каталоги «Издательская деятельность … года». Как правило, в них включаются издания всех библиотек ЦБС. В некоторых каталогах выделен раздел «Реклама библиотеки». Библиотеки Верхнекамской ЦБС в 2009 г. выпустили 8 рекламных буклетов, информирующих пользователей о библиотеках, их деятельности: «На пути к успеху» (дайджест по отчётам библиотек), «На посту служения книге» (образ библиотекаря в литературе и искусстве), «Электронные издания» и др. В большинстве библиотек области сильно ограничена подписка на периодику, приобретается недостаточно книжных изданий. По этой причине библиотеки, особенно сельские, позиционируют себя как центры общения. Библиотеки издают буклеты, закладки о работе своих любительских объединений. В Оричевской ЦБС планы работы клубов по интересам («Ветеран», «Мир литературы», «Рябинушка») издаются в виде буклетов, где помещаются задачи, цели, девиз объединения и сопутствующий информационный материал. Рекламные буклеты о клубах «КЛИО», «Семейный круг», «Золотой возраст» изданы в Слободской городской библиотеке имени А. Грина. Реклама фонда ведётся в библиотеках через информационные списки, выставки, экскурсии. Проводятся обзоры новых поступлений и тематические обзоры литературы для учащихся и студентов. Оричевской ЦРБ изданы информационные листки с библиографическими списками литературы: «Каникулы с книжкой», «Для умных родителей и талантливых детей», «Как выбрать журнал для вашего ребёнка», «Детская библиотека приглашает», «Семейное чтение в детской библиотеке», «Подари библиотеке книгу». Флайеры о новых книгах выпускает Кумёнская ЦБ. Рекомендательные указатели по художественной литературе «Голос юности», «Книжное лето», «Быть услышанным», «Утверждая веру в человека», «Горькая память войны» выпущены Белохолуницкой ЦРБ. Практически все муниципальные библиотеки г. Кирова сообщают о своих возможностях через информационные буклеты «Библиотека предлагает», «Азбука библиотеки» и другие. С целью рекламы фонда читального зала Слободской районной библиотеки изданы тематические списки в виде закладок «Педагогика», «Краеведение», «Правовая литература», «Экономика», «Дизайн» и другие. При помощи сектора внестационарного обслуживания списки распространяются среди читателей библиотечных пунктов и передвижек. Интересен опыт Сунцовской СБФ Слободской ЦБС. Заведующей библиотекой оформлена книжная выставка «Книги из формуляра Вашего библиотекаря В. Г. Степановой», которая явилась своеобразной рекламой книжного фонда библиотеки. Нестандартным оформлением привлекают внимание читателей выставки «Тайна куклы», «День невест», «Праздник русского Домового» библиотек Белохолуницкой ЦБС. Анализируя годовые отчёты ЦБС области, мы видим, что более серьёзное внимание печатной рекламе уделяется в тех библиотеках, которые имеют компьютерную технику и хорошую полиграфическую базу. К сожалению, последняя присутствует лишь в нескольких библиотеках. Как правило, это центральные городские библиотеки. Центральные районные и городские библиотеки издают сборники, буклеты, листовки, памятки, рассказывающие о библиотеке и ее услугах. Сельские библиотеки-филиалы в основном ограничиваются листовками, закладками, буклетами. В Подосиновской и Нолинской ЦБС большинство сельских библиотекарей самостоятельно разрабатывают рекламу своих библиотек и услуг, но, не имея компьютеров, обращается в ЦРБ, где специалисты не только корректируют её, но и осуществляют техническое исполнение. Несмотря на трудности по изданию рекламной продукции, в целом можно говорить о заметном увеличении количества и улучшения внешнего вида рекламных изданий в библиотеках. К сожалению, престижной рекламе библиотеки уделяют недостаточно внимания. Собственная символика имеется, как правило, лишь у центральных библиотек. Свой логотип разрабатывают и создают центральные районные и все городские библиотеки. Например, в Белохолуницкой ЦБС логотипы имеют только 3 библиотеки из 24 – все городские библиотеки. Работают над созданием фирменного знака Быдановская и Сосновская СБФ. В Центральной районной библиотеке была разработана своя эмблема для каждого любительского объединения. Логотипы библиотеки размещаются на стендах, письмах, поздравительных открытках и приглашениях, бейджах для сотрудников, в печатных изданиях. Библиотекари муниципальных библиотек области