Главная > Выпуск №38 > Рождённый на земле вятской

Рождённый на земле вятской

Н. Д. Сметанина

Ты стала вновь
могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепелённые года1.
Анна Ахматова

Пётр Александрович Кривоногов (1910–1967) – выдающийся художник-баталист СССР, лауреат Государственной премии СССР (1949), заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), фронтовик, награждён орденом Красной Звезды и медалями СССР.

Пётр Александрович Кривоногов родился в 1910 году в Вятской губернии, в селе Киясово Сарапульского уезда (ныне – Республика Удмуртия). Многочисленные территориальные преобразования начала XX века постепенно привели к отделению территории Удмуртии от Вятского края. Но всем нам всё-таки приятно сознавать, что родился этот выдающийся живописец на территории нашей Вятской губернии.

Пётр Александрович Кривоногов
Пётр Александрович Кривоногов

Начало XX века в нашей стране было крайне неспокойным. В детские годы Петра Кривоногова свершилась революция 1917 года и прошла Гражданская война 1918–1922 годов. Власть в его родном селе Киясово неоднократно менялась, как и отношение к ней. В результате очередного «наведения порядка» шомполами забили до смерти его отца. Детство художника было трудным, многодетная крестьянская семья (пятеро детей) осталась без кормильца.

Но это была не единственная беда. В 1921 году в Поволжье из-за засухи начался беспощадный голод. Чтобы прокормить семью, мать отправила 12-летнего Петра вместе с братом Василием на заработки, в батраки. Мальчики работали как взрослые. Только через год они вернулись домой, где по-прежнему царила нужда.

Уже с четырёх лет было замечено умение Петра рисовать. В семь лет он очень похоже нарисовал младшего братика, а позднее нарисовал портрет В. И. Ленина, за который его даже наградили. Маме посоветовали учить мальчика рисованию. Но где и на какие средства? Мать нашла единственный выход – отдать Петра в Сарапульский детский дом. Это далеко от дома, даже по современным дорогам более полусотни километров. Весной 1923 года вместе с другими детьми Пётр из детдома сбежал. Полгода беспризорничал. «Холодной осенью он оказался в городе Кинешма Ивановской области, где был определён в детский дом “Приёмник”»2.

А дальше – учёба в семилетней общеобразовательной школе г. Кинешмы. На многие годы оборвалась его связь с родным домом и селом Киясово. Обучение в школе было вполне достойным. Более всего радовало Петра общение с профессиональным художником, выпускником московского Строгановского художественно-промышленного училища Сергеем Николаевичем Коковиным, определившим направление его дальнейшего художественного развития. «В 1930 году по путёвке Кинешемского районного отдела образования школьный выпускник едет в Ленинград на рабфак искусств при Академии художеств»3.

Рабочий факультет искусств – это общеобразовательное учебное заведение, которое в 1920-х – 1930-х годах готовило к поступлению в Академию художеств талантливую молодёжь, своевременно не получившую среднее образование.

По окончании рабфака Пётр Кривоногов стал полноправным студентом живописного отделения Всероссийской Академии художеств, «...учителями одарённого юноши стали известные советские художники И. И. Бродский, К. Ф. Юон, П. А. Шиллинговский»4.

В 1939 году Пётр Кривоногов с отличием окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Его дипломная работа, посвящённая походу Таманской армии, получила оценку отлично. Для дальнейшего совершенствования его приняли в аспирантуру Академии, но через год призвали в армию. Он был зачислен в кавалерийскую часть, где начальником штаба был генерал Л. М. Доватор, будущий легендарный герой Великой Отечественной войны. Также в этой части находилась Студия военных художников имени М. Б. Грекова. Начальником Студии был Х. А. Ушенин, который после войны напишет воспоминания о Петре Кривоногове.

Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Красной Звезды Студия военных художников имени Митрофана Борисовича Грекова – государственная творческая организация Министерства обороны СССР. Она была создана 29 ноября 1934 года по инициативе мастера батальной живописи М. Б. Грекова и впоследствии названа его именем.

В марте 1940 года живописец Пётр Кривоногов стал студийцем, грековцем. Художники Студии создавали картины на военные темы.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. «В феврале 1942 года Кривоногов вместе с группой художников Студии выехал на Западный фронт в действующую 16-ю армию К. К. Рокоссовского»5.

С действующей армией Западного, а потом 1-го и 2-го Украинских фронтов Пётр Кривоногов прошёл от подмосковного Волоколамска до Берлина, участвовал в боях и рисовал. На одном плече носил винтовку, на другом – этюдник для рисования. Было создано около 300 графических зарисовок, которые стали основой для создания больших живописных картин, прославивших художника на все времена. В памяти мастера и в его альбоме оставались зарисовки самоотверженных поступков воинов и трудных сражений, формировались образы героев-победителей. Искренней, документальной правдивостью наполнены картины Кривоногова: «...произведения, созданные мною после возвращения с фронта, навеяны тем, что я сам видел и пережил...»6.

