Главная > Выпуск №39 > Город Вятка (Киров) 1930-х годов в фотографиях Л. А. Шишкина

Город Вятка (Киров) 1930-х годов в фотографиях Л. А. Шишкина

П. А. Чемоданов

В фондах Кировского областного краеведческого музея хранится около 400 снимков фотографа газеты «Кировская правда» Леонида Александровича Шишкина (1910–1965). Будучи более 30 лет фотокорреспондентом главной газеты нашего края, Л. А. Шишкин посетил с командировками практически все уголки нашего обширного региона, оставив уникальную фотолетопись развития Вятской губернии / Кировского края / Кировской области от первой пятилетки 1928–1932 гг. до хрущёвской «кукурузной эпопеи» конца 1950-х – первой половины 1960-х гг. Более ста его снимков из музейной коллекции посвящены периоду Великой Отечественной войны, остальные – довоенной и послевоенной эпохам. Малоизвестные работы Л. А. Шишкина конца 1920–1930-х гг. были представлены на выставке «Фоторепортаж из прошлого», работавшей в главном здании Кировского областного краеведческого музея в октябре – ноябре 2020 г.1

Уместно написать несколько строк о биографии Леонида Александровича. Известный кировский фотограф родился в 1910 г. Его отец, Александр Васильевич, до революции владел мастерской по пошиву шапок. Мать, Анна Петровна, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитывала шестерых сыновей и дочь. Леонид был старшим в семье и помогал отцу в мастерской, затем подрабатывал на строительстве здания Вятского почтамта. Юный Леонид рано увлёкся фотографией: первые его снимки относятся к концу 1930-х гг. В 1930 г. он был принят на работу в газету «Вятская правда» (с декабря 1934 г. получила название «Кировская правда»). Леонид Александрович проработал фотографом в газете в течение всей своей трудовой биографии. По свидетельствам современников, он был очень предан своему делу и отказывался даже рассматривать возможность перехода на другую работу.

Фотографии Л. А. Шишкина запечатлели меняющийся Вятский край на протяжении 1930–1960-х гг. Отправляясь в редакционные командировки, Леонид Александрович посетил все районы Кировской области. При этом фотографу приходилось путешествовать не только на попутном автотранспорте, но и в кабине самолёта. Леонид Александрович по состоянию здоровья не пошёл на фронт, но его снимки периода Великой Отечественной войны по праву считаются подлинной фотолетописью истории Кировской области военной поры. Подробнее о жизненном пути Л. А. Шишкина можно узнать из книги его коллеги, известного кировского писателя и журналиста В. А. Ситникова «Фотолетописец Победы»2.

Кадры, сделанные Л. А. Шишкиным, являются ценнейшим источником по истории нашего края и в особенности его столицы – г. Вятки (Кирова). Охватить в рамках одной публикации всё творческое наследие фотографа не представляется возможным, поэтому мы остановимся лишь на нескольких интересных снимках, иллюстрирующих развитие областного центра в предвоенные 1930-е гг. Эта часть наследия фотографа на сегодняшний день наименее изучена и популяризирована. Однако именно фотографии того периода позволяют раскрыть любопытные эпизоды истории нашего города.

Так, на одном из рассматриваемых нами снимков запечатлён первый в г. Вятке пассажирский автобус на ул. Ленина. На фотографии мы видим самый ранний серийный советский автобус ЗИС-8, являвшийся пассажирской модификацией грузовика ЗИС-5. В музейных документах фотография датирована началом 1930-х гг., однако более детальная историческая атрибуция снимка позволила нам уточнить датировку.