активно заявляют о себе на страницах газет и журналов, в издании которых принимают самое активное участие. Появлению библиотечных периодических изданий в немалой степени способствовало проведение в 2006 г. ОУНБ имени А. И. Герцена смотра-конкурса библиотечных газет и журналов среди муниципальных библиотек. Первое место заняла Центральная районная библиотека Слободской ЦБС за выпуск «Библиотечного журнала», который выходит с 2005 г. с периодичностью 6 номеров в год. Нужно отметить, что это единственный библиотечный журнал, издаваемый в области. Большинство центральных районных и городских библиотек выпускают газеты. С 2006 г. ежеквартально выходят информационный вестник «Библиотечный мир» (Верхнекамская ЦБС) и газета «Библио-компас» (Богородская ЦБС). «Библиотечную панораму» с периодичностью 3 выпуска в год издает ЦБ Афанасьевской ЦБС. Журнал и газеты, предназначенные как для библиотекарей, так и для пользователей библиотек, распространяются по всем библиотекам-филиалам. Таким образом жители каждого района получают информацию о деятельности библиотек. Ежеквартальные информационные «Вести из сельских библиотек Котельничского района» выходят в ЦРБ. Библиотечная газета «Окна РОСТА» издается в ЦБ Белохолуницкой ЦБС. В центральной детской библиотеке г. Нолинска – мини-газета «Жили-были книжки». Каждый из трёх номеров, вышедших в свет в 2010 г., посвящался одному из направлений работы детских библиотек. Слободская городская библиотека имени Грина выпускает газету «Библиовестник» тиражом 10 экземпляров. С 2008 г. в МУ «Библиотека» г. Кирова выпускается ежеквартальная молодёжная информационная газета «Библиотечный проспект». Электронная версия каждого нового выпуска информационной газеты выкладывается на сайте МУ «Библиотека». Опыт по выпуску собственных газет у сельских библиотек-филиалов пока невелик. Исключение составляют библиотеки Кирово-Чепецкой районной ЦБС. С 2006 г. в ЦРБ ежемесячно выходит газета «КЛУБОК: Клуб. Библиотека. Общество. Культура», учреждённая управлением культуры. Газета популярна среди библиотекарей и работников Домов культуры, содействует созданию единого культурного пространства района. С 2009 г. издаётся детская библиотечная газета «Читалка». Она распространяется через сельские библиотеки Кирово-Чепецкого района. «Читалка» стала популярнейшим периодическим изданием среди детей. Юные читатели сельских библиотек получили возможность проявить таланты писателей, художников, критиков на страницах газеты. Лучшие творческие работы составили электронный сборник «Я здесь родился, и край мне дорог…». Мало-Коныпской библиотекой-музеем ежемесячно издаётся газета «Коныпский вестник». Более шести лет самое активное участие в выпуске газеты «Чепецкий вестник» принимает Ключевская библиотека – центр досуга. Заведующая библиотекой является главным редактором газеты, на страницах которой публикуются официальные материалы местного масштаба, разноплановые материалы социальной направленности, библиотечные новости. Такой же направленности выходит газета «Пасеговчанка», в выпуске которой задействованы библиотекари села Пасегово. Достойное место в социокультурном пространстве села занимает Каринская библиотека, заведующая которой является редактором местной «Реальной газеты». Она редактирует и сама пишет оригинальные, вызывающие восхищение односельчан заметки, организовала и ведёт «Школу корреспондента». Работа по социальному проекту «Уголок России», посвящённому 80-летию Кирово-Чепецкого района и 400-летию села Бурмакино, выявила необходимость появления своего печатного органа для информирования населения. Так появилась газета «Бурмакино. ХХI век», где публикуются вести администрации; заметки о селе, о его жителях, о прошлом и будущем села Бурмакино, родословные жителей села и т. п. Работники сельской библиотеки и Дома культуры получили ещё одну возможность рассказать жителям о себе и своей работе, дать рекламу мероприятий, поблагодарить за помощь. Нужно отметить, что интерес СМИ к событиям библиотечной жизни значительно возрастает год от года. Например, в 2006 г. о Слободской городской библиотеке имени А. Грина в местной печати было опубликовано 35 заметок, то за 2010 г. – 85. Публикации в местных газетах – областных и районных – знакомят жителей области с библиотечными акциями, конкурсами, значимыми