Автор оставил изобразительное свидетельство о работе студийцев-грековцев на полях сражений в картине «Грековец». Когда однополчане после боя отдыхали, художники продолжали трудиться. Морозным вечером, сидя на заснеженной дороге, идущей между остатками разгромленной техники, рисует грековец поле прошедшей битвы. Кривоногов вспоминал, что иногда «...рисовать приходится ... в разбомбленных траншеях, под “аккомпанемент” канонады»7.

Пётр Александрович Кривоногов создал много замечательных картин на тему событий Великой Отечественной войны. Все они являются достоянием страны. Большинство их хранится в Центральном музее вооружённых сил Российской Федерации в Москве. Другие картины Кривоногова хранятся в Кинешемской картинной галерее Ивановской области и в музее его родного села Киясово в Удмуртии. Приведём названия наиболее известных его произведений (в публикациях о художнике приводятся разные названия картин, мы приводим названия и даты по книге «Пётр Кривоногов», написанной вдовой художника Еленой Кривоноговой. Книга издана в издательстве «Белый город» к столетию со дня рождения):

  1. «Защитники Брестской крепости» (1951);
  2. «Брест. 1941 год» (1956) (иногда картину называли «Брестская крепость» или «Последний защитник»);
  3. «Комиссар Брестской крепости» (1966);
  4. «Зверства в Речице» (1942);
  5. «Рейд Доватора» (1942);
  6. «Советская конница в боях под Москвой» (1950);
  7. «Не забудем, не простим! Волоколамск» (1943) (иногда картину называли «Волоколамск. Виселица», «В Волоколамске» или совсем неверно – «Зверства в Речице»;
  8. «На Курской дуге» (1948);
  9. «Поединок» (1964);
  10. «Корсунь-Шевченковское побоище» (1944);
  11. «17 февраля 1944 года в районе Корсунь-Шевченковска» (1944);
  12. «Рейхстаг» (1945);
  13. «Капитуляция» (1946);
  14. «Победа» (1948).

Когда закончилась Великая Отечественная война, возник большой интерес к истории героического сопротивления защитников Брестской крепости на западной границе СССР в белорусском городе Бресте. Люди хотели понять, как герои могли противостоять ураганному, всё сметающему артиллерийскому обстрелу в первые минуты и часы начала войны и как потом обороняли крепость ещё много дней.

Кривоногов был первым профессиональным художником, открывавшим в искусстве темы обороны Брестской крепости. Он внимательно изучал всё, что можно было найти в немногих сохранившихся документах, а главное – разговаривал с участниками брестских событий. Долгое время он находился в крепости, зарисовывал территорию и места сражений, создавал живописные этюды разгромленных стен, ворот, казематов и переходов. На такой документальной основе им создано несколько произведений живописи.

Самая впечатляющая из них картина «Защитники Брестской крепости». Этот пограничный гарнизон одним из первых принял удар войск вермахта. Утром 22 июня 1941 года по домам начальствующего состава, по казармам и выходам из казарм, по казематам и складам боеприпасов, по мостам и входным воротам, по спящим людям был открыт ураганный огонь фашистской артиллерии8.

В первую очередь были уничтожены неприкосновенные запасы, самолётный парк, разрушена проводная связь, частично разрушена железная дорога. Сильно пострадал командный состав в своих квартирах. Немцы хорошо знали, что именно надо бомбить, так как они после нападения на Польшу в 1939 году некоторое время находились в этой крепости.

С началом бомбардировки мирные люди, женщины, дети из крепости начали выходить. До начала дня, пока она не была полностью окружена, многие ушли, но не все. «Бойцы и командиры остались в крепости, потому что не могли из неё выйти»9.

Тем временем немцы обошли крепость со всех сторон и ушли далеко на восток, оставив при окружённой крепости значительное число своих войск. Их количество многократно превышало численный состав боеспособного населения крепости. Изначально немцы предполагали, что сметут эту оборону в течение нескольких часов, но бойцы упорно и несгибаемо сопротивлялись. Фашисты были обозлены и озадачены. «Они прошли по Западной Европе, не встречая отпора, а здесь горсточка людей бесстрашно сдерживает натиск...»10. Защитники крепости не сдавались: «Израненные, перевязанные, не знающие отдыха, они обороняли такую же израненную крепость, чтобы помочь любимой Родине собрать силы, чтоб хоть на день, хоть на час задержать гитлеровцев»11.

И всё-таки большинство участников сопротивления гитлеровцы уничтожили или пленили до конца июня. Но небольшие разрозненные группы продолжали воевать. Их командиры и бойцы, не имея связи с другими войсками Красной армии и со страной, без пищи и без воды, без медикаментов и боеприпасов почти месяц противостояли натиску самоуверенных оккупантов. Участь последних героев, воевавших в одиночестве, была самой тяжёлой. Неизвестный боец в последний момент своей жизни процарапал на стене: «Я умираю. Но не сдаюсь! 20/VII – 41 г. Прощай, Родина!»12

Этот боец воевал с фашистами почти целый месяц. Но и он был не последний. Одиночные битвы были даже в августе, а выстрелы в крепости звучали до середины сентября.

