Ценный вклад в историю педагогики и образования Вятского края
(Рецензия на десятитомную серию историко-педагогических монографий В. Б. Помелова)

О. В. Коршунова

Доктор педагогических наук, профессор Вятского государственного университета Владимир Борисович Помелов ‒ известный учёный, внёсший значимый вклад в развитие российской историко-педагогической науки и отстаивающий новое направление в ней ‒ историко-педагогическую регионалистику. Он является одним из тех представителей научного педагогического сообщества, докторская диссертация которого стала не просто «решением крупной научной проблемы», а действительно задала новый вектор развития в педагогике. И уже этот факт свидетельствует о незаурядной личности вятского педагога-исследователя. Второй факт ‒ Владимир Борисович имеет около тридцати публикаций в «Педагогике» – самом брендовом педагогическом журнале России, а также десятки статей в других центральных журналах («Начальная школа», «Профессионально-техническое образование», «Воспитание школьников», «Историко-педагогический журнал» и др.). Всего им опубликовано свыше пятисот публикаций, включая три десятка книг, в том числе вышедших в Москве, Молдавии, ФРГ и на Украине. Третий факт, который мы считаем важным показателем не только в биографии учёного, но и в истории всего вятского образования и просвещения, это то, что Владимир Борисович стоял у истоков создания музея истории Кировского педагогического института в конце 1980-х гг. К сожалению, сегодня приходится с печалью констатировать факт прекращения деятельности музея, хотя губернатор области говорил о своей мечте возрождения отдельного педагогического института в регионе, а значит, и о возобновлении его истории.
Автора рецензии, как коллегу В. Б. Помелова по кафедре, всегда восхищала в этом человеке широкая эрудиция во многих областях нашей жизни; например, он выпустил в 2018 г. книги «Когда победы были большими. Очерки о вятских футболистах», а в московском издательстве «Вече» ‒ «100 великих педагогов».
Данная рецензия посвящена неординарному научному событию. В 2018–2021 гг. В. Б. Помелов выпустил в издательстве Вятского государственного университета десятитомное собрание историко-педагогических монографий. Скорее всего, подобное издание осуществлено впервые в отечественной истории педагогики. Первоначально автором задумывались пять томов под общим названием «Просвещение на Вятке», однако идея развивалась по мере реализации плана, и в итоге были изданы десять томов. Причём каждая монография была специально написана для этого издания, хотя, разумеется, в определённой степени и включала ранее опубликованный автором материал. Новизна идеи в серии монографий состоит в том, что их автор искусно соединил фактологический и методологический (обобщающий), а также справочный материал, который подаётся, во-первых, в соответствии с нормами научного стиля, во-вторых, содержательно (все десять томов) так или иначе связан с историей образования и просвещения Вятского края, и, в-третьих, снабжён интересными «человеческими» живыми фактами биографий, переплетений судеб личностей, внёсших вклад в развитие просвещения, образования и науки Вятского края, а также прославивших его за пределами Вятской губернии (Кировской области).
Научно-практическая значимость этой комплексной работы обусловлена качественным представлением методологии, в основе которой лежит аксиологический и региональный подходы вкупе с системно-историческим и биографическими методами исследования.
Итак, серия монографий включает в себя следующие книги.
Первый том («Просвещение нерусских народов Вятского края (XIX ‒ начало XX вв.)», 2018) посвящён вопросу истории просвещения нерусских народов Вятского края, характеристике деятельности видных национальных просветителей Среднего Поволжья ‒ Н. И. Ильминского, Н. И. Золотницкого, В. К. Магницкого и др. Автором также уделяется внимание региональному своеобразию народной педагогики этносов Вятского края.



Первый том серии

Второй том («Просвещение в Вятском крае (XIV ‒ начало XX вв.)», 2019) раскрывает основные этапы развития просвещения в Вятском крае в XIV – начале XX вв. Первый, просветительский этап (XIV–XVII вв.) представлен освещением деятельности первых вятских просветителей. Второй, церковный этап (XVIII в.) показан через характеристику просвещенческих усилий вятских епископов. Начальный период третьего, государственного этапа (конец XVIII – начало XIX вв.) представлен показом работы главного и малых народных училищ. Продолжение этого этапа (XIX – начало XX вв.) раскрыто через активность Вятского земства и анализ деятельности «маяков» местного просвещения.

Третий том («Просветители и педагоги-методисты Вятского края», 2019) характеризует деятельность видных представителей культуры и образования России (А. И. Герцен, К. В. Шапалинский, П. В. Алабин, Ф. Ф. Павленков и В. Г. Короленко) по просвещению населения Вятской губернии. В монографии также даётся обоснование теоретико-практического значения вклада вятских педагогов в разработку научно-педагогической и учебно-методичес­кой литературы (А. А. Красев, А. И. Анастасиев, В. И. Фармаковский), в создание учебно-методической литературы (И. Ф. Яковкин, Н. Н. Блинов, И. С. Михеев) и освоение передовых дидактических методов (Н. И. Мышкин).

