ЖИЗНЬ, СТАВШАЯ МУЗЫКОЙ
(О творчестве О. А. Моралёва 23.01.1922 – 24.01.2002)

И. А. Масленникова

Открыт я сердцем для добра,
Всем языкам открыт я,
Свои реченья и дела
Трудом и гением отцов повиты...
Из песни О. А. Моралёва «Признание в любви»

«Нашей семье выпала такая честь – в ней родился незаурядный талант, композитор Олег Моралёв. И мы должны как можно больше открыть людям его творчество. Нас объединяет одна цель – помочь и приумножить хоть на чуть-чуть культуру нашей России», – из письма вдовы Олега Моралёва.


Олег Аркадьевич Моралёв. 1960-е гг


Родители Аркадий Константинович и Мария Александровна Моралёвы. 1917

О чём музыка Олега Аркадьевича Моралёва? Ответ на этот вопрос я нашла в статье С. Н. Терехова, заслуженного артиста России, посвящённой 90-летию композитора. Вот что он пишет: «Слушая и исполняя его сочинения более сорока лет, я могу с определённостью сказать, что вся его музыка – о Любви. О всеобъемлющей и самозабвенной любви к истории России, к её великой культуре и, конечно, к людям, к каждому человеку в отдельности. Отсюда, из этих корней, – его необыкновенно богатый мелодизм, сочетание проникновенной лиричности и масштабного симфонизма, ощущение всех тонкостей, возможностей вокального и инструментального выражения музыкальной мысли, уникальный дар инструментовок своих сочинений. Всё это, несомненно, ставит его в ряд выдающихся композиторов современной российской музыкальной культуры. В его многогранном творчестве глубоко отражены исторические и культурные пласты нашей Великой Родины, которую он самозабвенно любил и которой служил на своём посту до самой кончины».

Олег Моралёв родился в Вятке 23 января 1922 г. в семье служащего. Отец его – Аркадий Константинович (1893–1982) – был инженером, окончил Санкт-Петербургский политехнический институт. Работал главным механиком Вятского речного пароходства. Мама – Мария Александровна (урождённая Торопова, слушательница Бестужевских курсов) – посвятила себя семье. Мама Олега умерла через десять дней после родов дочери Галины в 1931 г., Олегу было 10 лет, старшему Николаю – 13 лет. Через два с половиной года отец женился во второй раз, в семье появились ещё брат Евгений и сестра Ирина, то есть я (автор. – Прим. ред.).

Любовь к музыке у Олега проявилась рано. Этому способствовали семейные традиции. Дед Константин Андреевич Моралёв, служивший в Орловском казначействе Вятской губернии, организовал в г. Орлове оркестр народных инст­рументов, в котором играли его дети (в семье было девять детей). После революции 1917 г. в Орлове играл духовой оркестр, в котором продолжали играть дети Константина Андреевича – Николай, Сергей, Евгений, что материально поддерживало семью. Аркадий Константинович в период учёбы в Петербурге пел в украинском хоре, а его сестра – Вера Константиновна (в замужестве Колупаева) – играла на домре, гитаре, аккордеоне и даже в преклонном возрасте солировала на домре в оркестре народных инструментов при клубе железнодорожников в г. Кирове, сочиняла музыку для гитары и посылала на рецензию племяннику.

Музыка сопровождала Олега с раннего возраста. Вот его слова из интервью для кировского радио, записанного Романом Михайловичем Преснецовым в 1985 г.: «Воспоминания моего детства и школьных лет, проведённых в Вятке и Кирове, всегда почти окрашены звучанием музыки. В самом раннем детстве, слушая пение отца, который иногда пел украинские песни, мелодичные, удивительные, они до сих пор звучат в ушах как близкие, родные. <...> Не знаю точно, с шести или семи лет, я стал учиться играть на фортепиано. Моей первой учительницей была Мария Ивановна Мышкина. На её уроках мне открылась удивительная красота музыки Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шопена, Шумана. Мария Ивановна была человеком большой душевной чистоты, доброты и бескорыстия. Получила высшее образование она в Лейпцигской консерватории по классу фортепиано профессора Техмюллера, ещё до конца Первой мировой войны. После окончания консерватории возвратилась в Россию. Свои первые опыты сочинения музыки я поверял ей. Она поощряла и поддерживала их».


Константин Андреевич Моралёв, дедушка Олега (по отцу). г. Орлов, 1917 г

Мария Ивановна являлась одним из учредителей Вятского отделения Императорского Русского музыкального общества. Так как она жила недалеко от дома Моралёвых, то по пути в музыкальную школу заходила в гости пообщаться с родителями Олега. Когда Олег служил в армии, учился в Москве, то Мышкина постоянно интересовалась, что пишет Олег, как у него дела. Он и сам часто писал своей учительнице.

Первая музыкальная школа, где учился Олег, была главным цент­ром культуры в Кирове. Учащиеся и педагоги давали концерты, которые пользовались широкой популярностью у жителей города. Родители также ходили на концерты в музыкальную школу, в программах которых встречалось и имя юного музыканта Олега Моралёва. Вот как вспоминал Олег в том же интервью Р. М. Преснецову: «Позднее, когда открылось музыкальное училище, музыкальная жизнь города стала ещё интенсивнее. Концерты проходили при полных залах. Очень яркий след в музыкальной жизни Кирова и в моих ранних впечатлениях оставил Константин Степанович Сорокин, воспитанник Московской консерватории по классу профессора Игумнова, пианиста и композитора. Несколько лет он вёл класс фортепиано в музыкальном училище, давал сольные концерты. Константин Степанович также одобрял мои первоначальные композиторские опыты».

В 1939 г. Олег окончил музыкальную школу с отличными оценками по всем предметам. Свидетельство об окончании подписано директором И. В. Казениным, заведующим учебной частью М. Н. Синицыным, заведующим фортепианным отделением О. М. Шуравиной. В этом же году Олег поступил в музыкальное училище г. Кирова и одновременно учился в десятом классе общеобразовательной школы № 6 им. Красина, которую окончил в 1940 году. Мария Ивановна Мышкина, поздравляя с окончанием школы, подарила Олегу фотопортрет В. А. Моцарта (его любимого композитора) с посвящением: «Моему дорогому, талантливому ученику Олегу с пожеланием – не забывать музыку и с надеждой – продол­жать своё музыкальное образование (21 июля 1940 г.)».

Осенью 1940 г. Олега призвали в Красную армию. Музыкальное образование прервалось на долгих семь лет. Службу Олег начинал на Дальнем Востоке курсантом стрелкового полка на радиотелеграфе. Олег и раньше увлекался радиотехникой, собирал радиоприёмники и даже собрал малюсенький телевизор из деталей, которые папа привозил из Москвы, чем удивил одноклассников и домашних. В начале Великой Отечественной войны Олег Моралёв был переведён в г. Биробиджан в авиадивизию начальником радиостанции средней мощности. В 1945 г. ему довелось участвовать в военных действиях в Маньчжурии против Японии. Он был награждён орденом Славы III степени после окончания войны с Японией и медалью «За победу над Японией», а впоследствии ещё и орденом Отечественной войны II степени.

Демобилизовался Олег в марте 1947 г. в звании старшины. Вот тогда и произошла памятная для меня встреча и знакомство с Лёкой (так его звали в семье). Когда его взяли в армию, мне было около трёх месяцев.

В день возвращения Олега я бегала во дворе с собакой и увидела, как в заколоченное окно нашего дома стучится военный (звонка не было). Он был в шинели, сапогах, галифе, с вещмешком за плечами. Я сразу догадалась, что это Лёка, ведь разговоры в семье только о нём и были! Николай уже вернулся с войны, а Лёка всё не возвращался. Ну, я и прыгнула к Олегу на грудь. Так он меня и занёс в дом. Мы с Женей не отходили от Лёки, нам всё было интересно, особенно содержание вещмешка. Для всех у него нашлись небольшие подарки. Жене и мне достались японские тетради, которые открывались наоборот – слева направо, что нас очень удивило.

