Главная > Выпуск №41 > «Негорюевка» кинорежиссёра Погребного

«Негорюевка» кинорежиссёра Погребного

В. С. Бакин

...Смотрю вечерами на домашнем ноутбуке документальные «короткометражки» Алексея Погребного. Занятные киноповести о з???агадочном характере вятских мужиков. Смотрю и удивляюсь. И улыбаюсь постоянно.

Вот деревенский житель в ознаменование очередного партийного съезда при посредстве ведра и лопаты расширяет свой пруд, обустройству которого отдано, без малого, три десятка лет жизни (фильм «Коля Модный»)... Вот бывший спортсмен в мороз и стужу разгуливает по городу в одних спортивных шортах и майке-сетке (фильм «Спартанец»)... Вот птицевод-любитель во саду ли, в огороде отстроил курятник и параллельно со стихотворчеством разводит кур экзотических пород (фильм «В деревне Кукарековке»)... Ну и так далее. Перечислять можно ... долго. А недавно этот цикл документального кино известного вятского кинорежиссёра дополнился ещё одной занимательной работой. Состоящая из трёх новелл картина «Весёлая околица» тоже повествует об оригинальных увлечениях сельских жителей. Один её герой организовал на своей усадьбе музей вятской старины, а портреты всяких-разных знаменитостей выполняет из обыкновенных гвоздей. Другой товарищ разводит страусов и фазанов и проводит к ним экскурсии, а третий соорудил перед домом фонтаны и под гармошку собирает односельчан на весёлые топотухи и посиделки.

За этот фильм в частности и в целом «За высокие творческие достижения в искусстве документального кино» (так сказано в официальных премиальных документах) в начале февраля [2017 г.] в столице на традиционном XXV благотворительном бале отечественных журналистов Алексею Погребному была вручена высшая награда Союза журналистов России – «Золотое перо».

Перо? Почему перо, Алексей Иванович? Вроде, основной рабочий инструмент режиссёра совсем иной – кинокамера? – недоумевал я при встрече с Погребным.
– Дело в том, что телевизионное кино по существу очень близко журналистике, – терпеливо разъяснял дважды лауреат Государственной премии России. – И, честно говоря, я больше люблю работать с текстами. И когда пишу сценарии, получаю истинное удовольствие от работы именно со словом.
Помню, был у меня фильм под названием «Задворки». И в прологе я уже начитал большой кусок текста. Но всё равно что-то не нравилось, слишком он был тяжёл. А начиналось там так: «...Велика земля российская. И везде-то люди живут...» И тут мне в голову словно ударило продолжение: «Живут, как могут. Как могут, так и живут...». Получилось коротко и хорошо.
И верно: такая бывает радость, когда найдёшь точное слово. Когда скажешь по сути, кратко и ёмко. Когда возникает некий образ. Образ времени или характер твоего героя. Когда ты в двух-трёх словах сумеешь передать состояние человека, его настроение.
Мне очень помогает в работе то обстоятельство, что литература всегда была для меня на первом месте.

– Следовательно, есть писатели, которые сопровождают вас в течение всей вашей жизни?
– Я рос на классике. Русской, советской, зарубежной.

– Но судя по вашему творчеству, вам всё же ближе шукшинские чудики?
– Шукшин – мой любимый писатель. Помню, ещё во время учёбы я ставил отрывок из Шукшина, по мнению педагогов, это была одна из лучших работ на курсе. Мне вообще близок именно такой человек, нестандартный, что ли...
Правильный человек – он и есть правильный. Как прямое руководство к действию. А когда у человека что-то на свой лад, чем-то он не похож на других, это интересно, это привлекает. Особенно когда в его облике и его поступках, на первый взгляд странных, просматривается доброе глубокое начало и стремление к созиданию. Ведь практически каждый из снятых нами героев, в сущности, – созидатель.

– При этом большинство ваших героев сельские жители...
– Образ жизни сельского человека, пожалуй, более определённый, цельный, и философия жизни у него более явная. Контурно видны основные начала человеческого бытия. А город как бы размельчает человеческое существование, дробит его на детали.
С другой стороны, возьмём наш фильм «Счастливчик». Он рассказывает о молодом человеке-инвалиде, который, слава Богу, и сейчас здравствует. Здесь мне хотелось сказать о том, как важно присмотреться, быть внимательными друг к другу. Как часто за неприметной или неказистой внешностью скрывается потрясающая духовная глубина.
Вот фильм начинается. Перед зрителем предстают разъезженные грязные улицы, крикливые торговки семечками, привычная городская суета, маета. Серые безликие будни... И вдруг звучат строчки стихов. Пронзительные, ёмкие... И мы видим: стоит на остановке худенький молодой человек с двумя скромными цветочками. К нему подходит бездомная собака... И титры – «Роман Щипан в фильме “Счастливчик”»... И перед нами кадр за кадром возникает судьба этого человека, инвалида с детства. У него детский церебральный паралич. И в тот хмурый день он ехал на кладбище, ехал к матери, которая была его единственной опорой. А потом её не стало. И он остался один. И жил, по существу, в нищете, на одну жалкую пенсию. Хотя блестяще окончил экономический институт, но на работу по специальности его никто не брал. Поэтому он вынужден был работать разносчиком газет. У Романа непростая судьба. Но по сюжету фильма перед нами открывается невероятной чистоты и глубины человек – очень яркий, очень талантливый. Человек, который несмотря ни на что не унижается, не жалуется. Человек, который по жизни считает себя счастливчиком. Потому что ему выпало счастье жить.
Впрочем, я снимаю такое кино не для того, чтобы вызвать сочувствие. Напротив, нередко это и некий упрёк людям, которым судьба дала практически всё – здоровье, силы, образование. Но они раскисают по пустякам и не могут реализовать себя в полной мере...

