Главная > Выпуск №40 > Примечания

Московский областной педагогический институт
в Малмыже в годы Великой Отечественной войны
В. С. Жаравин

     Осенью 1941 года немецко-фашистские войска стали угрожать Москве. 15 октября 1941 Государственным Комитетом Обороны было принято решение об объявлении в Москве осадного положения и эвакуации предприятий, учреждений и организаций. В Кировскую область было решено отправить Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) РСФСР и подведомственные ему организации, в том числе и педагогические институты. Московский государственный педагогический институт (МГПИ) им. В. И. Ленина и Московский областной педагогический институт (МОПИ) должны были эвакуироваться в город Малмыж Кировской области и разместиться на базе Малмыжского педагогического училища и средней школы.
      «После объявления эвакуации часть населения оказалась охвачена паникой. И тогда руководство института (скорее всего, обоих пединститутов. – В. Ж.) принимает решение о выводе студентов из Москвы походным маршем. Они достигли города Мурома, где уже распределялись по эшелонам, следующим на восток. Возглавлял переход профессор, заведующий кафедрой географии И. И. Никшич и математик, доцент М. В. Потоцкий. Профессорско-преподавательский состав оставался в Москве и был вывезен в Малмыж только через два месяца, в декабре 1941»1.
      Преподаватель Московского областного педагогического института, доцент Иосиф Иванович Огрызко вспоминал об эвакуации: «Конец 1941 года. Зимний вьюжный день. По широкому тракту, ведущему в город Малмыж, растянулась колон­на девушек и юношей с походными мешками за спиной. Вслед двигались, поскрипывая полозьями по плотному снегу, сани, гружённые тяжёлой поклажей. Это переезжал из родной столицы в далёкий Кировский край Московский областной педагогический институт»2.
      В Малмыж из Москвы прибыло:
           – Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина – 190 студентов;
          – Московский областной педагогический институт – 71 студент;
           – Московский городской педагогический институт – 12 студентов.
      Всего 273 студента3.

      Профессорско-преподавательского состава прибыло 26 человек, в том числе 6 профессоров, 11 доцентов4.
      Эвакуацией из Москвы в Малмыж руководил исполняющий обязанности директора Московского областного педагогического института Александр Георгиевич Калягин, декан исторического факультета. В Малмыже у него и его супруги, преподавателя французского языка Московского областного педагогического института Юлии Мироновны Зайдеман, в 1942 году родился сын Александр, который стал знаменитым актёром и председателем Союза театральных деятелей РФ.


Александр Георгиевич Калягин

      Видимо, после сообщения из Малмыжа о прибытии преподавателей и студентов Наркомпрос РСФСР издал приказ от 11 декабря 1941го­да № 82-к: «В связи с эвакуацией Московский областной педагогический институт временно объединить с Московским государственным педагогическим институтом им. В. И. Ленина (гор. Малмыж)»5.
      В Малмыже решили организовать торжественную встречу москвичей. Вот что писала районная газета: «Жизнерадостная весёлая молодёжь заполнила фойе и зал Малмыжского Дома культуры. На вечер встречи с московскими студентами пришли представители районных организаций и учащиеся школ. Вечер начался докладом. Докладчик райвоенком т. Пиков нарисовал яркую картину международного положения ... обратился к студентам с призывом активно включиться в культурно-массовую и политико-воспитательную работу с местным населением... После доклада студенты института выступили с показом номеров студенческой самодеятельности. Концерт прошёл с большим успехом»6.
      Институт получил в первые месяцы работы для учебных занятий здание педучилища и общежитие. Но в связи с развёртыванием госпиталя помещения были переданы ему, и институт переведён в три небольших здания, не обеспечивающих полностью самые необходимые нужды учебной работы. Позже для экзаменов и консультаций использовали помещения в районной библиотеке и школах.
      Сразу же после приезда в Малмыже был объявлен дополнительный набор студентов на первый курс. Было принято 30 человек.

      Учебные занятия начались 24 декабря 1941 года в порядке продолжения занятий, начатых в Москве. Учебные планы были скорректированы: было решено, что учебный год будет проходить без каникул с одной летней сессией. Запланировали учебный год закончить к 1 августа 1942 года.
      В Малмыже действовали пять факультетов: русского языка и литературы, исторический, географический, математический и естественный.