мероприятиями муниципальных библиотек. Во многих районных газетах есть тематические полосы, странички, информирующие население об услугах и ресурсах библиотек. Например, в подосиновской районной газете «Знамя» выходит страничка «Книгочей», в слободской газете «Слободские куранты» – «Библиофил», в Лебяжской районной газете – рубрика «На библиотечной волне». Районные газеты «Искра» (Оричи), «Прикамская новь», «Вятскополянская правда», «Арбажские вести», «Слободские куранты» и другие публикуют заметки о проведённых библиотечных мероприятиях, обзоры литературы, подготовленные как библиотекарями, так и сотрудниками редакций. Библиотекари Слободской ЦБС сотрудничают с редакциями местных молодёжных газет, которые издаются в поселениях района. Так, в Шестаковском сельском поселении активное участие в издании газеты Совета молодёжи «Молодо – не зелено» принимает библиотека. Молодёжная газета «Территория» освещает деятельность Вахрушевской ГБФ. В век Интернета и кабельного телевидения библиотеки сотрудничают не только с местными газетами. О деятельности библиотек города и района знакомят программы кабельного телевидения г. Вятские Поляны и г. Слободского. В рубрике «На книжной полке» в новостной передаче Вятскополянского кабельного телевидения выступают сотрудники библиотек города с информационными обзорами, с обзорами литературы. В 2010 г. подготовлено и проведено 7 обзоров, из них можно назвать такие, как «Великая Отечественная война в произведениях современных писателей», «Страницы добра и радости», «Любителям фэнтези». Жители города знакомы и с библиотечными мероприятиями, так как корреспонденты и операторы кабельного телевидения частые гости в библиотеках. Рубрика «Пять книг» еженедельно выходит в новостях Слободского кабельного телевидения (СКАТ). Обзор книжных новинок готовят сотрудники городской библиотеки имени А. Грина. В течение года 169 пользователей библиотеки обратились к книгам, о которых было рассказано в сюжетах. Просмотрено 506 книг, 121 издание было выдано на дом. После выхода передач спрос на книги повышается, некоторые пользователи целенаправленно идут за книгами, упомянутыми в обзорах. Жители г. Слободского, телезрители местного кабельного ТВ, смогли увидеть видеосюжеты из библиотеки, рассказывающие о книжных выставках, презентации сборника А. Ревы «Грани: от Анфилатова до Якубовского» и сборника, подготовленного и изданного сотрудниками библиотеки, «Слобожане в битве за Москву». По СКАТу были показаны: театрализованное представление «В дорогу за сказками», состоявшееся в день открытия Летнего читального зала в детском парке имени А. С. Пушкина; День открытых дверей «Вам знаком Книжкин дом?», вечер, посвящённый Дню пожилых людей «Не старят сердце молодое ни испытанья, ни года» и другие передачи, рассказывающие о мероприятиях, проводимых в библиотеке имени А. Грина. Важно отметить, что библиотека проводит мероприятия, значимые для всех жителей города. Так, к Дню Победы, один из отделов библиотеки – Центр патриотического воспитания имени Г. Булатова – принял активное участие в подготовке и проведении митинга, посвящённого Дню памяти Григория Булатова, первым водрузившим флаг Победы на рейхстаге 30 апреля 1945 г. В ноябре 2010 г. был организован и проведён вечер «Парень из нашего города», посвящённый 85-летию со дня рождения Г. Булатова. Оба сюжета были показаны кабельным телевидением. Молодёжный канал «Территория» п. Вахруши Слободского района освещает краеведческую деятельность Вахрушевской ГБФ. Библиотека приняла участие в создании двух выпусков телеканала. Выступления на радио – еще один канал информации о библиотеке и её деятельности. Реклама о вятскополянских библиотеках была озвучена в 2009 и 2010 гг. на волнах радиостанций «Авторадио» и радио «Мария». Еженедельно проходят радиопередачи, подготовленные сотрудниками библиотеки имени А. Грина, на слободском радио. Широкий отклик радиослушателей получили циклы радиопередач, посвящённые молодёжным проблемам, а также освещающие подвиг слобожан во время Великой Отечественной войны. В 2009 г. ОУНБ имени А. И. Герцена был организован конкурс сайтов среди муниципальных библиотек области с целью популяризации Интернет-технологий и расширения пользовательской аудитории библиотечных сайтов. Собственный сайт сегодня начинают разрабатывать не