Из истории школьных музеев на Вятской земле

А. А. Хохлов

     Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать существование школьных музеев, которые в настоящее время представлены самыми различными профилями. Данные учреждения можно одновременно отнести как к ведомственным, так и к общественным музеям. Известно то, что в России в конце ХIХ в. появились так называемые педагогические музеи (музеи наглядных пособий), которые имеют некоторое сходство и различия со школьными музеями. Ещё в 1923 г. Главсоцвос Наркомпроса (заведующий О. Бем) изучив и обобщив опыт работы первых школьных музеев в стране, выпустил циркуляр, где рассказывал о различиях «школьных музеев» и «кабинетов (музеев) наглядных пособий»1.

      Те и другие музеи создавались с образовательными, учебно-воспитательными и познавательными целями. Но если педагогические музеи создавались при школах педагогами за счёт бюджетных средств и управлялись ими же, то школьные музеи создаются совместно школьниками и педагогами в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, чаще всего на общественных началах, а управляются активом учеников под руководством педагогов. Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в различных видах научной, технической и общественной деятельности. Работая в школьных музеях, учащиеся получают физическую закалку, участвуя в экспедициях и походах,  и навыки поисковой работы. Овладевая основами музейного дела, они знакомятся со спецификой различных профессий, ремёсел, народных промыслов, а участие в процессе краеведческих изысканий оказывает на школьников определённое влияние на профессиональную ориентацию.
     Сегодня в Кировской области существует широкая сеть школьных музеев. Когда же появились первые школьные музеи в Вятке и кто был их организатором?

      Как явствует из архивных документов, первый школьный музей появился в г. Нолинске сто лет тому назад. Создателем его был горный инженер Н. К. Разумовский, который перешёл работать из Вятского научного музея в Нолинский уездный отдел народного образования (уоно). 10 октября 1919 г. Н. К. Разумовский пишет письмо бывшим коллегам в Вятский музей, где сообщает следующее: «При школе 1ступени (бывшее реальное училище. – А. Х.) организован уездный родиноведческий кружок, и я избран руководителем этого кружка, секретарем – В. А. Рауш. Члены кружка решили создать школьный естественно-научный музей родного края»2. Это решение было принято на заседании коллегии уоно 7 октября 1919 г. Было утверждено «Положение о музее»3, согласно которому музей ставил задачей «полно и наглядно представить в коллекциях живую и неживую природу Нолинского уезда, научить школьников методу изучения природоведения, дать наглядные пособия по естествознанию»4. Инспектору уоно Н. К. Разумовскому и бухгалтеру Ф. К. Хохрякову поручено составить смету на музей. Кроме того, Н. К. Разумовскому предлагалось составить музейную комиссию и привлечь её членов для работы по созданию музея5. 24 октября 1919 г. постановлением Нолинского уоно было принято решение об обращении в квартирный отдел о выделении помещения под музей на первом этаже здания, примыкающего к помещению центральной школы, библиотеки и выходящего во двор дома М. Я. Небогатикова6. Точную дату открытия данного музея выявить не удалось, но, как явствует из письма возглавляющего данный музей Н. К. Разумовского, располагался он в здании по ул. Советская, д. 67.

      Кроме самого Н. К. Разумовского, изучающего вместе со школьниками геологию Нолинского уезда, в создании школьного музея принимала участие З. А. Палева, изучавшая вместе с учениками растительный мир уезда и пополнявшая коллекции музея гербарием8. Бы­ли приняты меры к поступлению в школьный музей чучел животных, коллекции птичьих яиц.

      В 1920 г. Нолинское уездное отделение Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры по инициативе члена президиума Н. К. Разумовского начинает выпускать методические рекомендации и инструкции по краеведческой работе в школах. Известно, что Н. К. Разумовский составлял и редактировал серию «Естествознание» и выпустил три брошюры «Меры и измерения» (инструкция школьным работникам Нолинского уезда), «Таблицы для определения горных пород и минералов, встречающихся в Вятской губернии, и почв Нолинского уезда» и «Геологические наблюдения» (инструкция школьным работникам Нолинского уезда)9. 5 августа 1920г. решением уоно Н. К. Разумовский был уволен10, он уехал в Петроград для продолжения учёбы в институте. Дальнейшая судьба данного школьного музея не известна. Вероятнее всего, он слился с существовавшим ранее уездным музеем.

