Главная > Выпуск №40 > Примечания

Проезд челюскинцев по территории Горьковского края
18–19 июня 1934 г.: от Кез до Мантурово через Вятку

А. А. Марков

     2 августа 1933 г. пароход «Челюскин» под командованием опытного полярного капитана В. И. Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.
     В Чукотском море пароход встретился со сплошными льдами и оказался полностью заблокирован. «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. Благодаря удачному дрейфу вместе со льдами он вошёл в Берингов пролив. 13 февраля 1934 г. пароход был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. В результате катастрофы один человек погиб, на льду оказалось 104 участника экспедиции.
     Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял с льдины десять женщин и двоих детей. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в140–160 км от места ледовой стоянки. Были спасены все обитатели лагеря, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы. 21 мая 1934 г. на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы отправились во Владивосток.
     Лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев с льдины,– А. В. Ляпидевский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнёв, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин, С. А. Леваневский – стали Героями Советского Союза и были награждены высшей наградой СССР – орденами Ленина. Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденами Красной Звезды, включая погибшего участника экспедиции1. Среди награждённых был и наш земляк, боцман парохода «Челюскин» Анатолий Александрович Загорский, уроженец дер. Шипаково Орловского уезда (ныне – Оричевский район)2.
     9 июня 1934 г. из Владивостока отбыл специальный пассажирский литерный поезд, составленный из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности. На нём участники ледовой эпопеи, челюскинцы и лётчики, участвовавшие в их спасении, возвращались в Москву. На всём пути их следования им устраивали триумфальные встречи, проводили митинги, дарили цветы и подарки. Не был исключением и Горьковский край.
     Об истории встречи челюскинцев на Вятской земле во время их триумфального следования из Владивостока в Москву писали и раньше, но авторы публикаций не охватывали весь маршрут экспресса с челюскинцами по территории Горьковского края, в состав которого в тот период входила Кировская область3. Поэтому опираясь на материалы местных газет тех лет, мы попытались восстановить, как проходили встречи челюскинцев на всём пути их следования по территории Горьковского края.
     В статье публикуются две фотографии из фондов отдела краеведческой литературы библиотеки имени А. И. Герцена. Они были отпечатаны с оригинальных негативов, сделанных фотокорреспондентами газеты «Вятская правда». Отретушированные фрагменты этих фотографий были размещены в газете 20июня 1934 г.


Фрагмент карты административных районов Кировского края (Горький, 1935).
Выделены населённые пункты, где останавливался поезд с челюскинцами.
Из фондов Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена


      18 июня поезд с челюскинцами останавливался в г. Глазове, на станциях Зуевка и Просница, в г. Вятке, на станции Свеча и 19 июня на станции Мантурово. Кроме того, жители края собирались для приветствия проходившего поезда на станциях Просница, Котельнич.
      Необходимо указать, что в июне 1934 г. территория нынешней Кировской области входила в состав Горьковского края. Зуевка, Вятка, Котельнич и Просница были центрами одноимённых районов, Свеча входила в состав Шабалинского района4.
      Утром 18 июня поезд с челюскинцами прошёл станцию Кез, въехав на территорию Горьковского края. Первая торжественная встреча челюскинцев состоялась в 13часов дня в Глазове5. Здесь две тысячи членов профсоюзов и колхозников собрались для встречи героев. С приветствием от челюскинцев выступили одновременно с двух площадок вагонов машинист парохода А.П. Апокин и кочегар И. С. Румянцев. Пионеры преподнесли челюскинцам цветы. По этому поводу капитан «Челюскина» В. И. Воронин в беседе с корреспондентами пошутил, показывая на цветы в тамбуре, в коридоре, на столиках, в окнах: «Наш поезд давно превратился в цветник. Какая-то цветная оранжерея, а не поезд»6. Кез и Глазов были районными центрами Удмуртской автономной области, также входившей в Горьковский край7.
     Следующей остановкой на пути следования поезда с челюскинцами была станция Зуевка8. Встречающие стали собираться на привокзальную площадь за два часа до прибытия поезда, кроме жителей города на встречу пришли колхозники Варменского, Зуевского и Четвериковского сельсоветов. Колонны встречающих растянулись почти на километр по перрону станции. Здание вокзала было украшено зеленью и цветами, большим портретом И. В. Сталина, портретами челюскинцев и героев-лётчиков, картинами из жизни ледового лагеря. Долгий гудок депо возвестил собравшимся, что экспресс прошёл Фалёнки.
      В 14:30 стрелочник, ударник Шустов открыл путь, и поезд с челюскинцами под восторженные приветствия, паровозные гудки и звуки марша подошёл к перрону. На специально выстроенной трибуне на привокзальной площади перед собравшимися выступили предсе­датель райисполкома М. А. Колповский, от железнодорожников станции Зуевка выступал Силин, от рабочих депо – Митягин, от колхозников – Сергей Костяев, от колхоза «Свободный труд» – Кощеев, преподнёсший в дар от колхозников 16 кг мёду «к чаю челюскинцев». Делегация работников ОРСа подарила челюскинцам свежую рыбу, для этого большие, ещё трепыхающиеся рыбины были уложены в корзины. Женщины Зуевки преподнесли сдобные пироги, колхозники – свежесбитое масло.
     С ответным словом выступил секретарь экспедиционного комитета ВКП(б) парохода «Челюскин» кочегар В. А. Задоров: «Товарищи, от имени челюскинцев передаю привет и благодарность за то внимание, которым мы окружены на нашей необъятной земле...».
     За ним выступил лётчик Анатолий Ляпидевский, первым прилетевший в лагерь челюскинцев: «Нас воспитала наша могучая коммунистическая партия и вы, трудящиеся Советского Союза, и что нам скажет партия, то будет сделано. Товарищи. За нашу великую коммунистическую партию, за нашего великого Сталина, за нашу авиапромышленность крикнем – ура». «Конец его энергичной речи покрывается аплодисментами и криками ура. Оркестр играет “Интернационал”», – писала зуевская газета «Заветы Ильича». Последним выступил лётчик Иван Доронин. Выступления челюскинцев встречались громом аплодисментов, криками «ура» и маршами в исполнении оркестра.
      По окончании митинга рабочие, колхозники и пионеры окружили челюскинцев и расспрашивали их о жизни в лагере и спасении с льдины. Капитану парохода «Челюскин» В. Воронину «выпала честь» (так было написано в газете) беседовать с воспитанниками детского сада, стоявшими в конце перрона и засыпавшими его вопросами: «Много ли там льдов?», «Почему он не ровный, как у нас на речке Косе?», «Расскажите про медведей. Много ли медведей и какие они?» – и многими другими. Беседу прервали два удара станционного колокола, возвестившие об отправлении поезда.
