Главная > Выпуск №7 > Иконописание Слободского Крестовоздвиженского мужского монастыря

Иконописание Слободского Крестовоздвиженского мужского монастыря

Г.А. Мохова

Слободской Крестовоздвиженский мужской монастырь на протяжении столетий являлся одним из культурных центров Вятской земли. Он возник в 1599 г. Первоначально монастырь был деревянным. Начинал его строить иеромонах Иосаф Казанец, а закончил преподобный Трифон. Он освятил деревянный Богоявленский храм, построил в нём около десятка келий и огородил их деревянной стеной, над святыми воротами соорудил деревянный храм во имя архангела Михаила.

Особое расположение и помощь монастырю оказывали промышленники Строгановы. Трифон со своим учеником Досифеем отправился в г. Сольвычегодск к Никите Григорьевичу Строганову, который выделил обители много икон, риз, книг, железа и соли. И позднее Досифей, став настоятелем монастыря, не раз обращался за помощью к богатым промышленникам.

В начале XVII в. сложился деревянный ансамбль монастыря. По книге письма и меры И.Б. Доможирова (1629) обитель имела три деревянных храма: Введения во храм Пресвятой Богородицы, церкви Богоявления и архангела Михаила. Монастырь достиг прочного положения. Благодаря усилиям преподобного Трифона, затем Досифея, а также многочисленным пожертвованиям Строгановых, иконописное собрание обители насчитывало более ста икон. Так как со Строгановыми существовала тесная связь, то, несомненно, в иконостасах храмов находились произведения строгановских иконописцев и серебряников.

В конце XVI – первой половине XVII в. Сольвычегодск (столица Строгановых) играл существенную роль в пополнении монастырского иконописного собрания. Он оказывал определённое воздействие на формирование местных художественных вкусов.

В монастыре не прекращались строительные работы. К 1698 г. была построена Введенская церковь в каменном исполнении, в 1755–1761 гг. шло строительство каменного Богоявленского храма, в 1775 г. построена каменная колокольня. Каменный архитектурный ансамбль монастыря формировался на протяжении почти столетия.

Строительство церквей влекло за собой работы по созданию иконостасов, изменения в их составе.

Материалы монастырского архива XVI–XVII столетий по данной теме практически отсутствуют. За первую половину XVIII в. документов тоже немного. Гораздо полнее представлены вторая половина XVIII – начало XX в. На сведения документов этого времени прежде всего и приходилось опираться, в том числе и для реконструкции более раннего периода.

Специальных записей о деятельности ремесленников в монастыре не существовало. В документах 1629 г. указаны лишь хлебная изба, конюшенный и скотский дворы, сведений об иконописцах не имелось1. В ведомости о монастырях Вятской епархии 1727 г. в Слободском мужском монастыре названы один кузнец и пятнадцать наёмных рабочих2. Кто они по специальности, не сказано. Иконописцы также не отмечены. По описи имущества монастыря за 1762 г. в обители находилась деревянная изба для медничных работ (длина 3 сажени 2 аршина, ширина 3 аршина)3. Данных об иконописной мастерской не имелось. Во второй половине XVIII в. существовала монастырская мастерская, куда входили ремесленники разных специальностей. Входили ли туда иконописцы, неизвестно. Следов иконописной мастерской опять-таки уловить не удалось.

Мастерская ремесленников находилась в ведении казначея. Существовало несколько форм привлечения мастеров. Основную часть составляли жалованные мастера. Их число не было постоянным. Помимо хлеба, два раза в год они получали денежное жалованье. Наряду с жалованными в мастерскую для выполнения разовых работ дополнительно привлекали многих мастеров со стороны.

Собственные мастера выполняли заказы помельче, а для крупной и ответственной работы их приглашали из Хлынова (Вятки). С течением времени число ремёсел в монастыре увеличивалось. Но ни иконописцев, ни серебряников в числе жалованных монастырских мастеров не встречалось. Не упоминаются в документах и иконописцы-монахи. В приходно-расходных книгах удалось обнаружить две записи, из которых видно, что монастырь поручал священнику обители Фёдору Павловичу Савинову в 1797 г. написать два небольших образа Спасителя и Богоматери на кипарисных досках4, а в 1804 г. поновить местный образ Спасителя5.

Периодически в монастыре поселялись иконописцы, которые подряжались выполнять подоспевшие работы. Имена большинства из них удалось выявить в переписных и приходно-расходных книгах монастыря, но сведения эти фрагментарны. Анализ документов позволяет прийти к выводу о том, что большинство иконописцев, работавших в обители, составляли миряне. Это были слобожане и вятчане. Для ряда иконописцев, работавших в обители, данный промысел был семейным или наследственным занятием.

