Брянский лесохозяйственный институт в городе Советске в годы Великой Отечественной войны

В. С. Жаравин

Среди высших учебных заведений, эвакуированных в Кировскую область в годы Великой Отечественной войны, был и Брянский лесохозяйственный институт Главного управления лесоохраны и лесонасаждений при Совнаркоме СССР. Об этом рассказывают документы Центрального государственного архива Кировской области.

Согласно отчёту института в Кировский обком ВКП(б), эвакуация была проведена в сжатые сроки. В конце августа 1941 года преподаватели и студенты с имуществом института выехали из города Брянска Орловской области, а уже в начале сентября 1941 года они были в городе Советске Кировской области. Первоначально в эвакуацию приехала небольшая часть студентов. Во-первых, были летние каникулы, во-вторых, многие студенты и преподаватели были мобилизованы в Красную армию. Об их подвиге напоминают: мемориальная доска на здании бывшего лесохозяйственного института (сейчас Брянского государственного инженерно-технического университета), посвящённая более чем двумстам студентам и преподавателям, погибшим в боях за Родину, и памятник, установленный у здания главного учебного корпуса.

6 сентября 1941 года исполком Кировского областного Совета депутатов трудящихся принял решение № 1210-с «О размещении Брянского лесохозяйственного института»:
«В соответствии с распоряжением Совета Эвакуации от 23 августа 1941 года исполком облсовета решил:
1. Разместить Брянский лесохозяйственный институт в помещении Суводского лесохимического техникума, предоставив для этого и площадь, занимаемую Управлением лесоохраны.
2. Обязать исполком Советского райсовета разместить Управление лесоохраны в гор. Советске.
Председатель исполкома Облсовета Иволгин
Секретарь исполкома Облсовета Новиков»1.

Институт начал свою работу в городе Советске 6 сентября 1941 года2. Сразу же дали объявления в периодическую печать о дополнительном наборе студентов на первый курс. Там было написано: «Институт готовит инженеров лесного хозяйства. Срок обучения 3 года. Лица, окончившие среднюю школу в 1941 году, зачисляются на первый курс без испытаний. Поступающие обеспечиваются стипендией на общих основаниях. При институте имеется столовая. Студенты обеспечиваются общежитием»3.

Приехавший лесохозяйственный институт и Суводский лесотехникум расположились в одних учебных зданиях. При распределении нагрузки преподавателей выяснилось, что часть предметов в учебных программах института и техникума общая и их можно вести одному преподавателю. Общая учебная база, общие преподаватели объективно вызвали необходимость объединения двух учебных заведений под одним руководством.

С 1 октября 1941 года Сергей Константинович Юдин, директор Брянского института, стал одновременно и директором Суводского лесного техникума. Однако у него было два заместителя по учебной части: один – по институту, второй – по техникуму4.

Решением бюро Советского райкома партии от 24 сентября 1941 года № 96 (п. 5) с 1 октября партийные организации института и техникума были объединены в единую5. При этом комсомольские организации остались разные.

По приезду студенты Брянского института совместно со студентами техникума были направлены на сельхозработу. Учебные занятия на всех курсах института начались 15 октября 1941 года.

На 15 ноября 1941 года в Брянском лесохозяйственном институте обучалось 224 студента, в том числе: 1-й курс – 61 чел., 2-й курс – 14 чел., 3-й курс – 32 чел., 4-й курс – 74 чел., 5-й курс – 43 чел.6
В институте работали 25 преподавателей, в том числе: четыре профессора, десять доцентов. Кандидатов наук было девять, а докторов наук не было совсем7.

Девять человек по совмещению вели занятия в техникуме. В связи с уменьшением количества студентов было решено сократить количество кафедр с 16 до 11.