Олег был высокого роста, стройный, волосы тёмные, непокорные, зачёсанные назад. Дома он носил бархатную феску с кисточкой сбоку, чтобы волосы не спадали на лоб во время игры на пианино. Глаза у него были карие, взгляд внимательный, немного с грустинкой, когда шутил, в них зажигались весёлые искорки. Говорил мягко, негромко, с расстановкой, каждый невольно начинал прислушиваться к тому, что он говорил, и это завораживало и притягивало к себе собеседников. Был Олег немногословен, у него была мягкая, добрая улыбка, при которой частенько в уголках губ пряталась ирония. Во время разговора непроизвольно делал движение головой, как бы закидывая назад волосы.

Олег ходил с Женей поливать огород, который папа завёл в годы войны. Землю дали в районе теперешнего Октябрьского проспекта, где сейчас цирк, диорама. Ходили через Ахтырское кладбище, через Соловьёвскую слободу, иногда брали с собой меня. Сажали картошку, капусту, тыкву, помидоры (тыквы дома с осени до весны лежали повсюду).

Несмотря на приличную разницу в возрасте – 18 лет, мы подружились. Олег был со мной ласков и добр, брал меня на прогулки по городу. В свободное от занятий время Олег затевал с нами шумные игры, придумывал разные «страшилки», например, наряжался Бармалеем, завязав косынкой один глаз, в руке – кухонный нож, в зубах – горящий уголёк из печки, и с разбойничьим возгласом бегал за нами, а мы от страха врассыпную – кто куда. Благо зал был большой, посредине стояло пианино, а за ним – большая двуспальная кровать, на которую мы забивались всей гурьбой, где и находил нас «Бармалей». После игр и прогулок Олег выдворял нас из дома, чтобы заниматься музыкой. Вся ребятня со двора устраивалась под окнами дома и слушала, как он играет на пианино.

Запомнилось мне, как с папой и Лёкой мы катались по Вятке в самый разлив. Для меня это были незабываемые впечатления. Мы жили на ул. Карла Либкнехта, 69 (напротив библиотеки Герцена), довольно далеко от реки, и вот впервые покататься на лодке мне посчастливилось с Лёкой. Приезжая на каникулы летом, Олег отправлялся путешествовать на лодке или катере, принадлежавшем Георгию Константиновичу Кобелькову, другу Олега по музыкальной школе (позже её директору).

С детства Олег дружил с Юрой Васнецовым, который жил в соседнем двухэтажном доме. Юра также учился в музыкальной школе № 1, только по классу скрипки. Часто они вместе музицировали у нас дома. Александр Фёдорович, отчим Юры, играл в оркестре Кировского драмтеатра, кажется, на виолончели. Семья Юры была интеллигентна. Его мама – Ольга Александровна Жуковская – изготовляла на дому разные изделия: шкатулки, ёлочные игрушки и много других поделок. У них был дома рояль, а летом на веранде за самоваром любили собираться гости, семья с сестрой, жившие рядом в угловом «казенинском» доме, приходили и Моралёвы, пели, музицировали.

Юра Васнецов после возвращения с войны учился в Ленинграде, стал инженером-судостроителем. Приезжая на каникулы в Киров, он подрабатывал в цирке «Шапито», играл в оркестре на скрипке, дворовую ребятню водил в цирк на представления.

Половина одноклассников Олега не вернулась с войны. Самый близкий друг – Вениамин Иванович Черных (1922–2001) – служил в Западной Белоруссии, в начале 1941 г. был направлен в военное училище Ленинграда. Участвовал в обороне города, был ранен. В 1942 г. по Дороге жизни вернулся в Киров инвалидом I группы. С другом Олег переписывался и общался до последних дней жизни. В каждый свой приезд в Киров Олег первым делом навещал одноклассников.

Ещё одна одноклассница – Татьяна Алексеевна Вологжанина (Столбова) (1922–2007) – в 1940 г. поступила в Ленинградский институт народов Севера. Там её застала война. Студенты рыли окопы в Петергофе, работали санитарками в госпитале. В одно из дежурств она встретила одноклассника Веню Черных, тяжело раненного в правую руку. Истощённую до дистрофии, её эвакуировали по льду Ладоги. В 1960-е гг. она с семьёй жила в Свердловске и увидела афишу авторского концерта Олега Моралёва, композитора Уральской консерватории. Написала в Союз композиторов: «Если ты тот Олег из Вятки, свяжись со мной». Встретившись с Олегом, дружбу – уже семьями – не прерывали. Встречались в Кирове, куда перебрались Вологжанины, и в Саратове.


Юрий Васнецов,друг О. А. Моралёва

Демобилизовавшись, Олег устроился на работу на завод № 537 (ныне завод «Маяк») бойцом ВОХР (военизированная охрана). Мечта посвятить себя музыке не оставила его, а наоборот, окрепла. Несмотря на советы папы посвятить себя радиотехнике, Олег начал заниматься музыкой с любимой учительницей, восстанавливая забытое за семь армейских лет. Мечте Олега стать пианистом не суждено было сбыться. Сказались военные годы службы в тяжёлых условиях, появились проблемы с подвижностью суставов рук.


Семьи Моралёвых и Вологжаниных. Свердловск, 1960-е гг

В 1947 г. Олег поступил в музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в класс сочинения профессора, народного артиста Евгения Кирилловича Голубева (1910–1988), ученика выдающегося русского композитора Николая Яковлевича Мясковского. За три года Олег с отличием окончил училище и в 1950 г. поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского на композиторское отделение, продолжив обучение у профессора Е. К. Голубева, которую окончил также с отличием в 1955 году. Его учителями были столпы музыкальной науки – профессора И. В. Способин, С. С. Скребков, А. И. Кандинский, Б. М. Ярустовский. Евгений Кириллович Голубев для Олега был не только наставником по композиции, но и другом. Всю дальнейшую жизнь Олег постоянно поддерживал отношения с учителем и его супругой. Олег Моралёв был одним из тех учеников, кто провожал Евгения Кирилловича в последний путь. Также все восемь лет учёбы в Москве и последующие годы Олег не забывал свою первую учительницу музыки. Он переписывался с ней, а по приезде на каникулы в Киров первым делом навещал её. В 1957 г. Марии Ивановны Мышкиной не стало. Олег приезжал уже из Свердловска, чтобы проводить в последний путь свою первую учительницу.

В каждый свой приезд в Киров летом Олег спешил на реку Вятку с фотоаппаратом, у него была особенная любовь, тяга к реке. Скорее всего, сказалось влияние папы, который многие годы работал в Вятском речном пароходстве, а после Гражданской войны проводил реконструкцию его судов. Возможно, поэтому одной из причин переезда Олега в Саратов была близость к реке Волге, где первым делом он приобрёл катер.

В 1953 г., в 31-летнем возрасте, Олег встретил свою половинку – Агнессу Викторовну, студентку третьего курса Московского станкостроительного института, которая вскоре стала его женой. Обоим предстояло ещё два года учёбы. Олег из консерваторского общежития (где соседом по комнате был А. Ф. Ведерников, будущий народный артист России) перебрался в общежитие к жене, где условия были лучше и где ему даже поставили пианино.