Во второй половине XVIII столетия в г. Слободском жили и работали мастера Наумовы. Все они – выходцы из крестьян. Это династия потомственных иконописцев. Основатели династии – Андрей и Степан Наумовы. Они получили известность в 1780–1790 гг. Семейное дело продолжили сын Андрея Наумова Иван, внук Емельян и правнук Рафаил. Это были известные в Слободском мастера. Все они выполняли заказы обители. В 1785 г. Андрей Наумов писал иконы для иконостаа Предтеченского придела Введенской церкви монастыря6. В 1795 г. Иван Андреевич Наумов выполнил икону «Распятие»7. В том же году Емельян Иванович Наумов «за написанные живописною искусною работаю Честного Креста с изображением Распятия Господа и двух образов Богородичных» получил в доплату 6 руб. 50 коп.8 Оба, кроме иконописи, выполняли в обители разные малярные работы: красили стены, клиросы, кресты, киоты, крыши в храмах.

При выполнении крупных заказов мастера объединялись обычно по двое. Началу работы предшествовал договор, в котором отмечались условия и объём работы, её оплата, иконография изображения, а также, какие материалы будут использованы и кому они принадлежат.

Круг занятий иконописцев в монастыре в основном ограничивался его потребностями. Преобладали работы ремонтного характера. Новые иконы писали на досках темперной техникой. Чаще работали своими красками, золотом, серебром, брали в казне только доски.

Сам монастырь ежегодно приобретал листовое золото и серебро, краски, клей. Все эти запасы закупались у слободских и вятских купцов или у самих иконописцев.

Для выполнения разовых заказов монастырь привлекал в первую очередь своих мастеров. С 1793 по 1802 гг. иконописные работы выполнял Василий Корнилович Лыткин, слободской мещанин. Он расписывал «одежды» на престол и жертвенник «наподобие сребряного, что в Вятском Свято-Троицком соборе», писал «двунадесятые праздники вокруг храмового образа Воздвижения Честного Креста»9. В 1800 г. по заказу обители Лыткин написал портрет преосвященного Амвросия, епископа Вятского и Слободского, расписывал воздуха10. Он имел свою иконописную мастерскую, где в 1789–1795 гг. обучал «иконному святых образов художеству» слободского мещанина Василия Шмелёва. В 1796 г. Шмелёв был освидетельствован Вятской духовной консисторией как иконописец и оказался «в иконном художестве искусен»11.

Для выполнения наиболее ответственных заказов приглашались вятские иконописцы. В 1786 г. монастырь сделал заказ на написание портрета преосвященного Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского, Евсею Кузнецову12. Портрет был выполнен на холсте собственными красками автора. Кроме иконописных, Кузнецов выполнял и позолотные работы. В том же году в монастыре работал ещё один вятский мастер Иван Фёдорович Шарин, духовный Сретенской церкви г. Вятки13. Иконописцы из г. Вятки, конечно, отличались более высоким профессионализмом, уровень мастерства собственных иконописцев был скромнее.

В 1794–1795 гг. в монастыре приступили к монументальным росписям холодной Крестовоздвиженской церкви. И так как в Слободском не было мастеров, которые могли бы выполнять подобные работы, договор заключили с вятскими иконописцами Гаврилой Пяткиным и его сыном Тимофеем. В своде храма ими был написан образ Саваофа, а между нижними и верхними окнами выполнены настенные росписи (шестнадцать картин из Ветхого и Нового завета)14.

В монастыре стойко держались традиции иконописи. Тем не менее, во второй половине XVIII столетия постепенно начинала ощущаться тяга к живописи маслом на холсте. В 1786 г. в настоятельских кельях обители висели картины с изображениями образов Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя, явления ангела преподобному Пахомию; портрет преосвященного Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского, написанные на холсте. В описи имущества монастыря за этот год в настоятельских кельях значилось 9 картин в рамах15. «Живописные» образа стали появляться и в монастырских храмах.

С окончанием к концу XVIII в. активного храмового строительства в монастыре несколько изменился и характер иконописного дела. Отошли на второй план связанные с украшением иконостасов задачи монументального плана. Ведущую роль в иконописных работах играли иконы для заполнения интерьеров храмов, лишённых настенных росписей.

В сохранившихся расходных монастырских книгах XIX в. имеется упоминание о деятельности в монастыре местного иконописца Ивана Михайловича Дряхлова. В 1814 г. монастырская контора оплатила работы по «расписанию стен и потолка в гостиной» и комнатах настоятельских покоев16. Именно ему были заказаны для обители портреты государя императора и преосвященного Гедеона, епископа Вятского и Слободского. Работа была оплачена 13 сентября 1816 г.17

Профессиональные мастера брали подряды на создание новых иконостасов, писали иконы на новых досках. Местные иконописцы, самоучки, ремесленники занимались в основном починкой. Старое изображение на иконе не уничтожалось, так как без него иконописцу-поновителю трудно было обойтись.

В первой половине XIX в. было отмечено сокращение строительства в монастыре, а значит, и уменьшение иконописных заказов.