Четвёртый том («У истоков высшего образования на Вятке», 2019) воссоздаёт историю открытия первого вуза на Вятской земле – Вятского учительского института. Автор активно использовал биографический метод: исторические события подаются через судьбы героев книги, педагогов – создателей института. Это, прежде всего, первый директор института А. М. фон Вилькен, первый ректор Н. А. Дернов, первый проректор Н. А. Желваков, а также С. А. Алыпов, В. М. Дьяконов, А. И. Кондаков и др. Большое внимание в монографии уделено показу вятских реалий, относящихся главным образом к периоду первой половины XX в.

Пятый том («Вятские педагоги и психологи», 2019) раскрывает вклад в отечественную педагогику и психологию уроженцев Вятской земли, а также тех представителей психолого-педагогической науки, которые часть своей жизни провели «на Вятке». Это В. М. Бехтерев, Б. А. Бялик, В. А. Вагнер, Н. Ю. Войтонис, Б. П. Есипов и др. Большое внимание в содержании тома уделено повседневной жизни Вятки первой половины XX в.

Шестой том («Традиция гуманизма в истории зарубежного образования, 2020) рассматривает гуманизм как методологическую основу образования, начиная с зарождения гуманистической традиции в образовании Древнего мира с продолжением в Средних веках, затем в западной педагогике Нового и Новейшего времени, и, наконец, в теоретической и практической деятельности видных педагогов второй половины XIX – первой половины XX вв. Раскрытие содержания тома осуществляется автором через показ судеб героев книги – великих зарубежных и отечественных педагогов-гуманистов.

Седьмой том («Тенденции развития российского образования первой половины XX в.», 2020) обосновывает важные тенденции разви­тия российского образовании первой половины ХХ века, такие как программно-методическая деятельность народного комиссариата просвещения РСФСР, деятельность опытно-показательных образовательных учреждений, школьных коммун и школьных городков, развитие скаутского и пионерского движения, внедрение педологии в СССР в 1920-е гг.; рассматривает теоретическую и практическую деятельность видных отечественных деятелей образования первой половины ХХ в., таких как Н. К. Крупская, И. Н. Жуков, С. Т. Шацкий и др.

Восьмой том («Российская прогрессивная педагогика второй половины XIX в.», 2020) сосредоточивает внимание на тех виднейших российских педагогах, деятельность, педагогические взгляды и труды которых не нашли, за исключением Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского, достойного отражения на страницах изданных монографий и учебников для студентов педагогических вузов других авторов. В книге содержится полезная информация о жизни и деятельности в сфере образования соратников и последователей К. Д. Ушинского ‒ П. Г. Редкина, В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова и других прогрессивных российских деятелей образования второй половины XIX в. ‒ Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, Н. Х. Весселя и др.

Девятый том («Историко-педагогическая регионалистика», 2020) решает две главные исследовательские задачи: первая ‒ дать, по возможности, полную характеристику нового научного направления в истории образования и педагогической мысли – историко-педагогической регионалистики; вторая ‒ репрезентативно представить процесс создания историко-педагогического исследования региональной направленности на примере Кировской области (Вятского края). Методология построена преимущественно на двух подходах ‒ региональном и аксиологическом. В томе размещён библиографический указатель избранных трудов В. Б. Помелова, включающий 500 публикаций, которые имеют отношение к научному направлению «Историко-педагогическая регионалистика, история педагогики и образования». Также в Приложении имеется список из 144 научных конференций, участником которых является выдающийся учёный. Эта информация создаёт впечатление высокой достоверности того историко-педагогического знания, которое представлено в десяти монографиях, а также степень и глубину проникновения в проблемы историко-педагогической регионалистики. Данный обзор представляется достойным примером для подрастающего поколения аспирантов и молодых учёных в области педагогики и образования: не любой доктор наук может похвастаться таким объёмом опубликованных работ, причём не только в центральных авторитетных российских журналах («Педагогика», «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Народное образование», «Профессионально-техническое образование», «Перспективы науки и образования», «Вестник ВятГУ (ВятГГУ)»), но и в зарубежных (The history of education and children′s literature (Италия), XLinguae (Словакия), Elpis (Польша) и др.). Всего статьи В. Б. Помелова печатались в более чем 40 журналах.

