Главная > Выпуск №41 > Всю жизнь он отдал Театру

Всю жизнь он отдал Театру

В. Ю. Шеин

14 февраля 2022 года театральная общественность и краеведы го­родов Архангельска, Северодвинс­ка и Уржума отпраздновали 100-летие со дня рождения актёра, режиссёра, педагога, наставника многих артистов и участника Великой Отечественной войны Вениамина Павловича Полякова. В этих городах он жил и творил. Мы храним память об этом талантливом Мастере...

Вениамин Павлович Поляков начинал карьеру актёра в Уржумском колхозном театре в мае 1938 года в шестнадцать лет с простой роли без слов. В пьесе А. М. Горького «На дне» он играл полицейского пристава. Но его театральная деятельность, сначала любительская, началась гораздо раньше, ещё со школы.

Вениамин Павлович так вспоминал о начале своей долгой театральной карьеры:
«...Преподаватель литературы школы им. [В. И.] Ленина [города Уржума] Мария Ивановна Зубарева задумала поставить в школе инсценировку поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Мне была поручена роль Якима Нагого. <...> А, кроме того, я должен был обеспечить грим всем участникам спектакля, а всех их в инсценировке ... было немало. Нужны были бороды, усы, парики. Всем этим “сложным искусством” – изготовления волосяных изделий – в Уржуме владел лишь один человек – Иван Степанович Кулигин, который проживал в доме Новикова на правах “управляющего” – дворецкого.

На 2–2,5 летних месяца ... когда приезжали хозяева, он переселялся с женой и дочками в нижний этаж, а с 1-го сентября, когда младшим Новиковым нужно было учиться и начинался учебный год в консерватории, Иван Степанович переселялся в верхний этаж, или, как он говорил, “в чистые комнаты”. Все инструменты для изготовления париков, бород, усов, кос, локонов, шиньонов оставались в нижнем этаже. Вот в нижнем этаже Новиковского дома и произошло моё “приобщение” к театральному искусству. Мария Ивановна договорилась с мастером, что он за несколько месяцев обучит меня основам грима и научит изготовлению простейших волосяных изделий. Спектакль “Кому на Руси жить хорошо” состоялся в марте 1935 года. Октябрь, ноябрь, декабрь 1934, январь, февраль 1935 года – я добросовестно занимался с Иваном Степановичем. За пять месяцев кое-чему научился, а главное – стал своим человеком в его семье...


В. П. Поляков

<...> Он был актёром, певцом и замечательным мастером-гримёром. В 1934 году не стало моего отца, и он во многом помог мне пережить эту невосполнимую утрату. Его постоянное внимание, исключительная доброта, а где необходимо и отеческая строгость во многом способствовали формированию моего характера. Звал он меня Венюшей. Перед тем как усадить за работу, он обыкновенно спрашивал: “Венюша, а ты обедал сегодня?” И спрашивал так ласково и доброжелательно, что его интонация, как будто и сегодня мне слышна... А если я признавался, что ещё не обедал, говорил: “Некормленый конь, брат, не пашет!..” И обращался к Анастасии Алексеевне: “Жена, ну-ка, покорми моего помощника!”»1

Вениамин Павлович родился 14 февраля 1922 года в селе Лопьял Уржумского уезда. Его отец Павел Матвеевич Поляков, организатор колхозов, а затем управляющий уржумским «Маслопромом», умер 1 декабря 1934 года от скоротечной чахотки. Вениамин рано пошёл работать. Днём учился в школе, а вечером спешил в Уржумский театр, но не для развлечения в качестве зрителя. Он выполнял там различные обязанности: помогал художнику, бутафору, гримёру, потом начал осваивать сценическое мастерство с исполнения ролей в массовке.