На картине Кривоногова «Защитники Брестской крепости» изображён жесточайший бой. В условиях ограниченного пространства красноармейцы отражают очередную атаку фашистов. Вокруг поля битвы множество убитых немцев и наших пограничников. Автор оставил пустой середину поля боя. Эта пустота как пауза между атаками. Она будто ждёт очередной жаркой схватки. Слева уже надвигается новая волна гитлеровцев, и красноармейцы готовы её встретить.

Художник изобразил настоящий ад. Жёлто-оранжевым цветом отражено, как здесь горит и рвётся всё вокруг, а воздух наполнен яростной ненавистью к врагу. Наши воины, которых осталось совсем мало, прижаты к стене и не имеют пространства для манёвра. Их лица выражают крайнюю степень отваги и самоотверженности. Многие из них ранены кто в голову, а кто в руки. Один из них, что у стены, будучи раненым в правую руку, зубами пытается выдернуть чеку гранаты, чтобы метнуть её во врага. Бойцы изображены уже в рывке, как будто на старте. Они мгновенно с несокрушимым упорством готовы ринуться в контратаку на врага, защищая свою крепость, свою страну. На дальней стене крепости прогнулся, но упорно держится красный флаг СССР. «Здесь всё очень точно продумано: и рисунок, и композиция, и цвет, и ритмический строй холста. Всё подчинено возвышенной цели – показать величие духа тех, кто умирал, но не сдавался»13.

Картина «Брест. 1941 год» – о подвиге каждого из защитников. В горящей красно-оранжевой атмосфере тесного перехода изображён один воин. Может быть, это и есть последний защитник крепости. Среди огня и дыма он, тяжело раненный и едва стоящий на ногах, жертвенно идёт в свой последний бой. Его вид ужасен. За многие дни противостояния измученный голодом и жаждой, лохматый и заросший, в изорванной и обгоревшей одежде он стоит из последних сил, вооружённый гранатами. Связав их вместе, он с гневной ненавистью надвигается на невидимого нам врага. Вокруг него дымится множество битой техники, дымятся стены и родная земля, которую он упорно и самоотверженно защищает ценой своей жизни.

Великое чувство гордости и благодарности за верность воинскому долгу вызывает образ комиссара в картине «Комиссар Брестской крепости». Изображён снова один из последних защитников крепости комиссар Е. М. Фомин. Среди дымящихся и горящих зданий, ярко освещённый лучами солнца, он твёрдо стоит над краем глубокой ямы. Немцев не видно, только их тени зловеще чернеют внизу картины. Сила на их стороне. Гитлеровцы, понимая значение личности комиссара, решили не просто его убить, а ещё и поглумиться. Раненного в голову воина они заставили выкопать для себя могилу, вероятно, ждали мольбы о пощаде. Но, бросив лопату на землю, герой мужественно принял смерть на краю собственной могилы. На фоне дымно-красных стен крепости он, сильный, не потерявший присутствия духа, подобно легендарным русским богатырям, возвышается и над собственной смертью, и над фашистами, и над их дьявольскими чёрными тенями. Образ комиссара – это символ стойкости и бесстрашного сопротивления всех героев страны вероломному нападению оккупантов.Защита Брестской крепости в первые часы и дни войны показала миру образец непоколебимого мужества красноармейцев.

В 1942 году на выставке произведений фронтовых художников Студии имени М. Б. Грекова Пётр Кривоногов показал две картины: «Зверства в Речице» и «Рейд Доватора». Обе картины создавались в неудобных для живописи фронтовых условиях, в постоянном передвижении и отсутствии места для работы.

Картина П. Кривоногова «Зверства в Речице» отражает событие, которое произошло в деревне Речица Калужской области. «В районе Речицы фашисты, не сломившие оборону советских войск, вели наступление на наши позиции, укрывшись от ответного огня за живой стеной женщин и детей»14.

Эта картина «Зверства в Речице» публикуется редко. (В интернете под этим названием многократно публикуют другую картину Кривоногова – «Не забудем, не простим! Волоколамск», или «Волоколамск. Виселица». Но это разные картины, хотя слово «зверства» подходит к обоим изображённым событиям.)

На переднем плане в первую очередь видны быстро идущие мирные деревенские жители. Справа крайним шагает пожилой мужчина в старой шапке-будёновке. Рядом с ним, крестясь, идёт пожилая женщина в неказистой одежонке и в лаптях. В их спины упираются дуло и штык вражеских винтовок. И тут зритель понимает, что за спинами мирных жителей идёт огромное количество солдат вермахта. Их серые, невзрачные, будто слипшиеся фигуры в военной форме не сразу заметны.

