Главная > Выпуск №5 > ЦНИКИ - 25 лет

ЦНИКИ - 25 лет

В.В. Безденежных

В августе 2003 г. исполнилось 25 лет Центру научной информации по культуре и искусству (ЦНИКИ). Эти годы показали, что информационная деятельность Центра получила признание не только в городе и области, но и в России. ЦНИКИ с первого дня существования руководит Валентина Васильевна Безденежных, в этом же году она отмечает 40-летие своей работы в областной библиотеке им. А. И. Герцена.

В современном обществе судьба каждого конкретного человека зависит от его информационной культуры, а в XXI в. эта зависимость резко возрастает.

Информационная культура - это умение человека самостоятельно приобретать недостающие знания: общекультурные, профессиональные, связанные с увлечением или востребованные повседневной жизнью. Всё более становится очевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно обучаться и переучиваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. В самое ближайшее время судьба человека во многом будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

В 70-х гг. XX в. в России появилась потребность в создании информационной службы по проблемам культуры и искусства. Поэтому в 1972 г. в составе Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина был создан "Информационный центр по проблемам культуры и искусства" (Информкультура). Он стал центральным отраслевым органом в этой области. Информкультура начала свою деятельность по созданию сети региональных информационных служб на базе библиотек. В 1978 г. в составе областной научной библиотеки им. А. И. Герцена было создано отделение, затем сектор, а с 1998 г. - Центр научной информации по культуре и искусству.

В своё время в ЦНИКИ работали Елена Анатольевна Новикова, Ариадна Николаевна Закалата и другие, сейчас работают Светлана Борисовна Тотменина, Ульяна Ивановна Дмитриева. Большую помощь и поддержку в его становлении оказывала заместитель директора по научной работе библиотеки Маргарита Александровна Мамаева.

Наряду с появлением службы информации, областной библиотекой начата организация сети информационных служб в районах области и учреждениях культуры. Для распространения информации и доведения её до конкретного пользователя созданы так называемые локальные или низовые службы информации в отдельных учреждениях культуры: библиотеках, музеях, домах культуры, учебных заведениях. Так сложилась структура информационной службы по проблемам культуры и искусства в нашей области. Приказом Управления культуры Кировского облисполкома "О создании информационных служб в организациях и учреждениях культуры и искусства области" (22.02.1979 г.) были назначены информаторы в учреждениях культуры, совмещающие основную работу с информационной деятельностью. А в ЦБС области информаторами стали библиографы.

Основной задачей созданной информационной службы стало:

- содействие в формировании и реализации региональной культурной политики в Кировской области средствами информации;

- повышение профессионального уровня работников культуры и искусства, их информационной культуры. В 1979 г. в Кировской области действовали 53 локальные информационные службы, в том числе 13 в г. Кирове и 40 - в ЦБС области.

Многие информаторы учреждений культуры проработали по несколько лет, и это дало свои результаты, так как они хорошо ориентировались в профессиональной литературе, проблемах, стоящих перед учреждениями, знали формы и средства информационного обслуживания, запросы специалистов. Это Г. А. Дьякова (Областной дом народного творчества), Ф. Н. Мухлынина (Детская музыкальная школа № 2), Г. И. Иванова (Городское управление культуры), О. М. Саймукова (Областной краеведческий музей), Н. Н. Степанова (Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина), Н. Н. Луппова (Кировское училище искусств) и другие.

Свою работу ЦНИКИ начал с изучения состояния культуры и искусства в области, выявления учреждений, организаций, учебных заведений культуры, изучения их профиля, информационных ресурсов, потребностей в информационных услугах. На обслуживание взято было 25 организаций культуры и искусства г. Кирова и 39 районов области. Главным содержанием работы созданной службы было систематическое и целенаправленное обеспечение руководящих работников властных структур и специалистов учреждений культуры информацией.

В.В. Безденежных, 2003 г.

В области работают 5929 специалистов учреждений культуры, из них 2079 - библиотечные работники, 2636 чел. - работники досуговых учреждений, 1374 - преподаватели детских музыкальных школ, школ искусств, художественных школ, остальные - деятели искусства. В связи с открытием в г. Кирове новых учебных заведений гуманитарной направленности появились преподаватели культуры, культурологии, книговедения, издательского дела, маркетинга, которые тоже стали потребителями информации ЦНИКИ.