     23 января 1942 года приказом по Наркомпроссу РСФСР № 12-к директором филиала Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина в Малмыже был назначен Николай Ильич Молодых7. До этого он работал в Москве преподавателем МГПИ имени В. И. Ленина. А. Г. Калягин вернулся к работе в должности декана исторического факультета. В январе 1942 года в институте была создана партийная организация (хотя в институте работали четыре коммуниста, по Уставу ВКП(б) было положено иметь первичную парторганизацию). Секретарём её был избран А. Г. Калягин8. Он стал и руководителем агитколлектива.

      В организационном плане обстановка в институте была не нормальная. Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина ни в какую эвакуацию не поехал и после нормализации обстановки в Москве (после контрнас­тупления советских войск) продолжил свою работу. Московский областной педагогический институт, эвакуировавшись в Малмыж, вдруг стал филиалом МГПИ им. В. И. Ленина, потеряв самостоятельность.
      Всё нормализовалось, когда Комитет по делам высшей школы при Совнаркоме СССР совместно с Наркомпросом РСФСР издал совместный приказ от 02.02.1942 № 37-М, в котором говорилось:
      «Во изменение ранее изданных распоряжений об открытии в гор. Малмыже филиала Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина и о слиянии с ним Московского областного педагогического института, Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР и Народный Комиссариат Просвещения РСФСР приказывают:

     1. Считать Московский областной педагогический институт эвакуированным в гор. Малмыж Кировской области.
      2. Эвакуированных в гор. Малмыж студентов МГПИ им. В. И. Ленина передать Московскому областному институту.
      3. Врио директора Московского областного педагогического института в гор. Малмыже утвердить тов. Молодых Николая Ильича.
      4. Поручить Московскому областному отделу народного образования (тов. Лукину) обеспечить финансирование института в гор. Малмыже и руководство его работой.
      5. Разрешить Московскому областному отделу народного образования продолжать в гор. Москве работу заочного отделения МОПИ с учителями-заочниками Московской области»9.

      Первый учебный год начался при нехватке преподавателей. Часть из них добиралась до Малмыжа самостоятельно и приехала в период февраля-июня 1942 года. Из-за этого учебные планы были нестабильными, ряд предметов переносился на другой учебный год. Курс физики вообще не читался из-за отсутствия оборудования.
      Постепенно коллектив института втягивали в малмыжскую жизнь. 28 февраля 1942 года на партийном собрании приняли решение активно участвовать в культурно-просветительской работе в колхозах района. Доценту Л. Н. Фоменко было поручено сформировать драматический кружок и сделать ряд спектаклей в колхозах. Для непосредственной помощи в сельхозработах было решено закрепить за первым и вторым курсами Савальский совхоз, а за третьим курсом – Малмыжский плодопитомник. Тогда же обратились к районным властям с просьбой о выделении земли для организации подсобного хозяйства10.

      Возобновилась деятельность научных кружков.
      Студенты активно писали научные доклады. Силами студентов литературного кружка в институте провели день памяти В. В. Маяковского. Конечно, война накладывала свой отпечаток на жизнь института. Преподаватели и студенты собирали подарки для Красной армии. Когда в Малмыже стали организовывать госпиталь, институт принял посильное участие в его оборудовании.
      Весной было организовано подсобное хозяйство института, где было посажено 2 гектара картофеля и 1,5 гектара проса11.

      В мае 1942 года институту был утверждён план приёма студентов на новый 1942/1943 учебный год в количестве 120 человек. Было решено провести вечера встреч с выпускниками школ, послать объявления о приёме в институт в «Кировскую правду», в районные газеты Кировской области и в газеты Урала. Преподавателям было предложено выехать в районы области для агитации в институт.
      22 июня 1942 года отмечалась годовщина начала Великой Отечественной войны. Этой дате была посвящена научно-практическая конференция, организованная институтом. Извещение о её проведении было опубликовано в районной газете:
      «26 июня с. г. года в шесть часов 30 мин. вечера в здании Дома культуры открывается научная сессия, посвящённая годовщине Великой Отечественной войны.

      Порядок первого дня:

           1. Год Великой Отечественной войны (докл. директор МОПИ тов. Молодых);
           2. Ленин и Сталин о германском империализме (докл. доцент тов. Калягин).
      Вход по пригласительным билетам.
      Билеты можно получить в отделе пропаганды и агитации РК ВКП(б).
      Московский областной институт в Малмыже»12.

      В последующие дни были доклады по истории и литературе, например, о немецком антифашистском романе, творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского и т.д.
      Результатом конференции стал сборник статей под общим названием «Против фашизма», вышедший в «Учёных записках» института13.
      В июле – августе 1942 года прошла экзаменационная сессия и государственные экзамены. Институт выпустил 90 учителей разных специальностей. Все они были направлены на работу в районы Московской области, освобождённые от фашистов. Результаты сессии были хорошие: 73 % студентов сдали экзамены на 4 и 5, отсев в течение года был главным образом из-за мобилизации в Красную армию. Особенностью проведения сессии было то, что из-за острой нехватки учебников и учебных пособий по каждой дисциплине экзамены проводились в 2–3 срока14.