На снегу между идущими лежит уже убитая и упавшая лицом в снег женщина в белом платке. Рядом понуро и обречённо идёт в лаптях бабушка с внуком, после неё – мать с двумя детьми. И далее, насколько видно до горизонта, идёт много женщин впереди беспорядочно тянущейся шеренги гитлеровских вояк.

Вид фашистов примечателен. На головах «непобедимых» каски, но от холода они закутались ещё в какие-то тряпки. Эти нелюди с отвратительными лицами, согнувшись, трусливо прячутся за спинами стариков, женщин и детей, которых они гонят впереди себя к ограждению из колючей проволоки. За этим ограждением русская территория для них смертельно опасна. По фашистскому соображению женщины и дети своей смертью должны проложить им путь для наступления на красноармейцев. В интернете в сведениях об этой картине сообщается, что территория за колючей проволокой была заминирована и мирные люди деревни Речица действительно погибли. Но автор в картине присутствие мин не обозначил15.

Картина сочинена так, что вся масса людей движется справа налево и вниз. В этом движении вниз и в угол чувствуется намёк художника на погибель всех, и немцев тоже, а не только несчастных пленников. На колючей проволоке и в низине на снегу темнеют трупы немцев. Вдалеке за бесконечно ползущей шеренгой фашистов изображён дым горящей деревни и фонтаны взрывов. Картина написана серо-коричневыми тусклыми красками, отражающими трагическую безвыходность обречённых на смерть беззащитных жителей деревни Речица. Пётр Кривоногов изобразительно сохранил для потомков многозначительный факт гитлеризма на нашей земле.

Вторая картина «Рейд Доватора» посвящена подвигам его бывшего командира кавалерийской части, в которой Кривоногов служил в 1940 году. Теперь это был уже известный всей Красной армии командир кавалерийского корпуса генерал Лев Михайлович Доватор. «Ведомый им кавалерийский казачий корпус в рейдах по вражеским тылам, в мороз, по глубокому снегу, продвигаясь по 40–50 километров за ночь, прославился стремительными атаками, которые наводили ужас на фашистов. Кавалеристы атаковали вражеские штабы, рвали связь и нарушали управление войсками, захватывали пленных. За голову генерала Доватора немцы обещали крупную награду»16.

«Одна весть о приближении его кавалерийского соединения, слова “казакен”, “Доватор” наводили ужас и панику на гитлеровских солдат»17.

«Корпус генерала Доватора в декабре 1941 года находился у деревни Палашкино Московской области, где 19 декабря генерал-майор был смертельно ранен»18.

Картина «Рейд Доватора» создана художником в память о легендарном командире, посмертно удостоенном звания Героя Советского Союза. В картине генерал Доватор верхом на белом коне возвышается над полем боя, на котором его орлы-кавалеристы только что разгромили очередное фашистское войсковое подразделение. Повсюду на снегу темнеют трупы убитых немцев и их разбитая техника. Преследование гитлеровцев прекращено, так как задача выполнена. Резко остановленные разгорячённые кони неспокойны, нервно переступают, в них ещё не утихла энергия атаки на врага. Изображение конников заполняет картинное пространство от первого плана почти до горизонта, где видны пожары и артиллерийские взрывы. Кавалеристов много, они решительны и готовы к новому наступлению. Неугомонная активность и многочисленность конного подразделения, бодрый солдатский настрой оставляют у зрителей чувство веры в нашу победу.

Через несколько лет после войны Кривоногов вновь вернулся к этой теме. Он написал новую картину о подвигах генерала Доватора и назвал её «Советская конница в боях под Москвой». На этот раз в картине представлена устрашающая гитлеровцев яростная атака кавалеристов. Именно такими атаками прославился генерал Доватор в битвах за Москву в 1941 году. По снежной равнине с невообразимой скоростью, как вихрь, проносятся кавалеристы, возглавляемые своим героическим командиром. Он мчится впереди всех и ведёт за собой большое количество конников. Атака этих кавалеристов на вражеские позиции – это как стихийное бедствие, от которого нет спасения. Всё, что было подготовлено немцами к наступлению на русских, разрушено и растоптано. Под ногами атакующих видны опрокинутые орудия и трупы гитлеровцев. Скорость кавалеристов такова, что, кажется, будто ещё не успеешь внимательно рассмотреть всё происходящее, как многочисленное конное войско исчезнет за пределами картинной рамы. Кроме того, нельзя не восторгаться великолепным мастерством художника в изображении «летящих» коней!

Лихая атака конников Доватора размещена на втором плане картины. На первом автор изобразил уходящие вглубь колёсные следы проехавшей техники. Эти линии дороги приводят взгляд зрителя к упавшему в снег гитлеровцу. Тот от страха уже потерял свою каску, бросил автомат и в полной панике молит о пощаде поднятыми вверх голыми руками. Таким для гитлеровцев был легендарный генерал Л. М. Доватор и декабрь 1941 года – время их отступления и первых крупных побед Красной армии.

