Организация летнего отдыха
и занятости детей
при домоуправлениях
города Кирова в 1956 году

Л. Г. Голубева

«...Когда каждый находит себе полезное
и увлекательное занятие по душе,
времени для озорства не остаётся...»
(Ю. Верченко)

Внешкольному досугу детей в Советском Союзе всегда уделялось должное внимание. Грамотно организованный отдых школьников в летние каникулы позволял детям оздоровиться и восстановиться после учебного года, увлекательно и с пользой провести время. Игровые, познавательные и спортивные занятия, приобретение новых трудовых навыков в целом должны были способствовать умственному развитию и формированию положительных качеств характера детей. Одновременно продуманный досуг предотвращал правонарушения среди несовершеннолетних. Накануне I летней Спартакиады народов СССР (5–16 августа 1956 года) и VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (28 июля – 11 августа 1957 года) вовлечение детей и подростков в регулярные занятия физкультурой и спортом и приобщение их к самодеятельному творчеству приобрело повышенную актуальность.

В Центральном государственном архиве Кировской области хранятся документы, раскрывающие особенности организации летнего отдыха детей и подростков города Кирова в 1956 году.

После окончания учебного года юные кировчане, учащиеся 1–7-х классов, в середине 1950-х годов имели возможность отправиться отдыхать в загородные пионерские лагеря, находящиеся в ведении профсоюзных комитетов предприятий и организаций, туристические палаточные лагеря или походы по родному краю. Для старшеклассников открывались трудовые лагеря при совхозах и колхозах, где подростки помогали сельчанам в прополке и уборке урожая, а также активно и интересно отдыхали. Так, летом 1956 года в Кировской области было создано 103 загородных пионерских лагеря. Из них только 23 располагались в стационарных помещениях, остальные – в арендованных помещениях районных семилетних и средних школ. Кроме того, было более 60 колхозных лагерей, 20 лагерей старшеклассников. Свыше девяти тысяч школьников отправилось в походы Всесоюзной заочной туристической экспедиции1. Есть сведения о том, что за летний сезон 1956 года в загородных лагерях отдохнули 20 533 ребёнка Кировской области. В первую очередь оздоровлению подлежали дети-сироты, полусироты, физически ослабленные и из малообеспеченных семей2.

Школьникам, которые оставались летом в областном центре, также старались обеспечить здоровый и разумный отдых, трудовое развитие и физическое воспитание. В дневное время им предоставлялось право бесплатного посещения спортивных комплексов и сооружений Кирова. Чтобы удовлетворить спрос всех желающих, было решено открыть дополнительные кружки самодеятельного творчества и клубы по интересам (юннатов, физиков, рыболовов, географов, спортсменов и др.). Пионеры привлекались к посильному труду на пришкольных садовых и ягодных участках. Для них создавались мастерские творчества по дереву и металлу, комплектовались походные туристические отряды. Для старшеклассников были доступны клубы ДОСААФ при школах № 14, 16 и 323.

Работа с детьми контролировалась районными советами, профсоюзными и комсомольскими организациями4. Отдел народного образования отвечал за городские пионерские лагеря и игровые площадки на базе школ, Дома пионеров (ул. Коммуны, д. 2а) и детского парка «Аполло», находящегося в ведении Дома пионеров5. Последнему ставились задачи быть не только центром проведения массовых мероприятий, но и центром методической работы. Передвижному клубу Дома пионеров поручалось устраивать концерты и оказывать практическую помощь в деятельности городских лагерей по постановке самодеятельных спектаклей и выступлений. Туристический лагерь Дома пионеров должен был стать штабом всей туристической работы Кирова. Кроме того, все профсоюзные клубы, дома, парки и сады обязывались проводить содержательную внешкольную работу6.

Летом 1956 года в Кирове действовало 16 лагерей городского типа для детей и подростков. Открытие первой смены состоялось 16 июня. После торжественных линеек с поднятием флага пионеров старших классов прокатили на пароходе по реке Вятке до Загарского моста, где устроили большой пионерский костёр, игры и конкурсы7.