      В августе – сентябре студенты во главе с преподавателями работали на уборке урожая. Районная газета писала, что в Савальском совхозе студенты «в очень короткий срок освоились с непривычной для них работой и с первых же дней начали выполнять и перевыполнять нормы. В отдельные дни выработка доходит до 200 процентов нормы... За добросовестное отношение к труду бригада получает улучшенное питание»15.

      Всего в колхозах работало шесть студенческих бригад. «Студенты вручную, пользуясь лишь носилками, заскирдовали хлеб с 2000 гектаров, обмолотили и помогли колхозникам досрочно сдать государству 5000 пудов зерна... В обеденные перерывы студенты проводили беседы с колхозниками, регулярно выпускали стенгазеты... За отличную работу в колхозах райком партии занёс две студенческие бригады на районную Доску почёта»16.

      На 1942/1943 учебный год институт провёл приём новых студентов. Всего в МОПИ было подано 173 заявления. По существовавшим в то время правилам приёма в вузы абитуриентов с оценками «4» и «5» в аттестате зачисляли без экзаменов. Таких было 154 человека, ещё 6 человек приняли после сдачи экзаменов. Таким образом, при плане 120 человек в институт приняли 160 человек из Кировской области17.

     В связи с новым набором студентов руководству института пришлось решать возникшие проблемы с аудиториями. Для занятий использовали школы, библиотеки, парткабинет. Проблемы были и с размещением студентов: общежитий на всех не хватало, и более 70 студентов были помещены в частном секторе.
      Не решив проблему с помещениями в Малмыже, директор Московского института Н. И. Молодых обратился в Кировский обком ВКП(б). В ответном письме от 26 сентября 1942 года секретарь обкома ВКП(б) В. В. Лукьянов сообщил, что в Малмыже начинается ликвидация гос­питаля, «одновременно даны указания райкому ВКП(б) и исполкому Малмыжского райсовета о предоставлении институту помещения для занятий и оказания другой необходимой помощи»18.

      1942/1943 учебный год проходил в институте более спокойно, чем предыдущий. Учебный процесс нормализовался: институт был укомплектован преподавателями, лекции и практические занятия шли по расписанию. Были организованы и зимняя, и летняя сессии.
      Коллектив института активно проводил общественную работу с населением Малмыжского района. Преподаватели и студенты института выступали с лекциями и докладами в г. Малмыже и колхозах. «Положение на фронтах Отечественной войны», «Тыл – фронту», «Борьба за хлеб – борьба за победу», «Международные события», «Героическое прошлое русского народа», «Творчество великих русских писателей» – вот далеко не полный перечень прочитанных публичных лекций и докладов. Насколько велик интерес населения к таким выступлениям, можно судить по тому факту, что часто красный уголок, изба-читальня, колхозный клуб не могли вместить всех, кто пришёл послушать лекцию19.

      В конце 1942 года в районной газете было опубликовано извещение:
      «24 декабря в 8 часов вечера в помещении парткабинета райком ВКП(б) созывает совещание всех руководителей учреждений, предприятий и секретарей первичных парторганизаций по вопросу:
      “об организации в городе Малмыже воскресного университета для партийного, хозяйственного, профсоюзного актива и учительства города и района” (докладчик доцент пединститута тов. Тарасенко).
      На совещание вызываются все руководители учреждений и предприятий, секретари первичных парторганизаций и председатели месткомов.
      Райком ВКП(б)»20.


Объявление о работе «Воскресного университета»
при Московском областном педагогическом институте.
Афиша. 1943 г. ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 9. Д. 180. Л. 80

      Воскресный университет при Московском областном педагогическом институте был создан в составе двух факультетов: 1. Общественно-политических наук; 2. Историко-литературного и отдельно цикла педагогических наук.
      В Центральном государственном архиве Кировской области, в архивном фонде Кировского обкома КПСС, сохранился план работы воскресного университета на январь – февраль 1943 года. План отпечатан в типографии и распространялся, видимо, как объявление для жителей г. Малмыжа и района. В плане указано: «Лекции читаются профессорами и доцентами института, по темам лекций организуются выставки книг и наглядных пособий и проводятся консультации»21. По плану было намечено прочитать 34 лекции за два месяца. Планировались такие лекции, как «Франко-Прусская война и Парижская коммуна» профессора А. З. Манфреда, «Разбойное пруссачество в 18 веке и Семилетняя война» профессора Б. Ф. Поршнева, «Героическое прошлое русского народа в древнерусском устном и письменном творчестве» профессора С. В. Касторского.