– Каким бывает первый толчок, как приходит мысль, что вы будете делать фильм именно об этом человеке?
– По-разному случается.

– У вас есть фильм о человеке, который в любую погоду бегал по городу в одних спортивных трусах...
– Это «спартанец» Борис Мошонкин, с которым мы встретились прямо на улице. Он шёл весь задубевший от мороза (было около минус двадцати градусов, может и больше), но с высоко поднятой головой. Шёл в шортах. На груди – сеточка «картофельная», сшитая в виде кольчужки. И на босу ногу сланцы. Я его догнал. Поздоровался, представился: «Хочу с вами познакомиться. Я снимаю фильмы об интересных людях, живущих на Вятке...». А он резко: «Раньше надо было знакомиться. Некогда мне. Готовлюсь к своему 70-летию».
Но я не отступал, пригласил его в гости. И «поймал» на том, что он хотел бы встретиться с внуком. Рассказать внуку о себе, о своей жизни... А рассказать действительно было о чём: в своё время он был хорошим тренером – среди его воспитанников есть даже четырёхкратные чемпионы мира. И в свою секцию он набирал ребят с улицы. Порой даже вороватистых, хулиганистых, но с характером. Из которых можно было сделать потом настоящего бойца на хоккейном льду или на футбольном поле.
С Колей Модным тоже встретились случайно, на лесной дороге. Едем как-то по жаре со съёмок на машине – впереди бежит мужик: довольно тепло одетый, в сапогах, на спине рюкзак, из которого торчит какое-то деревце. В одной руке топор, в другой – лопата... Я водителю: «Остановись! Давай узнаем, может, у товарища случилось что-нибудь? Может, его подвезти надо?..» А сопровождавший отвечает: «Да не обращайте внимания, это Коля Модный. Из нашего села...» Но мне всё же стало интересно, остановились. Так я узнал, что Николай Клестов совершает постоянные пробежки с лесного участка, где следит за местными посадками. Что приносимые из леса разные деревца высаживает у себя на усадьбе, проводя какую-то научную работу. Что в течение 26 (!) лет он копал лопатой пруд, потому что в деревне не было водоёма и людям негде было отдохнуть... При этом он жил веяниями времени: накануне партийных съездов принимал повышенные обязательства – углубить и расширить пруд на определённое количество метров. Хотя сам был беспартийным.

– Цикл «Вятские характеры» составляли отдельные фильмы. Но в «Весёлой околице» – три новеллы, три героя...
– Сначала была идея снять фильм об одном человеке – Анатолии Анатольевиче Серебренникове из Нижнеивкина. Рассказать о его инсталляциях на огороде, о скульптурном изображении боярыни Морозовой, едущей в ссылку, обо всех этих тюльках и чурбанах, раскрашенных и облачённых в одежды. Там, на усадьбе Серебренникова, действительно много интересного. Говорю это без всякой иронии... Пусть многое выполнено не очень умело с точки зрения скульптуры, но зато есть стремление точно передать образы, состояние персонажей.
Но, как всегда, сложно было получить финансирование...
Потом я обнаружил, что практически рядом с Нижнеивкино есть деревенька, а в ней живёт человек, который разводит страусов. И примерно в это же время мне позвонил большой любитель гармони Павел Герасимов и стал рассказывать про свои фонтаны. Этот гармонист живёт недалеко от Кирова в направлении посёлка Стрижи. Когда я ехал к нему, увидел при въезде аншлаг «Негорюевка». И сразу пришло понимание: надо показать обобщённый образ некой весёлой вятской деревеньки. Соединить вместе трёх персонажей, которые делают богаче состояние жизни вокруг. И их собственная жизнь становится достоянием и предметом интереса окружающих.
В итоге так всё и переплелось. Драматургически это было очень интересно. Люди разные, но живут какими-то общими вещами. И многие ценности для них одинаковы. Так удалось выстроить цельный сюжет...
Закончили съёмки мы в конце 2015 года. Сложно было найти финансирование...

– Даже при ваших регалиях?
– Да, всё равно непросто... Сложно пробиться с документальным кино и на федеральные каналы. Невероятно сложно...

– Но зато в минувшем году ваш фильм пригласили на кинофестиваль в Америку...
– Впервые я показал в Америке один из фильмов документального телеромана «Лёшкин луг». А в прошлом году в Нью-Йорке проходил фестиваль «Русское документальное кино». Но «Весёлая околица» не смогла участвовать в основной конкурсной программе, потому что не было перевода, титров... Поэтому фильм демонстрировали только для русскоязычной публики в рамках информационного показа. Впрочем, и это неплохо...
«Весёлой околицей» я ещё раз хотел напомнить о том, что не могут все люди были какими-то упорядоченными. Что ценность человека – в его неповторимой личности. Что каждый человек ярок и интересен именно своей индивидуальностью.
Так что присмотритесь друг к другу, дорогие друзья. Присмотритесь. В каждом из нас есть что-то неповторимое...1

Примечание

1 Опубликовано: Бакин, В. «Негорюевка» кинорежиссёра Погребного : [интервью с Алексеем Погребным] // Кировская правда. 2017. № 24 (25704). С. 5.