      Идея о создании музея при Кикнурской школе Яранского уезда возникла у учителя истории Владимира Николаевича Андреевского с самого начала его вступления на работу в школу в 1919 г. сначала в качестве председателя школьного совета, а с установлением единоличного руководства – в должности заведующего школой. С самого начала он начал вести летопись школы, положил основу истории школы и создал в кабинете «уголок местного края», в котором стали собираться материалы, отражающие жизнь и историю школы. Сразу же подобрался круг лиц, которые горели желанием начать в общественном порядке эту интересную работу. Это были преподаватели различных дисциплин школы – биолог Н. В. Бакшаев, математик И. П. Дремин, словесник Н. Н. Каллистов и другие. Помогали в краеведческой работе в школе агроном Н. Г. Боголов, секретарь волостного исполнительного комитета (ВИК) Д. Шарыгин, врач Тарбеев и другие.

      В октябре 1921 г. в школе уже был создан «Музей искусства и старины». Цель создания этого школьного музея – сохранение памятников старины и искусства, находящихся в местном крае. В создании музея активно участвовали учащиеся, посещающие родиноведческий кружок. Первоначально музей был помещён в одной комнате дома, который занимал заведующий (директор) школы, рядом с его кабинетом. Комната была открыта для посещения, и над ней была сделана соответствующая вывеска. Вначале музей рос медленно, но благодаря учащимся его существование стало известно населению. И местное население не только стало приходить в музей, но и приносить туда различные вещи. В музей принималось всё, приносимое местными гражданами, без строгой оценки экспонатов с художественной или исторической точки зрения. Вскоре благодаря населению в музее был создан особый отдел – нумизматики. В 1922 г. музей начал принимать родиноведческий уклон, стали собирать по преимуществу материалы, относящиеся к жизни местного края. Отдел искусства постепенно выпал и выделился (в школе создалась художественная артель, силами которой было нарисовано несколько картин, главным образом углём и мелом, и организован отдельный уголок в маленький художественный музей). К предметам старины стали постепенно прибавляться экспонаты местной природы и производства. В составе музея были организованы следующие разделы: местной флоры, истории школы, кустарные промыслы, история местного быта, события революции и Гражданской войны.

      Краеведческая деятельность Владимира Николаевича Андреевского высоко оценивалась Вятским научно-исследовательским институтом краеведения. В письме от 17 августа 1923 г. на имя В. Н. Андреевского временно исполняющий обязанности доцента Вятского научно-исследовательского института профессор В. А. Танаевский писал: «На сообщение от 15 августа 1923 года институт краеведения уведомляет, что, согласно отзыву профессора Н. М. Каринского, работа руководимого Вами кружка по изучению местного края с музеем старины и местного края при нём является весьма желательной в научном отношении. Практикуемые Вами осмотры старых зданий и памятников и занятия в местных архивах значительно подвинут вперёд дело изучения края и существенно необходимы в этой работе».

      В 1924 г. Кикнурский школьный музей уже приобрёл известность и популярность в среде местного населения. Крестьяне, в частности марийцы, стали приносить в музей различные находки, предметы своего производства, быта, старины. Вокруг музея стал создаваться кружок передовых крестьян, изобретателей, талантливых самородков, народных поэтов и сказителей. Начался сбор и запись народного фольклора. Краеведческое общество стало выпускать рукописный журнал «Наш край», который был издан в количестве 19 номеров. По предложению Московского исторического музея и Вятского научно-исследовательского института несколько номеров в порядке обмена на их издания было направлено в эти научные учреждения. Увеличилась и посещаемость музея, особенно молодёжью, которая в праздничные дни приходила сюда группами человек по 10–15. В фондах музея числилось 768 предметов, которые распределялись по отделам в следующем виде: I. Музей природы: минералов и почвы – 10 названий, флоры и фауны – 88 названий; II. Музей труда: экспонаты производств – 72 названия. III. Музей истории: нумизматика – 230 названий, войны и голода– 42, книг и гравюр – 33, быта – 54, истории края – 40, антирелигиозный – 19, археологии – 22. К этому времени уже появились трудности с помещением. Музей вырос так, что школа уже не могла уместить его в своих стенах. Руководство школы поставило вопрос о выделении отдельного здания для самостоятельного культурно-просветительного учреждения. Стали подыскивать подходящее помещение для него. Было решено использовать для музея деревянное здание, находящееся в середине школьного двора, в котором ранее помещались мастерские ремесленного училища. Находящаяся здесь мастерская и склад были переведены в другое помещение, и здание стали приспосабливать под музей. Были проделаны большие окна, внутри установлены дощатые перегородки, которые и разбили помещение на три отдела: культуры, труда и истории. Над окнами снаружи были укреплены широкие наличники с рисунками – орнаментом в древнерусском стиле, над дверью укреплена вывеска «Краеведческий музей». В самостоятельном здании музей стал развёртывать интенсивную работу. Были введены дежурства членов кружка в обычные дни, в праздничные и выходные дни, когда обыч­но было много посетителей, выде­лялись дополнительные дежурные и экскурсоводы, каковыми охотно становились учащиеся старших классов школы. Музей открыл филиалы в Петропавловской и Городищенской школах.