Десятый том («А. С. Макаренко и его педагогическое наследие», 2021) раскрывает основные этапы жизни и деятельности великого отечественного педагога, а также некоторых его коллег (В. Н. Терский, Н. Э. Фере), воспитанников (С. А. Калабалин, Л. В. Конисевич, А. Г. Явлинский, В. Т. Цымбал, И. Д. Токарев), последователей (Г. М. Кубраков, А. А. Католиков) и исследователей его научного наследия (И. Ф. Козлов, В. В. Кумарин, В. М. Опалихин, А. А. Фролов). Автор монографии предлагает современное прочтение реализации идей Макаренко в наши дни: «Современные школьники и студенты не собирают дрели, подобно коммунарам тридцатых годов, но они, тем же макаренковским бригадным методом создают компьютерный “софт” и “3D”-модели, совершенствуют робототехнику и разного ро­да электронные устройства и гаджеты».

Внимание автора здесь сосредоточено на решении двух главных исследовательских задач. Первая задача состоит в «отделении зерна от плевел». В. Б. Помеловым представлена фактологически точная биография А. С. Макаренко. Необходимость решения этой задачи определялась тем, что в разнообразных источниках, прежде всего в Интернете, содержится огромное количество ошибок, неточностей, «фантазий», домыслов, сплетен и тому подобного «мусора», в котором читателю порой трудно бывает разобраться. При этом автор стремится к тому, чтобы изложение биографии Макаренко было не только максимально фактологичным и точным, но также и доступным для чтения не только специалисту-педагогу, но и неподготовленному в этом отношении читателю. Вторая задача ‒ ознакомление читателя с теми людьми, которые окружали Макаренко в годы его педагогической деятельности, были верными соратниками и воспитанниками. Обе задачи решены автором успешно.
Все тома монографий оформлены в едином стиле, содержат документальный иллюстративный материал (портреты учёных, засвидетельствованные моменты образовательной практики и др.), подтверждающий описанные в монографиях факты. И это делает книги в определённой степени гармонично сочетающими различные форматы восприятия информации, увеличивающие доступность понимания содержания и смыслов книг.

Первые пять томов непосредственно отражают идеи историко-педагогической регионалистики Вятского края, следующие три тома раскрывают в лучших традициях сравнительной педагогики историю развития зарубежного и отечественного образования и науки, а вот девятый том как раз подводит некоторый промежуточный итог написанному и создаёт целостное представление «с максимально возможной пол­нотой» (по замыслу самого автора) о новом научном направлении в педагогике ‒ историко-педагогической регионалистике.

Следует отметить также репрезентативность фактов (исчерпывающие данные о биографических событиях из жизни просветителей и выдающихся деятелей педагогики и образования и пр.); аргументированность выводов автора. Обязательное обсуждение связи идей, предложений, событий с современными тенденциями и трендами образования, как того и требует историко-педагогическая наука. Иначе зачем изучать эволюцию мыслей и деятельностей?! Особенно это является важным в современную эпоху прагматизма, царящего сегодня в целом в нашей жизни и, конечно, отражающегося на состоянии образовательной сферы и педагогической науки.
Тома монографической серии адресованы специалистам в области истории образования и педагогической мысли, аспирантам и студентам гуманитарных специальностей, всем интересующимся историей Вятского края.

В заключение хотелось бы рекомендовать книги в качестве основательных источников для выполнения исследовательских работ по истории педагогики и развития тех идей, которые высказываются автором в своём комплексном десятитомном произведении. Содержание этих уникальных книг вполне возможно использовать и как дополнительный учебный материал для студентов педагогических профилей. Комплект является бесценным культурным артефактом в области истории образования Вятского края и России в целом, произведением, которое вносит значимый вклад в дальнейшее развитие историко-педагогической регионалистики. С этими произведениями стоит ознакомиться!

Выходные данные монографий:

1. Просвещение нерусских народов Вятского края (XIX – начало XX вв.). Киров : Изд-во ВятГУ, 2018. 219 с.
2. Просвещение в Вятском крае (XIV – начало XX в.). Киров : Изд-во ВятГУ, 2019. 254 с.
3. Просветители и педагоги-методисты Вятского края. Киров : Изд-во ВятГУ, 2019. 174 с.
4. У истоков высшего образования на Вятке. Киров : Изд-во ВятГУ, 2019. 215 с.
5. Вятские педагоги и психологи. Киров : Изд-во ВятГУ, 2019. 173 с.
6. Традиция гуманизма в истории зарубежного образования. Киров : Изд-во ВятГУ, 2020. 251 с.
7. Тенденции развития российского образования первой половины ХХ в. Киров : Изд-во ВятГУ, 2020. 187 с.
8. Российская прогрессивная педагогика второй половины ХХ в. Киров : Изд-во ВятГУ, 2020. 260 с.
9. Историко-педагогическая регионолистика. Киров : Изд-во ВятГУ, 2020. 195 с.
10. А. С. Макаренко и его педагогическое наследие. Киров : Изд-во ВятГУ, 2021. 182 с.