На одном курсе с Олегом учились А. Флярковский, В. Тормис (Эстония), Г. Жубанова (Казахстан), Л. Туманян, А. Пахмутова, А. Шнитке, Р. Щедрин. На протяжении многих лет Олег сохранял дружеские отношения с Родионом Щедриным, который высоко ценил композиторский талант Моралёва и оказывал ему всяческую поддержку.
Москва дала не только профессиональное образование самого высокого уровня (об этом свидетельствовал диплом с отличием), она помогла Олегу стать художником, бесконечно преданным музыке, взыскательным и требовательным к себе. Выпускной экзамен подтвердил это. Дипломная работа О. Моралёва состояла из трёх крупных музыкальных произведений: Первый фортепианный концерт, Первая симфония в четырёх частях, Кантата о Ленине (пять частей), которыми дирижировал Евгений Светланов, бывший тогда дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения.


Олег Моралёв на катере

Следующий этап жизни с 1955 г. Олег начал в Свердловске, работая в музыкальном училище им. П. И. Чайковского, куда он получил приглашение. А Свердловск он выбрал потому, что жена (молодой инженер-конструктор) получила распределение на знаменитый завод «Уралмаш», где обещали жильё. В Свердловске в этом же году Олег стал членом Союза композиторов. В 1957 г. его избрали в члены правления Уральского отделения Союза композиторов и пригласили на работу в Уральскую консерваторию, на кафедру теории музыки и композиции. В то время Свердловскую консерваторию возглавлял И. В. Казенин, земляк, знавший Олега по первой музыкальной школе и музыкальному училищу г. Кирова, которое в настоящее время носит его имя. Вскоре Моралёв поступил в аспирантуру Уральской консерватории по специальности «сочинение». Его руководителем стал профессор В. Н. Трамбицкий, вернувшийся в Ленинградскую консерваторию из эвакуации в Свердловске. Во время учёбы Олега он приезжал в Свердловск консультировать Моралёва. В 1962 г. Моралёв успешно окончил аспирантуру.

В 1961 г. на пленум Уральского отделения Союза композиторов приехал Д. Д. Шостакович, бывший председателем Союза композиторов СССР, который порекомендовал Моралёва на пост председателя Уральского отделения Союза. В итоге Олег был избран председателем Уральского отделения Союза композиторов, состоящего из 30 человек.

Несмотря на преподавательскую деятельность в консерватории, бытовые трудности, в свердловский период жизни (1955–1968) Моралёвым были написаны крупные произведения: симфоническая поэма «Подвиг» (1958), Второй фортепианный концерт (1961), Первый струнный квартет, Элегия для виолончели и оркестра (1964), Лирическая поэма для симфонического оркестра (1966), Сюита для деревянных духовых флейты и гобоя с симфоническим оркестром и другие более мелкие сочинения. Все они исполнялись прекрасными музыкантами симфонического оркестра Свердловской филармонии – пианистом И. Зетель (ученик Г. Г. Нейгауза), виолончелистом Герц Цомык и другими. Дирижёрами произведений Моралёва были Марк Паверман (основной), Александр Фридлендер, Нариман Чунихин.

Почти все крупные произведения Моралёва были записаны Всесоюзным радио и хранятся в Госфонде звукозаписи ГДРЗ (Государственный дом радиовещания и звукозаписи). Симфоническая поэма «Подвиг» посвящена памяти легендарного советского разведчика Николая Кузнецова и впервые исполнена в 1959 г. в Свердловске. «Поэма “Подвиг” раскрывает перед слушателем картину беззаветной борьбы одного из героев Великой Отечественной войны за правое дело Родины. В основе сочинения лежит ряд музыкальных образов, рисующих чистоту душевных помыслов героя, его неустрашимое мужество, страстный порыв к свободе и счастью. Общее строение поэмы свободно, но с явно выраженными элементами сонатности. Прекрасная, певучая, полная искреннего чувства мелодия виолончелей – вступительное адажио – как бы портрет героя, его светлые думы и чаяния. Звучат призывные фанфары, и развёртывается центральная часть – мощная картина битвы. Она включает ряд тем, рисующих столкновения противоположных сил. Среди них можно условно выделить главную тему, тревожную и стремительную, патетическую, побочную. Развитие музыкального материала приводит к среднему разделу поэмы – траурному эпизоду, омрачённому варианту звучащей у фагота начальной темы адажио. Затем следует ещё более энергичное развитие уже прозвучавших тем – их изменение и разработка с элементами повторения – репризы. Образуется как бы две волны развития, каждая из которых заканчивается кульминацией – сперва предварительной, затем, после более краткого и интенсивного нарастания – главной. Это наиболее напряжённые драматические эпизоды поэмы с резкими диссонирующими звучаниями всего оркестра. После последнего отзвука траурного раздела (соло тромбона) наступает успокоение и просветление – в сокращённом виде повторяется медленное вступление его ясной прозрачной звучностью. Поэма заканчивается образами мира и света», – аннотация к поэме «Подвиг».


Олег Моралёв, 1951 г.

«В поэме “Подвиг” музыка, рисующая героическую борьбу и гибель разведчика, обрамлена лирическими вступлением и заключением, воплощающими чистоту помыслов и страстный порыв к свободе и счастью. Основная часть поэмы воплощает битву, столкновение противоположных сил. Есть здесь и скорбный эпизод – гибель героя. Но борьба продолжается до победы. Поэма обнаруживает незаурядное мастерство автора», – из статьи кандидата искусствоведения М. Гейлиг «Тема подвига», 1982 г.

В дальнейшем она ещё не раз звучала в разных городах. В Москве, в Большом зале консерватории, «Поэма» исполнялась Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения под управлением А. Жюрайтиса. А вот как пишет о поэме «Подвиг» Виктор Васильев в статье «Музыка жизни» к 70-летию Олега Моралёва: «Это не портрет и не сюжетное повествование. Здесь, в музыке большого эмоционального накала, явственно проявляется эффект “двойного зрения” – память тех лет и взгляд из сегодняшнего дня».

В Кирове в 2010 г., в канун 65-летия Великой Победы, «Поэма» была исполнена Вятским симфоническим оркестром под управлением В. А. Раевского на заключительном концерте фестиваля «Вятская весна – 2010». На концертной программе В. А. Раевский оставил свой автограф с такими словами: «Наш оркестр познакомился и в настоящее время включил в свой репертуар произведения этого талантливого и многогранного автора» (3 октября 2010 г.).

Андрей Захваткин в статье «Музыка национального подвига» написал такие слова: «Прослушивая “Подвиг” Олега Моралёва, отмечаешь, что ... в его музыке наличествуют богатый мелодический дар, душевная доброта, естественная оркестровка школы Мясковского. А если музыка принадлежит автору, родившемуся в Вятке, то её не мешало бы периодически открывать перед нашими слушателями ввиду доступности и демократизма языка композитора. Это, плюс ко всему, могло бы явиться дополнением к воспитанию патриотической гордости за наш край – источник талантов как в историческом прошлом, так и в счастливом будущем». Поэма «Подвиг» и Второй фортепианный концерт выпущены издательством «Советский композитор» (1963, 1968).

С 1965 по 1967 г. Олег Моралёв избирался депутатом Свердловского Совета депутатов трудящихся. С 1962 по 1969 г. состоял членом правления Союза композиторов СССР. Такая напряжённая творческая и общественная работа дала о себе знать, начались проблемы со здоровьем. По рекомендации врачей сменить климат Олег решился на переезд в г. Саратов, куда его пригласил Б. А. Сосновцев – заведующий кафедрой теории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова и председатель Саратовского отделения Союза композиторов. В 1968 г. Олег с семьёй (дочь Ира родилась в 1956 г., дочь Алла – в 1959 г.) переехал в Саратов и начал работать в Саратовской консерватории на кафедре теории музыки и композиции. Семья поселилась в квартире на набережной Волги, Олег был счастлив, наслаждаясь красотами волжской природы.