Отдых в городских лагерях был интересным и разнообразным. Школьникам запомнились пионерские слёты-костры, посвящённые Дням авиации и Военно-морского флота, летняя спартакиада, встречи со знатными людьми, передовиками производства, экскурсии в колхозы и совхозы, на промышленные предприятия, праздник цветов, шествие в Заречный парк, смотры-концерты художественной самодеятельности, лесной карнавал, выставки авиа- и судомоделистов, изобразительного творчества.

В архивном фонде ВГТРК «Вятка» хранится текст радиопередачи об отдыхе учащихся в городских лагерях школ № 14 и 29. Летом 1956 года при школе № 14 отдохнуло около ста человек. Для детей оборудовали игровую комнату с настольными играми, преподаватели и студенты педагогического института проводили экскурсии на промышленные предприятия и прогулки по исторической части родного города, работали кружки. Девочки в кружке рукоделия освоили вышивку букетов роз, а мальчики в авиамодельном кружке научились собирать планеры и самолёты с пропеллерами. Трудовая деятельность с мальчиками имела практическую направленность. Взрослые совместно со школьниками отремонтировали столы в игровой комнате, сделали черенки к хозяйственному инвентарю. Отдыхающие запомнили трёхдневный поход на катерах по реке Вятке из Кирова в Медяны, на пути посетили бумажную фабрику в Мурыгино, где показали им, как производится бумага.

Ребята из городского лагеря при школе № 29 совершили большой поход по Кировской области по маршруту: Киров – Кирово-Чепецк – Белая Холуница – Чёрная Холуница – Омутнинск – Киров. Туристический отряд школы являлся участником Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников 1956–1957 годов. Во время поездки совершили экскурсии на машиностроительный и металлургический заводы, после чего у подростков появилось желание трудиться на заводе после окончания школы8.

Но не всех оставшихся в Кирове школьников могли охватить сетью городских лагерей. На III пленуме Кировского горкома ВЛКСМ, который состоялся 17 апреля 1956 года, обсудили вопросы, связанные с отдыхом детей, проживающих в многоквартирных домах. Следовало продумать их досуг, чтобы большая часть свободного времени была занята интересными делами, по­движными играми и посильной помощью взрослым. На пленуме секретарь горкома К. А. Бородина говорила: «К 1 мая городские дворы должны быть в образцовом порядке. Нужно организовать самих ребят на посадку деревьев, разбивку цветников. Там, где есть возможность, во дворах нужно создать спортивные команды, туристические отряды, коллективы художественной самодеятельности, юннатские кружки, кружки друзей природы – дворы должны стать центром массовой работы с детьми, которые по тем или иным причинам не могут посещать городские пионерские лагеря»9.

Одним из способов организации детей в летний период стало устройство игровых площадок при домоуправлениях. Существовали они на общественных началах: под контролем районных комсомольских, профсоюзных организаций и родительского комитета, сформированного при домоуправлении из числа местных жителей10. Благоустройство территории начиналось уже весной. Предприятия выделяли средства и материалы на оборудование площадок, расчистка территории и постройки велись самими жителями домов, родителями и детьми11.

В начале лета, 8 июня, в газете «Комсомольское племя» поместили статью «Так может быть в каждом дворе», в которой сообщалось об интересной жизни юных жителей дома 21 по улице Дрылевского (совр. Спасская, здание, где располагался Военный универмаг) при домоуправлении № 25 артели «Кожобувь» Ждановского района: «Среди детей часто возникали шумные ссоры, кулачные “войны” с ребятами из соседних дворов. На общем собрании жильцы избрали родительский комитет». Лидия Николаевна Пентина, Василий Яковлевич Кириллов и Елена Ивановна Байдакова, члены родительского комитета, смогли подсказать ребятам множество интересных занятий. Ещё весной начали подготовку детского концерта и выставки творчества к первомайскому празднику. Двор преобразился. Дети разбили клумбу, посадили цветочную рассаду, купленную для них взрослыми. Мальчики сделали столик и скамейку, расчистили часть двора под футбольное поле, где начали проводиться футбольные состязания с командами соседних дворов. Елена Ивановна стала руководителем туристических походов за город. Лидия Николаевна обучала плаванию на реке Вятке. Василий Яковлевич обещал сделать городки12.