      Поезд в Зуевке стоял 40 минут, после чего продолжил свой путь. От станции Зуевка его повёл лучший машинист станции, комсомолец Сергей Бурков, победивший в соревновании за почётное право везти челюскинцев. Надо отметить, что соревнование проходило весьма драматично. Так, первоначально лидировал в соревновании машинист Скрябин, но соперники – паровозная бригада Дерендяева – обнаружили в паровозе Скрябина разрыв сцепления, а одним из условий соревнования была работа без поломок. В связи с чем перед администрацией был поставлен вопрос о лишении Скрябина права везти челюскинцев9.
      Путь от станции Зуевка до Вятки занял два часа. Этот путь вместе с челюскинцами в поезде проехали специальные корреспонденты газет «Вятская правда» Л. Бехтерев и «Горьковская коммуна» И. Березин.
Леонид Бехтерев опубликовал свой репортаж «Два часа у челюскинцев» 20 июня. Березин свои репортажи «В Зуевке», «В поезде с челюскинцами», «В Вятке» передал в свою газету по телефону из г. Вятки. Редакция газеты «Горьковская коммуна» выразила благодарность за активное содействие и ударную работу по передаче всего материала из Вятки телефонисткам г. Горького Ивановой и Кубишевой и телефонистке г. Вятки Сибиряковой10. Хотя не обошлось и без накладок, так, в одном из материалов вятская пионерка Шура Олешкина стала Нюрой Овечкиной.
      Корреспонденту «Вятской правды» Леониду Бехтереву удалось взять интервью у Василия Молокова. На вопрос: «Какие у вас дорожные впечатления?» – лётчик ответил: «Нет таких слов, чтобы выразить мои дорожные впечатления. Я не представляю, что здесь сказать. Маленький разъезд. Поезд не стоит и минуты и всё же на встречу выходят сотни людей со знамёнами и лозунгами. Ну что тут можно сказать?! Никак не подберу такого слова, чтобы выразить всё, что мы переживаем, а переживаем мы это иногда со слезами на глазах. До того волнуют эти встречи. Перетаскали мы со льда всех людей и не ожидали того, что получилось. Думали, что уедем каждый к себе и всё. Не ожидали и не предполагали таких встреч»11.
      Следующая торжественная встреча состоялась на станции Просница12, где собрались сотни колхозников. Остановка на станции не планировалась. Ход поезда был только специально замедлен, чтобы собравшиеся смогли рассмотреть челюскинцев, приветствовавших их из окон вагонов и тамбуров. И сам поезд представлял интересное зрелище для встречающих. Впереди, на котле паровоза, под красной звездой был помещён плакат – большой белый медведь щёткой заметает место бывшего лагеря Шмидта. Надпись на плакате: «Лагерь Шмидта больше не существует». Вагоны украшены портретами героев, плакатами, рисунками, изображавшими жизнь челюскинцев на льдине.
      Около станции Полой поезд с челюскинцами встречал самолёт13. Сделав несколько кругов над поездом, он резко снизился и на бреющем полёте следовал рядом с поездом, а потом, резко взмыв вверх, начал снова кружить над ним, провожая до Вятки.
В городе Вятке к встрече с героями ледовой эпопеи жители города готовились заранее14. Начиная с 13 июня, на всех предприятиях города проходили митинги, на которых рабочие брали повышенные обязательства к встрече челюскинцев. Рабочие депо и машстройзавода организовали бригады им. Шмидта. Для встречи поезда на предприятиях и учебных заведениях формировались делегации из лучших ударников на производстве и в учёбе.
      Работниками клуба железнодорожников «КОР» было организовано оформление станции Вятка-I. Был установлен макет лагеря Шмидта, развешаны портреты героев, вывешены плакаты и лозунги. Здание вокзала и специально выстроенная трибуна были украшены цветами и зеленью. 18 июня газета «Вятская правда» вышла под красной шапкой: «Привет Челюскинцам», поместив ниже стихотворение:

«Ждём героев,
Мы минуты считать устали.
Прибудь же, поезд,
в назначенный срок.
Весь мир тебя ожидает,
и каждый
На карте переставляет
флажок».

     Вся первая страница была посвящена челюскинцам и предстоящей встрече: «План встречи», «Работать так, как челюскинцы (передовая)», «Хроника славных дней: Два месяца на льду!», «Приглашаем Вас в гости», «За промфинплан будем бороться как челюскинцы», «Пять новых хозрасчётных бригад им. челюскинцев», «Победами на производстве встречать героев»; стихотворения В. Колобова «Встреча Героев» и В. Гусева «Челюскинцы едут!»; портрет О. Ю. Шмидта; из альбома Решетникова – художника-челюскинца – были помещены рисунки15.
      К 16:30 рабочие, служащие, пионеры стали собираться возле своих предприятий и учебных заведений. В 17 часов встречающие организованно, с оркестрами во главе колонн, двинулись к площади Революции, откуда направились к станции Вятка-I, где был выстроен почётный караул16.
     В Вятку поезд прибыл в 18 часов 12 минут. Встречающие заполнили перрон, привокзальную площадь и возвышенность над ней. Всего собралось около 20 тысяч человек. Прибытие поезда с челюскинцами было встречено «медью оркестров, восторгом, криками ура». После короткого обмена приветствиями со встречающими руководителями края и города – председателем крайисполкома Ю. М. Кагановичем, братом известного советского политического деятеля Л. М. Кагановича, секретарём Вятского горсовета А. А. Бобковым, председателем Вятского горсовета И. С. Кочетовым и другими, – челюскинцев провели на трибуну, специально выстроенную для этой встречи на привокзальной площади. Возле трибуны был установлен стол с подарками челюскинцам от трудящихся Вятки: от изящных изделий вятских кустарей до поделок пионеров. Среди них был портрет В. И. Ленина, выполненный на дереве Бакиной, и портрет О. Ю. Шмидта работы вятских художников, к сожалению, их фамилии в заметке не были указаны.
      Открыл торжественный митинг Ю. М. Каганович. Вслед за ним выступил секретарь городского комитета А. А. Бобков, передавший привет от рабочих, колхозников и всех трудящихся района и завершивший свою речь словами: «Ваше геройство вызывает восхищение во всём мире. Успехи техники и авиации будут ещё больше умножены. Да здравствует партия и вождь мирового пролетариата тов. Сталин, да здравствует стальная бригада челюскинцев».
      Вятская пионерка Шура Олешкина передала героям горячий привет от пионеров Вятки и заверила, что пионеры и школьники никогда не забудут геройства и отваги челюскинцев: «Мы знаем, что без учёбы нельзя быть героями, и обещаем свой учебный год закончить успешно».


Челюскинцы в г. Вятке. Л. М. Каганович (слева) и А. Н. Бобров
на железнодорожном вокзале. 18 июня 1934 г.
Из фондов Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена


      С ответным словом выступил заместитель начальника экспедиции О. Ю. Шмидта А. Н. Бобров, уроженец Горьковского края, участник революционных боёв 1905 г. в Нижнем Новгороде. Он поблагодарил собравшихся жителей Вятки от имени челюскинцев за тёплую встречу. Рассказал о работе, проделанной экспедицией, о трудностях, которые им пришлось преодолеть после гибели корабля и высадки на льдину. Завершил он своё выступление словами: «От имени челюскинцев заверяю вас, что начатая нами работа будет завершена в кратчайший срок. Оправившись, все как один, мы станем на работу и успешно её завершим. <...>».
      Поднявшийся на трибуну вслед за ним капитан «Челюскина» В. И. Воронин начал своё выступление скромно: «Надо быть художником слова, чтобы как следует отблагодарить вас за тёплую встречу. Я сказать так не сумею. Но в моём простом “спасибо” вы должны почувствовать крепкое рукопожатие». Говоря о жизни на льдине, он особо отметил среди причин, позволивших им выстоять в трудных условиях, организованность: «Для того чтобы быть организованными как челюскинцы, надо было пройти школу нашей большевистской партии. 16 лет учила нас партия жить организованно, и когда мы оказались на льду, мы применили это на практике. После катастрофы с кораблём мы организовали культурную жизнь на льду. Мы даже каждую пятидневку брились. У нас не было ни одного человека, за исключением товарища Шмидта, который бы носил бороду». В заключение он ещё раз поблагодарил собравшихся за тёплую встречу, отметив: «Я чувствую, что вы переживали глубоко нашу опасность, может быть, больше, чем мы сами».
     Лётчик Анатолий Ляпидевский начал своё выступление с воспоминаний о своём первом приезде в Вятку в составе делегации от подшефной части n-ской эскадрильи в1929г.: «Моя встреча тогда много отличалась от настоящей. Я, например, не помню того памятника Ленина, который стоит здесь сейчас. Вятка очень изменилась и это естественно, потому что наши достижения за эти годы неизмеримо велики».

_______________________________

Речь идёт о памятнике В. И. Ленину, который стоял на привокзальной площади г. Вятки. До наших дней он не сохранился.