только городские, но и сельские библиотеки. Поэтому конкурс проводился в трёх номинациях: лучший проект сайта городской библиотеки, лучший проект сайта сельской библиотеки и лучший проект сайта районной библиотеки. Конкурс активизировал деятельность библиотек области по созданию собственных веб-страниц в сети Интернет. Но в настоящее время сайты практически не работают – нет пополнений и обновлений. К сожалению, сайты большинства библиотек Кировской области не выполняют свою рекламную функцию. Поддержка сайта в рабочем состоянии – это огромная работа, а в некоторых библиотеках в штате отсутствует ставка программиста. Среди рабочих сайтов можно назвать сайт юношеской библиотеки А. Лиханова (г. Киров), областной детской библиотеки имени А. Грина. Некоторые библиотеки имеют свои странички на порталах администраций районов и городов. В 2010 г. в Оричевской ЦРБ был создан сайт литературно-поэтического клуба «Рябинушка» (http://rabina-book.narod.ru/), на котором размещена информация об истории создания клуба, отчёт о литературной деятельности, помещены сборники стихов. Участие в работе сайта «Стрижата» позволило Стрижевской БФ Оричевского района представить свою деятельность широкой аудитории, познакомить пользователей интернета с историей библиотеки и посёлка, с мероприятиями, проводимыми в библиотеке. Чаще всего материалы библиотек области размещаются на сайте ОУНБ имени А. И. Герцена на странице «Библиотеки Кировской области» или на официальных сайтах районов. Так, информация о предстоящих библиотечных событиях размещается на официальном сайте Белохолуницкой районной администрации. На сайте администрации Оричевского района ежемесячно размещается вся информация о мероприятиях, проведённых в библиотеках. Web-сайт Слободской городской библиотеки имени А. Грина имеет историко-краеведческое направление. Посещает сайт ежегодно более 20 тысяч человек. Особой популярностью пользуется главная страница. На ней размещены новости библиотеки, анонс предстоящих мероприятий, краткая история города Слободского, информация о династиях слободских купцов с фотографиями. Большое количество посетителей заходит на страничку о Г. Булатове. Запросы поступают от краеведов области и, что особенно приятно, сайтом интересуются иностранцы. Постоянно посещают его жители Латвии, Ирландии, Израиля, США и др. На неофициальном сайте Вахрушевского городского поселения (http://www.vahrushi.ru) представлена информация о деятельность библиотек п. Вахруши. Электронные презентации и слайдовые фильмы – это ещё один вид рекламы деятельности библиотечных учреждений. Мультимедийные слайдовые презентации служат не только иллюстрациями к массовым мероприятиям, но и являются рекламой библиотек и их возможностей. В настоящее время муниципальные библиотеки области представляют в качестве отчёта своей работы электронные презентации. Библиотеки готовят презентации к собственным юбилеям и к юбилеям городов и сёл, в которых они находятся. К 30-летию Слободской ЦБС в 2010 г. Центральной районной библиотекой создан видеоролик «Библиотечная планета». К юбилеям библиотек созданы электронные презентации «Мгновения давно минувших дней и настоящих» (Нолинская ЦРБ), «История библиотеки» (Слободская городская библиотека имени А. Грина), «На берегу меж Вяткой и Чепцой» (ЦБ Кирово-Чепецкой ГЦБС к 55-летию города). В качестве отчёта – презентация «Издательская деятельность Арбажской ЦБС», ежеквартальные «Отчёты о работе Шестаковской СБФ имени Батуева за … квартал … года». В своей работе библиотекари детского отдела ЦГБ имени А. С. Пушкина (г. Киров) активно используют создание медиапрезентаций для рекламы фонда. В 2008 г. в рамках Года семьи отделом были подготовлены медиапрезентации по книгам издательства «Самокат», презентации по пропаганде семейного чтения и организации совместного досуга детей и родителей. Наряду с традиционными печатными изданиями был впервые выпущен электронный издательский продукт «Нам 110! Библиотечный каламбур в честь юбилея», состоящий из двух CD-дисков, в котором нашли отражения все материалы, посвящённые юбилею библиотеки. Большой опыт по созданию электронных презентаций имеется в библиотеках Слободского района. С целью формирования привлекательного образа библиотеки Сунцовской СБФ была подготовлена и продемонстрирована на 115-летии