Уржумский колхозный театр, в котором он вырос и как актёр, и как режиссёр, был ему особенно дорог. Здесь его «поставили на крыло», научили многому, чем он в последующем щедро делился со своими многочисленными учениками. За годы плодотворной работы в этом творческом коллективе (с 1938 по 1941 и с 1943 по 1952 год) Вениамин Павлович талантливо исполнял разноплановые роли в спектаклях. Вот только немногие, наиболее запомнившиеся зрителям: Аркашка – «Лес», Робинзон – «Бесприданница», Крутицкий – «Не было ни гроша да вдруг алтын», Радин – «Два брата», Коршунов – «Бедность не порок», Бублик – «Платон Кречет», Вральман – «Недоросль», Шмага – «Без вины виноватые», Добчинский – «Ревизор», музыкант Миллер – «Коварство и любовь», отец – «Василиса Прекрасная», шут – «Золушка», оборотень – «Финист – Ясный Сокол», профессор Черных – «Слава», Перчаткин – «Чужой ребёнок», Чижов – «Раскинулось море широко». И ещё были спектакли с его участием «Сады цветут», «Чапаев» и многие другие.

Вениамин Павлович поставил на уржумской сцене девять спектаклей, в том числе «Невольницы», «Светит да не греет», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Другие люди», «Сын»*. Он сжился, сдружился с творческим коллективом и покинул его только тогда, когда театр был закрыт, хотя до этого ему не раз предоставлялась возможность уехать на работу в другие театры страны (особенно после окончания Великой Отечественной войны).
22 июня 1941 года Уржумский колхозный театр в спешном порядке возвратился с гастролей из Марийской Республики, а ровно через месяц В. П. Полякова призвали в армию. После полугодовой учёбы в Смоленском пулемётном училище, эвакуированном в то время в Удмуртию, в город Сарапул, молодой лейтенант отправился на передовую. Воевал под Москвой в должности командира взвода 1342-го стрелкового полка 234-й стрелковой дивизии Западного фронта. В наступательных боях под селом Воронцово Смоленской области 6 апреля 1942 года был контужен осколками мины и тяжело ранен в правую руку, которую хотели ампутировать, но спасла сложная операция. Локтевой сустав пришлось удалить. После длительного лечения офицер был комиссован и в 1943 году вернулся в Уржум. Его зачислили в штат колхозного театра. Актёров в коллективе катастрофически не хватало, многие мужчины ушли на фронт бить врага.

«У меня на правой руке был ещё не снят гипс, и рука была на чёрной косынке. Когда я засомневался, могу ли я играть, не снимая косынки, [режиссёр] категорически заявил: “Можешь! Будешь играть всех “недобитых немцев” и наших героев-воинов”!»2

И Поляков играл. Например, в спектакле-сказке прилетал Змей Горыныч и всех разбрасывало ветром. Поляков падал на край сундука и «вертелся на пупе», делая три оборота. Тогда коллеги удивлялись, как он ухитрялся выполнять это с таким тяжёлым ранением. Терпел, сжав зубы, но из роли не выходил. А иначе было нельзя по замыслу режиссёра и творческой воле актёра.

Ранение несколько ограничивало актёрские возможности Вениамина Павловича, поэтому он начал играть возрастные роли, требующие малого движения на сцене. Особенно он полюбился зрителям как актёр-комик. Тогда же возник интерес к режиссуре и были поставлены первые спектакли. Слово артиста доходило до са­мого сердца зрителей, и сердца их были преисполнены благодарностью актёрам за их творческий труд...

В. П. Поляков писал: «<...> Я помню, как нас встречали в колхозах, как трогательно заботились о питании, ночлеге, транспорте... До войны у театра было три автомашины. Две грузовые и одна легковая. На фронт были мобилизованы все три. Теперь мы обычно передвигались так: из ближайшего к городу колхоза нам давали подводу (лошадь, запряжённую в телегу, и возчика). На телегу грузили декорации и баян, артисты шли пешком; так двигались до следующего колхоза.