Первый пассажирский автобус на ул. Ленина. Вятка, 1934 г.Из фондов КОКМ
Первый пассажирский автобус на ул. Ленина. Вятка, 1934 г.
Из фондов КОКМ

Известно, что первые попытки организации регулярного автобусного движения в губернском центре были предприняты ещё в 1928 г., однако несмотря на долгие переговоры о покупке автобусов и выделении бюджета, вопрос о старте в г. Вятке регулярного автобусного движения оставался открытым до 1934 г. Это было связано с образованием Нижегородского края в 1929 г., после вхождения в который Вятка получила статус лишь районного центра, притом весьма отдалённого от столицы нового региона – г. Нижнего Новгорода (в 1932 г. переименован в Горький). По этой причине вопрос развития транспортной инфраструктуры был отложен. Когда в декабре 1934 г. на карте страны появился Кировский край с центром в г. Кирове, вопрос о регулярном движении общественного транспорта снова стал атуальным3.

Первые два автобуса начали регулярно курсировать по улицам в Вятке ещё 25 февраля 1934 г. Газета «Вятская правда» сообщала по этому поводу: «Первый большой автобус будет курсировать от станции Вятка-I по улице Ленина до Берегового района с остановками: Вятка-I, угол ул. Карла Маркса и Милицейской, Верхний рынок (район современной филармонии. – П. Ч.), Гостиница, угол ул. Мопр и Ленина и Береговой район у кооператива ЦРК. Отсюда автобус идёт в обратный рейс с сохранением указанных остановок. Второй автобус будет курсировать по маршруту: Вятка-I – по улице Карла Маркса до спиртзавода с остановками: Вятка-I, угол ул. Карла Маркса и Милицейской, угол ул. Карла Маркса и Коммунистической (современная ул. Орловская. – П. Ч.), у горсовета, на площади Труда и у спиртоводочного завода… Автобусное движение будет начинаться с 8 часов утра и до 11 часов вечера ежедневно»4.

Как свидетельствует паспорт города, на конец 1934 г. в Кирове перевозку людей осуществляли уже три автобуса. Уже в 1935 г. число автобусов в городе возросло до 13, а в 1936 г. появилось централизованное автобусное движение с 8.00 до 23.00 сразу по нескольким улицам: Ленина, Красноармейская, Карла Маркса, Комсомольская до станции Киров-I. Плата за проезд тогда составляла 50 копеек. Багаж, как и сегодня, оплачивался отдельно5. Для сравнения: 1 кг чёрного хлеба стоил в 1937 г. 1 рубль (2 поездки), десяток куриных яиц 1-й категории – 5 рублей (10 поездок), а 1 кг сливочного масла – 15 рублей 50 копеек (31 поездка)6. Население г. Кирова к тому времени давно перевалило за 100 тысяч человек, поэтому количество маршрутов общественного транспорта и машин на них постоянно росло. Так, «в 1937 г. по городу курсировали уже 24 автобуса, обслуживших в течение года 6,6 млн пассажиров»7.

Исходя из вышесказанного, на интересующем нас снимке Леонида Шишкина, вероятнее всего, изображён автобус городского маршрута № 1, курсировавший в те годы по ул. Ленина. С учётом запечатлённых на фотографии погодных условий, снимок можно датировать весной-летом 1934 г.

На другом любопытном снимке Л. А. Шишкина изображена большая карта Кировского края, установленная возле здания Кировского краевого комитета ВКП(б) (современное здание поликлиники по адресу: ул. Московская, д. 6), которую с увлечением рассматривают прохожие. Снимок отсылает нас к тому периоду, когда Вятская губерния уже исчезла со всесоюзной карты, а Кировская область ещё не появилась. Постановлением ВЦИК от 14 января 1929 г. большая часть Вятской губернии была включена в состав Нижегородской области (позже преобразованной в Горьковский край). Тогда, в 1929 г., Вятка получила сначала лишь статус центра округа, а затем и вовсе районного центра. Ситуация кардинальным образом изменилась после убийства С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. Уже 5 декабря город Вятка был переименован в Киров, а 7 декабря создан новый регион – Кировский край. Судя по всему, фотография сделана Л. А. Шишкиным в самом начале 1935 г., когда создание Кировского края и его новые очертания на карте всё ещё были новостью для горожан. В пользу этого говорит и зимний антураж снимка.