В другой статье того же номера газеты Ю. Верченко, секретарь Куйбышевского райкома комсомола города Москвы, поделился с кировчанами идеей создания при домоуправлении комсомольско-молодёжного штаба. Он писал, что московские комсомольцы в летние каникулы решили воспитательный процесс школьников взять на себя. Итогом деятельности штаба стало вовлечение местных детей в спортивные и культурно-массовые мероприятия. «Мы не боялись, что в отдельных случаях в штаб избрали ребят, отнюдь не отличавшихся примерным поведением. Нам казалось, что доверие товарищей поможет им исправиться. Обычно так и бывало...» – сообщал Ю. Верченко13.

Описанный способ координации детей использовали комсомольцы Ленинграда (совр. г. Санкт-Петербург) и Сталинграда (совр. г. Волгоград). Кировская молодёжь решила поддержать инициативу со­здания комсомольско-молодёжного штаба для работы с детьми, а также привлечь помощь родителей школьников, неравнодушных жильцов-пенсионеров и комсомольцев местных предприятий.

В архивном фонде Кировского горкома ВЛКСМ имеется Положение о комсомольско-молодёжных штабах, утверждённое горкомом на заседании бюро 12 июня 1956 года. В нём говорится, что комсомольско-молодёжные штабы основывались «в целях организации культурного отдыха, спортивной работы, учёбы и труда молодёжи». Согласно Положению, штаб избирался на общем собрании молодёжи, проживающей на территории данного домоуправления, в составе 9–15 человек сроком на один год. Руководили штабом районный комитет комсомола и родительский комитет домоуправления при поддержке школ, промышленных предприятий и учреждений микрорайона. Его задачами ставились: развитие инициативы и самостоятельности молодёжи, направленное на развитие физкультурной и культурно-массовой работы, повышение успеваемости, привитие трудовых навыков, организация спортивных секций, проведение спортивных соревнований и туристических походов, экскурсий в музеи, на выставки, коллективные посещения кино и театра, проведение читательских конференций и обсуждение просмотренных спектаклей. Штаб имел право общественного контроля над соблюдением правил поведения во дворе, пресечения пьянства и хулиганства детей и подростков, мог обсуждать на своих заседаниях нарушителей общественного порядка, сообщать по месту учёбы провинившихся. Занимался организацией кружковой работы, связанной с политехническим образованием, создавал коллективы художественной самодеятельности, организовал беседы и встречи со знатными людьми. Также имел возможность обращаться к управляющему домами с предложениями, направленными на устранение недостатков, мешающих культурному отдыху молодёжи, содействовал благоустройству и озеленению территории дворов, строительству простейших спортивных сооружений14.

Имеется также приложение – список 142 детских площадок, на которых планировалось вести занятия с детьми при домоуправлениях Ждановского, Сталинского и Молотовского районов города. Горком комсомола установил ответственность за шефство над определёнными площадками среди комсомольских организаций. Однако большинство из перечисленных дворовых площадок в июне 1956 года оставались не оборудованными, а работа с привлечением комсомольских организаций, промышленных предприятий и учреждений, школ и жителей домов, на них не проводилась15.

