Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Вятские книголюбы
Будем работать сами, приводя в известность
добрые дела других!
Е.Д. Петряев

27 февраля 2014 г. состоялось очередное, 449 заседание клуба «Вятские книголюбы» им. Е. Д. Петряева

Программа

  • Экскурсия по выставке «Хранители старины. Послание в будущее» (Л. Б. Горюнова, редактор музыкально-нотного сектора)
  • Обзор литературно-художественных журналов (Н. А. Никулина, библиотекарь отдела обслуживания)
  • С открытием нового здания библиотеки у книголюбов сразу вошло в традицию совершать экскурсии по новым экспозициям выставочного зала библиотеки. Подобная возможность представилась и на состоявшемся заседании, для участников которого была организована экскурсия по открывшейся в декабре 2013 года выставке «Хранители старины. Послание в будущее».

    Выставка «Хранители старины. Послание в будущее» проходит в рамках Года культуры в России. Это большой культурно-образовательный проект, рассчитанный на современника, которому не безразлично будущее своего Отечества. Экспозиция вводит в мир народного искусства рассматриваемого с точки зрения духовных корней, эмоционально-нравственных основ не только прошлого, но настоящего и будущего. Идея проекта — показать взаимодействие народного искусства с творчеством современных художников.


    Любовь Борисовна Горюнова и члены клуба

    Искусствовед по профессии, Любовь Борисовна Горюнова ярко и эмоционально рассказала об интеграции традиционной народной культуры в искусство современных художников. Она особо подчеркнула, что выставка связана с интересными страницами вятской истории, материальной и духовной культуры. В то же время это не просто свидетели старины, но и очевидцы нашей современной жизни. Попавшие в концептуально созданную выставочную среду библиотеки, многие вещественные предметы приобрели новый, неожиданный смысл.

    Просмотр выставки начался с монографических экспозиций народных мастеров игрушечного промысла. Это дымковская игрушка Г. Л. Михалицыной, соломенные композиции Л. В. Сметаниной, тряпичная кукла Т. С. Мамоновой.


    Возле стенда с соломенной игрушкой Л. В. Сметаниной

    Что объединяет этих авторов, использующих разные материалы, техники, художественные приемы в создании своих произведений? Скорее всего, ощущение вятского колорита. Оно возникает в тематике работ, раскрывающих самобытность крестьянского и городского быта. Вятское присутствует в характере созданного образа, в самом типаже игрушки, в использовании природного, культурного и исторического текста. Художественные композиции мастериц не просто радуют глаз и дают разнообразную гамму лирических чувств, но и создают атмосферу праздничного настроения.

    Библиофилов поразили художественные инсталляции, современные артефакты, удивительные по красоте женские костюмы из проекта «Деревянные кружева России».

    К сфере традиционной народной культуры относятся старинные токарной работы самопрялки, роспись по дереву в свободной кистевой манере с цветочными мотивами (филенки дверей шкафов), чугунные светцы для лучины, домотканое полотно разного цвета, орнамента и фактуры, расписные кованые сундуки. В старину они были в каждом крестьянском доме, определяя особенности национального быта, связанные с эстетическим восприятием человека окружающего мира.

    В горнице любой деревенской избы можно было встретить изготовленный кустарным способом незатейливый ткацкий стан. Одним из распространенных видов крестьянского ремесла было ткачество. Использовали в качестве сырья лен, который называли «женской» культурой, так как в основном все работы, связанные с ткачеством выполняли женщины.


    У ткацкого станка

    В экспозиции «Хранители старины. Послание в будущее» ткацкий станок не только занял узловое место в выставочном пространстве, но и подсказал идею создания из его деревянных деталей современных художественных инсталляций. Их материалом служат: челночки, веретено, набилки с солярными знаками, бердо, блочки в соединении с кружевом, домотканью, льняными нитями.

    Это некие самоценные декоративные композиции, которые построены на ритмической основе, сопоставлении формы и объема, линии и цвета, разнообразия орнамента и фактуры. Они привлекательны своей простотой и безграничной свободой воплощения творческого замысла. Выразительным элементом экспозиции является линейный орнамент, выполненный из деревянных швеек с резным навершием. Автор всех этих работ — Н. В. Егорова (историко-краеведческий клуб «Мир»).

    Художественные инсталляции, как и удивительные по красоте исполнения женские костюмы с традициями русской фольклорной культуры, выполненные под руководством Л. А. Пустовойт, служат особым эмоциональным фоном для монументальных буквенных композиций, складывающихся во фразу «Наш вятский дом» (руководитель проекта — художник А. П. Драченков). Они акцентируют основную тему выставки, вокруг которой разворачиваются разные сюжетные мизансцены. Каждая из них уникальна по-своему, а все вместе они образуют синтез игры, творчества и диалога.


    «Т» — Трифон Вятский

    Буквы выполнены из разных природных материалов. Это соломка, глина, дерево, бумага, домоткань, кружево, кожа, металл, камень. В них органично соединились элементы национальной письменной культуры с предметным миром народных промыслов и ремесел. Каждую букву можно рассматривать не только на уровне изобразительного текста, но и глубокого культурного, исторического подтекста. В то же время «скульптурные» буквенные композиции имеют множество сакральных смыслов, связанных с основами православной культуры. Интерпретация творческих работ представляет собой своеобразное взаимодействие двух миров: внутреннего мира художественного произведения и мира зрителя.


