Главная > Выпуск №6 > Возвращение вятской народной традиции

Возвращение вятской народной традиции

Семейные обряды Вятского края / Под ред. А. А. Ивановой.- М.; Котельнич, 2003.- 320 с.

Сборник "Семейные обряды Вятского края" - пятый из серии "Вятский фольклор". В предыдущих четырех представлено заговорное искусство, народный календарь, мифология (былички), предания и легенды. Эти сборники подводят итоги фольклорных экспедиций кафедры устного народного творчества МГУ, обследовавшей 13 районов Кировской области.

Как известно, семейные обряды разнообразны и представлены многожанровыми комплексами. Совершенно оправданной является структура сборника: "Родины", "Свадьба", "Рекрутчина", "Похороны" - а внутри этих разделов приводятся обрядовые тексты. Материалы сборника хорошо атрибутированы, и в примечаниях даны варианты и версии текстов.

В предисловии подчеркивается, что разные обрядовые комплексы имеют различную степень сохранности. Собиратели отмечают, что вятские родильные, рекрутские и похоронные обряды "относительно однородны" по всей территории Кировской области и авторы ограничиваются "представлением каждого из них одной сводной версией". Очевидно, что объем сборника не позволял дать наибольшее количество описаний обрядов, однако принятое составителями решение не вполне оправдано: сводные версии дают лишь общее представление о реальном ходе обряда. В них пропадает многое из того, что делает рассказ информантов цельным.

Раздел "Родины" представляет собой своеобразный "свод" поверий, примет, заговоров и даже подблюдных песен ("идей") и быличек от начала беременности до появления первого зуба у новорожденного. Собиратели фиксируют большое разнообразие поверий и примет, которые сопровождают действия рожениц, повитух, родственников во время родов, тем самым создается инвариант родильного обряда и вербальных текстов. Этот раздел интересен еще тем, что в нем дано описание крещения новорожденного в старообрядческой среде (Уржумский и Малмыжский районы Кировской области известны компактным проживанием старообрядцев).

Во вступительной статье предпринята попытка сравнительного анализа свадебного комплекса Лузского, Котельничско-го, Свечинского, Шабалинского и Уржумского районов по следующим параметрам: "основные эпизоды и ритуалы", "свадебные чины и должности", "художественная основа обряда". Отдельно в ней приводятся эти параметры для Лузского и Уржумского районов, а котельничский, свечинский и шабалинский материалы сведены в один текст, так как, по мнению авторов, он является отражением материала центрального ареала. Однако такое определение центрального ареала для Кировской области не совсем корректно: так, Шабалинский район самый западный и примыкает к нижегородской и отчасти костромской традициям. За рамками же остается Орловский, Оричевский, Кирово-Чепецкий, Куменский, Зуевский, записей из которых в архиве МГУ недостаточно, и они не представлены в сборнике. Не слишком удачным является выделение курсивом в сплошном тексте отдельных этапов инварианта обряда из различных ареалов. В статье отличительные черты этих инвариантов никак не выделены, если бы такие сведения были объединены в таблицу, то своеобразие того или иного ареала было бы более наглядным.

Центральным разделом в сборнике является раздел "Свадьба". В нём представлены две сводные версии обряда Лузского и Уржумского районов, свадебный обряд Даровского района приводится со слов В. А. Женихова, описание современного свадебного обряда Подосиновского района является расшифровкой визуальной записи, сделанной в 1988 г. Как мы полагаем, замысел составителей сборника состоял в следующем: показать сводные версии двух районов северо-западного и южного, а также дать цельную запись одного информанта и современный вариант обряда.

В сборнике подробно, большим количеством текстов, представлена свадебная поэзия: лирические (72 номера), величальные (22) и корильные песни (36), приговоры (54). Причитания включены только в сводные версии обрядов и отдельно не приводятся, но они достаточно репрезентативны именно для северной традиции (Лузский район). Авторы точно определили особенности художественной основы обряда разных ареалов. Так, в Лузском районе преобладает распевное групповое причитание, в Котельничском, Свечинском, Шабалинском -помимо свадебных песен распространено сольное импровизационное причитание, в Уржумском - наиболее популярны свадебные приговоры, а также наличествует песенная, в том числе и корильная, и сольная причетная традиции.

По "Указателю сюжетов свадебных лирических и величальных песен", помещённому в конце сборника, можно судить о распространении тех или иных сюжетов в различных районах. При его составлении были учтены только по два северо-западных, северо-восточных и южных района, нет центральных и крайних западных и восточных районов. Включение этих материалов позволило бы указать ареалы бытования сюжетов песен с большей точностью.

Свадебная поэзия в сборнике представлена во всем жанровом и тематическом многообразии. Свадебные приговоры отражают не только приговоры дружки, но и тексты, исполняющиеся во время сватовства, а также в бане (когда девки моют невесту в бане и приговаривают). Такого рода озорные тексты в предшествующих публикациях приводились редко.

В разделах "Родины" (36 номеров), "Рекрутчина" (44) и "Похороны" (64) приводятся присловья, песенки, причитания и многочисленные поверья. Способ подачи материала неоднороден: так, поверья иногда выделены в тексте как комментарии информанта, а иногда приводятся как рассказ информанта о ритуале.

В разделе "Похороны" представлен основательно проработанный и отобранный материал указанных районов. В нём даются не только приметы, поверья и ритуальные действия, но и причитания, исполнявшиеся во время перевозки покойника на кладбище, во время похорон, а также на девятый, двадцатый, сороковой день и в родительские дни. Такие наблюдения существенно дополняют материалы по похоронным обрядам.

Эти замечания нисколько не умаляют достоинств издания. Понятно, что огромное количество текстов, которые накопились за полтора десятка лет экспедиций, невозможно представить в одной книге объемом 20 печатных листов. Важно то, что в научный оборот профессионально введён интересный и ценный материал, служащий фундаментальным дополнением к публикациям и сборникам вятского фольклора XIX-XX вв. Книга содержит цветные и чёрно-белые фотографии, которые иллюстрируют и дополняют приведенные в нём тексты и описания семейных обрядов. Сборник, безусловно, имеет неоспоримое значение для представления вятской региональной традиции и будет полезен для широкого круга специалистов и любителей фольклора, недаром он отмечен дипломом за лучшее краеведческое издание на выставке "Вятская книга - 2003".

В. А. Поздеев