Старшие курсы института занимались по старому учебному плану, предусматривавшему пятилетний срок обучения. Младшие курсы занимались по новому, сокращённому курсу обучения – три года, который был утверждён отделом учебных заведений Главлесоохраны 8 августа 1941 года. Особенностью первого учебного года была отмена дипломного проектирования. Учебные программы пересмотрели, исходя из требований военного производства.
Всех студентов института разместили в общежитиях, для студентов пятого курса специально оборудовали общежитие в клубе8.

В начале учебного года провели инвентаризацию всего вывезенного из Брянска имущества и учебного оборудования. Оказалось, что часть книжного фонда при переезде была утеряна. В целом материальной базой институт был обеспечен неплохо. Острая потребность ощущалась только в лабораторной посуде, которую не могли вывезти из Брянска. Это сделало невозможным проведение лабораторных занятий по аналитической химии. В условиях нахождения в эвакуации ощущались неудобства в организации занятий: отсутствовали оборудованные ауди­тории и лаборатории, где был бы водопровод, газ и техническое электричество9.

К Октябрьским праздникам решили возобновить выпуск стенгазеты «За большевистские кадры», организовали работу радиоузла.

Постепенно жизнь налаживалась. Кроме занятий, студентов стали вовлекать в общественную жизнь: начали работу научные кружки и кружки художественной самодеятельности.

Коллектив института жил жизнью всей страны: на партийных собраниях в октябре – ноябре 1941 года коммунисты выступили за поддержку Красной армии: однодневный заработок в октябре был перечислен на приобретение тёплых вещей, в ноябре – на строительство танковой колонны10. В условиях войны все студенты проходили военную подготовку по программе всевобуча. Работали лыжная секция и технические кружки: мотоциклетный, планерный и два по изучению станкового пулемёта11.

В ноябре 1941 года Кировское территориальное управление лесоохраны, которое в то время находилось в городе Советске, получило задание изготовить 33 тысячи пар лыж. Управление обратилось за помощью в Брянский институт (напомним, он подчинялся Главлесоохране), где имелось деревообделочное оборудование. В срочном порядке была организована мастерская, в которой студенты стали выполнять заказ для фронта12.

В то же время преподавателей института стали привлекать к чтению лекций для населения по международной и внутренней политике, в частности, они выступали по разъяснению речи И. В. Сталина на торжественном заседании 6 ноября 1941 года по случаю годовщины Октябрьской революции13.

В январе 1942 года в связи с большим отсевом решили провести дополнительный набор студентов. Объявления разослали в Советск, Котельнич и Яранск14.

В марте 1942 года директора Брянского лесохозяйственного инс­титута С. К. Юдина призвали в армию (майор С. К. Юдин успешно прошёл всю войну, закончил её в Восточной Пруссии, был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней), новым директором назначили Александра Васильевича Малиновского, кандидата сельскохозяйственных наук, работавшего заместителем начальника отдела в Главлесоохране. А. В. Малиновский руководил институтом вплоть до отъезда в Брянск. Его личное дело хранится в Центральном государственном архиве Кировской области15.

Конечно, в работе института были разные проблемы, которые старались по возможности решать. Плохо работала столовая, студенты подолгу стояли в очередях за супом, из-за чего срывались занятия16.

Для улучшения питания студентов занялись рыболовством: заключили договор по использованию реки, организовали рыболовецкую бригаду, приобрели невод и другие приспособления17. Особо нуждающимся студентам подыскивали работу.

В апреле 1942 года было решено организовать цех ширпотреба по изготовлению обозных полозьев для саней и самопрядок. Обсуждался вопрос и об организации смолокурни и скипидарного производства18.