    «В» — Вятка

    С неослабевающим вниманием члены клуба рассматривали экспонаты, сопереживали увиденному и услышанному. В завершение аплодисментами поблагодарили Любовь Борисовну за прекрасную экскурсию.

    Вторая часть заседания прошла в Арт-центре и была не менее познавательна. Наталья Алексеевна Никулина, библиотекарь сектора периодики, провела обзор художественно-литературных журналов за 2013-2014 гг. Увлекательный, живой рассказ о новых интересных публикациях вызвал желание прочитать их. Подобные обзоры уже также стали традиций. Они помогают читателям сориентироваться в море печатных изданий, а сотрудникам — шире раскрывать богатство библиотечных фондов. «Вятские книголюбы» воспользовались своей «скромной» привилегией брать заинтересовавшие их издания на дом из читального зала на небольшой срок. Почти все произведения, включённые в обзор, нашли своих почитателей.


    Наталья Алексеевна Никулина


    Члены клуба слушают обзор

    Список литературы к обзору

    Аксёнов, Василий. «Юность» бальзаковского возраста // Октябрь. — 2013. — № 7. — С. 89-101.
    Два эссе-воспоминания Василия Аксёнова, опубликованных в эмиграции в середине восьмидесятых годов прошлого века. Первое посвящено тридцатилетию журнала «Юность», постоянным автором которого Аксёнов был более десяти лет. Второе — приезду Булата Окуджавы в начале горбачёвской перестройки в Вашингтон, где его встретил Аксёнов.

    Белов, Василий. Тяжесть креста // Молодая гвардия. — 2013. — № 11-12. — С. 240-248.
    Воспоминания о совместной с Василием Шукшиным поездке на родину Василия Белова. Общение с природой и разговор по душам, российская деревня 1960-х годов и её обитатели.

    Заходер, Галина. Дорожные знаки // Октябрь. — 2013. — № 7. — С. 125-139.
    Путевые заметки, сделанные во время автомобильных поездок по России и за рубежом известным советским поэтом и переводчиком Борисом Заходером и посмертно опубликованные его женой Галиной Заходер.

    Мессерер, Борис. Промельк Беллы // Октябрь. — 2013. — № 4. — С. 105–147 ; № 5, — С. 119-147.
    Театральный художник Борис Мессерер вспоминает о встречах с кинорежиссёром Сергеем Параджановым, писателем Василием Аксёновым, поэтом Булатом Окуджавой, а также делится впечатлениями об изумительно красивой природе Грузии, о душевной теплоте и таланте грузинских художников и писателей.

    Мягкова, Ирина. Несколько слов об Эфросе // Знамя. — 2013. — № 9. — С. 173-179.
    Отрывок из книги воспоминаний театрального критика Ирины Мягковой «Чужая девочка» о выдающемся советском театральном режиссёре Анатолии Эфросе. Автор сравнивает Эфроса и Юрия Любимова, в разное время возглавлявших Театр на Таганке. Сравниваются их душевные, нравственные, деловые качества, их эстетические взгляды и модели сопротивления советскому режиму.

    Озёрная, Ирина. Пан круль Ежи Перший // Октябрь. — 2013. — № 6. — С. 142-155.
    Литературовед Ирина Озёрная в своём исследовании генеалогического древа рода Олешей опровергает устоявшееся мнение исследователей творчества советского писателя Юрия Олеши о его исключительно польском аристократическом происхождении. По её мнению, Олеши — это выходцы из России.

    Пантелеев, Леонид. Из записных книжек // Звезда. — 2013. — № 8. — С. 96-120.
    Известный советский детский писатель Леонид Пантелеев в своих неординарных воспоминаниях о встречах с Максимом Горьким, Анной Ахматовой и размышлениях о творчестве Лескова предстаёт перед читателем в далёком от устоявшегося образе.

    Петров, Михаил. Встречи с Бродским // Звезда. — 2013. — № 5. — С. 161-171.
    История 35-летнего знакомства и дружеского общения выдающегося российского учёного-физика Михаила Петрова и одного из лучших поэтов XX в. Иосифа Бродского. Ленинград начала 1960-х, «оттепель», первая встреча в литературном молодёжном объединении и постепенное сближение, секрет атомной бомбы и «Музыка на смерть королевы Марии» Генри Персела. Отъезд Бродского из СССР, душевные раны и прощание с друзьями. Русский мир Нью-Йорка 1990-х, восстановление дружеских связей, последние дни жизни поэта.

    Смола, Олег. Давайте поверим поэту // Знамя. — 2014. — № 1. — С. 153-178.
    Исследователь творчества Владимира Маяковского Олег Смола рассказывает о знакомстве с музами великого поэта Лилей Брик и Вероникой Полонской и вместе с ними рассматривает версии его гибели.

    Тангян, Ольга. Зачем Юрий Трифонов ездил в Туркмению? // Знамя. — 2013. — № 4. — С. 166-183.
    Дочь советского писателя Юрия Трифонова Ольга Тангян описывает историю создания его романа «Утоление жажды» и туркменского цикла в литературно-биографическом ключе, приводя малоизвестные факты из жизни писателя.




    Поделитесь нашей новостью с друзьями



    Назад | На главную