      25 августа 1924 г. В. Н. Андреевскому было вручено удостоверение о том, что он состоит корреспондентом Вятского научно-исследовательского института краеведения. В удостоверении говорилось: «В целях изучения местного края институт краеведения поручает Андреевскому собирание на местах различных сведений, справок и прочего информационного материала, осмотр и освидетельствование исторических зданий и памятников старины и древностей, изучение архивов, складов и прочую научно-исследовательскую работу для представления материала в научно-исследовательский институт».

      Осенью 1925 г. В. Н. Андреевский был переведён заведующим Советской школой 2 ступени имени В. И. Ленина в Советске. Руководство краеведческим музеем принял Н. В. Бакшаев – преподаватель биологии. Но его в скором времени назначили заведующим музеем в Санчурск. Музей оказался без руководства. Выбыли из школы активисты музея учителя Коврижных, Молоков и другие. Новые люди, пришедшие в школу, не были заинтересованы в существовании музея11.
      Удалось выяснить, что в 1926 г. деятельность Кикнурского школьного музея ещё продолжалась, но из-за отсутствия денег лица, ответственные за работу музея, не могли выезжать в Вятку на различного рода совещания и конференции12. Вскоре здание музея было использовано для других нужд, музей прекратил своё существование, а его экспонаты были расхищены.
      В 1931 г. журнал «Нижегородское краеведение» писал, что в Яранском уезде организованы пришкольные музеи в Знаменке, Пижанке и Кикнуре13.
     Новая страница в жизни школьных музеев начинается в послевоенные годы. В 1947 г. у директора Богородской школы Константина Ефимовича Кочанова появилась идея создать свой школьный краеведческий музей. Точная дата открытия музея неизвестна, но в приказе директора по Богородской средней школе № 3/2 «О фотографировании лучших учащихся и выпускных классов школы» сказано, что «...в целях увековечения памяти учащихся-отличников и выпускных классов школы приказываю: фотографии отличников и выпускных классов ежегодно помещать в краеведческом музее в отделе “История школы”». Датирован приказ 26 января 1948 г. Следовательно, к этому времени музей уже работал. Руководила музеем учитель географии и биологии Нина Протасовна Токарева. В музее были следующие разделы: вводный, природного мира района, истории, социалистического строительства и истории школы. При музее существовал живой уголок.
      В 1960-е гг. краеведческий музей был значительно расширен и пополнен экспонатами. Этот музей стал базой распространения краеведческой работы в школах всего Зуевского района (Богородский район в те годы был ликвидирован). Руководила краеведческим музеем в то время учитель географии и краеведения Нина Дмитриевна Трухина. Также она вела краеведческий кружок. В эти годы краеведческий музей школы стал базой распространения краеведческой работы в школах района. Для ознакомления с работой в музее побывали делегации учителей Чепецкой средней школы, Спасской, Хорошевской восьмилетних школ и делегации учащихся Верховойской, Фалёнской, Сезеневской, Караульской школ и других. Н. Д. Трухина даже выступала с докладом на областном совещании учителей-краеведов, где делилась опытом краеведческой работы. За хорошую постановку краеведческой работы школы предоставлено место на Всесоюзный слёт пионеров-краеведов в пионерский лагерь «Артек», на который послана лучшая пионерка-краевед Наташа Горячевская (7«Б» класс). Краеведческий кружок участвовал в областном конкурсе «Знаешь ли ты свой родной край?». Учащиеся получили благодарность, а кружок – библиотечку книг. Располагался музей на втором этаже двухэтажного деревянного здания (одном из пяти действующих тогда зданий школы). Музей прекратил существование во время строительства нового здания школы (1972), когда все экспонаты и материалы были вынесены в другое здание и оставлены практически без присмотра. Здание, где располагался краеведческий музей, снесли14.