Картина «Не забудем, не простим! Волоколамск» написана через год тоже во фронтовых условиях. Ныне в интернете именно эту картину многократно называют «Зверства в Речице». Но это неправильно.

Пётр Александрович Кривоногов «Не забудем, не простим! Волоколамск»
«Не забудем, не простим! Волоколамск»

Пётр Александрович Кривоногов «Зверства в Речице»
«Зверства в Речице»

Картина «Не забудем, не простим! Волоколамск» создана по реальным событиям конца 1942 года, когда из подмосковного города Волоколамска были выбиты фашисты. В город вошла танковая колонна красноармейцев. Перед ними предстало ужасное зрелище. В центре городской площади немцами была устроена широкая виселица, на которой они повесили захваченных в плен партизан-подрывников. Казнённых героев сняли с перекладины. Выяснилось, что их сначала жестоко пытали и убили, а потом повесили для устрашения жителей города.

Когда Пётр Кривоногов оказался в Волоколамске, то увидел эту виселицу с остатками верёвок и нарисовал её. Чтобы понять, что здесь происходило, он побеседовал с горожанами и сделал ряд зарисовок. Таким образом, в этой картине изображены подлинные события и реальные жители города.

На переднем плане художник представил момент, когда тела уже сняты и лежат на снегу. На перекладине виселицы остались обрезки восьми верёвок. Внизу над телами погибших склонились и плачут родные. Со всех сторон собираются жители города. Справа издалека, едва видимые, тревожно и быстро бегут к площади мать и двое маленьких ребятишек. Рядом с телами погибших стоят дети постарше. На дальнем плане – танки и артиллерийские орудия, а также множество людей в военной и гражданской одежде.

Огромная виселица своей тёмной траурной линией обрамляет центр картины и совершённое фашистами злодеяние. В этом обрамлении видно, как командир танковой колонны, сняв шлем, встал на танке и говорит с населением города. Во славу погибших героев на площади возник импровизированный митинг.

Елена, вдова Кривоногова, в своей книге «Пётр Кривоногов» назвала эту композицию «Снятием с креста», так как одна из опор виселицы – телеграфный столб – действительно напоминает крест Христова распятия.

1943 год на войне – это год многих трудных побед Красной армии и начало изгнания фашистов из нашей страны. Пётр Кривоногов наблюдает, изучает и создаёт картины о великих сражениях и героях. Его картины по-прежнему глубоко правдивы, в них созданы непререкаемые образы героического труженика войны – простого советского солдата.

После поражения под Сталинградом фашисты особенно тщательно готовили летние сражения в районе г. Курска под названием «Цитадель». Им была крайне необходима крупная показательная победа. Но произошло обратное.

Картина «На Курской дуге» повествует о величайшем танковом сражении Великой Отечественной войны, о «битве гигантов». Изображён вид русского пшеничного поля после прошедшей битвы у деревни Прохоровка недалеко от г. Белгорода. Здесь состоялось крупнейшее в мировой истории встречное танковое сражение. Историки сообщают, что более 1 200 танков и самоходных орудий бились насмерть на этом поле. В небе над ними шли напряжённые воздушные бои. Гул моторов, лязг гусениц, разрывы авиабомб и снарядов, тучи пыли и дыма, пламя горящей техники, множество погибших – таков был вид Прохорова поля 12 июля 1943 года. Пётр Кривоногов в картине «На Курской дуге» написал этот вид.

«На необозримом поле созревшей пшеницы весь день шла битва. К концу дня здесь нет живых людей и нет не искорёженных танков. Огромные стальные “звери” с обломанными башнями и стволами, с разорванными гусеницами, дымясь, застыли по всему полю. От переднего края во все стороны и вдаль виднеются тела убитых, более всего немцев.

Ещё догорает разбитая техника. Дым стелется по земле и поднимается в небо. Вокруг ошеломляющая мёртвая тишина. Зарево заката и солнце, разгорячённое дневными событиями, медленно опускаются за горизонт. К концу дня величию небес представлен ратный подвиг, совершённый воинами Красной армии»19.

На горизонтальной территории смерти высоким изображён лишь один уцелевший телеграфный столб с оборванными проводами. Этот столб – красноречивый знак беспощадности битвы и множества оборвавшихся жизней. У мёртвого побоища нет больше связи с живым окружающим миром. Прохорово поле с этого дня – символ мужества и отваги воинов Красной армии на пути изгнания фашистов. После Курской битвы огромная танковая армия вермахта окончательно потеряла свою наступательную мощь.

Летом 1943 года сражения на этой линии фронта продолжались. Американский историк Э. Зимке о битве близ г. Курска 3 августа 1943 года написал: «На немецкие позиции с рёвом двинулись более 200 танков русских, вслед за которыми плотной массой шли волны пехоты. Ещё до наступления ночи от 167-й немецкой дивизии остались одни растерзанные остатки. Её пехотные полки были полностью разгромлены, а те, кто остался в живых, были подавлены и потрясены»20.