Во второй половине этого столетия в обители вновь активизировалось иконописание. Это связано с перестройкой иконостасов и строительством нового храма. В 1872 г. впервые в монастыре работал профессиональный художник Эльвиро Андриолли, ссыльный поляк, получивший образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его работам давал высокую оценку Аполлос, епископ Вятский и Слободской, который 29 июля 1871 г. писал: «Портрет мой окончен… работа великолепная. Какую бы икону заказать для домовой церкви, как образец высокого искусства»18. С 20 июня по 19 сентября 1872 г., по контракту, заключённому с Вятской духовной консисторией, Андриолли находился в Слободском, где писал иконы для иконостаса холодного Крестовоздвиженского храма монастыря. Накануне, 9 февраля, он писал: «Мне очень лестно желание Вашего Преосвященства на счёт выполнения работы в Слободском монастыре. Постараюсь оправдать Ваше доброе мнение об моих способностях и сделать работу добросовестную, ко всеобщему удовольствию. Ожидаю известия, как велика эта работа, к какому сроку должна поспеть и могу ль я её исполнить в Варшаве? Иначе дорога в Вятку и обратно стоила б слишком дорого. Отец Игумен Слободского монастыря наверное не откажет мне прислать план иконостаса с масштабами, а также выяснение содержания икон»19.

2004 № 7.jpg

Богоматерь с младенцем работы Э.Ф. Андриолли. 1868–1871 гг. Фото Е.М. Фофанова

Выполненный иконостас был лично освидетельствован архиепископом Аполлосом. Комиссия приняла от художника 56 икон, в числе которых «одна Воскресение Христово, заменяющая по величине прежние шесть», находилась над царскими вратами, а «другая – изображение Тайной Вечери, исполненная по словесному распоряжению В.П. (Вашего Преосвященства. – Г. М.) больших размеров на холсте»… находилась над входом из трапезного отделения церкви в храм20.

В 1871 г. в игуменском корпусе монастыря была освящена церковь во имя Всех Святых. В 1873–1877 гг. по благословению архиепископа Аполлоса одна из башен монастыря была перестроена под церковь, освящённую в честь Св. Троицы.

Возведение храма потребовало новых заказов. В Слободском не было узко профессиональных художников-монументалистов, здесь работали универсальные мастера, которые могли выполнять заказы и на монументальные росписи храмов.

В 1874 г. монастырь пригласил расписывать купол Троицкого храма слободского иконописца Николая Анфимовича Рылова, который написал в нём Св. Троицу, а по сторонам между окнами – четырёх евангелистов21. Царские врата оформлял вятский иконописец Пётр Маркелович Горев22. К настенной росписи Троицкой церкви приступили спустя десять лет. Её выполняли послушницы иконописной мастерской Слободского Христорождественского женского монастыря. В июле 1885 г. по распоряжению Высокопреосвященнейшего Аполлоса за работу обители было заплачено 300 руб.23 И в начале XX в. послушницы иконописной мастерской не раз выполняли заказы мужского монастыря.

В 1916 г. в обители работал иконописец Лаврентий Пихтин. Он поправлял и покрывал лаком все иконы в иконостасе тёплой Введенской церкви монастыря24.

Таким образом, согласно сохранившимся документам, несмотря на отсутствие в Слободском Крестовоздвиженском мужском монастыре иконописной мастерской, там велась довольно активная иконописная работа, которую выполняли как местные мастера, так и вятские иконописцы, приглашаемые в обитель для выполнения особо важных заказов.

Примечания

1. Слободской город и посад по книге писма и меры Ивана Борисовича Доможирова да подъячего Ивана Кокушкина 7137 (1629) года / Предисл. А. Верещагина // Тр. ВУАК. 1907. Вып. 1. С. 38.
2. Ведомость о Вятском архиерейском доме и о монастырях Вятской епархии 1-й четверти XVIII ст.: (Сост. согласно указу Святейшего Правительствующего Синода от 22 июня 1725 г.) / Сообщ. В. Шабалин // Тр. ВУАК. 1912. Вып. 1–2, отд. 2. С. 128.
3. ГАКО. Ф. 430. Оп. 1. Ед. хр. 190. Л. 10.
4. Там же. Ед. хр. 60. Л. 6 об.
5. Там же. Ед. хр. 55. Л. 55.
6. Там же. Ед. хр. 37. Л. 9.
7. Там же. Ед. хр. 55. Л. 15.
8. Там же. Ед. хр. 55. Л. 15.
9. Там же. Ед. хр. 55. Л. 7.
10. Там же. Ед. хр. 55. Л. 39 об., 40.
11. Иконописцы и иконопродавцы по Вятской и Пермской провинциям во второй половине XVIII столетия // Тр. ВУАК. 1910. Вып. 2–3, отд. 3. С. 93.
12. ГАКО. Ф. 430. Оп. 1. Ед. хр. 39. Л. 72 об.
13. Там же. Ед. хр. 39. Л. 37.
14. Там же. Ед. хр. 55. Л. 10, 14 об.
15. Там же. Ед. хр. 38. Л. 311.
16. Там же. Ед. хр. 79. Л. 469.
17. Там же. Ед. хр. 79. Л. 177 об.
18. Там же. Ед. хр. 148. Л. 42.
19. Там же. Ед. хр. 149. Л. 68.
20. Там же. Ед. хр. 149. Л. 115.
21. Там же. Ед. хр. 151.
22. Там же.
23. Там же. Ед. хр. 166. Л. 37 об.
24. Там же. Ед. хр. 211. Л. 60.