      В 1951 г. краеведческий музей был создан при Истобенской школе Оричевского района. Его организатор был учитель-краевед, директор школы Алексей Никифорович Полозов. К сожалению, музей вскоре после смерти учителя был закрыт. Ряд документов был утерян. В 1958 г. директор Истобенской школы Сергей Гаврилович Вахонин возродил школьный музей. В коллекциях музея были предметы домашнего обихода, орудия сельскохозяйственного труда, материалы, рассказывающие о революционных событиях в Истобенской волости в 1917 г15. Большая часть фондовых коллекций этого музея затем перешла в сельский музей с. Истобенского.
      В 1954 г. под руководством учителя В. А. Шарыгина был восстановлен музей при Кикнурской школе. Начинался новый музей с интенсивной работы краеведческого кружка. На его занятиях, проходивших дважды в месяц, заслушивались доклады учащихся, устраивались встречи с земляками, шла обработка собранных материалов и экспонатов для будущего школьного краеведческого музея. Экспозиция этого музея, открывшегося в кабинете истории, состояла из следующих разделов: «Наш край в далёком прошлом», «Жизнь крестьян», «Революция в нашем крае», «Наш край сегодня», «Наши земляки». Прошло немного времени, и в прежнем помещении ему стало тесно. Поэтому в 1959 г. краеведческому музею была предоставлена специальная комната в школьном здании. Учащиеся сами побелили стены, покрасили пол. В школьной мастерской были изготовлены новые витрины, столики, подставки и т. д.
      Музей стали посещать не только учащиеся, но и местные жители. Стало ясно, что ограничивать работу музея только рамками школы нельзя. Краеведы подняли вопрос о создании на базе школьного музея колхозного краеведческого музея, что позволило бы поднять культурно-просветительную и идейно-воспитательную работу на селе. Идея была с энтузиазмом подхвачена всеми учащимися. С предложением обратились в правление колхоза «Кикнур». И эта инициатива нашла там горячую поддержку. Решением исполкома Яранского райсовета музею было предоставлено отдельное здание. Большую помощь доброму почину оказала общественность села. Колхозники вместе с учащимися старших классов произвели необходимый ремонт, а потом приняли активное участие в пополнении музея новыми экспонатами. 3 апреля 1960 г. новая экспозиция уже колхозного музея была открыта для посетителей16. С восстановлением в апреле 1965 г. Кикнурского района колхозный музей становится районным. В настоящее время бывший школьный музей превратился в Кикнурский районный краеведческий музей.
      С 1955 г. учитель Отëшевской школы Котельничского района Николай Павлович Борцов собирал материал по истории местного колхоза. Этот материал использовался на уроках и внеклассных мероприятиях. Летом 1959 г. ученики школы под руководством учителя Н. П. Борцова отправились в поход. Во время похода ребята записали воспоминания старожилов об истории Сибирского тракта, собрали этнографический материал. После похода появилась идея создания школьного музея. Были разработаны задания каждому классу. 19 февраля 1961 г. состоялось торжественное открытие первого в районе школьного краеведческого музея. К моменту открытия музея в нём было 700 экспонатов. Состоял музей из четырёх разделов: природа края, история малой родины, история колхоза «Искра», на территории которого находилась школа, и школьная жизнь. С закрытием школы Николай Павлович перешёл работать в Спицинскую школу, куда перевёз фонды прежнего музея. Началась новая работа по изучению истории уже Спицинской школы17.
      В 1956 г. в средней школе с. Ново-Троицкое Шабалинского района был открыт краеведческий музей. Организатором музея был учитель С. П. Ульянов. Экспозиция музея рассказывала о природе, истории родного края с древнейших времён до современности, то есть до 1950-х гг.18
      В 1956 г. Центральная детская туристско-экскурсионная станция и газета «Пионерская правда» объявляют Республиканскую туристско-краеведческую экспедицию пионеров и школьников, посвящённую 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В рамках этой экспедиции было рекомендовано создавать школьные музеи. Именно после этого в целом ряде школ области началась работа по сбору материалов для создания музея. Вот короткий перечень школьных музеев, возникших в Кировской области за восемь лет.