      Большое внимание коллектив пединститута уделял работе с учителями района. Преподаватели выступали на учительских конференциях, давали открытые уроки, учили методике преподавания отдельных предметов, читали лекции по педагогике. Студенты проходили педагогическую практику в школах района.
      Нравилась малмыжанам институтская художественная самодеятельность. В районном Доме культуры регулярно проходили студенческие концерты, а драматический кружок поставил около 30 спектаклей. Средства, вырученные от этих вечеров, шли в фонд Красной армии, на восстановление Сталинграда и помощь семьям фронтовиков22.

      В феврале 1943 года был организован военизированный лыжный поход студентов по маршруту: Малмыж – Яранск – Киров – Малмыж. Яранск был выбран не случайно: там работал Кировский пединститут, с которым москвичи заключили договор о социалистическом соревновании. При составлении маршрута было предусмотрено, что студенты в день будут проходить 60 км. С остановкой в сёлах на день для проведения агитационно-массовой работы в школах и для населения. Участников пробега сопровождала подвода только студентов, успешно сдавших зимнюю экзаменационную сессию23.

      Весной в институте возникли проблемы с питанием. Своей столовой не имелось, и пользовались столовой райпотребсоюза. Из-за нехватки продуктов стало голодно. 16марта 1943 года на партсобрании в институте рассказывали, что в столовой даётся по 500 граммов картофеля с кониной на одного человека в день и больше ничего. Иногда нормы снижались до 200 граммов картофеля. Преподавателей беспокоило и плохое обслуживание в столовой, несмотря на помощь института в подвозке воды, раздаче пищи, пилке и колке дров. Студенты на уборке урожая в колхозе вывозили картофель и овощи для столовой. В столовую передавали овощи с подсобного хозяйства. За помощью было решено обратиться в партийные органы24.

      Вопрос о питании преподавате­лей и студентов Московского пединститута был поставлен перед Кировским обкомом ВКП(б). Работа столовой рассматривалась на заседании бюро Малмыжского райкома ВКП(б) и были намечены мероприятия по улучшению её работы. Секретарь райкома ВКП(б) Г. С. Баев 20 апреля 1943 года доложил в обком ВКП(б), что «обеспечено бесперебойное снабжение столовой для студентов продуктами питания, дровами и пр. ... столовая для профессоров и доцентов выделена особо от студенческой столовой, питание в ней организуется за счёт подсобного хозяйства и дец[ентрализованных] заготовок»25.

      1942/1943 учебный год был успешно завершён. Летняя экзаменационная сессия 1943 года дала 76 % оценок «отлично» и «хорошо». В конце учебного года был проведён конкурс научных работ, по которому первая премия присуждена студентке 1 курса литфака, уроженке Шурмы Фетисовой за исследования о шурминском говоре. Шесть студентов получили Сталинские стипендии26.

      В мае началась подготовка к новому 1943/1944 учебному году. Проводились традиционные встречи с выпускниками, давались объявления в газетах.
      После окончания летней сессии студенты во главе с преподавателями работали в колхозах Малмыжского района.
      В сентябре 1943 года в институт пришло известие о реэвакуации в Москву. Директор Я. Н. Надеждин, подводя итоги пребывания института в г. Малмыже, на страницах районной газеты отметил, что два года эвакуации не прошли для института зря: он продолжил готовить учителей для Московской области. Студенты показали хорошую успеваемость, общественную активность. «Успешно шла научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского персонала. Профессора Арямов, Бернштейн, Касторский, Манфред, Поршнев, доценты Горбацкий, Дмитриев, Фоменко, Чивикова, Юферев и др. закончили обширные научные труды. Преподаватели института защитили две и подготовили к защите четыре диссертации... Профессора и преподаватели института прочитали 80 докладов на районных учительских конференциях и собраниях учителей и дали в школах 45 открытых уроков ... прочитано в городских аудиториях, в колхозах и совхозах для широких масс населения, в госпиталях около 500 докладов на оборонные и другие отдельные темы».
      И далее Я. Н. Надеждин писал: «Научные работники и студенты института, покидая Малмыж, надеются и в Москве сохранить связь с Кировской областью и прежде всего с Малмыжем и его культурными учреждениями, над которыми институт принимает на себя культурное шефство. Залогом этой связи служат 200 студентов, уроженцев Кировской области, набранных институтом за время пребывания в Малмыже»27.