Александр Васильевич Малиновский, директор Брянского лесохозяйственного института (1942–1944). ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 17. Д. 2811. Л. 3

Учебная практика студентов института проводилась на базе и в пределах Суводского лесничества Советского района. При подготовке к ней научные работники всех заинтересованных кафедр осенью 1941 года и дополнительно весной 1942 года до начала практики детально обследовали лесной массив Суводского лесничества и подобрали наиболее подходящие объекты сортно. При содействии Кировского управления лесоохраны был налажен необходимый контакт с администрацией Советского лесхоза и Суводского лесничества по всем необходимым вопросам. Своевременное предварительное обсуждение программ и планов практики на кафедрах, на методсовещании при учебной части, в совете института позволило преподавательскому коллективу и учебной части института провести практические занятия в совершенно новых условиях вполне удовлетворительно и на хорошем методическом и техническом уровне. По всем учебным дисциплинам практика была проведена полностью19. Её сроки увеличились. Во всех учебных группах ввели практические занятия по лесозаготовкам и сельскому хозяйству в подсобном хозяйстве института20.

Преподаватели института продолжили научно-исследовательскую работу, начатую до эвакуации. Количество тем было сокращено: были отброшены те, которые не имели практического значения в годы войны. Появились новые темы, такие как: «Древесные и кустарниковые породы, содержащие витамин С», «Изучение сортового состава можжевельников и шиповников в Советском лесхозе» и другие. Часть преподавателей работала над составлением учебников и конспектов. Например, за первый год работы в Советске профессор В. И. Переход написал главы учебника «Экономика организации лесного хозяйства», доцентом В. П. Разумовым составлена хрестоматия «Лес в художественной литературе»21.

На клубной сцене в посёлке лесотехникума было проведено несколько спектаклей работавшим в Советске Калининским областным драматическим театром22. Каждую неделю показывали звуковое кино.

В кабинете марксизма-ленинизма был открыт уголок «Письма с фронта Великой Отечественной войны»23.
1941–1942 учебный год завершился успешно: институт выпустил 44 специалиста – инженеров лесного хозяйства, в том числе пятеро получили дипломы с отличием24.

Успеваемость студентов, по сравнению с предвоенным учебным годом понизилась. На четыре и пять сдали годовые экзамены 58 % студентов. Подготовки аспирантов не проводилось25.

После выпуска на июнь 1942 года в институте остались 97 студентов, в том числе 33 девушки и 64 юноши, так как в течение года выбыло много первокурсников из-за трудных материальных условий.

Летом занялись ремонтом общежитий, жилых домов, прачечной, строительством сарая для дров. Студенты работали в подсобном хозяйстве, где были посажены картофель, капуста, помидоры и турнепс. Оказывали помощь близлежащим колхозам, также студенты привлекались к лесозаготовкам26.

В августе 1942 года в институте получили известие о том, что в Советск приезжает в эвакуацию Воронежский лесной институт. Срочно начали готовить помещение для размещения студентов и преподавателей. Однако приехали всего 18 студентов, так как сам институт был перенаправлен в Татарскую АССР27. Прибывшие воронежцы остались обучаться в Советске.

На первый курс 1942–1943 учебного года приняли 106 абитуриентов, и общее число студентов стало 201 человек. Осенью по решению Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР всех студентов отправили на трудовой фронт. Из-за этого часть занятий была перенесена на осень следующего 1943 года28.

Учебный год начался 5 октября 1942 года. Особенностью его было то, что для студентов третьего и четвёртого курсов был введён спецкурс «Великая Отечественная война» в объёме 14 часов лекций и 4 часов семинарских занятий. Курсовым проектированием было разрешено заниматься в общежитии в вечернее время. Учебная практика студентов на первом курсе была проведена полностью, а на втором и третьем курсах – в сокращённом виде29.

В январе 1943 года в институте прошла теоретическая конференция, посвящённая памяти В. И. Ленина, на которой выступили и студенты, и преподаватели30.

К 23 февраля, к 25-й годовщине Красной армии, во всех студенческих группах были проведены беседы. Десять человек, преподавателей и студентов, направили читать лекции к этой дате в подшефный сельсовет. Отдельно провели беседу и с жёнами военнослужащих. Стремились охватить лекциями максимальное число людей. К празднику собирали деньги на покупку подарков бойцам Красной армии. Постарались закончить сбор средств на покупку тяжёлого танка «КВ» для армии. Вскоре в адрес института пришла правительственная телеграмма с благодарностью за покупку танка за подписью Главнокомандующего И. В. Сталина31.