Помню, в нашей группе было два спектакля: “Без вины виноватые”, пьеса А. Н. Островского, и пьеса на военную тему “Раскинулось море широко”. Кроме этого, мы могли, при необходимости, дать концерт, в программе которого были песни, танцы, сценки, художественное чтение, музыкальные номера. Так, двигаясь от одного населённого пункта до другого, мы добирались до районного центра, где работали целую неделю. Играли по три раза каждый спектакль и плюс концерт. За эту неделю актёры могли отдохнуть, помыться и снова в путь... Пешком за лошадкой...»3

В 1944 году, когда коллектив театра был на гастролях в селе Кырчаны, Поляков познакомился со своей будущей женой. В Кировскую область Тамара Петровна Карафин вместе с дочерью Тамарой была выслана на спецпоселение из Эстонии как жена «врага народа», умершего от непосильного труда и голода осенью 1941 года в печально знаменитом СевУралЛАГе...

Вениамин Павлович и через многие годы хорошо помнил, как он встретил в Уржуме долгожданный День Победы: «Я спал и ведать не ведал, что свершилось такое событие! Очень шумно в комнату ворвался Анатолий Тихонович Филимонов, цирковой артист. В это время в Уржуме была крупная ярмарка – третья по России. Мой хороший друг разбудил нас радостным криком: “Да вы что! Спите ещё?! Как можно спать в такой день! Победа!!!” И стащил нас с женой с кровати за простыню. Мы скорей оделись и побежали на главную площадь, в Уржуме массовые гуляния там проходили. Встретили мы этот день хорошо, пошли к нам домой, купив уржумской водки...»

Фронтовик В. П. Поляков за учас­тие в боевых действиях по защите Родины от немецко-фашистских оккупантов и полученное тяжёлое ранение, повлёкшее установление ему инвалидности, награждён орденом Отечественной войны II степени (в 1947 году) и I степени (к юбилею Победы в 1985 году), медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и многими другими.

В 1952 году после прекращения деятельности Уржумского колхозного театра некоторые актёры подались «на сторону» искать себе достойную работу, но В. П. Поляков не мог уехать из Уржума, где на спецпоселении по-прежнему находилась его жена с маленькой дочкой Галей. Он заочно окончил Высшие режиссёрские курсы в Москве, преподавал музыку по классу народных струнных инструментов в педучилище, руководил театральной самодеятельностью в районном Доме культуры. Только после реабилитации жены в 1955 году Вениамин Павлович уехал ставить спектакли и директорствовать в Сталинградскую область – в Урюпинский драматический театр. В 1959 семья Поляковых переехала в Архангельск, куда после получения образования по распределению уехала на работу старшая дочь.

В феврале 1959 года Вениамин Павлович начал работать в Архангельском училище культуры (в последующие годы – Архангельский колледж культуры и искусства), где с перерывом работал до 2002 года, до своих восьмидесяти, преподавал театральные дисциплины: режиссуру, технику сцены, грим, культуру речи. Пожалуй, не найдётся в Архангельской области ни одного Дома культуры или театра, где бы ни работали его ученики.


Семья Поляковых. Вениамин Павлович, Тамара Петровна и Галина. Урюпинск, 1956 г.

С 1961 по 1966 год он трудился директором Северодвинского драматического театра, сочетая административную работу с творческой, ставил спектакли, играл на сцене. Однажды В. П. Полякова, в то время директора Северодвинского театра, вызвали в областное управление культуры. Он терялся в догадках: зачем? Оказалось, по поводу спектакля «Власть тьмы» по пьесе Л. Н. Толстого, поставленного в Онежском доме культуры и занявшего первое место на областном смотре театральных коллективов. Его попросили взять шефство над онежанами накануне зонального смотра. Об успехе онежских артистов в Ленинграде в 1962 году писали центральные журналы «Театр» и «Театральная жизнь». Так началось творческое содружество Вениамина Павловича с Онежским народным театром, которое продолжалось более 40 лет. За эти годы Поляков консультировал и сам поставил в Онеге десятки спектаклей, которые с неизменным успехом шли не только в районном городе, но и на областной сцене.


