Вятские книголюбы | |
Будем работать сами, приводя в известность добрые дела других! Е.Д. Петряев |
|
27 февраля 2014 г. состоялось очередное, 449 заседание клуба «Вятские книголюбы» им. Е. Д. Петряева Программа С открытием нового здания библиотеки у книголюбов сразу вошло в традицию совершать экскурсии по новым экспозициям выставочного зала библиотеки. Подобная возможность представилась и на состоявшемся заседании, для участников которого была организована экскурсия по открывшейся в декабре 2013 года выставке «Хранители старины. Послание в будущее». Выставка «Хранители старины. Послание в будущее» проходит в рамках Года культуры в России. Это большой культурно-образовательный проект, рассчитанный на современника, которому не безразлично будущее своего Отечества. Экспозиция вводит в мир народного искусства рассматриваемого с точки зрения духовных корней, эмоционально-нравственных основ не только прошлого, но настоящего и будущего. Идея проекта — показать взаимодействие народного искусства с творчеством современных художников. Искусствовед по профессии, Любовь Борисовна Горюнова ярко и эмоционально рассказала об интеграции традиционной народной культуры в искусство современных художников. Она особо подчеркнула, что выставка связана с интересными страницами вятской истории, материальной и духовной культуры. В то же время это не просто свидетели старины, но и очевидцы нашей современной жизни. Попавшие в концептуально созданную выставочную среду библиотеки, многие вещественные предметы приобрели новый, неожиданный смысл.
Просмотр выставки начался с монографических экспозиций народных мастеров игрушечного промысла. Это дымковская игрушка Г. Л. Михалицыной, соломенные композиции Л. В. Сметаниной, тряпичная кукла Т. С. Мамоновой. Что объединяет этих авторов, использующих разные материалы, техники, художественные приемы в создании своих произведений? Скорее всего, ощущение вятского колорита. Оно возникает в тематике работ, раскрывающих самобытность крестьянского и городского быта. Вятское присутствует в характере созданного образа, в самом типаже игрушки, в использовании природного, культурного и исторического текста. Художественные композиции мастериц не просто радуют глаз и дают разнообразную гамму лирических чувств, но и создают атмосферу праздничного настроения. Библиофилов поразили художественные инсталляции, современные артефакты, удивительные по красоте женские костюмы из проекта «Деревянные кружева России». К сфере традиционной народной культуры относятся старинные токарной работы самопрялки, роспись по дереву в свободной кистевой манере с цветочными мотивами (филенки дверей шкафов), чугунные светцы для лучины, домотканое полотно разного цвета, орнамента и фактуры, расписные кованые сундуки. В старину они были в каждом крестьянском доме, определяя особенности национального быта, связанные с эстетическим восприятием человека окружающего мира. В горнице любой деревенской избы можно было встретить изготовленный кустарным способом незатейливый ткацкий стан. Одним из распространенных видов крестьянского ремесла было ткачество. Использовали в качестве сырья лен, который называли «женской» культурой, так как в основном все работы, связанные с ткачеством выполняли женщины.
В экспозиции «Хранители старины. Послание в будущее» ткацкий станок не только занял узловое место в выставочном пространстве, но и подсказал идею создания из его деревянных деталей современных художественных инсталляций. Их материалом служат: челночки, веретено, набилки с солярными знаками, бердо, блочки в соединении с кружевом, домотканью, льняными нитями. Это некие самоценные декоративные композиции, которые построены на ритмической основе, сопоставлении формы и объема, линии и цвета, разнообразия орнамента и фактуры. Они привлекательны своей простотой и безграничной свободой воплощения творческого замысла. Выразительным элементом экспозиции является линейный орнамент, выполненный из деревянных швеек с резным навершием. Автор всех этих работ — Н. В. Егорова (историко-краеведческий клуб «Мир»).
Художественные инсталляции, как и удивительные по красоте исполнения женские костюмы с традициями русской фольклорной культуры, выполненные под руководством Л. А. Пустовойт, служат особым эмоциональным фоном для монументальных буквенных композиций, складывающихся во фразу «Наш вятский дом» (руководитель проекта — художник А. П. Драченков). Они акцентируют основную тему выставки, вокруг которой разворачиваются разные сюжетные мизансцены. Каждая из них уникальна по-своему, а все вместе они образуют синтез игры, творчества и диалога. Буквы выполнены из разных природных материалов. Это соломка, глина, дерево, бумага, домоткань, кружево, кожа, металл, камень. В них органично соединились элементы национальной письменной культуры с предметным миром народных промыслов и ремесел. Каждую букву можно рассматривать не только на уровне изобразительного текста, но и глубокого культурного, исторического подтекста. В то же время «скульптурные» буквенные композиции имеют множество сакральных смыслов, связанных с основами православной культуры. Интерпретация творческих работ представляет собой своеобразное взаимодействие двух миров: внутреннего мира художественного произведения и мира зрителя. С неослабевающим вниманием члены клуба рассматривали экспонаты, сопереживали увиденному и услышанному. В завершение аплодисментами поблагодарили Любовь Борисовну за прекрасную экскурсию. Вторая часть заседания прошла в Арт-центре и была не менее познавательна. Наталья Алексеевна Никулина, библиотекарь сектора периодики, провела обзор художественно-литературных журналов за 2013-2014 гг. Увлекательный, живой рассказ о новых интересных публикациях вызвал желание прочитать их. Подобные обзоры уже также стали традиций. Они помогают читателям сориентироваться в море печатных изданий, а сотрудникам — шире раскрывать богатство библиотечных фондов. «Вятские книголюбы» воспользовались своей «скромной» привилегией брать заинтересовавшие их издания на дом из читального зала на небольшой срок. Почти все произведения, включённые в обзор, нашли своих почитателей.
Список литературы к обзору Аксёнов, Василий. «Юность» бальзаковского возраста // Октябрь. — 2013. — № 7. — С. 89-101. Белов, Василий. Тяжесть креста // Молодая гвардия. — 2013. — № 11-12. — С. 240-248. Заходер, Галина. Дорожные знаки // Октябрь. — 2013. — № 7. — С. 125-139. Мессерер, Борис. Промельк Беллы // Октябрь. — 2013. — № 4. — С. 105–147 ; № 5, — С. 119-147. Мягкова, Ирина. Несколько слов об Эфросе // Знамя. — 2013. — № 9. — С. 173-179. Озёрная, Ирина. Пан круль Ежи Перший // Октябрь. — 2013. — № 6. — С. 142-155. Пантелеев, Леонид. Из записных книжек // Звезда. — 2013. — № 8. — С. 96-120. Петров, Михаил. Встречи с Бродским // Звезда. — 2013. — № 5. — С. 161-171. Смола, Олег. Давайте поверим поэту // Знамя. — 2014. — № 1. — С. 153-178. Тангян, Ольга. Зачем Юрий Трифонов ездил в Туркмению? // Знамя. — 2013. — № 4. — С. 166-183. Поделитесь нашей новостью с друзьями |
|
Назад | На главную |