      Московский областной педагогический институт вернулся в Москву, в 1957 году получил имя Н. К. Крупской, в 2002 году был реорганизован и сейчас называется Московский государственный областной университет (МГОУ).
      Благодаря эвакуации Московского областного педагогического института в Кировской области работали выдающиеся российские учёные:
      Иван Козьмич Андронов (1894–1975) – профессор, советский математик-методист, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, кандидат педагогических наук. Работал в области методики преподавания математики, истории математики и математического образования.



Сергей Игнатьевич Бернштейн                            Иван Козьмич Андронов

      Сергей Игнатьевич Бернштейн (Исаакович) (1892–1970) – профессор, русский и советский лингвист, библиограф, историк театра, один из основателей ОПОЯЗа (общество изучения поэтического языка). Родоначальник российской аудиоархивистики. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Петроградского университета, ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ, А. А. Шахматова, Л. В. Щербы. Создатель фонотеки поэтов, в том числе: А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Гумилёва и других.
      Сергей Васильевич Касторский (1898–1962) – профессор, литературовед. Изучал творчество М. Горького.
      Альберт Захарович Манфред (1906–1976) – профессор, советский историк, доктор исторических наук. Один из главных специалистов по истории Франции, Великой французской революции, биограф Наполеона. Автор ряда глав и редактор учебников для вузов и коллективных научных трудов: «Новая история»; «Всемирная история»; «История Парижской коммуны 1871 г.»; «История Франции».



Альберт Захарович Манфред                                Борис Фёдорович Поршнев

      Иван Ипполитович Никшич (1879–1964) – профессор, русский, советский геолог, гидрогеолог. Работал в Геологическом комитете России, занимался исследованием Средней Азии и Северного Кавказа, главным образом, поисками нефти. Читал лекции по исторической геологии. Его именем назван вид моллюсков.
      Борис Фёдорович Поршнев (1905–1972) – профессор, советский историк и социолог, доктор исторических и философских наук. Лауреат Государственной премии СССР. Автор более 250 научных работ, посвящённых сложнейшим научным проблемам. Почётный доктор Клермон-Ферранского университета во Франции. Удостоен Сталинской премии III степени за монографию о Фронде.
      Николай Васильевич Яковлев (1891–1981) – профессор, советский литературовед и литературный критик, доктор филологических наук, специалист по русской литературе XIX века. Основные работы посвящены произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Примечания

1.  «75 лет Победы: По праву памяти: Московский государственный областной университет: История, воспоминания, стихи». М., 2020. С. 14–15.

2.  ЦГАКО. Ф. П-6818. Оп. 2. Д. 44. Л.140.

3.  Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 163–164.

4.  Там же. Л. 74.

5.  «75 лет Победы»... С. 16.

6.  Уханов С. Дружеская встреча // Малмыжский колхозник. 1941. 12 дек. (№ 249). С. 2.

7.  «75 лет Победы»... С. 18.

8.  ЦГАКО. Ф. П-739. Оп. 12. Д. 21. Л.49 об.

9.  «75 лет Победы»... С. 18.>

10.  ЦГАКО. Ф. П-739. Оп. 12. Д. 21. Л. 60 об.

11.  Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 74 об.

12.  Извещение // Малмыжский колхозник. 1942. 25 июня (№ 79). С. 2.

13.  ЦГАКО Ф. П-6818. Оп. 2. Д. 44. Л. 142 об.

14.  Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 165–166.

15.  Славин. «Студенты на уборке урожая» // Малмыжский колхозник. 1942. 1сент. (№ 105). С. 2.

16.  ЦГАКО. Ф. П-6818. Оп. 2. Д. 44. Л.144–144 об.

17.  Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 166.

18.  Там же. Л. 105.

19.  Там же. Ф. П-6818. Оп. 2. Д. 44. Л. 142–143.

20.  Извещение // Малмыжский колхозник. 1942. 24 дек. (№ 147). С. 2.

21.  ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 9. Д. 180. Л. 80.

22.  Там же. Ф. П-6818. Оп. 2. Д. 44. Л. 143–144.

23.  Там же. Ф. П-739. Оп. 12. Д. 15. Л. 25–25 об.

24.  Там же. Л. 38.

25.  Там же. Ф. П-1290. Оп. 9. Д. 180. Л. 101–102.

26.  Надеждин Я. «Два года работы Московского областного педагогического института в г. Малмыже // Малмыжский колхозник. 1943. 16 сент. (№ 58) С.2.

27.   Там же.