Чтобы поощрить инициативу комсомольцев организации летнего отдыха детей, а также привлечь детей и подростков к общественно-полезному труду, Кировский горком комсомола (совместно с городским жилуправлением и городским отделом народного образования) объявил о проведении конкурса на лучшую детскую и спортивную площадки при домоуправлениях. Сроки проведения конкурса назначили с 15 июня по 15 августа 1956 года. В нём могли участвовать все комсомольские организации, комсомольско-молодёжные штабы, домоуправления, родительские комитеты и жильцы домов, организующие детские площадки. Ребята должны были оборудовать во дворе простейшие сооружения: песочники, грибки, качели, столики и скамейки, по возможности эстрады. Обязательно было обустроить спортивные зоны (волейбольную, баскетбольную или городошную площадку), иметь спортивный инвентарь (мяч, сетка) и настольные игры. Требовалось территорию площадки благоустроить и озеленить деревьями, кустарниками или цветочными клумбами. На основе активности и самодеятельности самих ребят и жильцов следовало проводить разнообразную культурно-массовую и спортивную работу: создавать спортивные секции; проводить спортивные соревнования, в которых принимали бы участие созданные во дворе футбольная или волейбольная команда; организовывать экскурсии на предприятия, коллективно посещать кино и театр, открывать юннатские кружки, кружки «умелые руки», кукольный театр или самодеятельные коллективы. Приветствовалось проведение встреч со знатными людьми города и коллективное чтение книг. Руководителями детских площадок становились комсомольско-молодёжный штаб, домоуправление, родительский комитет, школа и жильцы дома. По итогам конкурса 20 августа вручались денежные премии за первые три места в размере 500, 300 и 200 рублей, которые можно было израсходовать на приобретение культинвентаря для игровой или спортивной площадки. Ребята и общественники награждались похвальными листами горкома комсомола16.

В помощь организаторам детских площадок газета «Комсомольское племя» разместила рисунки и чертежи объектов, которые можно было бы построить самостоятельно: деревянные качели, гимнастический городок, баскетбольную и волейбольную площадки. В газетной статье рассказывалось и об устройстве территории для игры в забытые сегодня городки (метанием биты с определённого расстояния выбивались определённые фигуры) и спиралбол (одним ударом руки заставить верёвку с мячом обвиться вокруг шеста, чтобы она максимально закрутилась и мяч оказался на стороне противника)17.

Одной из образцовых стала работа детской площадки посёлка «Красный профинтерн» при домоуправлении № 71 завода «Красный инструментальщик» Сталинского райо­на. Во дворе посёлка, выходящего воротами на улицу Карла Маркса, было несколько домов. Сначала двор ничем не отличался от других дворов, не было ни спортивной, ни детской площадки, где бы дети могли развлечься, отдохнуть и интересно позаниматься. Ребята создали сводный дворовый отряд и придумали игру в пионерский лагерь18. О том, как зародилась идея, рассказала 14 июля 1956 года в радиопередаче для школьников Оля Попыванова, жительница посёлка: «...ещё в конце мая решили во дворе у себя устроить пионерский лагерь. Составили списки ребят и начали готовиться к открытию. Дел было так много, что пришлось обратиться к старшеклассникам. Прежде всего расчистили большую площадку, вымели её, разбили на ней клумбу. Комсомолец Вова Татаринов помог выложить из кирпичей пятиконечную звезду». По просьбе пионеров работники домоуправления сделали на площадке мачту для флага. Грибки, качели, длинный стол со скамейками, горку и баскетбольные щиты сделали своими силами. 7 июня лагерь открылся концертом, в котором участвовали все ребята двора. Открытие прошло торжественно, как в настоящем пионерском лагере. Концерт привлёк внимание взрослых, в том числе из соседних домов. Для родителей вынесли стулья, накрыли скатертью стол, поставили цветы. Как и полагается в пионерском лагере, председатель сборной пионерской дружины принял рапорты командиров отрядов Любы Копыловой и Лёни Рослякова, после чего на мачте подняли флаг, символизирующий открытие смены. Каждое утро начиналось с зарядки. Было много интересных занятий и игр: мальчики проводили встречи по футболу с ребятами из соседних дворов, сами изготовили городки; совершили всем лагерем поход в Заречный парк; с помощью взрослых поставили спектакль по пьесе «Золушка». Не пришлось скучать и дошколятам, над которыми взяли шефство пионеры. Самым маленьким организовали песочницу и следили за её чистотой. Малышам постарше ежедневно читали книги, разучили с ними подвижные игры19.

