Главная > Выпуск №4 > О чём рассказали имена вятских пароходов?

О чём рассказали имена вятских пароходов?

Е. В. Березин

С древних времён корабль – творение рук человека, которое при рождении получает имя собственное. Название корабля (судна, лодки) является закономерным отражением истории, политики, нравов и вкусов определённой эпохи, исторического периода.

В современной ономастике (раздел языкознания, изучающий собственные имена) выделяется как самостоятельный раздел – каронимика (от греческого «карабос» – корабль, «онома» – имя). Каронимика изучает названия судов, их своеобразие, историю возникновения, структуру и изменение традиций наименования. Развиваясь в тесном взаимодействии с историей, этнографией и языкознанием, каронимика служит важным источником для углублённого исследования многих исторических аспектов. Она даёт возможность глубже понять прошлое, открывает новые страницы в истории судоходства. Каронимика считалась буржуазной наукой, поэтому этот термин не найти даже в «Большой советской энциклопедии».

Вятская каронимика пока делает первые робкие шаги. Для её развития требуется детальное изучение образовательного уровня, быта, нравов, традиций и увлечений судовладельцев, большинство из которых до национализации флота в 1918 г. относились к купеческому сословию.

В вятской каронимике пока больше вопросов, нежели ответов. Чем, скажем, объяснить названия пароходов А. И. Бердинских, владельца Шурминского завода, «Астра» и «Флокс» – любовью к цветам или другой привязанностью?

Моряки и речники – народ достаточно суеверный и к выбору имени относятся серьёзно, рассуждая примерно так: «Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт!» Отсюда, видимо, берёт начало мистическая уверенность: имя влияет на судьбу корабля, способствует успеху или неудаче его владельца.

Исходя из этого принципа, вятские судовладельцы старались в названии отразить желательные для них достоинства судна, а также заручиться поддержкой и покровительством дорогого, пусть даже ушедшего из жизни человека.

Отец – самая почитаемая фигура в купеческих семьях с их патриархальным укладом. Не случайно это дорогое имя встречалось в названиях судов многих местных пароходств: Я. А. Прозорова, Я. Ф. Тырышкина, наследников коммерции советника И. В. Александрова. С этим именем обращались очень бережно. К примеру, в 1902 г. во флоте акционерного общества товарищества Вятско-Волжского пароходства оказались два «Отца». Упорядочивая названия, создатели фирмы (Т. Ф. Булычёв, Я. Ф. Тырышкин, П. И. Александров) решили «Отцу» Александровых оставить прежнее имя, а одноимённый пароход Тырышкина нарекли «Учредителем».

В честь отца и создателя пароходства самый известный из вятских судовладельцев Т. Ф. Булычёв назвал пароходы «Филипп Булычёв» и «Основатель». За время существования этого предприятия в его флоте успели прослужить три «Булычёвых» и два «Основателя».

Той же традиции придерживался британский подданный Эдуард Гакс, рискнувший в 1873 г. открыть первую пассажирскую линию до Казани, видимо, рассчитывая, что названный в честь отца пароход «Пётр Гакс» принесёт удачу. А получилось наоборот. Всего через три навигации он вынужден был продать это первое на р. Вятке пассажирское судно вместе с однотипным пароходом «Братья Гакс» Т. Ф. Булычёву, который, переименовав их в «Гражданин» и «Потомственный», стал обладателем крупнейшего в крае парового флота.

«Надежда милая стареющих отцов» – сыновья – удостаивались не меньшей чести. В многочисленном флоте Т. Ф. Булычёва в честь сына были названы три судна: «Сын», «Николай» и «Наследник».

Совсем не случайно самые мощные на р. Вятке (в середине 1870-х гг.) пароходы Я. А. Прозорова именовались «Отец» и «Сын», поскольку Яков Алексеевич определил компаньоном по торговым делам своего старшего сына Алексея.

Пароход «Наследник» находим в списках пароходства другого вятского купца – Я. Ф. Тырышкина. Именами своих чад Яков Фомич назвал пароходы «Александр», «Павел» и «Иван». Титул судовладельца также использовался для названий. Так появились у Булычёва «Потомственный», «Почётный» и «Гражданин»1.

Не забывал «хозяин» Вятки и своих сослуживцев, с помощью которых эффективно и с выгодой вёл дела. Так появились булычёвские «Сотрудник», «Помощник», «Товарищ».

По именам пароходов можно узнать наиболее почитаемых судовладельцами родственников: «Дед», «Бабушка», «Братья» и «Сёстры» у наследников И.В. Александрова, а также «Дедушка»2 в пароходстве торгового дома «Я. Е. Небогатикова сыновья». Название «Три брата» указывает на число наследников нолинского купца Якова Евсеевича Небогатикова.

Яранский 1-й гильдии купец Д. П. Якимов и его наследники любили названия сторон света: «Ост», «Норд», «Вест». Причём на последнем, написанное кириллицей имя, дублировалось латинскими буквами, но с неточностью – «Vist». Они же давали пароходам имена, созвучные кораблям военного флота: «Рыцарь», «Крейсер», «Латник», а также называли в свою честь – «Братья Якимовы».