Второй учебный год в эвакуации институт жил повседневной жизнью. Кроме занятий, студенты занимались в научных кружках, кружках самодеятельности и драмкружке. С концертами и спектаклями студенты выступали на сцене районного Дома культуры, в колхозах и, конечно, у себя в посёлке.

Преподаватели оказывали помощь местным организациям. Например, кафедра химии давала консультации, как изготавливать чернила из местного сырья. По запросу Леспроекта, отдела Главлесоохраны, институтом была составлена характеристика лесов Кировской области. Научные сотрудники института принимали участие в областных и районных совещаниях работников лесной отрасли, например, профессор Б. Д. Жилкин, заведующий кафедрой лесоводства и дендрологии, выступал с докладами «Оборонное значение типов лесов», «Лесоводство и война».

Учёные института продолжали работать над научными темами, связанными с обороной. Так, в 1943 году были разработаны: «Методика учёта потерь в лесном хозяйстве в условиях военного времени», «Изыскание способов увеличения фондов семенного картофеля и его хранения» и другие32.

Летом 1943 года студенты и преподаватели института приняли участие в патриотической акции: оказание помощи в восстановлении Сталинграда. Коллектив института заготовил и отправил в героический город 300 кубометров дров33.

В целом итоги 1942–1943 учебного года были неутешительными. Успеваемость студентов продолжала снижаться. Был большой отсев студентов, особенно с первого курса. Всего за год выбыло 68 человек, в том числе с первого курса – 57 человек, или половина принятых.

Главной задачей руководства института стало сохранение штата преподавателей, поэтому с весны 1943 года началась профориентационная работа среди молодёжи по приёму в институт. В областную и районные газеты были направлены объявления о приёме в институт, преподаватели выезжали в районы области для непосредственной агитации в школах, были написаны десятки персональных писем ранее отчисленным студентам.
В июне 1943 года директор института А. В. Малиновский ездил в Москву, в Главлесоохрану, с отчётом о деятельности института. Ругали за большой отсев студентов, требовали выполнения плана нового набора. Шёл разговор и о том, что нахождение института в Советске затянулось и надо институт перевести в какой-нибудь областной центр. Решение этого вопроса также было поставлено в зависимость от выполнения плана набора на первый и старшие курсы34.

26 июля 1943 года по Кировскому областному радио выступил профессор Б. Д. Жилкин с темой: «Значение леса в современной войне и подготовка кадров высшей квалификации для лесной отрасли». В своей радиолекции Борис Дмитриевич подробно рассказал о Брянском лесохозяйственном институте и правилах приёма в него35. План приёма на 1943–1944 учебный год был выполнен. На первый курс приняли 112 человек, всего в институте стали учиться 166 студентов36.

Лето 1943 года было трудным для института. По решению Главлесоохраны и Кировского облисполкома все студенты с 15 июля были мобилизованы на заготовку торфа и леса. Однако в августе часть студентов занималась заготовкой дров для нужд института, а часть работала на подсобном хозяйстве37.

В это время на советско-германском фронте после победы на Курской дуге развернулось большое наступление Красной армии на запад. 17 сентября 1943 года был освобождён от немцев город Брянск. Конечно, в институте радовались этому событию, и новый 1943–1944 учебный год начался с уверенностью, что скоро будет возвращение на родину.

Долгое время информации о дате отъезда не было. Поэтому было решено командировать профессора В. А. Богомаза в Брянск для выяснения обстановки. О результатах своей поездки он доложил на партийном собрании 16 декабря 1943 года. Тогда же коммунистов ознакомили с распоряжением Главлесоохраны о переводе института в Брянск38.
Однако не всё было просто. Абсолютное большинство студентов института были уроженцы Кировской области, и ехать в далёкий Брянск хотелось не всем. Как было отмечено в протоколе партийного собрания от 30 декабря 1943 года, «у студентов упадническое настроение в связи с отъездом в Брянск, особенно у первого курса»39.