     1 октября 1959 г. в Подосиновском районе с. Шолга в восьмилетней школе по инициативе её директора Н. Ф. Петухова был открыт краеведческий музей19.
      22 апреля 1960 г. при Кувшинской восьмилетней школе в Санчурском районе возник первый в области музей В. И. Ленина. Его организатором стал учитель В. В. Ложкин. В школьном музее хранились письма Е. Д. Стасовой, Л. А. Фотиевой с воспоминаниями о Ленине. Там же были письма руководителей международного коммунистического движения Я. Кадара, В. Ульбрихта, Дж.Ролана, Хо Ши Мина и У. Фостера, книги о Ленине с автографами20.
      В ноябре 1960 г. в школе № 43 г. Кирова открылся первый в областном центре школьный краеведческий музей. Разместился он в отдельной комнате на четвёртом этаже. К моменту открытия в нём числилось 250 экспонатов21. В этом же году при средней школе № 32 г. Кирова возник историко-краеведческий музей. Экспозиция рассказывала о природе Кировской области, истории г. Кирова, о промышленности и сельском хозяйстве региона22.
      19 мая 1963 г. состоялось открытие музея сельского хозяйства в Березовской восьмилетней школе Юрьянского района. Организатором музея был учитель Николай Александрович Горев. В первые месяцы работы музей посетило свыше 3000 человек. Весной 1966г. музею было выделено новое помещение, и экспозиция музея была перестроена. В 1969 г. музей состоял из двух залов. Первый был посвящён истории развития сельского хозяйства и включал в себя разделы: 1) Сельское хозяйство феодальной Руси, 2) Сельское хозяйство в период развития капитализма в России, 3) Сельское хозяйство после Великой Октябрьской социалистической революции, 4) В. И. Ленин и крестьянство, 5) Коллективизация сельского хозяйства, 6) Развитие сельскохозяйственного производства до и после Великой Отечественной войны, 7) Освоение целинных земель. Экспонаты второго зала рассказывали о различных отраслях современного сельскохозяйственного производства23.
      21 июня 1964 г. при средней школе № 1 г. Котельнича был открыт один из первых в СССР необычный по тем временам музей – политехнический. Школьники технического кружка, созданного под руководством заслуженного учителя школы И. П. Богомолова, в 1959 г. первоначально просто изготавливали разнообразные модели, которых становилось всё больше. Лишь в 1960/1961учебном году было решено всё внимание уделить теме «Электрификация народного хозяйства в СССР». На следующий учебный год модели создавались по теме «Автоматизация в народном хозяйстве». В 1962 г. был составлен семилетний план (с 1963 по 1969 г.). Этот план предусматривал создание моделей по 18 разделам. В день открытия в адрес школьного музея пришло приветствие от коллектива известного всем Московского Политехнического музея: «Старейший в стране Московский Политехнический музей поздравляет с открытием своего младшего брата – политехнического музея Котельничской школы № 1». К моменту открытия было изготовлено до сотни моделей. Все модели в экспозиции были поделены на 14 разделов: техника сельского хозяйства, транспорта (авиационного, железнодорожного, водного и космического), строительная, лесного хозяйства, энергетики. Причём значительное количество экспонатов были действующими24. Создатели политехнического музея были участниками четырёх республиканских слётов юных техников, несколько раз – участниками ВДНХ25.
      В 1962 г. в помощь организаторам школьных музеев Кировский институт выпустил специальный сборник статей, где учителя В. А. Шарыгин, С. П. Ульянов, Н. П. Борцов делятся опытом создания школьных музеев в своих школах26. Конечно, данная брошюра сыграла положительную роль. Во многих школах области учителя задумались о создании музея.
     После 1965 г. школьные музеи стали создаваться массово. Причём в ряде школ, к примеру, № 10 г. Кирова, на 1990 г. было зарегистрировано три музея; в школе № 28 г. Кирова музей истории школы создавался и прекращал свою деятельность дважды.

