Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Вятские книголюбы
Будем работать сами, приводя в известность
добрые дела других!
Е.Д. Петряев

26 февраля 2015 г. в арт-центре областной библиотеки им. А. И. Герцена состоялось очередное, 458-е заседание клуба «Вятские книголюбы»

Программа заседания:

К 125–летию со дня рождения Б. Л. Пастернака. Обзор новых книг о поэте
С. В. Медко, библиотекарь отдела обслуживания

Обзор литературно-художественных журналов за 2014 год
Н. А. Никулина, библиотекарь отдела обслуживания

Книжная выставка «Борис Пастернак: PRO ET CONTRA»

Во всем мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте…

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Он мог стать художником (под влиянием отца), музыкантом (как мать), композитором (его благословлял Скрябин), ученым-философом (учился в Германии, Марбург), но стал поэтом. Окончательный поворот к поэтическому творчеству состоялся в 1912 году. «Я основательно занялся стихописанием. Днем и ночью, и когда придётся, я писал о море, о рассвете, о летнем доме, о каменном угле Гарца», – вспоминал Пастернак в автобиографической «Охранной грамоте».


Медко С. В., библиотекарь отдела обслуживания

За последние годы вышло немало книг о Б. Л. Пастернаке. Во всем многообразии литературы о поэте в своем обзоре помогла разобраться библиотекарь сектора универсальной литературы отдела обслуживания Светлана Валентиновна Медко. Она представила наиболее интересные издания, вышедшие после 2005 года. Авторы этих книг раскрывают биографию и творчество Бориса Пастернака с различных точек зрения, развенчивают многочисленные мифы о поэте.

февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит…

Б. Л. Пастернак–поэт всегда мечтал о большой прозе, он хотел быть автором «Разгрома» и «Цемента», также его считают одним из лучших переводчиков.
Бухарин на первом съезде писателей назвал Пастернака «первым поэтом современности». После смерти его называли «Гамлет ХХ века», «заложник вечности», «неуставный классик», «лучезарная душа», «один на всех и у каждого свой».

По словам самого Пастернака, его «жизнь была хорошая», ему «посчастливилось высказаться полностью».

Б. Л. Пастернак. Книги, представленные в обзоре

Быков, Д. Л. Борис Пастернак. – М., 2008. – 893 с. – (Жизнь замечательных людей) ; Емельянова, И. И. Пастернак и Ивинская. – М., 2006. – 335 с. – (Провода под током) ; Иванова, Н. И. Борис Пастернак: времена жизни. – М., 2007. – 462 с. – (Диалог) ; Мансуров, Б. М. Лара моего романа: Борис Пастернак и Ольга. – М., 2009. – 391 с. ; Б. Л. Пастернак: PRO ET CONTRA: Б. Л. Пастернак в совет., эмигрант., рос. лит. критике. – СПб, 2012. – (Русский путь) ; Сергеева-Клятис, А. Ю. Москва Пастернака. – М., 2009. – 526, [1] с. ; Смолицкий, В. Г. «Я жил в те дни…»: биогр. этюды о Б. Л. Пастернаке. – М., 2012. – 162 с. ; Соколов, Б. Кто Вы, доктор Живаго?: расшифрованный Пастернак. – М., 2006. – 350 с. ; Юрченко, Ю. Зашифрованная поэма: «Фауст»: Пастернак против Сталина. – СПб, 2010. – 252, [3]  с.

***

Немалый интерес вызвал обзор литературно-художественных журналов за 2014 год. Его представила библиотекарь сектора текущей периодики отдела обслуживания Наталья Алексеевна Никулина. При подготовке обзора она ориентировалась на статьи критиков.

Большую часть материалов «толстых» журналов («Октябрь», «Иностранная литература», «Наш современник» и других) составили художественные произведения как русских, так и зарубежных авторов, как известных, так и восходящих на Олимп известности. Это рассказы, повести и романы как серьезные, философские, так и легкие, юмористические.


Никулина Н. А., библиотекарь отдела обслуживания

Аксенов, В. Рассказы и эссе // Октябрь. – 2014. – № 8. – С. 131–153.
В номере представлены рассказы «Промежуточная посадка в Сайгоне», «Рассказ о баскетбольной команде, играющей в баскетбол» и эссе «Споры на взморье», «Как меня записали в русские шовинисты», сохранившиеся в американском архиве писателя.