Несмотря ни на что, учебная и общественная жизнь в институте продолжалась. Все студенты и преподаватели активно изучали книгу И. В. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза». Были созданы даже отдельные кружки по изучению этой работы40. Преподаватели продолжали выступать перед населением с лекциями. В районной газете 17 февраля 1944 года было опубликовано такое объявление: «18 февраля, в 7 часов вечера, в парткабинете проводится лекция на тему: “Восстановление народного хозяйства и культуры в освобождённых районах – большая общенародная задача”. Лекцию читает профессор Брянского лесоинститута тов. Переход. Вход на лекцию свободный. РК ВКП(б)»41.

В марте 1944 года А. В. Малиновского, директора института, отозвали в Москву, где он возглавил Государственную инспекцию лесов. Новым директором был назначен Фёдор Максимович Гуров.

6 апреля 1944 года в институте прошло собрание на тему: «О ходе подготовки к переезду». Директор института Ф. М. Гуров доложил, что составлены списки отъезжающих, сделана заявка и согласуется с органами НКВД количество пропусков. Изготавливалась тара – ящики для перевозки имущества. В Брянск выехала бригада сотрудников института для решения организационных вопросов: размещения студентов и преподавателей, оборудования учебных помещений и т. д. Было решено добираться до станции Котельнич на барже, а оттуда по железной дороге до Брянска. На собрании приняли решение обеспечить отгрузку к 10 мая. Предполагалось, что дорога займёт десять дней, поэтому на этот срок надо было рассчитать продовольствие для отъезжающих42.

Институт выехал в назначенные сроки. Учебный год был не завершён. Отъезд института поставил под угрозу срыва учебный процесс в Суводском лесотехникуме: выбыло девять преподавателей, работавших одновременно в институте и техникуме. Из-за этого была сорвана учебная практика студентов техникума, занятия с первого курса были перенесены на новый учебный год43.

Брянский лесохозяйственный институт благополучно вернулся на родину и 19 июня 1944 года возобновил работу. Среди кировчан – студентов института, уехавших в Брянск, была Нина Васильевна Деньгина из деревни Верхопижемье Советского района. После окончания института и аспирантуры она до конца жизни работала в Брянском лесохозяйственном институте. Занималась вопросами борьбы с лесными вредителями.


Здание Суводского лесного техникума

Интересно, что 17–20 июня 1944 года на Первой областной конференции учёных Кировской области выступали и преподаватели Брянского лесохозяйственного института, к тому времени уже уехавшего на родину. На конференции были заслушаны доклады профессора Б. Д. Жилкина «Оборонное значение некоторых типов леса»  и  профессора
Н. В. Лобанова «Изыскание способов увеличения фондов семенного картофеля в условиях военного времени»44.

В 1960 году Брянский лесохозяйственный институт был реорганизован в многопрофильный политехнический вуз – Брянский технологический институт. В 1980 году за большие заслуги в подготовке кадров институт был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1995 году институт был переименован в Брянскую государственную инженерно-технологическую академию. В июле 2015 г. Брянская государственная инженерно-технологическая академия стала университетом.

За годы нахождения института в г. Советске там работали видные советские учёные профессора: Пётр Григорьевич Берфин, математик, автор ряда научных работ; Василий Авраамович Богомаз, химик, один из создателей отечественного каучука;


Валентин Михайлович Обновленский (слева), профессор Брянского лесохозяйственного института. 1962 г.