Всё это благотворно отразилось на здоровье и творчестве. В этот период появились сочинения, в которых зазвучала «волжская тема». В 1974 г. было написано оригинальное произведение «Прелюдия и Фанфары для девяти труб и ансамбля ударных инструментов», посвящённое строителям заволжских каналов. Это произведение и Квинтет № 2 для медных духовых инструментов исполнялись в пяти городах США (штатах Флориды, Теннесси, Джорджия). «Прелюдия и Фанфары...» звучало на IV съезде Союза композиторов РСФСР и на VI съезде композиторов СССР в Москве. Произведение выпущено издательством «Советский композитор» в 1979 г., в том же году была написана оригинальная сюита для четырёх труб и челесты «Владимирские рожки». Музыка эта близка народным мотивам рожечников средней полосы России. «Владимирские рожки» исполнялись в Голландии. Произведение выпущено в 1988 г. издательством «Советский композитор».


Ира Моралёва (дочь Олега Аркадьевича), Вениамин Иванович Черных, Олег Моралёв. Саратовская набережная. 1980-е гг.


Дочери Алла и Ира. 1961 г

В 1973 г. был написан вокально-поэтический цикл «Смерть солдата» для голоса и фортепиано на стихи литовского поэта, лауреата Ленинской премии Эдуардаса Межелайтиса (перевод Риммы Козаковой). «Вокально-поэтический цикл О. Моралёва состоит, как и положенный в его основу цикл Э. Межелайтиса, из десяти стихотворений. Из них семь предназначены для пения, два (второй и пятый) для чтения и одно (третье) представляет собой мелодекламацию. Общий колорит трагический. Содержание цикла – борьба раненого солдата за жизнь, рассказ о смерти воина – определяет напряжённо-драматический склад музыки, господство в ней декламационной мелодики, многокрасочное фортепианное сопровождение. Несмотря на доминирующий склад музыки, в ней есть ярко контрастные моменты. Они вносят более светлое мягкое настроение. Это номер четыре – “Ручей” с певучей мелодией и мерным журчащим сопровождением, “Кузнечик” (номер семь) – радостная, светлая часть с лёгкой вальсовой фактурой, наконец, большой раздел, заключение цикла номер десять, “Эпитафия”. Кроме того, контрастность создаётся чередованием пения и чтения. Всё это вносит разнообразие в звучание цикла. Все части тесно объединены рядом общих мотивов. Первый из них появляется сразу в начале цикла, в номере один “Поцелуй”, в грозном звучании унисонов с большой ролью тритонов. Этот же мотив проводится в номере восемь “Борьба” и номере девять “Буквы”, сохраняя тот же жёсткий характер. Несколько схож с ним и мотив, звучащий в номере три “Звезда”. Другой мотив, порученный голосу, движется по звукам трезвучия и звучит очень лирично. Он слышен в номере три, затем в номере семь “Кузнечик” и в последнем. Кроме того, есть ещё одна вокальная интонация, появляющаяся в начале и в конце цикла, суровая и печальная, ассоциирующаяся с далёким, приглушённым звучанием сигнала трубы» – аннотация автора к циклу «Смерть солдата» для голоса и фортепиано.

В статье «Тема подвига» кандидат искусствоведения М. Гейлиг об этом произведении пишет: «Композитора привлекли образы великой битвы за счастье народов, героические подвиги воинов, отдавших жизнь за Родину. Будучи старшиной в подразделении связи на Дальнем Востоке, Моралёв тесно соприкасался с солдатской жизнью, хорошо узнал её, родилось вдохновенное сочинение, открывающее новые черты в творчестве композитора, волнующее своей искренней интонацией. Роли певца и пианиста в цикле равноправны. Пение перемежается с чтением стихов и декламацией под музыку. Два ведущих мотива объединяют музыку сочинения. Один, грозный и жестокий, – образ неминуемой смерти, второй, светлый и мягкий, – воспоминания о жизни. Заключение цикла, “Эпитафия”, носит спокойный умиротворённый характер. Лишь в середине его слышны отзвуки трагических переживаний. Этим подчёркивает автор основную идею – “Никто не забыт, ничто не забыто”. Первыми исполнителями цикла были солисты Саратовской филармонии – баритон Павел Крашенинников и пианист, заслуженный артист России Натан Бендицкий. Кроме Саратова цикл исполнялся на конкурсе вокальных циклов в 1982 г. в Ленинграде и занял второе место. Исполнили его баритон В. Петров и пианистка Е. Арефьева. Они же исполняли цикл на пленуме правления Сою­за композиторов РСФСР в 1985 г. в Свердловске. Цикл опубликован издательством “Советский композитор”. Жанр произведений, входящих в цикл, можно охарактеризовать как песню-романс, который становится типичным для вокального творчества композитора».

Ещё один вокальный цикл на стихи Э. Межелайтиса «Три наст­роения» (1975), кроме исполнения в Саратове в 1978 и 1987 гг., прозвучал на пленуме Союза композиторов РСФСР в Ленинграде в исполнении народного артиста России, ныне солиста Мариинского театра Сергея Алексашкина (баритон) и заслуженного артиста России Натана Бендицкого (фортепиано).

Третий вокальный цикл «Перечитывая Александра Блока» написан в Саратове в 1977 году. «В основе произведения – 12 стихотворений поэта различных лет, охватывающие широкий круг тем. Основой цикла служат романсы для баритона, подчёркивающие доминирующее и мужественное начало. Это “Фабрика” – образ тяжкого гнёта рабочих; “Дикий ветер”, написанный А. Блоком накануне революции и воплощающий чаянья перемен; “Река раскинулась”, отражающий борьбу народа с татарским нашествием. Светлому звучанию сопрано поручены главным образом лирические стихии. В партии фортепиано раскрывается эмоциональное содержание стихов А. Блока» – из статьи «Тема подвига» М. Гейлиг.

В одной из радиопередач Олег Моралёв сказал: «Тринадцать романсов, из которых состоит цикл, прослеживают героя от юности до зрелых лет... Я выбрал стихи, особенно близкие, созвучные моему мироощущению, а среди них, в свою очередь, те, которые не были использованы другими композиторами. И вот результат: то, что я отобрал, совершенно естественно, непреднамеренно совпало с жизненной дорогой русского поэта – от светлых мечтаний юности (“Я стремлюсь”) к предреволюционным тревогам и ожиданиям (“Дикий ветер”)». Из тринадцати романсов восемь – для баритона, три – для сопрано и два дуэта: «Есть минуты», «За горами, лесами» – для сопрано и баритона.
На родине Олега Аркадьевича романсы на стихи А. Блока «Свирель», «Её песни», «Утихает светлый ветер» исполнил в 2010 г. педагог музыкального училища Татьяна Аркадьевна Скурихина, фортепиано – Илья Ризаев. В последние годы эти романсы исполнялись на фестивале «Альма-матер» в 2011–2012 гг., в библиотеке им. А. И. Герцена на концертах памяти Олега Аркадьевича. Также романсы исполняются в Саратове студентами консерватории в памятные даты композитора. Романс «Пристал ко мне нищий» в 2017 г. был исполнен на концерте в Большом читальном зале библиотеки им. А. И. Герцена в честь 95-летия Олега Моралёва педагогом музыкального училища Евгением Широкшиным под аккомпанемент Татьяны Кузовлевой. В Саратове в 2018 г. на концерте в честь 95-летнего юбилея Олега Аркадьевича были исполнены студентами консерватории шесть романсов на стихи А. Блока, в том числе дуэт «Есть минуты».

В 1975 г. был написан, а в 1985 г. издан концерт для тромбона с симфоническим оркестром и виртуозно исполнен А. П. Капелиным. На концерте, посвящённом памяти Олега Моралёва, в Саратове в 2002 г., первая и вторая часть концерта для тромбона была исполнена молодым тромбонистом О. Абрамовым.