«Пионерский лагерь», как назвали детскую площадку дети, устроили во дворе дома № 57 по улице Крестьянской (совр. ул. Блюхера). В июльском номере газеты «Комсомольское племя» была опубликована статья председателя уличного комитета при домоуправлении № 131 Молотовского района А. Созинова «Лагерь во дворе (это пример для вас, товарищи управдомы)». Кировчанам сообщили, что благоустройству территории содействовали члены уличного комитета. Лесоматериалы для построек привезли благодаря руководству местного предприятия – директору пивобезалкогольного завода С. С. Бергману. Двор преобразился: взрослые и дети выровняли и очистили его, в цент­ре появилась детская площадка, огороженная красивой изгородью, разбили клумбу, посадили акацию, соорудили стол со скамейками, песочницу, качели, стенды с играми. Центр площадки, где поставили мачту с красным флагом, стал местом сбора дворового пионерского отряда. Там под звуки горна и дробь барабана начинался новый день, полный интересных игр и увлекательных походов. Появилась во дворе стенгазета, в которой рассказывали об успехах лучших звеньев. А. Созинов в статье писал: «Мы, жильцы, окружающих домов, с радостью наблюдаем теперь за детьми. Их летний отдых проходит интересно и с пользой. Они коллективно ходят в кино, ботанический сад, краеведческий музей. Много новых интересных игр и праздников устраивается во дворе...». Однако члены комитета были озабочены тем, что Молотовский райком комсомола не заинтересовался начинанием пионеров и не прислал вожатого20.

Позаботились о ребятах и во дворе дома № 173 по улице Володарского при домоуправлении № 122 артели «Металлоштамп». В том доме жили комсомолки, учащиеся средней школы № 16, Тоня Мошонкина, Эля Дресвянникова и Галя Сергеева. Они заметили, что большинство детей двора не уезжает на лето в пионерские лагеря и бесцельно проводит время. Девушки решили организовать детям праздник: поставить пьесу-сказку «Красная Шапочка», устроить концерт и аттракционы. Мальчики и девочки поддержали идею. Начали готовиться, разучивать под руководством старших физкультурные номера, пес­ни и стихотворения. Комсомолкам помогали местные жители. Аккордеонист Кировского концерно-эстрадного бюро Евгений Матвеевич Агалаков стал «главным дирижером», воспитательница детского сада Анастасия Леонтьевна Дресвянникова – «главным балетмейстером», также она совместно с детьми изготовила декорации и сшила костюмы для спектакля. Местные жители во дворе соорудили подмостки, сделали занавес. Интересной и разнообразной получилась программа концерта21.

Кроме того, летом 1956 года было уделено внимание массовому вовлечению в занятия спортом оставшихся в городе школьников. Городской комитет комсомола предложил провести чемпионаты по футболу и волейболу среди детских уличных и дворовых команд. Раз­работали положение о соревнованиях, которые проходили в два этапа: с 15 июня по 20 июля внутри городских районов, с 20 июля по 15 августа – на приз города Кирова. В состязаниях дворовых команд могли участвовать мальчики и девочки в возрасте 16 лет, допущенные врачом и не выступающие за коллективы физкультуры и детские спортивные общества. Шефствующие комсомольцы помогали готовить команды. Играми руководили городской, районные оргкомитеты и комитеты при домоуправлениях22. Команда, занявшая первое место в городских соревнованиях, награждалась переходящим кубком горкома комсомола и дипломом городского комитета физкультуры, а члены команды – похвальными листами горкома комсомола23.

26 августа 1956 года в газете «Комсомольское племя» главный судья соревнований Л. Баташев подвёл итоги первенства по футболу среди дворовых и уличных команд на приз горкома комсомола. В заключительный этап прошло 16 футбольных и 9 волейбольных команд – победительниц районных состязаний. В младшей возрастной группе в финал вышли футбольные команды Ждановского района (дома № 19 с улицы МОПРа, дома № 100 с улицы Володарского) и Сталинского района (посёлка «Красный Профинтерн» и дома № 89 с улицы Карла Маркса). Во встречах без поражения играли юноши 14–16 лет Ждановского района дома № 44 с улицы Большевиков и Молотовского района дома № 20 с улицы Коммунистической24.