Битвы на Курской дуге закончились 23 августа 1943 года убедительной победой войск Красной армии. Главный инспектор бронетанковых войск Германии генерал Гудериан признавал: «В результате провала наступления “Цитадель” мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Инициатива окончательно перешла к русским»21.

Пётр Кривоногов через 19 лет после Великой Победы снова обратился к событиям на Курской дуге и в 1964 году написал впечатляющую картину «Поединок». В ней такое же горящее русское хлебное поле, как на картине «Курская битва». Красно-оранжевое внутрикартинное пространство заполнено огнём жестокого сражения. Убиты артиллеристы, разбита противотанковая пушка. А из-за колосьев пшеницы вырастает и надвигается мощный немецкий танк, уничтожить которого нечем. Оставшийся в одиночестве, измотанный и раненный в руку русский боец, связав гранаты, шагнул навстречу танку. В этом аду из огня и дыма он пошёл в последний смертельный бой. Среди горящего зернового поля они теперь одни. Человек и танк. Силы явно не равны. Их разделяют всего несколько метров. Менее, чем через минуту, произойдёт мощный взрыв и поединок разрешится. Нам, зрителям, несмотря на смертельную опасность положения, хочется верить, что боец останется жив. Автором создан образ солдатского самопожертвования, каких на войне было немало.

В 1944 году фашистов изгоняли уже со всей территории страны с юга до севера. Красная армия победно наступала. Художник Пётр Кривоногов продолжал наблюдать, зарисовывать и создавать батальные произведения искусства. По самым свежим зарисовкам написаны две картины: «Корсунь-Шевченковское побоище» и «17 февраля 1944 года в районе Корсунь-Шевченковска».

Картина «Корсунь-Шевченковское побоище» наиболее полно выражает победоносную мощь Красной армии. Изображены последствия великой битвы на территории Украины. В начале 1944 года большая группировка немецко-фашистских войск была окружена Красной армией у Корсунь-Шевченковска недалеко от г. Канева на 80 километров южнее г. Киева. Зажатые со всех сторон советскими войсковыми частями гитлеровцы около полутора месяцев пытались вырваться из котла. Предложенный ультиматум о капитуляции командующий группировкой генерал Штеммерман отклонил. Тогда войска Красной армии под командованием генералов Н. Ф. Ватутина и И. С. Конева 17–18 февраля разгромили самонадеянных завоевателей. Более 80 тысяч солдат вермахта и вся их боевая техника остались на этом поле боя. Какая-то часть группировки пыталась бежать, другие сдались в плен. Среди убитых был найден труп генерала Штеммермана.

П. Кривоногов был участником той битвы, а по окончании её всё рассматривал и рисовал. «Я бродил по холмам и балкам, созерцая огромное кладбище немецкой техники и трупов. Картина была грандиозна. Полузанесённые снегом орудия, машины, повозки, трупы и какая-то торжественная тишина кругом. Как я жалел в то время, что вижу всё это один, как хотелось, чтобы ещё кто-то из художников вместе со мной увидел эту эпическую, величественную картину – свидетельство непобедимой силы Советской армии»22.

Используя эти наблюдения и зарисовки, Кривоногов создал впечатляющее произведение искусства, предъявил зрителям, никогда не видевшим военных действий, вид местности, где недавно закончился бой.

В картине «Корсунь-Шевченковское побоище» на изображённом поле боя нет ни живых людей, ни сохранившейся техники. Далеко за горизонт, за пределы картинного пространства уходит страшный вид побоища. «Новым Сталинградом» называли это сражение.

Среди холмов на широкой ложбине и далее по балкам покоится многотысячная армия вермахта. Начиная от первого плана по всему полю битвы лежат в неуклюжих позах по одному, а иногда и кучами, трупы фашистов. Тут же в снегу валяются их оружие, каски и гильзы от снарядов. Развёрнуты стволами в разные стороны артиллерийские орудия немцев. Над полем повисла безжизненная тишина. «Он стремится так передать эту молчаливую тишину, чтобы в сознании зрителя она рождала картины отгремевшего или грядущего боя с его динамикой, чтобы звучал гром пушек, раздавались команды артиллеристов и призывы командиров, ведущих в атаку своих солдат, чтобы слышался скрежет железа и стоны раненых...»23

Художник с документальной точностью написал тела всех убитых и выведенное из строя вооружение. Артиллерийские орудия загнанных в котёл дивизий так и не выполнили своё предназначение. Теперь завалившаяся на бок техника «выставлена» художником как никуда не годный хлам на бесконечном кладбище убитых завоевателей. В этой ложбине все фашисты и их машины одинаково мертвы. «Враг получил полное возмездие за поруганную украинскую землю»24.