      Следующим выступал лётчик В. С. Молоков, которого представил собравшимся А. В. Ляпидевский: «Это наш учитель. У Молокова учились авиационной технике мы – молодые лётчики». Лётчику Василию Молокову, беседовавшему с юными пионерами, дети преподнесли в подарок модель самолёта, на котором он участвовал в спасении челюскинцев. С букетом в руке и моделью самолёта под мышкой его и запечатлел фотокорреспондент газеты «Вятская правда».


Челюскинцы в г. Вятке.Лётчик В. С. Молоков с подарком
от вятских пионеров. 18 июня 1934 г.
Из фондов Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена


      Завершил митинг А. А. Бобков, провозгласивший с трибуны: «Да здравствует Отто Юльевич Шмидт, да здравствуют челюскинцы и герои лётчики». В ответ по площади пронеслось мощное «ура».
      Выступавших к поезду провожали воспитанники детского дома железнодорожников. Челюскинцы взяли на руки самых маленьких, Ляпидевский сразу двух малышей лет четырёх, и так донесли их до вагонов, где одарили на прощанье цветами из своих букетов.
      Прозвучал первый звонок, второй звонок, поезд трогается, медленно набирая ход, и только тогда заканчиваются прощальные речи, челюскинцы на ходу вскакивают в вагоны. Последним на полном ходу запрыгивает на площадку уходящего поезда В. С. Молоков.
      По просьбе редакции газеты «Вятская правда» перед отъездом гости написали небольшие пожелания жителям города и района. От имени всех челюскинцев заместитель начальника экспедиции А. Н. Бобров написал: «Шлю от имени челюскинцев горячий привет пролетариям и колхозникам Вятского района. Желаем вам успеха на ваших участках нашего общего трудового фронта». Кроме того, от себя лично написали лётчик В. С. Молоков и капитан В. И. Воронин: «Трудящимся Вятки и района, шлю горячий привет. Выполняя задачу партии и правительства по спасению челюскинцев, я выполнял свой долг – долг коммуниста. Желаю вам успеха в борьбе за задачи партии. Молоков», «Товарищ редактор “Вят. правды”, прошу передать через вашу газету всем трудящимся Вятского района и сотрудникам вашей газеты сердечный привет, а Вам, редактор, жму руку. Капитан Воронин». Радист парохода «Челюскин» Э. Кренкель передал привет своим коллегам: «Товарищи и работники Вятского радиоузла!.. Желаю вам всем, дорогие товарищи, бодрости, здоровья и напористости в деле радиофикации вашего района. Привет всем работникам связи! Радист “Челюскина” Э. Кренкель».
     Послания челюскинцев жителям города вместе с факсимиле автографов А. Боброва, В. Молокова, В. Воронина были опубликованы в газете «Вятская правда» 20 июня 1934 г.17
      Встреча продолжалась 45 минут вместо запланированных 40 благодаря бригаде поезда, сумевшей нагнать в перегон Зуевка – Вятка 15минут. От Вятки поезд повёл лучший машинист СССР, комсомолец Михаил Сурин, его помощник комсомолец Альбин, кочегар комсомолец Худяков. Комсомольская бригада Сурина была включена в состав почётной Сталинской колонны паровозов.