Борис Владимирович Гроздов, ботаник, основатель дендрологической школы, автор лучшего учебника «Дендрология» для студентов лесохозяйственных институтов, который был переведён на несколько иностранных языков, также автор научно-популярных книг о природе, разработчик методики использования стимуляторов роста растений; Борис Дмитриевич Жилкин, лесовод, основоположник научной школы в области экологического проектирования лесоводства, заслуженный лесовод Белорусской ССР (далее – БССР); Николай Васильевич Лобанов, ботаник, проработал 37 лет в институте, автор 67 научных работ, заслуженный деятель науки РСФСР; Валентин Михайлович Обновленский, основатель и первый заведующий кафедры лесных культур, проработал 41 год в институте, автор свыше 50 научных работ и 12 методических пособий; Вячеслав Иванович Переход, лесовод, академик Академии наук БССР, автор свыше 190 научных работ, а также 14 монографий и брошюр, разработал лесоэкономическое районирование БССР, которое легло в основу Генерального плана развития лесного хозяйства БССР; Алексей Владимирович Яцентковский, профессор института, являлся одним из основателей лесной энтомологии в России. Умер он в 1942 году в Советске, во время пребывания института в эвакуации. Его могила сохранилась благодаря студентам Суводского лесотехникума, которые продолжают ухаживать за ней по сей день*.

В 2020 году на здании Суводского лесотехникума появилась мемориальная доска о пребывании в эвакуации Брянского лесохозяйственного института.

Примечание

1 ЦГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 5. Д. 16. Л. 288.
2 Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 114.
3 «Брянский лесохозяйственный институт объявляет набор учащихся...» // Путь Ильича. Советск. 1941. 17 сент. (№ 211). С. 2.
4 ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 30.
5 Там же. Ф. П-1460. Оп. 1. Д. 372. Л. 224
6 Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 115.
7 Там же.
8 Там же. Ф. П-2451. Оп. 1. Д. 2. Л. 6.
9 Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 124 об.
10 Там же. Ф. П-2451. Оп. 1. Д. 1. Л. 1, 5.
11 Там же. Л. 17.
12 Там же. Д. 2. Л. 20.
13 Там же. Л. 24.
14 Там же. Л. 42 об.
15 Там же. Ф. П-1290. Оп. 17. Д. 2811.
16 Там же. Ф. П-2451. Оп. 1. Д. 1. Л. 14.
17 Там же. Д. 2. Л. 68 об., 69.
18 Там же. Д. 1. Л. 39 об.
19 Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 119.
20 Там же.
21 Там же. Л. 120 об.
22 Там же.
23 Там же. Ф. П-2451. Оп. 1. Д. 1. Л. 42.
24 Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 124.
25 Там же. Л. 124 об.
26 Там же. Ф. П-2451. Оп. 1. Д. 1. Л. 45.
27 Там же. Л. 55 об.
28 Там же. Ф. П-1290. Оп. 9. Д. 180. Л. 184.
29 Там же. Л. 184 об.
30 Там же. Ф. П-2451. Оп. 1. Д. 1. Л. 98.
31 Там же. Л. 111.
32 Там же. Ф. П-1290. Оп. 9. Д. 180. Л. 188 об.
33 Там же. Л. 189 об.
34 Там же. Ф. П-2451. Оп. 1. Д. 1. Л. 149.
35 Там же. Ф. П-6818. Оп. 2. Д. 48. Л. 78–89.
36 Там же. Ф. 1290. Оп. 9. Д. 180. Л. 216.
37 Там же. Ф. П-2451. Оп. 1. Д. 1. Л. 159.
38 Там же. Ф. П-1460. Оп. 1. Д. 476. Л. 53.
39 Там же. Л. 56.
40 Там же. Д. 510. Л. 1 об.
41 Извещение // Путь Ильича. Советск. 1944. 17 февр. (№ 7). С. 1.
42 ЦГАКО Ф. П-1460. Оп. 1 Д. 510. Л. 3–3 об.
43 Там же. Л. 7.
44 Там же. П-1290. Оп. 10. Д. 149. Л. 168 ; Там же. П-6818. Оп. 2. Д. 85. Л. 44–44 об.

* Все сведения о профессорах БЛХИ взяты в интернете.