Картина написана в безжизненно-серой цветовой гамме наступающих сумерек. Лишь на горизонте вечернее небо слегка оживляет зарево заката. Откуда-то издалека, сверху и медленно к лощине приближаются чёрные птицы-стервятники. Скоро они, как коршуны в картине В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», тоже будут драться за добычу над этим страшным полем. Войне трупов всегда мало.

Одновременно с первой картиной Пётр Кривоногов создаёт вторую «17 февраля 1944 года в районе Корсунь-Шевченковска». Часть фашистской группировки, понимая безвыходность положения, перед началом разгрома пыталась вырваться из котла, но мало кому это удалось. Войска Красной армии разгромили их на дороге отступления. Эта дорога как раз изображена в картине.

Кривоногов с присущей ему документальностью представил зрителю ещё один эпизод того великого побоища. При виде картины трудно о чём-либо говорить. Можно только ужасаться беспощадной сущности войны.

Композиция картины «17 февраля 1944 года в районе Корсунь-Шевченковска» горизонтально поделена на две части: на трагизм земного и на величие небесного. Застывшая земля приняла на себя горы убитых гитлеровцев; высокое облачное небо как будто благословило это беспощадное уничтожение фашистов на многострадальной украинской земле.

Шёл 1945 год. Красная армия теперь уже во всём превосходила противника и безостановочно гнала его по всей Европе до границ Германии и до Берлина. Продвигались к Берлину и художники Студии имени М. Б. Грекова. Им всем хотелось сделать зарисовки последней битвы этой великой войны и особенно взятия рейхстага. Пётр Кривоногов вспоминал: «Рейхстаг для нас всех был тогда тем местом, которое символизировало всё тёмное, звериное фашистской Германии»25.

Но их распределили по разным участкам фронта. Пётр Кривоногов должен был отправиться на встречу с армиями союзников на р. Эльбе. А как же Берлин? «Я должен написать картину, которая бы характеризовала победное окончание войны»26.

Кривоногов чувствовал себя способным создать художественный образ Великой Победы и настаивал на поездке в столицу Германии. Его просьбу удовлетворили. «С танковой армией маршала П. С. Рыбалко Кривоногов вступил в Берлин и был очевидцем и участником исторических боёв и штурма Берлина»27.

История взятия Берлина и рейхстага – это история небывалого по масштабу сражения в годы Великой Отечественной войны.

На подходе к Берлину было устроено три оборонительных обвода: внешний по рекам Одеру и Нейсе, а также внутренние по линии Зееловских высот и вокруг центра города. Глубина оборонительных сооружений составляла 150–180 километров, а общая протяжённость фронта составляла 700 километров.

Вся территория на пути к Берлину: реки, озёра, каналы, дороги, мосты были подготовлены к взрыву. Все населённые пункты или районы с каменными постройками превращены в мощные узлы сопротивления. Каждый дом, каждую улицу, каждый квартал, линии метро, подземные коммуникации городов предстояло штурмовать.

Начиная с 16 апреля, красноармейцы успешно преодолели две линии мощных оборонительных укреплений: линию по рекам Одеру и Нейсе и Зееловские высоты. Впереди был Берлин и самая мощная третья линия обороны – центр города, где находился немецкий парламент, то есть рейхстаг. Но уже 25 апреля Берлин был окружён войсками маршалов Г. К. Жукова и И. С. Конева. Чем ближе советские войска приближались к рейхстагу, тем ожесточённее было сопротивление. Бои в центре города продолжались несколько суток, пока защитники города не сдались. Но с верхних этажей городских зданий ещё долго стреляли снайперы.

Нетрудно представить, как усердно трудились грековцы, зарисовывая лики завоёванной Победы. Из воспоминаний о Кривоногове: «На протяжении нескольких часов, устроившись в кузове грузовой машины, он рисовал. Закончив работу и отойдя от машины каких-нибудь десять-пятнадцать шагов, он услышал за спиной оглушительный взрыв. Оглянулся. Машины уже не было: она разлетелась в щепки. Несколько секунд, несколько шагов отделили его в этот день от смерти»28.

Кривоногов зарисовывал городские улицы, портреты победителей, впечатляющие виды разбитого рейхстага, сочиняя одновременно художественный образ Великой Победы.

Выразительна кратковременно выполненная живописная картина «Рейхстаг». Ужасающий вид его художник нарисовал вскоре после Победы, когда пламя войны уже утихло и разрушенное здание можно рассмотреть. Изорванные и обгорелые конструкции одиноко стоящего строения напоминают остатки гигантского костра, в котором полыхал рейхстаг. Вокруг никого, и только кривые сгоревшие стволы деревьев напоминают о том, что здесь когда-то была жизнь. Пустота выжженной территории – это символ уничтожения гитлеризма до самого его основания. В картине от «всего тёмного, звериного фашистской Германии», как воспринимали рейхстаг советские воины, остался пепел, прах. Автор в этой картине окончательно «убил и спалил» проклятое здание. Сокрушительное поражение агрессора через образ разгромленного парламента выглядит как страница позора в истории древнего европейского государства.