      В Котельниче18 колонны встречающих со знамёнами и лозунга­ми стали собираться на станции Котельнич-I ещё за три часа до проезда поезда. Всего собралось около трёх тысяч человек. Здание вокзала было украшено зеленью и лозунгами «Привет героям Арктики!», «Да здравствуют лучшие сыны Родины – челюскинцы!». В 20:15 лучший стрелочник Балыбердин открыл семафор. Стрелочникам Овчинникову и Козыреву было поручено пропустить поезд через станцию. Перед приходом поезда прошла автодрезина, ещё раз проверяя исправность пути.
      В 20:40 поезд челюскинцев прибыл на станцию г. Котельнича. Ход поезда замедлился, и он медленно, в течение минуты, прошёл мимо станции. Жители города приветствовали его криками «ура» и скандировали лозунг «Привет героям Арктики». Челюскинцы приветствовали их из окон, многие вышли на площадки, махали руками.
      Небольшую остановку поезд сделал на станции Свеча19, где перед собравшимися выступили машинист с парохода «Челюскин» Л. Д. Мартисов и лётчик В. С. Молоков.
     В час ночи поезд прибыл на станцию Мантурово20, где, несмотря на позднее время, собралось около двух с половиной тысяч человек. От челюскинцев собравшихся поблагодарил за горячую встречу Л.Д. Мартисов, от лётного состава говорил бортмеханик Я. Г. Савин. Во время митинга лётчик М. В. Водопьянов беседовал с пионерами. Под крики «ура» и звуки оркестра экспресс отправился дальше на Москву, покидая пределы Горьковского края21.
     Таким образом, все главные газеты края подробно и оперативно освещали проезд челюскинцев в Москву благодаря тому, что с ними ехали журналисты, слаженно работали телефонистки. Все статьи были опубликованы в газетах от 17, 18, 20июня, в которых детально было описано, как торжественно, с почётом вятчане встречали героев страны22.
      В результате существование ледового лагеря в условиях полярной зимы и сложная спасательная операция, триумфальное пропагандистское путешествие челюскинцев и лётчиков по Транссибу из Владивостока в Москву в процессе непрерывного освещения в печати и на радио превратились в «челюскинскую эпопею». Эти события стали главными событиями 1934 г. для всей страны, для взрослых и детей.
      В 2019 г. исполнилось 85 лет со времени героической экспедиции челюскинцев. В 2020 г. должна была состояться студенческая экспедиция Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в рамках проекта «Пространственные лаборатории идеологии: Транссибом – по следу челюскинцев», но из-за пандемии её перенесли на следующий год. 5 июля 2021 г. её участники отправились по маршруту этого пропагандистского путешествия. Они должны были преодолеть путь из Владивостока в Москву, воспроизводя маршрут челюскинского экспресса, а также ознакомиться с архивными документами, с публикациями тех лет. В июле в Кировской областной научной библиотеке им. А. И. Герцена должна была состоятся встреча с руководителями и участниками студенческой экспедиции. Однако из-за возникших проблем со здоровьем у нескольких её участников мероприятие пришлось отменить, а экспедиция не смогла пройти так, как она была задумана в начале. К встрече в библиотеке была подготовлена книжно-иллюстративная выставка «1934 год: Вятка встречает героев», материалы которой легли в основу этой статьи.