Арабов, Ю. Столкновение с бабочкой : роман // Октябрь. – 2014. – № 11. – С. 3–84.
«Столкновение с бабочкой» – роман-сновидение, роман-парадокс. Как повернулась бы история России ХХ века, если бы главные ее действующие лица могли договориться, пойти на компромисс? Место действия – Цюрих, Петроград, Гельсингфорс; персонажи как будто всем известные, но увиденные с необычной стороны – Ленин, Николай II, императрица Анна Фёдоровна, наследник Алексей, Матильда Кшесинская и, конечно, русский народ…

Бондарев, Ю. Мгновения // Наш современник. – 2014. – № 3. – С. 3–21.
Лирические и философские миниатюры Ю. Бондарева под общим названием «Мгновения» – запечатленные моменты напряженной внутренней жизни автора, раздумья о жизни и судьбе, о любви, человечности и нравственной чистоте отношений, о необходимости сохранять верность своим жизненным принципам, о силе и жизненной правде творчества.

Варламов, А. Мысленный волк // Октябрь.2014. – № 4. – С. 3–97.
Действие нового романа Алексея Варламова происходит в один из самых острых моментов в российской истории – «бездны на краю» – с лета 1914 по зиму 1918. В нем живут и умирают герои, в которых порой угадываются известные личности: Григорий Распутин, Василий Розанов, Михаил Пришвин, мешаются события реальные и вымышленные. Персонажи романа любят – очень по-русски, роковой страстью, спорят и философствуют – о природе русского человека, вседозволенности, Ницше, будущем страны и о мысленном волке – страшном прелестном звере, который вторгся в Россию и стал причиной ее бед... Название романа взято из православной молитвы Иоанна Златоуста перед Святым причастием и буквально звучит как «звероуловленный волк». По мысли писателя, именно в этом словосочетании и содержится основная метафора книги, рассказывающей об умонастроениях людей перед русской революцией. Человек, как считает Алексей Варламов, в ответе за свои слова, поступки, но не до конца ответственен в мыслях, и часто в нашей истории мы оказываемся будто «ужалены» «мысленным волком».

Варламов, А. Русский Гамлет : рассказы о Шукшине // Новый мир. – 2014. – №№ 9, 10.
Рассказы о Шукшине в годы начала его творческий жизни: поступление во ВГИК, годы учебы, взаимоотношения с преподавателями, с однокурсниками (в частности, с Андреем Тарковским), взаимоотношения с земляками, обстоятельства личной жизни и т. д.; и, соответственно, – попытка написать психологический портрет этой яркой и противоречивой личности. Вторая часть журнальной публикации «Рассказов о Шукшине» посвящена началу Шукшина-писателя – первые публикации, сделавшие ему имя и упрочившие его (полубезработного, бездомного выпускника ВГИКа) положение в Москве, переход в «Новый мир», его положение в тогдашнем литературном мире.

Гуцко, Д. Происхождение : рассказ // Знамя. – 2014. – № 8. – С. 108–132.
«Когда свершится будущее, где-то там, на другом конце жизни, девочка Яна с удивлением обнаружит себя одинокой старухой, надевшей новый байковый халат (синие цветочки на коралловом фоне) к приходу разносчицы пенсий. Пожмет плечами, отвернется от своего непрошеного отражения в оконном стекле, продолжит мысленный разговор с Шурой-из-собеса, женщиной недалекой, но в целом неплохой (старший сын таксист, дочка разведена). За умеренное вознаграждение Шура вымоет полы и сходит в магазин. Хочется шоколадных батончиков. С орешками. И с вафельной крошкой. Впрочем, Шура будет еще нескоро. Будущего у Янки много, невообразимо много….».

Зорин, Л. Памяти Безродова : повесть ; Стук колотушки : монолог // Знамя. – 2014. – № 2. – С. 8–46.
Переплетение судеб двух русских писателей разных поколений составляет содержание первой повести. Герой монолога «Стук колотушки» – провинциальный юноша, отважившийся завоевать Москву. Наверное, и вправду «Бог его любит», поскольку ему везет, несмотря на катастрофическую неуместность затеи: явиться в столицу в разгар чудовищного мракобесия и государственного антисемитизма.

Кочергин Э. Завирухи Шишовского переулка. Василеостровские притчи // Знамя. – 2014. – № 8. – С. 76-104.
Цикл фантастических новелл с мистическим оттенком. Шиши — ближайшие к человеку потусторонние создания, представители доброго духа домашнего очага. В деревнях, где еще помнят, кто кому дядька, шиша-домового называют хозяином или даже ласково хозяюшком-батюшкой, соседушкой-братанушкой. Каждый порядочный дом должен обязательно иметь своего домового шиша. Если в квартире его нет, то в доме что-то неладно. Конечно, шиш шишу рознь, но все-таки большая их часть состоит из добрых, внимательных, порядочных особей, старающихся помочь нам во временном существовании на этом свете.

Крупин, В. Корабельные дневники : путевые заметки // Москва. – 2014. – 9. – С. 12–61.
Заметки православного писателя-путешественника о паломнической поездке на Святую землю. Размышления о России, о православии, о литературе. Хорошее чтение для души.