Следует отметить, что имена владельцев на бортах пароходов встречались часто: «Шубин», «Таратин», «Илья Вахрушев», «Яков Тырышкин», «Злобин», «Нелюбин». Перечень этот можно продолжить.

Фамилии хозяев присваивались обычно лучшим представителям купеческого флота. Если «фамильный» пароход старел и начинал уступать в комфорте, скорости хода и другим показателям аналогичных судов конкурентов, то неизменно передавал название более совершенному судну. Такая традиция прослеживается в пароходстве Т. Ф. Булычёва. Первый пассажирский пароход будущего «хозяина» Вятки «Филипп Булычёв», построенный в Кунгуре в 1874 г., через две навигации стал «Филиппом», передав фамилию речному красавцу бельгийской постройки, а ещё через 20 лет название «Булычёв» появилось на вновь приобретённом двухэтажном пароходе с первоначальным наименованием «Приемский».

7.jpg

Почтовая карточка с изображением парохода «Филипп»

Подчеркнём, что смена судовладельца почти всегда сопровождалась переименованием3. Так, купленный Я. Ф. Тырышкиным паровой буксир «К. П. Победоносцев» на Вятке стал называться «Победоносец», а пассажирский «Владимир» Яков Фомич переименовал в «Надежду».

Появившийся в 1869 г. у нолинского купца Волонихина пароход «Два Стефана» переименовывался почти при каждой продаже – всего девять раз, поставив своеобразный рекорд. Среди его названий: «Углич», «Волонихин», «Верноподданный», «Румянцев», «Чердак», «Алексей Кольцов», «А. Ф. Письменный», «Советчик», «Перевал».

Поводом к переименованию могла послужить перестройка парохода, в результате которой он получал какие-то новые качества. По этой причине булычёвский «Конкурент», ставший в 1887 г. в результате модернизации паровой машины вторым по мощности среди вятских буксиров4, был переименован в «Ламех». Так звали отличавшегося силой библейского героя – отца знаменитого Ноя. А за два года до этого первый «Ламех» получил более приличествующее его мощности название – «Коммерсант».

В составе парового флота Т. Ф. Булычёва прослеживается преемственность названий. После вывода из эксплуатации первого «Коммерсанта» он построил в 1898 г. на собственной верфи в Иловатском затоне (Орловский уезд) новый буксир с таким же названием5. В честь Иловатского затона он назвал два парохода. Первый из них (1896 г. постройки) с выгодой продал, а второй, завершённый в 1899 г., бороздил Вятку 60 лет, не меняя названия.

Первые вятские пароходы «Вятка» (1860) и «Орлов» (1861) носили названия местных городов и дали начало традиции, сохранившейся до нашего времени. До национализации купеческого флота (1918) в местном судоходстве название «Вятка» использовалось четыре раза, «Орлов» – дважды.

Особняком стоят такие неповторяющиеся названия, как «Истобенец» – напоминание о происхождении судовладельца И. М. Стойлова из крестьян, и «Любимец» – один из первых больших пароходов  Я. Ф. Тырышкина, его же «Передовой» и «Вестовой».

Размеры судна также отражались в названиях – «Лилипут» и «Малютка» у Я. Ф. Тырышкина. Название его же парохода «Посланник» оказалось пророческим, поскольку он стал посланцем далёкой Вятки в первопрестольную столицу Москву в 1904 г.

Как видим, в дореволюционный период названия пароходам давали продуманно, поэтому среди них случайные – редкость. При советской власти большинство вятских пароходов сменило имена. Иногда инициатива переименования происходила как бы от лица общественности. Примером может служить заметка «Не пора ли переименовать» в газете «Вятская правда» (1924, 15 мая): «Хотя в нашей трудовой республике царей и наследников уже семь лет не существует, а по р. Вятке до сих пор рейсирует пароход «Наследник», – писал пожелавший остаться неизвестным автор. – А пора бы «Наследника» послать «по шапке» и наименовать пароход по-современному, например, “Пионером”». И действительно «послали» пароход с Вятки в Московско-Окское пароходство, где в 1928 г. он получил название «Пестель».

Так зачастую замолкали имена и терялись следы вятских пароходов.

Примечания

1. Из составляющих булычёвского титула «Гражданин» использовался три раза, «Почётный» – два, «Потомственный» – один раз.
2. Первое название парохода «Дедушка» – «Злобин» (владелец Я. П. Злобин из г. Нолинска).
3. Исключений в этом правиле не так уж много. Разве что «Иловатка», сохранившая первоначальное название после продажи её Т. Ф. Булычёвым на р. Волгу в 1894 г.
4. В то время среди вятских пароходов самым мощным был булычёвский «Двигатель» (120 номинальных сил), построенный в 1876 г.
5. В 1917 г. второй «Коммерсант» стал «Мачехой», с 1928 г. – «Тунгус».