В 1972 г. была создана поэма для голоса и хора «Чёрный человек» по одноимённой поэме Сергея Есенина. Она долго не исполнялась и впервые прозвучала на фестивале в Саратове в декабре 2001 г. в исполнении театра хоровой музыки под руководством Л. А. Лицовой, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора и заведующего кафедрой дирижирования академическим хором Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Солировал баритон А. Тишко. Поэма имела большой успех.

В своих воспоминаниях «История одного исполнения» Л. А. Лицова профессор Саратовской государственной консерватории пишет: «Безусловно, музыка потрясающая, и поэтический текст настолько органично вплетён в музыкальную ткань, что нельзя отделить одно от другого – абсолютно единое образное решение. У меня был только один большой вопрос: кто из баритонов это сможет спеть, потому что партия солиста – невероятно сложная, причём она трудна не столько вокально, сколько с точки зрения артистического воплощения? Мне казалось, что это должен быть даже не столько певец, сколько хорошо поющий драматический актёр. И теперь работа тормозилась поиском солиста. Я даже предложила Олегу Аркадьевичу несколько баритонов, мы пробовали с ним разные варианты, но мне всё это не нравилось. А он уже на всё был согласен – ему хотелось, чтобы это просто состоялось. И совершенно случайно солист нашёлся – изумительный баритон Анатолий Тишко, который работал в Театре оперетты в Энгельсе. Его заинтересовало предложение спеть партию солиста в “Чёрном человеке”, и она была настолько близка всему его облику и складу натуры, что его не остановил ни колоссальный объём работы, ни отсутствие её достойной оплаты. Он работал с огромным увлечением и самоотдачей, и, главным образом, именно его участие определило успех исполнения – он совершенно потрясающе и спел, и сыграл. Все звёзды совпали тогда, чтобы это состоялось, но, к сожалению, Олег Аркадьевич услышал это исполнение только в записи, в то время он уже был прикован к постели.

Что касается музыки, то я не могу назвать больше ни одного сочинения в жанре кантаты или хоровой поэмы, даже у Г. Свиридова, с такой же развёрнутой партией солиста и столь же многофункциональной партией хора, выполняющей и оркестровую, и аккомпанирующую роль, и достаточно развитую в образном отношении, ни одного сочинения, которое может быть сопоставимо с “Чёрным человеком” О. Моралёва по глубине психологизма и драматургической разработке сюжета, органике формы. Работая над этим произведением, мы не просто получили огромное удовольствие – это было колоссальной школой. И в связи с этим меня не перестаёт волновать ещё один вопрос: как мог интеллигент высшего порядка, каким был Олег Аркадьевич, никогда в жизни ни на кого не повысивший голоса, создать образ такой совершенно жуткой раздвоенной личности? Это очень трудно объяснить; мне кажется, он был человеком и композитором настолько глубинным, что его творчество – это только верхушка айсберга».

В 2014 г. хоровая поэма «Чёрный человек» была исполнена ещё раз в Саратовской консерватории Театром хоровой музыки, сольную партию пел Алексей Кошелев. А в 2019 г. в Саратовской филармонии поэму «Чёрный человек» исполнял Александр Троицкий.

В 1971 г. была написана и дважды исполнена в Саратове симфоническим оркестром филармонии Вторая симфония «Сибирское сказание в четырёх повестях» («Жестокость и нежность», «Новое и старое», «Ночь и любовь», «Вихри и судьбы») под управлением дирижёров В. Жордания и Г. Проваторова. «“Сибирское сказание в четырёх повестях” – монументальное произведение лирико-эпического характера. Оно отличается эмоциональной насыщенностью и производит яркое впечатление. Перед слушателями развёртываются образы старой Сибири. Автор рисует стремление народа к освобождению от царского произвола. Она навеяна впечатлениями от упоительных красот природы, событиями, происходившими в дореволюционной Сибири и образами, получившими своё начало от литературного воплощения в романе А. Черкасова “Хмель”. Во многих эпизодах, взволновавших автора, Моралёв с профессиональным мастерством припадает к живительным родникам сибирских народных напевов» – так пишет М. Гейлиг, кандидат искусствоведения, в своей статье «Тема подвига».

В Саратове же были созданы четыре кантаты для хора и симфонического оркестра: в 1969 г. – «В канун века» на стихи В. Назаровой, в 1979 г. – «Вечность» на стихи Г. Серебрякова, в 1985 г. – «Если мы войну забудем» на стихи Р. Рождественского. Эта кантата прозвучала в Кирове 6 и 14 мая 2009 г. в концерте «Часовые памяти моей» в честь Дня Победы в исполнении сводного хора КОКМИ им. И. В. Казенина под руководством Н. Толстенко в сопровождении духового оркестра колледжа, дирижировал В. Семишкур. В том же исполнении кантата звучала в 2010 г. в честь 65-летия Победы, а также в Вятском художественном музее им. В. М. и А. М. Васнецовых на концерте, посвящённом Дню музеев. Кроме того, кантата была исполнена тем же составом на концерте фестиваля «Альма-матер» – «Презентация музыки вятских композиторов», дирижировал студент первого курса Московской консерватории А. Зеленеев, бывший выпускник колледжа.

В 1981 г. была написана кантата «Тетрадные листочки» для детского хора и симфонического оркестра на стихи М. Чернышева, посвящённая памяти ленинградской школьницы Тани Савичевой, жертвы блокады Ленинграда. Это пронзительное и незабываемое сочинение. «Одночастная кантата состоит из трёх разделов. Крайние – оживлённые, светлые с элементами танцевальности – рисуют жизнерадостные образы детства. Средний раздел – картины блокады – сразу вносит острый контраст, начинается резкими ударами оркестра, идёт в более быстром темпе. В хоре возникает характерная для всей части фраза на словах: “Помни!”. При появлении образа Тани слышны стонущие интонации хора и оркестра. На смысловой кульминации интонирует текст говорком, без определённой высоты. Итогом становятся слова: “Всё ли помнишь?”. В небольшом переходе сначала появляется начальный текст у солиста, сопровождаемый вздохами у хора и у струнных, затем следует повторение первого раздела кантаты с более усложнённой оркестровой фактурой. Здесь снова периодически возникает фраза: “Всё ли помнишь?” – призыв не забывать о пережитом во время войны», – аннотация О. Моралёва на кантату «Тетрадные лис­точки». В Кирове впервые кантата была исполнена в феврале 2009 г. образцовым детским хором «Младёшенька» в средней школе № 48 (руководитель хора С. Воробьёва, концертмейстер Н. Нагдиман). Позже тем же составом кантата исполнялась к юбилею дня блокады Ленинграда под девизом «Девочка с Васильевского острова», в городском клубе ветеранов в честь празднования Дня Победы. У всех присутствующих, блокадников и не только, стояли в глазах слёзы.

В 2009 г. стараниями руководителя студенческого духового оркестра КОКМИ им. И. В. Казенина кантата была аранжирована и впервые прозвучала в исполнении образцового детского хора «Младёшенька» в сопровождении студенческого духового оркестра в концерте «Часовые памяти моей» (руководитель хора С. Воробьёва, дирижёр В. Семишкур). 14 мая 2009 г. кантата была исполнена ещё раз для студенческой молодёжи г. Кирова. 5 февраля 2010 г. кантата прозвучала в исполнении женского хора колледжа искусств под руководством Н. Толстенко в сопровождении студенческого духового оркестра на фестивале «Презентация музыки вятских композиторов». Дирижировал студент первого курса Московской консерватории Прохор Протасов, выпускник колледжа. В 2010 г. кантата исполнялась в библиотеке А. А. Лиханова для ветеранов в честь Дня Победы. 17 февраля 2011 г. кантата была исполнена образцовым детским хором «Лада» на фестивале-конкурсе «Баллада о солдате», проходившем в ДМШ № 4 г. Кирова. Выступление было отмечено дипломом. 17 апреля 2011 г. кантата тем же составом ещё раз прозвучала с духовым оркестром КОКМИ им. И. В. Казенина под руководством заслуженного работника культуры В. Семишкура на музыкальном вечере «Сочинения О. Моралёва» в Большом читальном зале библиотеки им. А. И. Герцена. Концерт прошёл со значительным успехом.

