Главная > Выпуск №7 > Музыкальная мозаика

Музыкальная мозаика

История музыкального образования и музыкальной культуры Вятского края: Материалы науч. конф., посвящ. 630-летию г. Кирова-Вятки и 85-летию Первой муз. шк. г. Кирова.- Киров, 2003.- 190 с.

Географически Вятка, можно сказать, расположена недалеко от Казани, до революции входила в Казанский учебный округ и находилась в сфере прямого влияния последней. Теперь сферы влияния поменялись, и казанцы, к которым отношу и себя, о музыкальной жизни соседней Кировской области информированы уже в значительно меньшей степени. Да и какой, казалось бы, может быть музыкальная жизнь в городе, где нет музыкальных вузов, оперного театра, а симфонический оркестр возник совсем недавно? Ведь об уровне развития музыкальной культуры мы судим обычно по наличию именно этих учреждений.

И вот в моих руках книга, в которую заглядываю, не ожидая особых открытий. Обращаюсь к ней ещё и еще раз. Наконец, убеждаюсь, что мои музыкантские предрассудки здесь неуместны.

Составители предоставили возможность высказаться всем желающим. Авторы - люди разных профессий, совершенно разной степени известности, различного навыка владения пером, люди, находящиеся в разном отношении к объекту своего исследования. Учащиеся и ученые, аспиранты и управленцы, музыканты и журналисты, библиотекари и педагоги, они же часто сослуживцы или ученики тех, кому посвящены работы.

Ряд музыкально-исторических миниатюр, представленных в сборнике, скомпонован в три раздела: 1. Музыкальная культура Вятского края; 2. Выдающиеся деятели музыкальной культуры; 3. История музыкального образования Вятского края.

Центральной в первом разделе является статья коллектива авторов (П. В. Шипулин, Г. К. Кобельков, Ю. Ф. Лисин, А. В. Петухова) "К оркестровой истории Вятки". Здесь приводится много фактов, но авторам удалось уйти от монотонного их перечисления и вкраплением воспоминаний, живых деталей создать историческую панораму формирования и развития оркестровых традиций города. На одном дыхании читаются очерки Т. К. Николаевой "Музыкальные страницы вятской театральной жизни" и "Семейное музицирование в Вятке. (По страницам воспоминаний И. К. Франчески)". Автор тонко чувствует настроение эпохи и в своих "Музыкальных страницах" необыкновенно живо воспроизводит события театральной жизни. Как приятно, читая, пережить перипетии "войны" между стрелкистами и прокофьевистами! Ведь раздор в ряды вятских меломанов внесли Стрелкова и Прокофьева - артистки, что мне особенно приятно отметить, казанские.

Известно, что музыканты-"народники" - народ обстоятельный, и в этом сборнике они еще раз подтвердили такую свою репутацию. Проблемам истории народных инструментов в Вятском крае посвящены работы Г. А. Коряковцевой ("Основные вехи истории становления и развития исполнительства на домре в Котельниче"), Л. Б. Малковой ("Домра в Омутнинске"), Л. Е. Черняевой ("Оркестры народных инструментов г. Слободского"), М. А. Махнёвой ("Из истории оркестра народных инструментов городского Дворца пионеров"). Не менее обстоятельна и статья В. В. Коромысловой о взаимодействии профессионального и самодеятельного творчества.

Вызывают интерес работы о традиционной музыкальной культуре: очерк В. К. Семибратова, посвященный деятельности М. Г. Казанцевой по сохранению и изучению музыкально-поэтического наследия старообрядцев (к сожалению, в связи с её трагической гибелью), и статья Н. В. Черных об А. М. Васнецове и его сборнике "Песни Северо-восточной России".

Второй раздел - личностный. Здесь мы знакомимся с судьбами музыкантов выдающихся, известных и не слишком известных: пианиста А. У. Арамовича (автор - В.С. Жаравин), виолончелиста М. С. Двинянинова (Л. С. Двинянинова), пианиста, композитора и дирижера В. К. Зеленского (А. В. Леттова), пианиста В. В. Нильсена (В. Ю. Шапошников), народной артистки СССР А. В. Прокошиной (С. Н. Панькова), директора ДМШ № 1 Г. К. Кобелькова (А. В. Петухова)... Назвать этот раздел можно было бы просто "Деятели музыкальной культуры". Уместно также было бы расширить его, переместив из первого раздела статьи Е. В. Березина "Профессор пения Н. А. Преображенский и его вятский ученик" и И. Г. Завойчинской "О братьях Шкляевых".

В третьем разделе - самые разнообразные материалы по истории музыкального образования Вятки и Вятского края. Здесь же одна из лучших работ сборника - статья А. В. Петуховой "Кировская музыкальная школа и музыкальное училище 1930-1940-х годов в воспоминаниях учащихся". Замечательна сама идея сбора воспоминаний, ведь это так важно - сохранить атмосферу учебного заведения, какие-то личные симпатии и пристрастия участников далеких событий. Прекрасный подарок к юбилею школы! И вот ещё одна статья: "Методическое руководство школами города и области в 1930-1970-е годы" - и снова в авторском коллективе рядом с Г. И. Гридневой и А. Н. Закалатой методист Музея истории народного образования А. В. Петухова. Напомним, что это четвертый её материал в сборнике, и каждый из них значителен. Похоже, что именно она сыграла главную роль в создании сборника.

Читатель познакомится с этой книгой, и мозаика миниатюр сложится в его сознании в картину ёмкую и содержательную, картину богатых музыкальных традиций Вятского края.

А. К. Смирнов