Карта Кировского края на ул. Ленина. Киров, 1935 г. Из фондов КОКМ
Карта Кировского края на ул. Ленина. Киров, 1935 г. Из фондов КОКМ

После создания Кировского края и разукрупнения районов экономическая жизнь города стала бить ключом. Было построено новое здание Центральной гостиницы по проекту знаменитого вятского архитектора И. А. Чарушина (прежнее здание гостиницы, как раз представленное на фотографии, к тому времени было занято крайкомом партии и край­исполкомом). Вскоре был утверждён план городского строительства, объём финансирования которого составил 40 млн рублей. Кроме того, было запланировано строительство Кировской ГРЭС, комбината политехоборудования, нового здания машиностроительного завода, двух домов крайисполкома.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР, которая упраздняла краевое деление. Именно это событие поставило точку в недолгой истории Кировского края, на территории которого были созданы два самостоятельных региона – Кировская область и Удмуртская АССР. Любопытно, что двухлетнее существование Кировского края нашло отражение в массовой культуре. В частности, одна из популярных скороговорок того времени звучала так: «Кирилл Кириллович Кириллов купил картошки килограмм. Картошка Кировского края, колхоза “Красный коммунар”»8.

Следующий из рассматриваемых нами фотоснимков запечатлел дорожные работы на ул. Октябрьской (современный Октябрьский проспект) у Комбината учебно-технического школьного оборудования (КУТШО). Эта фотография относится как раз ко второй половине 1930-х гг. и показывает постоянно ускоряющиеся темпы урбанизации. Сегодня строятся новые микрорайоны, на окраинах города активно развивается инфраструктура, поэтому сложно представить, что ещё 80 лет назад за современной площадью им. Лепсе (сейчас это практически центр нашего города) было лишь чистое поле.

Дорожные работы у КУТШО.
Киров, 1937 г. Из фондов КОКМ
Дорожные работы у КУТШО.
Киров, 1937 г. Из фондов КОКМ

Большой толчок к застройке этого пространства дала эвакуация военного времени. Так, красноармеец Леонид Семёнович Лаптев, приехав ночью 1943 г. с фронта в родной г. Киров на недолгую побывку, не без удивления писал другу: «Город внешне почти не изменился, особенно в центре, всё по-старому, за исключением того, что начинают проводить троллейбусную линию. Зато окраины намного расширились, особенно в направлении за КУТШО. Теперь с. Филейка уже считается городской чертой, и всё это расстояние застроено заводами и жилыми домами»9.

На другом снимке Л. А. Шишкина можно увидеть строительство трамвайной линии по ул. Октябрьской. В соответствии с Постановлением Президиума Кировского горсовета, принятым в июле 1937 г., планировалось уже в августе того же года утвердить маршруты будущей трамвайной линии, а также привлечь для её строительства специалистов всесоюзной организации Комдортрансстрой. Для заключения договора с ней в Москву командировали кировского инженера Тихвинского, который и стал руководителем проекта10.

В мае 1940 г. началось строительство однопутной линии трамвая 1-й очереди по ул. Октябрьской от угла ул. Р. Люксембург в сторону Филейского шоссе. А в июне 1940 г. на площади по ул. Октябрьской (в настоящее время на этом месте располагается Стадион им. 1 мая) началось строительство трамвайного парка, рассчитанного на 200 вагонов. Завершение строительства 1-й очереди трамвайных линий и открытие трамвайного движения предполагалось осуществить к 1 ноября 1941 г. В июне 1941 г. уже было готово к сдаче в эксплуатацию более трёх километров трамвайных путей. С началом Великой Отечественной войны строительство 1-й очереди трамвая было приостановлено, однако вместо этого решением Кировского облисполкома от 16 апреля 1943 г. было начало строительство в г. Кирове 1-й очереди троллейбусной линии. Несмотря на продолжавшуюся войну, на эти цели была выделена немалая по тем временам сумма в 1 млн рублей. Маршрут троллейбуса пролегал следующим образом: вокзал – улицы Комсомольская – Карла Маркса – Коммуны до ул. Ленина. Общая протяжённость маршрута составила 5 км11.