В 2016 г. кантату исполнял детский хор «Лада» школы № 48 в стенах Вятской филармонии уже в сопровождении вятского симфонического оркестра им. Раевского дирижёр П. Протасов, руководитель хора С. Воробьёва. В 2017 г. кантата прозвучала в том же исполнении на концерте в Большом читальном зале библиотеки им. А. И. Герцена в честь 95-летия О. Моралёва. В 2020 г. кантату исполняли сводный детский хор музыкальной школы № 1 и женский ансамбль КОКМИ им. И. В. Казенина в сопровождении студенческого духового оркестра на фестивале «Эхо прошедшей войны» в стенах музыкального колледжа им. И. В. Казенина, дирижировал В. Семишкур.

В настоящее время кантата «Тетрадные листочки» – золотой фонд репертуара Образцового детского хорового коллектива «Лада» общеобразовательной школы № 48 (руководитель Светлана Сергеевна Воробьёва).

В 1972 г. Олег Моралёв написал концерт для трубы и симфонического оркестра. Основным исполнителем партии трубы был заслуженный артист России А. Иванов. В годы жизни и работы в Саратове было написано ещё несколько сочинений для оркестра народных инструментов: Две эпические картины для валторны и оркестра русских народных инструментов (1968), пьеса-шутка «Три приятеля» (1983), «Вальс» (1983) и песня-пьеса, фантазия для голоса и оркестра народных инструментов «Вы пойдёмте-ка, ребяты» на народную песню о Степане Разине (1980). В 1979 г. появился Второй струнный квартет, исполненный филармоническим квартетом Саратова под руководством заслуженного артиста России, профессора В. В. Шувалова.

В 1970-х гг. Моралёв активно сотрудничал с театрами Саратова. Для кукольного театра «Теремок» он написал музыку к спектаклям «Алёнушка и солдат», «Голубой щенок». Главным режиссёром и постановщиком последнего был наш земляк Лев Васильевич Осокин, который в альманахе «Герценка: Вятские записки» (вып. 15) опубликовал статью «Листы памяти моей», где описал свою творческую встречу с Олегом Моралёвым, называя «этот лист памяти – безусловно, чисто золотым, а потому-то и особенно дорогим и значимым». На смотре венгерской драматургии спектакль «Голубой щенок» был удостоен почётной грамоты Министерства культуры РСФСР. «В успехе большая доля принадлежит Олегу Моралёву», – вспоминал Л. В. Осокин.

Для Саратовского драмтеатра была написана музыка к спектаклям «Таланты и поклонники» (1973), «Горячее сердце» (1979) по Островскому, «Идиот» по Достоевскому. «Шарманка» из музыки к спектаклю «Идиот» с большим успехом исполнялась учеником ДМШ № 4 г. Кирова Даниилом Рассохиным, дипломантом фестиваля-конкурса «Вятские мотивы», на различных площадках г. Кирова. Педагог Даниила – Т. В. Чистова, которая начинала музыкальное образование у М. И. Мышкиной. В последние годы пьесу для фортепиано «Шарманка» Моралёва полюбили многие учащие музыкальных школ г. Кирова: Лилиана Шкледа, Арсений Перваков пьесу исполнили на конкурсе «Вятские мотивы» в 2015 и 2019 годах. Владислав Ефимов, ученик ДМШ № 4 (педагог Т. В. Чистова), в 2021 г. исполнив пьесу «Шарманка» из музыки к спектаклю «Идиот», стал дипломантом I степени на международном конкурсе молодых исполнителей фортепианной музыки «Зелёный рояль».

В октябре 2010 г. мне довелось побывать в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова на симфоническом концерте «Современники войны», посвящённом музыке уже ушедших саратовских композиторов. Этот концерт был своего рода приношением композиторам, с именами которых связана история консерватории, идущей к своему столетнему юбилею в 2012 году. В 1950–1970-е гг. в Саратове сложилась одна из лучших в России композиторских школ. В тот период в город приехали по-настоящему талантливые композиторы без скидок на провинциальный уровень. Это было поколение призывников фронтовых лет, судьбы которых не могла не затронуть война. На концерте исполнялась музыка Олега Аркадьевича Моралёва, заслуженного деятеля искусств, профессора Саратовской консерватории. Его сочинение «Монологи, сцены и дуэты» для скрипки, альта и струнной группы симфонического оркестра исполнил симфонический оркестр Саратовской филармонии, дирижировал А. Фельдман (г. Калининград), соло на альте – А. Б. Григорьев (профессор Саратовской консерватории), скрипка – Татьяна Авазова (лауреат международного и всероссийского конкурсов).

Это сочинение было написано в 1988 году. Премьера состоялась в 1992 г. в зале филармонии, а через несколько дней звучала на концерте, посвящённом 70-летнему юбилею Олега Аркадьевича, в большом зале Саратовской консерватории (дирижировал М. А. Аннамамедов, исполнители: заслуженный артист России В. В. Шувалов – скрипка, А. Б. Григорьев профессор Саратовской государственной консерватории – альт). Я присутствовала на этом концерте, и для меня это была музыка о большой и сокровенной любви. Я не могла сдержать слёзы восторга и удивления от услышанного, была переполнена гордостью за брата, а главное – прониклась пониманием его чистой, нежной и любящей души. А в октябре 1992 г. состоялась поездка в Москву, где «Монологи» прозвучали в зале ЦДК. Так об этом произведении отозвалась музыковед, доцент СГК Н. В. Королевская: «О таких трагических произведениях, как “Перечитывая А. Блока”, “Чёрный человек”, “Монологи, сцены и дуэты”, принято говорить, что они написаны кровью сердца. В каждом из них Олег Аркадьевич очень близко подходил к краю “бездны” и бесстрашно (ведь он был бойцом) заглядывал в глаза “этому подлинному и лучшему другу человека”, как называл смерть В. А. Моцарт. “Грааль скорбей несём по миру мы, / Изгнанники, скитальцы и поэты”, – эти слова М. Волошина можно отнести и к Олегу Аркадьевичу Моралёву. “Пленник времени”, он с моцартовской пронзительностью сумел передать в своей музыке ощущение быстротечности и конечности жизни. Ту боль, которая не оставляла его, он, “заложник вечности”, сумел превратить в подлинные шедевры».

В январе 2009 г. состоялось первое исполнение «Монологов...» на родине Олега Аркадьевича артистами, приехавшими в Киров по приглашению Вятской филармонии, в сопровождении Вятского симфонического оркестра под руководством Валерия Александровича Раевского. Партию скрипки исполнила ученица В. Шувалова, лауреат международного и всероссийского конкурсов Татьяна Авазова, альт – профессор СГК им. Л. В. Собинова А. Б. Григорьев. Вот как вспоминает об этом концерте альтист профессор А. Б. Григорьев: «Я с особым удовольствием вспоминаю эту поездку. Трепетное отношение музыканта и дирижёра В. А. Раевского к музыке своего земляка, огромное внимание и доброжелательность публики – всё способствовало успеху концерта».


Квинтет. О. А. Моралёв в центре принимает поздравления. Март 1980 г.

В октябре 2010 г. это замечательное сочинение прозвучало в Большом зале консерватории с дирижёром А. Фельдманом в концерте, посвящённом 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

5 апреля 2018 г. на концерте памяти Олега Моралёва в Большом зале СГК им. Л. В. Собинова «Монологи...» были ещё раз исполнены Энгельским муниципальным камерным оркестром, дирижёр М. Мясников, партия альта – А. Б. Григорьев, партия скрипки – Т. Авазова. На этом концерте прошла презентация нотного материала «Монологи, сцены и дуэты для альта, скрипки и струнного оркестра», выпущенного издательским отделом Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, редактор – доктор искусствоведения С. П. Полозов.

