Главная > Выпуск №40 > Примечания

Неизвестная статья Дьяконова

Т. К. Николаева

    Леонид Владимирович Дьяконов в России известен как талантливый детский писатель. Общий тираж его книг для маленьких читателей – более десяти миллионов экземпляров. Особенно популярны его сборники для дошколят «Волшебное колечко», «Жила-была царевна», а также книга для широкого круга читателей «Олень – золотые рога», неоднократно выходившие массовыми тиражами.
     Л. В. Дьяконов с детства рос в атмосфере интереса к народному творчеству, языку. Рос он с мамой и тёткой – Людмилой и Ольгой Дьяконовыми, обе были педагогами, обе собирали фольклорные тексты, как было принято в педагогической среде в дореволюционное время. Младшая их сестра Лидия Андреевна стала матерью великого русского поэта Николая Заболоцкого. Ольга Андреевна собирала фольклор многие годы в разных местностях Вятской губернии, её записи публиковались в «Русском историческом вестнике», она переписывалась с В. Г. Короленко1.
     В 1934 году 26-летний Леонид Дьяконов заболел, лежал с высокой температурой, читать не мог. Незадолго до этого известный вятский краевед Михаил Николаевич Шатров подарил ему книгу Александра Васнецова «Песни северо-восточной России». И мама читала Леониду её вслух. С этого времени Дьяконов навсегда сохранил к известному исследователю вятских ремёсел М. Н. Шатрову благодарность и признательность, а книга А. М. Васнецова стала его постоянной спутницей. В 1949 году Дьяконов предпринял попытку переиздать книгу Васнецова. К сожалению, книга вышла в свет в усечённом виде – цензура не пропустила исторические песни о царях и боярах2.
     В начале 30-х годов ХХ века Леонид Владимирович стал работать в газете «Кировская правда». К 20-летию революции центральные власти проявили инициативу – собрать и издать современный фольклор в каждой области, а полный свод этих записей – в Москве. За собирание местного фольклора с энтузиазмом взялся Дьяконов. Он печатал воззвания, рассылал инструкции, привлекал друзей и знакомых, записывал сам. Он сразу же начал собирать не только идеологически выверенный советский фольклор, но наибольший интерес проявил к фольклору традиционному, старинному, крестьянскому. К 1937 году был готов основной корпус собрания. Но в свет вышла тощенькая книжечка «Фольклор Кировской области», тексты в которой в основном посвящены прославлению Ленина, Сталина и партии3. Дьяконовские записи не пригодились. Но он хранил их, постепенно пополняя из самых разных источников – устных и печатных. Уже тогда, в 1937 году у него родилась идея собрать всё фольклорное, что относилось к Вятскому краю и было опубликовано в разрозненных изданиях, газетах, что хранилось в рукописях в редакциях, музеях, вузах.
     Жизнь вмешалась в эти планы совсем неожиданно. В 1938 году по фантастическому «делу литературной группы» Дьяконов был арестован. Пытали его страшно. Не выдержала психика. В 1940 году его случайно нашла в психиатрической лечебнице мама и взяла домой. Он стал инвалидом, его не брали на работу. На две карточки – служащей и инвалида – они с матерью просто голодали, не было керосина, бумаги, чернил, не хватало дров. В этих тягчайших условиях Дьяконов вновь обратился к фольклору. Впоследствии он говорил, что это спасло ему не только психику от дальнейшего разложения, но и саму жизнь. Из собранных книг, из того, что ему мог дать краеведческий отдел областной библиотеки имени Герцена, из фондов краеведческого музея он стал систематически выписывать на карточки фольклорные тексты, параллельно создавая и подробную библиографию вятского фольклора. На карточки шла любая бумага – обложки старых тетрадей, обёртки от лекарств, пачки от папирос, всякие коробочки и пакетики, старые письма – всё это он аккуратно разрезал на карточки определённого размера, и на них писал. Так начал создаваться знаменитый фольклорный архив Дьяконова. В середине 1980-х годов Дьяконов передал свой фольклорный архив мне.
     В конце войны и в первые послевоенные годы он работал научным сотрудником Кировского краеведческого музея.
     А ведь он был молодым человеком. Кончилась война, начинала налаживаться мирная жизнь, которая властно требовала от человека полной самоотдачи. В это же время Леонид Владимирович влюбился, и вскоре Елизавета Степановна Фалалеева стала его женой и спутницей до конца жизни.
     Издательство «Детгиз», эвакуированное в годы войны в Киров, разыскало Леонида Владимировича, заказало ему несколько книг, основанных на фольклоре. Книги вышли.
     В 1947 году вновь была сделана попытка издать сборник советского фольклора. И снова Дьяконов активно подключился к этой кампании. Он стал сотрудничать с молодёжной газетой «Комсомольское племя», печатал в ней призывы собирать фольклор и инструкции о том, как это делать, вёл постоянную рубрику. Это пополняло и его личный архив. В краеведческом музее он успел организовать несколько экспедиций и завязать ценные контакты с собирателями фольклора на местах.
    После войны Дьяконов ездил в Ленинград специально для того, чтобы поработать в архиве Русского географического общества, где было немало вятских рукописей. Вернувшись, он написал серию статей «Над вятскими рукописями» для газеты «Кировская правда». Статьи не были напечатаны. Первая из статей была посвящена ссыльному Николаю Добротворскому, который в 1882 году отправил в РГО шесть рукописей с записями фольклора, этнографическими описаниями и лингвистическими наблюдениями из Орловского уезда Вятской губернии. Вторая статья называлась «Песни края, куда был сослан В. Г. Короленко». Третья «Первый текст вятской народной драмы» посвящена рукописи 1850 года, присланной в РГО Михаилом Салицким, с текстом драмы «Афонша». Вторая статья в сильно урезанном виде в качестве вступления к подборке песен, записанных И. Н. Громозовым, была напечатана в альманахе «Кировская новь» в 1947 году4. Сегодня нам особенно интересна именно вторая статья, с приложенными песнями, записанными Иваном Николаевичем Громозовым, которую я и представляю вашему вниманию.

Примечания

1.  См.: Петряев Е. Живая память. М., 1984. С. 245.
2. Васнецов А. Песни северо-восточной России, записанные в 1868–1894 гг. 2-е изд. Редакция, вступительная статья, примечания и библиографические указания Л. В. Дьяконова. Киров, 1949.
3. Фольклор Кировской области. Киров, 1937.
4. Дьяконов Л. В. Старинные песни Зюздинского края // Кировская новь. Кн. 2. Киров, 1947. С. 180–186. Опубликованы песни: «Как у светлого, светлого месяца», «Как над речкою да над рекою», «Как во тереме гусельки лежали», «Лучина, лучинушка берёзовая», «На жёлтым, на мелким песке», «Из улицы в улицу», «Что под горою», «Мой милой уехал».