По итогам летней работы на детских площадках при домоуправлениях Кировский городской комитет комсомола наградил наиболее активных комсомольцев. Лучшей стала площадка посёлка «Красный профинтерн» при домоуправлении № 71 завода «Красный инструментальщик». Похвальными листами горкома комсомола отметили Татьяну Изергину (школа № 4), Владимира Татаринова и Владислава Хаустова (школа № 14), Ольгу Попыванову (школа № 22)25.

И на следующий 1957 год двор посёлка «Красный профинтерн» оставался образцовым, а его обитателям было некогда скучать. Домоуправление подарило ребятам двора фотоаппарат для занятий в фотокружке, так как не каждая семья могла позволить себе купить дорогую вещь. Кружком руководил Володя Татаринов, уже ставший студентом станкостроительного техникума. Он же занимался с детьми в кружке «Умелые руки», где научил ребят мастерить резные полочки и другие необходимые в быту предметы из фанеры26.

Изучая архивные документы середины 1950-х годов, можно понять, что внешкольная работа с детьми и подростками в летний период имела большое общественное значение. Отдых школьников был наполнен игровой, спортивной, познавательной и трудовой деятельностью, в то же время оставаясь увлекательным занятием. Эффективная организация отдыха школьников остаётся актуальной и для современного общества. Было бы неплохо, если бы сегодня каждая дворовая площадка являлась бесплатным местом отдыха, проведения досуга под наблюдением взрослых, оздоровления и социализации детей и подростков, где бы им прививалось трудолюбие, любознательность, формировались навыки сотрудничества и установка на сохранение и укрепление здоровья.

Примечания

1 Тимшина, А. После упорного труда – здоровый отдых // Комсомольское племя. 1956. 13 июня (№ 71). С. 1.
2 ЦГАКО. Ф. П-6700. Оп. 1. Д. 147. Л. 98, 101.
3 Там же. Д. 118. Л. 116.
4 Там же. Л. 113.
5 Там же. Ф. П-1656. Оп. 19. Д. 75. Л. 218.
6 Там же. Ф. П-6700. Оп. 1. Д. 118. Л. 159 об.
7 И в городе пионеры не будут скучать // Комсомольское племя. 1956. 15 июня (№ 72). С. 3.
8 ЦГАКО. Ф. П-6818. Оп. 4. Д. 122а. Л. 220.
9 Там же. Ф. П-1656. Оп. 19. Д. 75. Л. 220 об.
10 Там же.
11 Там же. Ф. П-6700. Оп. 1. Д. 118. Л. 113.
12 Так может быть в каждом дворе // Комсомольское племя. 1956. 8 июня (№ 69). С. 1.
13 Верченко, Ю. Штаб во дворе помог улучшить работу среди детей и подростков // Комсомольское племя. 1956. 8 июня (№ 69). С. 3.
14 ЦГАКО. Ф. П-1656. Оп. 19. Д. 47. Л. 79–81.
15 Там же. Л. 81–85.
16 Там же. Л. 88–89.
17 Это можно и нужно построить в каждом дворе // Комсомольское племя. 1956. 6 июля (№ 81). С. 3.
18 ЦГАКО. Ф. П-1656. Оп. 19. Д. 47. Л. 79.
19 Там же. Ф. П-6818. Оп. 4. Д. 122. Л. 514–518.
20 Созинов, А. Лагерь во дворе // Комсомольское племя. 1956. 1 июля (№ 79). С. 1–2.
21 Гусев, Б. Улица Володарского, дом № 173. Здесь позаботились о ребятах // Комсомольское племя. 1956. 2 сент. (№ 106). С. 1.
22 ЦГАКО. Ф. П-2246. Оп. 1. Д. 622. Л. 13.
23 Там же. Ф. П-1656. Оп. 19. Д. 47. Л. 86.
24 Баташев, Л. На призы горкома ВЛКСМ // Комсомольское племя. 1956. 26 авг. (№ 103). С. 4.
25 ЦГАКО. Ф. П-1656. Оп. 19. Д. 47. Л. 131.
26 Васюткова, С. Так можно сделать в каждом дворе // Комсомольское племя. 1957. 5 июня (№ 67). С. 2.