В 1984 г. была закончена третья симфония для скрипки и симфонического оркестра «К Родине». Премьера состоялась в 1985 г. в Саратове, дирижировал народный артист М. Аннамамедов, партию скрипки исполнил заслуженный артист России С. Терехов. В газете «Саратовские вести» от 28 января 1992 г. в статье «Музыка жизни» к 70-летию О. А. Моралёва Виктор Васильев пишет: «Весной 1990 года в Колонном зале Дома Союзов состоялась премьера симфонии для скрипки с оркестром “К Родине” О. Моралёва. Для многих столичных специалистов успех периферийного композитора был не только неожиданным, но в какой-то степени сенсационным. Это сочинение носит сугубо личностный характер, оно – плод воспоминаний и размышлений автора, участника боёв с японскими милитаристами, кавалера Ордена Славы и Отечественной Войны. Пожалуй, это одно из вершинных достижений композитора. Симфония преисполнена беспредельного мелодического “дыхания”, тонкой разработки скрипичной фактуры, благородство стиля и красочного оркестрового мастерства. Сочинение понравилось не только слушателям, но и исполнителям, оно вошло в фонд всесоюзного радио и обретает ныне свою исполнительскую плоть».

Исполнитель партии скрипки С. Терехов вспоминает: «Также памятным было успешное исполнение второй и третьей частей симфонии с Государственным малым симфоническим оркестром СССР в Москве в Колонном зале Дома Союзов под руководством М. Аннамамедова. Концерт был посвящён 45-летию Победы в Великой Отечественной войне, в этом концерте исполнялась также музыка Р. Щедрина, А. Эшпая, А. Петрова, Б. Тищенко. Как участник и очевидец происходившего, хочу отметить, что музыка О. Моралёва вызвала горячие овации москвичей. Зал тепло и продолжительно приветствовал автора и исполнителей, многократно, в течение пяти минут, вызывая на бис. К сожалению, до сих пор целиком симфония в Москве так и не прозвучала. А ведь этому сочинению нет аналогов в России вот уже 60 лет! В 1952 году С. Прокофьев написал симфонию-концерт для виолончели и симфонического оркестра. Кроме симфонии № 3 Олега Моралёва, написанной в 1983 году, больше подобных сочинений для струнных инструментов с симфоническим оркестром в России не появлялось. Но значение симфонии № 3 “К Родине” не только в том, что ей нет аналога в России. Это сочинение – глубоко русская музыка, драматургическое содержание которой опирается на глубокие исторические корни нашей Родины. Эту музыку, по её национальной исповедальности, без сомнения, можно поставить в ряд со знаменитой “Концертной сюитой” С. И. Танеева для скрипки и симфонического оркестра, написанной в 1911 году».

В ноябре 2002 г. симфония № 3 прозвучала на концерте, посвящённом памяти Олега Моралёва, в Саратове. Соло скрипки исполнял заслуженный артист С. Н. Терехов, симфоническим оркестром Саратовской филармонии дирижировал А. А. Фельдман (г. Калининград). В 2013 г. вторая и третья части симфонии № 3 «К Родине» прозвучали на родине автора в стенах Вятской филармонии, соло скрипки исполнял К. Запольский, дирижировал В. Куржавский (г. Нижний Новгород).

В 1996 г. Моралёв написал Третий струнный квартет. Это одно из последних сочинений, первое исполнение которого состоялось в октябре 2001 г., незадолго до кончины Олега Аркадьевича. «Специально для премьеры был собран достойный состав: С. Терехов – первая скрипка, А. Вахрушин – вторая скрипка, Л. Кочнев – альт, И. Штейнберг – виолончель. Теперь эту музыку называют посмертной. Во многом потому, что она стала исповедью автора, глубоко любившего жизнь, понимавшего её красоту и ценившего её как главное богатство каждого человека. Счастье для Олега Аркадьевича и для всех, кто знал его и был к нему близок, что он услышал и увидел своё последнее детище в аудио- и видеозаписи из Большого зала Саратовской консерватории», – вспоминает С. Терехов. Елена Вартанова, профессор СГК им. Л. В. Собинова, автор монографического очерка о композиторе О. Моралёве «Ты в сердце моём, Россия», о Третьем квартете писала: «Время и вечность – вот главные участники этой “мистерии” композитора. Раздумья о жизни прожитой и уходящей претворены с такой болью и нежностью, что многие слушатели во время исполнения этого сочинения не могли сдержать слёз...». Последний раз Третий струнный квартет исполнялся в 2012 году.

В 2012 г. исполнилось 100 лет Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова и столько же лет кафедре теории музыки и композиции. В рамках этой знаменательной даты состоялся концерт, посвящённый 90-летию со дня рождения композитора О. Моралёва. Он работал на кафедре теории музыки и композиции в течение 34 лет, до последнего года своей жизни. В концерте прозвучали сочинения: пьеса «Задумчивость», исполненная ансамблем из 11 альтистов (класс профессора А. Б. Григорьева), Третий струнный квартет, исполненный педагогами консерватории (Т. Авазова, Ю. Чернобай, А. Григорьев, А. Соломатин); романсы из вокального цикла «Перечитывая Александра Блока» в исполнении студентов кафедры академического пения – «Утихает светлый берег» (М. Михалёва), «Я стремлюсь», «Пристал ко мне нищий» (Н. Поджигиров), «Дикий ветер» (С. Попков), «Была ты всех ярче» (А. Ковалёв).

«Всё это музыка “глубоких лирических откровений”, которую невозможно слушать отстранённо, эмоционально захватывающая, вовлекающая в свою орбиту и исполнителей, и слушателей. В каждом произведении раскрылся необыкновенный мелодический дар композитора... И все эти мелодические воспарения, словно уносящие в бесконечность, существующие где-то за пределами времени, были проникнуты такой глубокой печалью... Третий струнный квартет Моралёва стал в творчестве композитора “прощальным” произведением, в котором автором осмысливались вечные вопросы жизни и смерти, а поэтому лирическая интонация здесь оказалась особенно пронзительна...» (А. Скилевая).

Концерт для симфонического оркестра «Астраханские напевы» (1989) прозвучал в 2005 г. (уже без Олега Аркадьевича) на фестивале Союза композиторов в Саратове.

Олег Моралёв писал музыку и для детей. Это три пьесы для фортепиано: «Беспокойство» (прелюдия), «Мечты» (ариетта), «Ссора» (фуга). Пьесы были выпущены издательством «Музыка» в 1964 году. Впервые на родине автора две пьесы исполнялись Г. В. Грачёвой, педагогом музыкальной школы № 1 г. Кирова. Пьесы исполнялись на концертах и фестивалях г. Кирова учащимися ДМШ № 4 – Юлей Ефимкиной («Беспокойство»), Настей Кашиной, Ириной Буториной («Мечты»), Даниилом Рассохиным («Ссора»).