Лукас О. Принцесса, свинопас и трудности с учебой : сказки // Октябрь. – 2014. – № 11. – С. 134–140.
В альтернативных сказках перекраиваются хорошо известные сказочные сюжеты: злая фея крестная оказывается доброй нянькой капризной принцессе, принц-свинопас ленив и связался с дурной компанией, а принцесса отзывчива и добра. Приятное, забавное чтение старых сказок на новый лад.

Мандельштам, Н. Я. Жить подальше от литературы // Октябрь. – 2014. – С. 139–166.
Беседы Н. Я. Мандельштам с американским славистом, профессором Принстонского университета, автором первой научной биографии Осипа Мандельштама Кларенсом Брауном, состоявшиеся весной 1966 года.

Мессерер, Б. Промельк Беллы : главы из книги // Октябрь. – 2014. – № 7. – С. 120–138.
В новых главах мемуаров автор делится воспоминаниями о годах учёбы в Архитектурном институте, его неординарных преподавателях Михаиле Александровиче Туркусе, Иване Владиславовиче Жолтовском, Борисе Сергеевиче Мезенцеве; о друзьях-художниках Маше Чегодаевой, Олеге Целкове, Эдуарде Штейнберге, Валерии Доррере, о знакомстве с юным Андреем Вознесенским. 

Моррисон, Т. Домой : роман // Иностранная литература. – 2014. – № 7. – С. 3–74.
Действие романа «Домой» разворачивается  в США, в 40-е годы прошлого века. Неблагополучная негритянская семья – родители и их маленькие дети, брат с сестрой – бежит от расистов из Техаса в Джорджию в городишко Лотус. Проходит несколько лет. Несмотря на бесправие, ужасную участь сестры и мучительные воспоминания Фрэнка, ветерана Корейской войны, жизнь берет свое, и героев не оставляет надежда.

Прилепин, З. Обитель : роман // Наш современник. – 2014. – №№ 5, 6.
«Вы все будете меня ненавидеть, а я напишу такие книги, что вы не сможете меня не признать», – ответил Захар Прилепин финскому журналисту на вопрос, почему он, писатель, «лезет в публицистику», в политику, ругая современную российскую власть и столь же яростно ругаясь с ее либеральной оппозицией. Так и происходит. 2014 год стал «годом Захара Прилепина» в российской литературе. Его новый роман «Обитель» был признан лучшим по результатам конкурса «Большая книга» и буквально взорвал головы читателям. Так о ГУЛАГе, точнее, о его предтече, Соловецком лагере, еще не писали. На сочащемся кровью и гневом историческом материале Прилепин не побоялся создать остросюжетный, авантюрный роман. Книгу, которую читают, не отрываясь и страниц не пропуская, поскольку на каждой то смертельный боксерский поединок, то расстрел, то поиски клада, то поиски Бога. И, конечно, любовь, отчаянная и опасная: главный герой-заключенный испытывает чувства к женщине начальника лагеря. В клубке человеческих судеб, где палачей невозможно отличить от жертв, словно в зеркале, отражается история всей страны .

Сенчин, Р. Чернушка : из книги «Зона затопления» // Новый мир. – 2014. – № 4. – С. 87–112.
«Распутинская» повесть Сенчина про последний день, а потом последнее утро в деревне перед тем, как ее затопит водохранилище при запускаемой в строй электростанции. Героиня, семидесятипятилетняя старуха, совершает в доме свои последние дела – вот точка обзора, выбранная автором для рассказа о жизни своей героини и ее односельчан.

Янь, М. Колесо мучительных перерождений : главы из романа // Иностранная литература. – 2014. – № 3. – С. 163–182.
Мо Янь – один из самых популярных писателей Китая. Работает в жанре фантастического реализма. Китайские критики относят творчество писателя к "литературе поиска корней". В 2012 году Мо Янь стал лауреатом Нобелевской премии с формулировкой "за галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью". Это относится и к одному из последних его романов «Колесо мучительных перерождений», написанном в 2006 году. В нём прослеживаются пятьдесят лет китайской истории с 1950–го по 2000 год. Основные герои – доброжелательный зажиточный крестьянин, убитый во время аграрной реформы, и спасённый им батрак, который упрямо отвергает любую форму коллективизации. Читатель романа становится свидетелем нешуточных страстей, кипящих в глухой китайской деревушке, историй о стойкости и преданности, любви и ненависти, историй полных трагизма и юмора.


Постоянные члены клуба «Вятские книголюбы»


Книжная выставка «Пастернак: PROETCONTRA»




Поделитесь нашей новостью с друзьями



Назад | На главную