Для обслуживания абонентов ЦНИКИ использует разнообразные формы информационной деятельности: ИРИ (избирательное распространение информации), ДОР (дифференцированное обеспечение руководства), "запрос-ответ", Дни информации (ДИ), Дни специалиста (ДС), выставки-просмотры, лекции-обзоры, информационные бюллетени и библиографические списки, тематические подборки литературы и неопубликованных материалов.

Основное внимание все эти годы уделялось индивидуальному информированию, поэтому приоритетной формой информационного обслуживания принята система ИРИ. Число абонентов ИРИ на начальном этапе было 59, постоянно действующих запросов 101. Впервые в универсальной библиотеке была предпринята попытка информационного обслуживания в режиме ИРИ. Её отличие от других состояла в том, что она избирательна, индивидуальна, оперативна и, главное, с обратной связью, то есть сразу же определялась (по талонам обратной связи) релевантность информации.

Кировская областная универсальная научная библиотека имеет прекрасный фонд литературы по проблемам культуры и искусства: 199961 экз. книг, 21367 ед. грампластинок, 51942 экз. нотных изданий, 2668 экз. изографики, 2989 аудиовизуальных материалов. А фонд ЦНИКИ предоставляет своим абонентам книги, журналы, информационные издания, неопубликованные документы по культуре, библиотечному делу, социокультурной деятельности, книжному делу. Кроме того, с 1998 г. центр комплектует книги и периодику по организации календарных, христианских, семейных праздников и сценарии их проведения. Вот такое сочетание документного фонда с неопубликованными материалами дало нам новых потребителей информации в режиме "запрос-ответ": учителей школ, работников детских организаций, ответственных за культурно-досуговую деятельность в организациях, фирмах.

Особая гордость ЦНИКИ - это фонд неопубликованных материалов и малотиражных изданий, состоящий из 10411 экз.: материалы совещаний, конференций, методические и библиографические пособия, программы, аналитические обзоры и сценарии различных мероприятий. Высокая информативность неопубликованных документов, актуальность рассматриваемых вопросов, проблемно-тематический характер, малотиражность - всё это делает их незаменимым источником информации для специалистов. Важнейшими являются темы, связанные с семейным досугом, воспитанием, праздничной и бытовой культурой, народными промыслами и ремеслами, историей и экономикой, философией и социологией культуры, библиотечным делом.

Для пополнения фонда используются различные каналы: издания НИЦ Информкультуры Российской государственной библиотеки, обмен неопубликованными документами со службами информации отдельных регионов России, а также восходящий поток информации из учреждений культуры Кировской области. Информация о поступивших неопубликованных материалах содержится в ежеквартальном библиографическом списке "Неопубликованные материалы и малотиражные издания по культуре и искусству..." (с 1988 г.). В ближайшее время информацию о неопубликованных и малотиражных изданиях Кировской области предполагается разместить на сайте библиотеки. Поэтому хотелось бы больше представить материалов кировских учёных, преподавателей, специалистов в области культуры, культурологии, социокультурной деятельности, искусства.

В новых условиях ЦНИКИ сократил число дорогостоящих и трудоемких услуг: обслуживание в режимах ИРИ и ДОР, снизил тиражи изданий библиографических списков и широко стал использовать такие формы информационного обслуживания, как "запрос-ответ", библиографические списки неопубликованных материалов, массовое информирование специалистов культуры. ЦНИКИ постоянно рекламирует работу подразделения, свои фонды, информационные издания на выставках тематических и новых поступлений, ДИ и ДС, семинарах, курсах, то есть эта работа носит инициативный характер. Работники центра крайне заинтересованы в доведении информационных изданий и услуг (как НИЦ Информкультуры Российской государственной библиотеки, так и ЦНИКИ) до специалистов.

Сегодня ЦНИКИ, сохраняя накопленный опыт и продолжая традиции активной работы с организациями и библиотеками города и области, помогает им осваивать новые методы информационного обслуживания. Новый этап развития информационной деятельности связан с автоматизацией и внедрением новых технологий. Возможность использования Интернета, сайта НИЦ Информкультуры создаёт благоприятные условия доступа пользователя к мировым информационным ресурсам. Важным является и формирование собственных информационных ресурсов.