Строительство трамвайной линии на ул. Октябрьской.Киров, 1940 г. Из фондов КОКМ
Строительство трамвайной линии на ул. Октябрьской.
Киров, 1940 г. Из фондов КОКМ

Дальнейшая судьба недостроенных трамвайных путей сложилась следующим образом. В первый год Великой Отечественной войны в г. Киров было эвакуировано несколько оборонных предприятий, поэтому остро встал вопрос о подъездных путях к ним. 26 января 1942 г. Кировский обком ВКП(б) постановил: «Реконструировать железнодорожную ветку от станции Киров – Котласский до мясокомбината, приспособить трамвайные пути под железнодорожные, заменить легковесные рельсы на тяжёлые, устроить семафорную и телефонную сигнализацию, построить четыре павильона для пассажиров»12. Таким образом, рельсы недостроенных трамвайных путей были использованы для нужд оборонной промышленности, а сам проект трамвайного движения предан забвению. Уже в послевоенные 1950-е гг. главный архитектор г. Кирова Никита Иванович Козлов предложил устроить в середине Октябрьского проспекта бульварную часть, которая по сей день служит одной из популярнейших в городе прогулочных зон13.

Мало кто задумывается, что по этим местам вполне могли курсировать кировские трамваи.

Четыре фотографии Л. А. Шишкина, рассмотренных нами, представляют собой всего лишь малую толику его творческого наследия, однако даже они позволяют по-новому взглянуть на процесс развития г. Вятки (Кирова) в 1930-е гг. Работа с малоизвестными фотографиями этой коллекции с применением метода исторической атрибуции поможет значительно расширить наши знания о прошлом родного края, постепенно устраняя «тёмные пятна» непростой и драматичной истории XX столетия.

Примечания

1 Зворыгин А. А. В Кирове показывают фоторепортаж из прошлого // Кировская правда. 2020. 6 нояб. (№ 85 (26121)) С. 10.
2 Ситников В. А. Фотолетописец Победы. Киров, 2008. 136 с.
3 ЦГАКО. Ф. П-6817. Оп. 1. Д. 6. Л. 1–30.
4 Вологдин А. Автобусное движение в Вятке // Вятская правда. 1934. 23 февр. (№ 45). С. 4.
5 Маркова Е. Ю. Начало регулярного автобусного движения в г. Кирове // Кировская правда. 2014. 20 февр. (№ 18). С. 3.
6 Дополнительный сборник оптово-отпускных розничных цен и торговых накидок на продовольственные товары по Кировской области. Киров, 1937. С. 82–120.
7 Шарабаров П. Н. Застройка и благоустройство г. Кирова в 1935–1941 гг. / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 4. С. 61.
8 Чемоданов П. А. Кризис статуса: Вятский регион в конце 1920-х – середине 1930-х годов // Вятский Interbellum: Очерки истории Вятского края в межвоенный период. Киров, 2020. С. 92–105.
9 Письма с войны: сборник документов из фондов КОГБУ «ГАСПИ КО». Киров, 2018. С. 52.
10 ЦГАКО. Ф. П-6817. Оп. 1. Д. 262. Л. 9.
11 Испытание войной 1943 год: сборник документов из фондов КОГКУ «ГАСПИ КО». Киров, 2014. С. 87.
12 Жаравин В. С. Железные дороги на Вятке. История строительства. Киров, 2018. С. 107.
13 Чемоданов П. А. Творец «Города будущего»: жизнь и проекты архитектора Никиты Ивановича Козлова // Памятная книжка Кировской области и календарь на 2021 год: информационно-статистический сборник. Киров, 2020. Вып. 18. С. 298–299.