Главная > Выпуск №38 > Сохранивший душу:

Сохранивший душу:

размышления над книгой – «Грозы и травы.
Жизнь  и творчество Алексея Ивановича Мильчакова – поэта, издателя, библиофила (1900–1966)»1

А. И. Смоленцев

<...>
Алексей Мильчаков был поэтом не потому, что умел и мог сочинять стихи. Он был поэтом, прежде всего по мироощущению, мировосприятию. Да, сюжет его внешней биографии необычайно насыщен – участие в двух войнах: Гражданской и Отечественной, путь сквозь предвоенное лихолетье (1937 г.), руководство издательством, но всегда сквозь интригу повествования проступает душа, её впечатления.

<...>
Всё-таки всегда самым главным, самым важным, жизнеобразующим, если можно так сказать, была для Алексея Мильчакова – Литература. Поэт, издатель, библиофил – всё это сводится к одному. Сказать, что Мильчаков любил литературу, значит, сказать очень мало, он буквально жил ею. <...>

Юность Алексея Ивановича совпала с началом века. Литература искала новые пути самовыражения. Футуристы, имажинисты – велик был соблазн, сбросив с «корабля современности» традицию русской классической литературы, начинать своё творчество с ноля. Утверждая себя гением вновь открытого направления.

Несмотря на увлечение юности, Мильчаков избирает путь, позволивший ему сказать в конце жизни: «Упрямое стремление изобрести нечто оригинальное – не труд подлинного новатора. Новаторство заключается в предельно чётком выражении, по-своему, самого себя, собственных мыслей, чувств, ощущений».

Эти слова он подтвердил всем своим творчеством. Как всякий талантливый человек Алексей Мильчаков трудно воплощал созданное им в книги. Борис Порфирьев вспоминал: «Я не видел другого человека, который бы так трудно расставался со своим творчеством, отдавая его в руки читателя; ведь за 66 лет своей жизни Мильчаков издал всего три книжки своих стихов, тогда как начинал печататься ещё в двадцатые годы <...>». На мой же взгляд, «виной» тому ещё и порядочность Алексея Ивановича, работа директором издательства давала неограниченные возможности выхода к читателю. И очень важно, что нынешние «Грозы и травы...» восполняют этот пробел, по существу приближаясь к форме «Избранного». Любители литературы теперь имеют возможность знакомства со всеми творческими этапами пути А. Мильчакова, от ранней лирики юноши, «бережно влюблённого в образ Грина», до вполне зрелого, созвучного завораживающему голосу вятской природы, циклу стихов «Берестяной месяц», от прозы военных лет до последнего романа «Вятские парни».

<...>
Книга прочитана. Я не убираю её на полку. Кладу перед собой, словно готовясь читать вновь. Всматриваюсь в титульный лист: «Грозы и травы...», фотография – Алексей Мильчаков, чуть ироничная, добрая улыбка усталого лица, за спиной ряды книжных полок, и над его головой крупным шрифтом начертано ЧЕЛОВЕК (это обложка издания поэмы Межелайтиса). Такой вот символизм бытия... «Что пользы человеку, если приобретёт он весь мир, а душу свою потеряет?» – спрашивает нас Библия. Книга прочитана, и я знаю, что Алексей Иванович Мильчаков сумел приобрести весь мир. Литература, Родина, Любовь – все эти ипостаси принял он в своё сердце и сберёг в себе, и сохранил в испытаниях и Любовь свою, и душу. Алексей Мильчаков жил и радостно, и горестно, но всегда достойно, и он заслужил эту надпись в изголовии, это звание – ЧЕЛОВЕК.

Июнь – июль 2001 г.
г. Вятка

1 Смоленцев А. И. Сохранивший душу: размышления над книгой – «Грозы и травы. Жизнь и творчество Алексея Ивановича Мильчакова – поэта, издателя, библиофила (1900–1966)» // Мильчаков Е. А. Жизнь – песня. Киров, 2010. С. 102–108.