В. П. Поляков (справа) на уроке грима в Архангельском колледже искусства. Предположительно, 1990-е гг.

Вспоминает младшая дочь Галина Вениаминовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова: «Папа с радостью работал с актёрами-любителями, ценил их увлечённость и бескорыстную преданность театральному искусству, именно то, что хранил в своей душе сам. Даже находясь в отпуске в летние месяцы, он с удовольствием и безвозмездно помогал режиссёрам самодеятельных спектаклей в Уржумском доме культуры в 1960–1970-е годы, когда приезжал в гости к матери и дяде; в городе Плёсе Ивановской области в 1980–1990-е годы, где ежегодно отдыхал в Доме творчества Союза театральных деятелей. В первые годы нового века продолжал ставить спектакли в Онежском народном. График работы был такой: две недели в Онеге (читка пьес, первые репетиции), потом возвращение на две-три недели перед сдачей очередного спектакля. Последняя премьера по пьесе “Домик на окраине” о военном лихолетии и Победе состоялась в мае 2005 года».

Вениамин Павлович всегда по возможности старался приехать в Уржум, навестить ещё живущих друзей и поклониться тем, кого уже нет с нами. Память сердца вдохновила его на создание лекций «Стихи моих земляков», посвящённых творчеству Н. Заболоцкого, Е. Замятина, Л. Решетникова.

Журналист Е. П. Замятин в одной из своих статей в районной газете «Кировская искра» за 1965 год размышлял о том, что останется после нас на родной уржумской земле. Кирпич за кирпичом, и постепенно вырастет здание. Каждому приятно это упорное стремление вверх. Кирпич за кирпичом. В стенах, построенных десятки, а может и сотню лет назад, и в современных можно увидеть отличные друг от друга кирпичи. Каждому из них присущи свои индивидуальные признаки.

Думается, что вместе, скреплённые надёжным раствором времени, они составляют одно общее. Они становятся монолитом.

Замятин пишет о своём бывшем коллеге, а в то время режиссёре и директоре Северодвинского театра драмы В. П. Полякове о том, что в отпуске тот помогал городским самодеятельным артистам ставить спектакль. Приехав на родину отдохнуть, Вениамин Павлович, засучив рукава с присущим ему энтузиазмом совершенно бескорыстно взялся за работу. Желая поделиться своими знаниями и опытом с земляками, сделал Уржуму приятный подарок.

Е. П. Замятин пишет: «...Маленький городок гордится тем, что где-то в других местах живут воспитанные им дети – учёные, художники, видные специалисты, мастера. В сердцах их гнездится любовь к городу, к улице, где они родились. И как же хорошо было бы, если бы все они время от времени клали свои кирпичи в родные стены»4.

В августе 2003 и 2006 годов Вениамин Павлович побывал на родине с прощальными визитами и написал воспоминания о былом.

29 декабря 2016 года, совсем немного не дожив до своего 95-летия, В. П. Поляков ушёл из жизни. Он любил Театр и искренне был предан ему, отдавая зрителям, коллегам и ученикам все свои знания и умения, все свои силы и творческую энергию, ибо не знал, как по-другому служить искусству.

Воспоминания ветерана сцены, члена Союза театральных деятелей России, хранятся в Уржумском краеведческом музее им. Н. Н. Арбузовой и опубликованы в 2012 го­ду в альманахе «Уржумская старина» (№ 11).

Автор выражает благодарность дочери В. П. Полякова Галине Ве­ниаминовне за помощь в подготовке данного материала.

Примечания

1 Об Уржуме, уржумском театре, артистах и спектаклях (Воспоминания бывшего актёра и режиссёра В. П. Полякова) // Уржумская старина. Киров : О-Краткое, 2012. Вып. 11. С. 22.
2 Там же. С. 34.
3 Там же. С. 38.
4 Замятин, Евг. Лирическое в прозе //Кировская искра. Сент. (№ 108 (5298)). С. 4.