библиотеки презентация «В течение века как живёшь, библиотека». Сотрудники Шестаковской библиотеки-филиала имени А. Батуева к каждому крупному мероприятию, как к библиотечному, так и поселенческого значения, готовят электронные презентации или слайдовые фильмы. Презентация о клубе «Лилия», который существует в библиотеке с 2007 г., была представлена библиотекой на областной конкурс микропроектов «Банк экологических идей», в результате чего клуб «Лилия» стал победителем и получил денежную премию в размере 16,5 тысяч рублей. К 65-летию Победы библиотекой была подготовлена электронная презентация «Мы вышли из войны» и издан календарь с одноименным названием, посвящённый участникам ВОВ Шестаковского сельского поселения. В областном смотре-конкурсе на лучший краеведческий электронный продукт, организованном ОУНБ имени А. И. Герцена в 2011 г., библиотека заняла 1 место в номинации «Интересное дизайнерское решение» («Краеведческая находка»). В сюжете, показанном по Слободскому кабельному телевидению, глава Шестаковского поселения отметила достойную работу сотрудников библиотеки. Это воспитывает профессиональную гордость библиотекарей, придает уважение к библиотекам со стороны пользователей и учреждений, с которыми они сотрудничают. Общая характеристика деятельности муниципальных библиотек Кировской области по созданию рекламы позволяет сделать выводы о том, что на сегодняшний день производство печатной рекламы превалирует над другими видами рекламной продукции. Библиотеки производят пособия малых форм, выпускают сувенирную продукцию, изготавливают афиши, листовки, плакаты, рекламирующие библиотеки и их деятельность. Вместе с тем, существует ряд трудностей, возникающих при производстве рекламной продукции, в частности, недостаток финансирования, вследствие чего библиотеки не имеют хорошей полиграфической базы. Поэтому продукция часто издается в чёрно-белом виде. Это снижает эффективность рекламы. Ассортимент, количество и качество печатной рекламной продукции в муниципальных библиотеках отличается друг от друга и зависит от многих факторов. Во-первых, не всегда уделяется серьёзное внимание этому направлению библиотечными работниками. В частности, не все библиотекари осознают важность того, что рекламная продукция должна распространяться не только среди реальных, но и потенциальных пользователей. Во-вторых, ощущается недостаток знаний и умений. Необходимо организовать областные курсы повышения квалификации и смотры-конкурсы по созданию рекламной продукции на уровне ОУНБ имени А. И. Герцена. Как правило, организация конкурсов активизирует работу библиотек. В-третьих, ограниченные финансовые средства и отсутствие в подавляющем большинстве библиотек-филиалов компьютеров и другого необходимого оборудования приводит к тому, что основную работу по изданию рекламной продукции выполняют центральные районные и городские библиотеки, рекламная печатная продукция выпускается чаще всего на чёрно-белом принтере на цветной бумаге. Несмотря на трудности, муниципальные библиотеки области всё чаще заявляют о себе, используя различные средства и каналы рекламы. Они стараются заинтересовать местные средства массовой информации: телевидение, радио, газеты с целью привлечения новых пользователей, создания положительного имиджа в обществе. Не только центральные районные и городские библиотеки, но и сельские библиотеки-филиалы уже имеют опыт создания электронного продукта. Чаще всего это презентации и видеоролики, которые сопровождают мероприятия, посвящённые различным датам, событиям. Создание сайтов – работа трудоёмкая, требует вклада больших материальных и человеческих ресурсов. Но в последние годы библиотеки уделяют всё больше внимания данному виду рекламы. Этому способствует совершенствующаяся, пусть и медленно, материально-техническая база библиотек, и стремление библиотечных специалистов соответствовать требованиям времени. Библиотекари сегодня понимают важную роль рекламы и уделяют ей внимание. Рассмотрев современное состояние рекламной деятельности библиотек, можно констатировать, что реклама – самый эффективный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа. Реклама является важнейшим компонентом маркетинговой деятельности библиотеки и одним из основных коммуникационных средств маркетинга. |
|
Назад | На главную |