Песня на стихи М. Чернышёва «Гадкий утёнок» для детского хора и фортепиано впервые прозвучала на родине автора в 2004 г. в исполнении хоровой школы «Весняночка» в Вятском художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых на отчётном концерте (руководитель В. Сучкова, концертмейстер В. Бехтерева). В последующие годы песня исполнялась тем же составом в музее народного образования, библиотеке им. А. И. Герцена, музыкальной школе № 1 – на вечерах памяти Олега Моралёва. Песня полюбилась исполнителям и слушателям. С 2008 г. песню «Гадкий утёнок» включила в свой репертуар С. С. Воробьёва, руководитель образцовых детских хоров «Младёшенька» и «Лада» школы № 48. В 2011 г. песня прозвучала в Большом читальном зале библиотеки им. А. И. Герцена на концерте сочинений О. Моралёва, а также на концерте, посвящённом 20-летию образцового хорового коллектива «Лада» в ОДНТ в 2012 году. В феврале 2016 г. образцовый коллектив хор «Лада» школы № 48 песню «Гадкий утёнок» исполнил в Большом зале Вятской филармонии в сопровождении Вятского симфонического оркестра им. В. А. Раевского, дирижировал П. Протасов. В 2019 г. на Всероссийском хоровом конкурсе «Хоровая Казань» хор «Лада» за исполнение песни О. Моралёва «Гадкий утёнок» получил серебряный диплом. В том же году песня исполнялась на концерте «Возвращение на Вятку – Земляки» в сопровождении ВСО им. В. А. Раевского, дирижировал лауреат международных конкурсов И. Мокеров из Ростова-на-Дону.

Песня «Солдатская душа» на стихи Н. Палькина впервые в Вятке была исполнена в 2005 г. учащимся хоровой школы «Весняночка» Сергеем Шисторевым в концерте, посвящённом памяти Олега Моралёва. В последующие годы эта песня появилась в репертуаре Тани Помеловой в сопровождении баяниста Аркадия Помелова.

Песня для детского хора и фортепиано «Летний дождь» на слова М. Чернышёва написана 1983 г., в Саратове исполнялась один раз. В марте 2012 г. песня «Летний дождь» была исполнена образцовым детским коллективом «Младёшенька» школы № 48 на международном фестивале «Жемчужина Европы» в Чехии, хор стал призёром фестиваля, а песня была включена в гала-концерт. Исполнение понравилось жюри фестиваля, и у руководителя хора С. Воробьевой даже просили ноты. В 2016 г. песня «Летний дождь» прозвучала в Большом зале Вятской филармонии, а также в ДК «Космос» на фестивале «Любимый город на семи холмах», фортепиано – Игорь Кузнецов. В 2019 г. бы­ла исполнена образцовым детским хором «Лада» в сопровождении Вятского симфонического оркестра им. В. А. Раевского в Вятской филармонии на концерте «Возращение на Вятку – Земляки», дирижировал наш земляк Игорь Мокеров из Ростова-на-Дону. И вот с тех пор песня «Летний дождь» исполняется уже пятым поколением хорового коллектива «Младёшенька» на разных сценах и площадках города, на концертах памяти автора этой песни. Неизменный аккомпаниатор – И. Кузнецов. Песню «Летний дождь» любят исполнять дети. Эта песня составляет «золотой фонд» репертуара хоров «Младёшенька» и «Лада».

Песня-марш «Утро встаёт» на стихи М. Чернышёва для хоров, солистов и симфонического оркестра исполнялась в Свердловске и Саратове на открытии торжественных мероприятий. Владимир Семишкур сделал аранжировку песни для духового оркестра, И. А. Чудиновских, педагог школы № 48, написала новые слова на музыку песни, посвятив их ветеранам войны. Песня-марш «Утро встаёт» в обновлённом виде впервые прозвучала 18 апреля 2011 г. в Кирове заключительным номером музыкального вечера сочинений Олега Моралёва в Большом читальном зале библиотеки им. А. И. Герцена в исполнении образцового детского хора «Лада» и студенческого духового оркестра КОКМИ. На концерте также прозвучали: «Элегия для кларнета и фортепиано» в исполнении педагога КОКМИ Ирины Огородниковой, фортепиано – Елена Бушмелева; пьеса-шутка «Три приятеля» для кларнета, фагота и флейты (И. Огородникова, С. Огородников, Л. Насибова); «Сонатину для фортепиано» блестяще исполнила педагог КОКМИ Э. Ю. Гольцова. Кроме того, прозвучали романсы Олега Моралёва «Грустно и тихо у берега сонного» на стихи А. Блока (одно из ранних сочинений) в исполнении С. Воробьёвой. Романсы на стихи А. Блока «Свирель», «Её песни», «Утихает светлый ветер» из вокального цикла «Перечитывая Блока» были великолепно исполнены педагогом КОКМИ Т. А. Скурихиной. Эти романсы исполнялись и ранее.

В 1957 г. О. А. Моралёв написал колыбельную песню «Байка» для хора а капелла на слова Л. Вагановой. Впервые песня была исполнена в 1958 г. в Ленинграде. В 2009 г. камерный детский хор радио и телевидения г. Санкт-Петербурга (художественный руководитель С. Ф. Грибков) дал несколько концертов в Кирове в зале ДК «Космос» и Органном зале. Когда я встретилась с ним в костёле г. Кирова и спросила: «Не знает ли он композитора О. Моралёва?» – на мой вопрос он поведал, что, будучи студентом Ленинградской консерватории, в мае 1959 г. на экзамене исполнял колыбельную песню «Байка» О. Моралёва и оставил мне свой автограф с такими словами: «Уважаемая Ирина Аркадьевна. Я был исполнителем сочинения Вашего брата Олега Аркадьевича Моралёва “Байка” – в Лен. Консерватории в мае 1959 года. С. Грибков 03.11.2009 г.»

В апреле 2012 г. в библиотеке им. А. И. Герцена в арт-центре прошёл концерт, посвящённый 90-летию Олега Моралёва, ведущей которого была Т. А. Груденкова, которая рассказала собравшимся о жизненном и творческом пути композитора с вятскими корнями. Звучала музыка Моралёва в исполнении студентов и педагогов КОКМИ им. Казенина. Впервые на родине автора прозвучала первая часть «Сюиты для флейты и фортепиано» – скерцо «В путь» в исполнении Ю. Порохниковой (флейта), Э. Ю. Гольцовой (фортепиано). Также были исполнены «Элегия для кларнета и фортепиано», «Сонатина для фортепиано», три романса на стихи Блока, «Пьеса-танец для кларнета и фортепиано»; исполнители: кларнет – И. Огородникова, фортепиано – Э. Ю. Гольцова.

Ещё в Свердловске у Олега Аркадьевича возник замысел написать оперу по одной из повестей трилогии А. Черкасова «Хмель». Вот что писал композитор в письме А. Черкасову из Свердловска: «Я уже много лет мечтал о таком сюжете для оперы. И вот он появился. Для себя я решил, что не расстанусь с ним... Ваша тема огромна, глубока и неимоверно трудна, но она и в такой же мере богата и прекрасна, поэтому может вдохновить композитора на адский труд. Буду работать, даже если вы не сочтёте возможным сотрудничать со мной. Другая сторона вопроса: результаты этой работы будут определяться моими возможностями, вкусами, видением, слышанием созданных вами образов. Теперь я скажу вам, почему хочу работать именно над второй частью, минуя первую “Крепость”. В “Крепости” много мрачных сцен, идущих одна за другой, и в таком виде на оперной сцене будут утомительны для слушателей. Здесь необходимы контрасты для разрядки и отдыха восприятия, так мне кажется. Уже прикидывал, составил сценарный план “Крепости”, но не удовлетворён...» Были встречи с автором трилогии, длительная переписка, но болезнь, а затем и смерть А. Черкасова отодвинули задуманное, сценарий пришлось написать самому Олегу Аркадьевичу. И вот в 1990-е гг. уже в Саратове Моралёв возвратился к работе над музыкой к опере «Крепость» по первой повести трилогии «Хмель», задуманной в четырёх действиях и семи картинах. Из-за болезни Олега Аркадьевича работа над оперой остановилась на финале шестой картины. В последнюю мою встречу с братом в конце декабря 2001 г. он сожалел, что не успел завершить эту большую задумку своей жизни.

24 января 2002 г. Олег Аркадьевич ушёл из жизни в возрасте 80 лет.

Продолжение