Примечания

1.   О «кабинетах учебных пособий» и «школьных музеях»: циркуляр Главсоцвоса при Наркомпросе от 4 августа 1923 г. № 56. // Еженедельник народного комиссариата просвещения. 1923. № 10. С. 32–33.
2.   ЦГАКО. Ф. Р-1163. Оп. 1. Д. 36. Л. 11.
3.   Там же ; Там же. Ф. Р-2221. Оп. 1. Д. 49. Л. 42.
4.   Боголюбов. Вятско-Ветлужский край. Нолинск Вятской губернии // Известия центрального бюро краеведения. Л., 1927. Июль (№ 6). С. 209–210.
5.   ЦГАКО. Ф. Р-1706. Оп. 2. Д. 1. Л.100.
6.  Там же. Л. 118.
7.   Там же. Ф. Р-1163. Оп. 1. Д. 36. Л.11; ЦГАКО. Ф. Р-2221. Оп. 1. Д. 49. Л. 42.
8.   Там же. Ф. Р-1163. Оп. 1. Д. 36. Л. 11.
9.   Разумовский Н. К. Геологические наблюдения / Н. К. Разумовский. Сер. Естествознание. Вып. 3. Нолинск, 1920. 21 с. ; Он же. Меры и измерения (инструкция школьным работникам Нолинского уезда) / Н. К. Разумовский. Сер. Естествознание. Вып. 1. Нолинск, 1920. 4 с. ; Он же. Таблицы для определения горных пород и минералов, встречающихся в Вятской губернии, и почв Нолинского уезда / Н. К. Разумовский. Сер. Естествознание. Вып. 2. Нолинск, 1920. 8 с.
10.   ЦГАКО. Ф. Р-1706. Оп. 1. Д. 5. Л. 41.
11.   Шарыгин В. А. Очерки истории Кикнурской средней школы (1850–1990г.г.) : [электронный ресурс] // URL: http://kiknur-school.ru/index.php/istoriya-shkoly/ocherki-istorii-shkoly-1850-1990-g-g (дата обращения 20.05.2021) ; ЦГАКО. Ф. 1266. Оп. 1. Д. 20. Л. 69.
12.м Там же. Ф. Р-1163. Оп. 1. Д. 70. Л. 28.
13.   Пухов Н. Краеведческая работа школы и музея // Нижегородское краеведение. Нижний Новгород, 1931. № 7–8. С. 21–26.
14.   Зайнуллина В. В. О школьном музее [Машинопись] / В. В. Зайнуллина. Богородское. 2020. 2 с. ; Логинов П. Краеведение в школе // Кировская правда. Киров, 1951. 30 марта (№ 62). С. 4.
15.   Комаров Ф. Сокровища двух комнат (настоящее и будущее Истобенского краеведческого музея) // Путь к коммунизму. Оричи, 1961. 20 сент. (№ 32). С. 4.
16.   Башмаков А. Колхозный краеведческий музей // Кировская правда. Киров, 1960. 7 февр. (№ 32). С. 4 ; Помелов В. Б., Машаров И. М. Кикнурский народный краеведческий музей // История и культура Волго-Вятского края : (к 90-летию Вят. учён. арх. комис.) : тез. докл. и сообщ. межрегион. науч. конф. / КОУНБ им. А. И. Герцена. Киров, 1994. С. 508–510.
17.   Панькова С. Н. Добрых рук наследство (из опыта работы Котельничского музея истории крестьянства) // Музей на рубеже веков: история, сос­тояние, перспективы : материалы международной научной конференции, посвящённой 140-летию Кировского областного краеведческого музея. Киров, 2006. С. 117–122.
18.   Путеводитель по школьным музеям Кировской области / сост. В. М. Коротаев. Киров, 1982. 28 с.
19.   Дарофеев В. Прикосновение к истории // Кировская правда. Киров, 1970. 18 янв. (№ 15). С. 4 ; Путеводитель по школьным музеям... 28 с.
20.   Наумов Д. А. Музей в селе Кувшинском // Спутник агитатора. Киров, 1972. № 10. С. 21–22 ; Путеводитель по школьным музеям... 28 с.
21.   Певчих С. Музей в школе // Кировская правда. Киров, 1960. 2 дек. (№286). С. 4.
22.   Путеводитель по школьным музеям... 28 с.
23.   Горев Н. А. Школьный музей сельского хозяйства // Школа и производство. М., 1929 г. Февр. (№ 2). С. 59–82.
24.   Богомолов И. П., Неганов И. И. Школьный политехнический музей // Школа и производство. М., 1965 г. Июль (№ 7). С. 63–76.
25.   Садырин Б., Шешина С. Школьный краеведческий // Вятка : краев. сб. Киров, 1979. Вып. IV. С. 143–151.
26.   Краеведческий музей в школе : сб. статей / сост. А. И. Лахман, К. И. Попов, С. П. Волоскова. Киров, 1962. 49 с.