Главная > Выпуск №4 > Город в подарок

Город в подарок

Город над Вяткой-рекой: Фотоальбом / Сост. А. Тинский. - Киров: ГИПП "Вятка", 2002. - 240 с.

Большой формат, хорошие иллюстрации - фотоальбом удался. И рисковый - немалый по нынешним временам - пятитысячный тираж, будем надеяться, станет востребован: лучшего подарка иногороднему гостю придумать трудно (разве что обязательная "дымка"). Да и сами вятчане, несомненно, захотят если не купить эту книгу на свои кровные, то уж в дар её получить - точно.

Идея проста и очевидна: ведь мы располагаем завидными фотоматериалами о нашем городе. Это и прекрасные старинные фотографии С. Лобовикова, и открытки начала прошлого века, на которых были растиражированы все мало-мальски значимые здания и виды, и фотоархивы - Герценки, музейные, и частные коллекции - например, семьи Городиловых. Это, наконец, снимки фотожурналистов советской эпохи, а также отличные - многочисленные и качественные - фотозарисовки составителя, известного нашего историка архитектуры А. Г. Тинского, который к тому же ещё и фотохудожник. А уж он-то, специалист-архитектор и краевед, и прежде знал, на что в нашем городе следует обратить внимание! Кроме того, для этого альбома несколькими мастерами были сделаны специальные фотоснимки.

И вот теперь мы можем, пролистывая альбом, видеть не только новостройки и заводы, чем потчевали нас в подобного рода книгах в прежнее время, а как раз такую архитектуру и те виды, за которые мы и любим наш город. И знаменитые церкви, и рядовая, милая сердцу старинная застройка. Представлены и несохранившиеся сооружения: совсем давние - на макетах, а уничтоженные советской властью - на старых фотографиях. Кое-где вкраплены портреты известных земляков. А на развороте страниц 80-81 имеется и удачный обобщающий портрет горожан, на котором сбитые в плотную кучу люди разного возраста и различного вида оптимистично смотрят в светлую даль (подпись: "Кировчане в День города на Театральной площади"). Есть и парковые виды, и пригороды, и Дымково, и Макарье с великолепной тамошней нарядно-белой церковью. Вот разве что новейшей архитектуре не повезло: почти вовсе нет тех просторных краснокирпичных домов, которые кое-где составляют целые затейливые кварталы и, к счастью, не всегда так уж выпирают из традиционного для Вятки стиля. Недаром знатные заезжие посетители непременно отмечают масштабность и качество этой застройки. Кто-то вправе спорить о том, следовало ли расчищать для этих новодельных домов место в исторической части города, кто-то может с завистью смотреть на их счастливых, по его мнению, обитателей. Но ясно, что это совершенно новая и приметная страница вятской архитектуры и что она уж во всяком случае не намного дурнее стандартного уродства, обезобразившего город в худшие десятилетия прошлого века. Однако нужна ли в таком объёмном и качественном альбоме, явно рассчитанном на долгие годы, этакая страница - тут уж, понятное дело, знатоку-составителю виднее.

Хотя вот, пожалуйста, на этих страницах мы найдем и актуальные прямо сейчас призывы к власти и землякам-согражданам: "Освобождена от временных постояльцев и передана епархии. Требует неотложного консервативного ремонта. Достойна полного восстановления как памятник архитектуры" - это про церковь Константина и Елены (конец XVII в.)

Восстановлена историческая справедливость: вместо ханжеского "Приказная изба" симпатичный домик над оврагом теперь вполне законно именуется "Питейным домом".

Вообще в таком альбоме очень важны и тексты - даже если это всего-навсего подписи к иллюстрациям. Наверное, здесь хорош принцип: чем больше и подробнее (в разумных пределах, конечно же), тем лучше. Ведь тогда альбом станет не просто собранием красивых картинок, а чем-то вроде путеводителя по замечательным уголкам города. Да и ещё надо бы учесть, что многие, кому попадет он в руки, - жители иных краев, плохо представляющие себе наш город. Хорошо, что в альбоме есть два городских плана (оба за XVIII в.), но, увы, нет современной схемы хотя бы исторической части города. Хорошо, что в конце прилагается список разновременных названий каждой из главных городских улиц, но опять-таки без такой схемы это может быть не слишком понятно... Словом, задайте вашим иногородним друзьям, в подарок которым вы повезете этот альбом, такую вот логическую задачку: в каком месте теперешней Вятки находился разрушенный большевиками Кафедральный собор? Вообще-то эта задачка решаемая, просто надо внимательно листать и сравнивать. Создатели альбома не чураются игры со зрителем-читателем - вот как на с. 200: "На этой фотографии вы легко узнаете Успенский храм мужского монастыря. Увидели ли вы его на предыдущем снимке?" - там, страницей прежде, дана снятая сверху панорама центра.

А подписи к иллюстрациям в этом альбоме - они разные. Указывается год, когда сделана фотография, - и это правильно. Так что у нас есть возможность видеть дореволюционные и нэповские вывески, моды сороковых годов, лицезреть на фото 1989 г. вывешенный на стадионе призыв воплотить в жизнь решения последнего партсъезда. Хороши и познавательны сделанные с промежутком через век или полвека снимки с одной и той же точки городского пространства. Часто в подписях даются подробные сведения об архитекторах, времени создания, назначении того или иного сооружения. Часто, но почему-то не всегда. А вот на одном развороте - три дома-музея (художника Н. Н. Хохрякова, братьев Васнецовых и писателя Грина), при этом только Грин удостоился еще отдельного фотопортрета и пояснительной подписи, из которой мы можем уяснить, о чём его книги. Между тем, Грина знает вся Россия, а вот многие ли вятчане знают, за что Хохрякову полагается музей? Какое здание "в народе" называется "Красным замком", сказано (нет-нет, это не Булычёвский псевдоготический замок, где УФСБ, а бывшая гармонная фабрика, напротив бывшего пединститута), однако тот дом, что уж точно - всеми у нас зовется "Домом Витберга", скромно, хотя и справедливо назван всего только бывшим домом В. Жмакиной. Бросается в глаза странная применительно к советскому человеку, павшему на той войне, формулировка: "Погиб на Восточном фронте" (об архитекторе Е. И. Громаковском). Не слишком удачно и выражение "лыжная столица города" - это, конечно, о Порошине. А уж если писать о нашем городе как "столице", так под картинкой с гигантской сосулькой - о столице мирового ледолазания, каковой старинная Вятка неожиданно для себя оказалась в последние годы.

Повторим: в целом, альбом удался. Так что вполне оправданной кажется гордая идея поместить портреты тех, кто готовил это издание, на последнем развороте книги. Всех - от составителя и до типографских рабочих.

В. А. Коршунков