Примечания

1.  Как мы спасали челюскинцев : [сборник]. Москва, 1934. 406, [1] с., [10]л. ил., [1] вкл. л. карт. (Героическая эпопея / под общ. ред.: О. Ю. Шмидта, И.Л. Баевского, Л. З. Мехлиса) ; Бабушкин Е. В. Из ледяного плена : (поход «Челюскина»). М., 1934. 190 с. ; Громов Б. В. 104 – на дрейфующей. М., 1964. 70 с., 2 л. ил. (Страницы истории Советской Родины) ; Миронов А. Е. Ледовая Одиссея: (записки челюскинца): документальная повесть. М., 1966. 231 с. ; По следам Челюскинской эпопеи: радиограммы, письма, дневники, воспоминания, пуб­лика­ции. Магадан, 1986. 251, [3] с.
2. Брызгалин А. Боцман с «Челюскина» // Кировская правда. 1988. 30 июля (№ 175). С. 4.
3. Загайнова Е. Н. Челюскинцы и Вятка // Вятская земля в пространстве исторической памяти : (к 115-летию открытия Вятской учёной архивной комиссии): материалы Всероссийской научной конференции (Киров, 12 нояб. 2019г.). Киров, 2019. [Вып. № 2]. С. 112–123 ; Башмаков А. Встреча челюскинцев в Зуевке // Заветы Ильича. Зуевка, 1969. 12 июня (№ 72). С. 1 ; Федоров М. О том, как на Вятке побывали товарищ Каганович и челюскинцы // Кировская правда. 2020. 3 июля (№ 49). С. 9 : фот.
4. Административно-территориальное деление и органы власти Нижегородского края – Горьковской области : 1929–1979 : справочник. Горький, 1984. С. 161, 239.
5. В Глазове // Горьковская правда. 1934. 20 июня (№ 140). С. 4.
6. Березин И. В поезде с челюскинцами // Горьковская правда. 1934. 20 июня (№ 140). С. 4.
7. Административно-территориальное деление и органы власти Нижегородского края – Горьковской области ... С. 251.
8. Березин И. В Зуевке // Горьковская правда. 1934. 20 июня (№ 140). С. 4 ; Бехтерев Л. В Зуевке // Вятская правда. 1934. 20 июня (№ 140). С. 2 ; Встреча челюскинцев в Зуевке // Заветы Ильича. Зуевка, 1934. 20 июня (№ 137). С. 1.
9. Березин И. Кому встречать поезд // Горьковская правда. 1934. 17 июня (№138). С. 4.
10. Он же. От Зуевки до Вятки. (По телефону от нашего спецкора) // Там же. 1934. 20 июня (№ 140). С. 4 [примечание].
11. Бехтерев Л. Два часа у челюскинцев // Вятская правда. 1934. 20 июня (№140). С. 1.
12. Березин И. В поезде с челюскинцами... С. 4.
13. Бехтерев Л. Два часа у челюскинцев... С. 1 ; Березин И. В поезде с челюскинцами... С. 4.
14. Вятка встречает героев // Вятская правда. 1934. 17 июня (№ 138) С. 1 ; План встречи // Там же. 1934. 18 июня (№ 139). С. 1.
15. Ждём героев // Там же. 1934. 18июня (№ 139). С. 1.
16. Березин И. От Зуевки до Вятки... С. 4 ; Все трудящиеся Вятки от мала до велика встречали героев Арктики // Вятская правда. 1934. 20 июня (№ 140). С. 1; Все трудящиеся Вятки от мала до велика встречали героев Арктики // Сталинец / ПО Вятского р-на Северных железных дорог. 1934. 20 июня (№ 58). С. 1.
17. Челюскинцы – Вятке // Вятская правда. 1934. 20 июня (№ 140). С. 1.
18. Охальников. В Котельниче // Горьковская правда. 1934. 20 июня (№ 140). С. 4. ; Д. К. Встреча Челюскинцев // Ударник. Котельнич, 1934. 20 июня (№131). С. 1.
19. В Свече // Горьковская правда. 1934. 20 июня (№ 140). С. 4.
20. Посёлок Мантурово в 1934 г. входил в состав Горьковской Области, Горьковского края, в 1944 г. был передан в состав Костромской области. См.: Административно-территориальное деление и органы власти Нижегородского края – Горьковской области ... С. 95.
21. В Мантурове // Горьковская правда. 1934. 20 июня (№ 140). С. 4
22. Березин И. Готовятся к встрече челюскинцев (Зуевка) // Там же. 1934. 17июня (№ 138). С. 4 ; Он же. От Кези до Мантурова ждут челюскинцев // Там же. 1934. 18 июня (№ 139). С. 4; Он же. От Зуевки до Вятки... С. 4 ; В Глазове // Там же ; Охальников. Указ. соч.; В Свече // Там же. С. 4 ; В Мантурове // Там же. С. 4 ; Вятка встречает героев... С.1; Ждём героев... С. 1 ; Гусев В. Челюскинцы едут!: Стихотворение // Там же ; Бехтерев Л. Два часа у челюскинцев... С. 1 ; Все трудящиеся Вятки от мала до велика встречали героев Арктики // Там же. С.2; Бехтерев Л. В Зуевке... С. 2 ; Встреча челюскинцев в Зуевке // Заветы Ильича. Зуевка, 1934. 20 июня (№ 137). С. 1 ; Трудящиеся г. Котельнича новым подъёмом энтузиазма встречают челюскинцев // Ударник. Котельнич, 1934. 18июня (№130). С.1; Д. К. Встреча Челюскинцев... С. 1 ; Все трудящиеся Вятки... С. 1.