А над обгорелыми руинами рейхстага, над его разбитым куполом победно реет Красное знамя Советского Союза.

Поиски художественного образа Победы продолжались. Через год появилась картина «Капитуляция». В ней первое внимание зрителя обращено к брошенным на землю фашистским знамёнам и оружию. Вокруг знамён и на них стоят наши красноармейцы и конвоируют бесконечно длинную колонну пленённых фашистских офицеров и рядовых. Пленные изрядно потрёпаны. Среди этой унылой и едва плетущейся гитлеровской нечисти изображён бледнолицый генерал с высоко поднятой головой. Его фуражка с кокардой высится над всеми, напоминая о своей былой значимости.

По сторонам изображения победно стоят воины Красной армии – хранители только что завоёванного мира. Позади колонны гитлеровцев виден Берлин. Над рейхстагом развевается красное Знамя Победы и тянется дым, а Бранденбургские ворота – символ Германии – увенчаны флагами победителей.

Таким образом, в этой картине изображён эпизод середины дня 2 мая или ещё позднее. После того, как защитники рейхстага заявили о капитуляции, воины Красной армии пленных принимали несколько дней, то есть изображённое событие происходит уже после победы. Кроме того, картина «Капитуляция» создавалась явно под влиянием главного Парада Победы в Москве, который проходил 24 июня 1945 года, когда на землю презренно были брошены фашистские знамёна.

Кривоногов продолжал поиски такого сюжета, который выражал бы именно Победу. И нашёл его. На этот раз в картине изображён тот самый момент, когда было объявлено, что столица Германии капитулировала и защитники рейхстага сдались.

Штурм рейхстага начался ещё 30 апреля и длился непрерывно более двух суток. Здание было превращено в самую мощную крепость города. Перед ним и в нём находились отборные войска вермахта и множество отъявленных эсесовцев, которым терять было нечего. Штурм начался 30 апреля и длился непрерывно более двух суток. За это время покончил жизнь самоубийством Гитлер. 30 апреля в 14 часов 25 минут на крышу рейхстага боец из Кировской области Григорий Булатов водрузил первый победный флаг. В ночь на 1 мая над куполом рейхстага М. А. Егоров и М. В. Кантария уже установили главное Знамя Победы. А битва всё продолжалась.

Весь день 1 мая и до утра 2 мая шли ожесточённые бои внутри рейхстага. В громадном здании длиной 100 метров и в три этажа с куполом «...было до 500 комнат, множество коридоров и лестниц, различных малых залов. От пыли ничего не было видно, как в потёмках»29.

Густая едкая пыль возникала от взорванной штукатурки. В непроглядных тесных интерьерах, на этажах и в тёмных подвалах горящего здания упорно бились насмерть осатаневшие фашисты и гибли многие сотни красноармейцев.

Наконец, 2 мая в 6 часов утра сдался в плен командующий обороной Берлина генерал Вейдлинг.

Вот этот момент – 6 часов утра 2 мая 1945 года и будет изображён! Кривоногов принял окончательное решение.

Работа над сочинением и написанием картины длилась три года. В 1948 году знаменитая картина «Победа!» была создана.

В картине изображены усталые и счастливые победители. Услышав весть о капитуляции Берлина, они высыпали на ступеньки рейхстага. На их грязных, обгоревших офицерских шинелях и полевых сумках, на рваных и дымных солдатских бушлатах, на закопчённых гимнастёрках видны следы от пуль и огня. А в серых от копоти лицах одновременно выражены и радость, и груз тяжелейшей усталости от боёв за последние часы и сутки. Их взгляды отмечены осознанием свершившейся победы и мира, который, наконец, наступил. В них отражение самоотверженно выполненного долга, счастье, к которому они шли целых четыре года.

Это они – герои Берлинской битвы – предыдущие дни и ночи без сна и отдыха уничтожали последний оплот гитлеризма. Вскинув вверх винтовки и автоматы, каски и пилотки, подняв красные флаги, воины оглушительно и протяжно кричат «Ура!».

Победители торжественно салютуют своей долгожданной Победе. Под их ногами на ступенях рейхстага лежат тела убитых фашистов. Здание рейхстага, его окна, стены и мощные колонны избиты, издолблены пулями и снарядами. Из окон идёт дым и вырываются языки пламени. Когда-то величественное административное здание беспощадно разрушено и являет собой образ поверженного Берлина.

Всеобщим ликованием наполнена эта картина. Здесь представители разных национальностей и разных родов войск, но каждый воин индивидуален. Изображения бойцов многочисленны и реалистичны, настолько правдивы, что, фронтовики, вглядываясь в лица победителей, пытались найти среди них себя. В картине нет ярких цветовых пятен кроме красных знамён. Художник-фронтовик Пётр Кривоногов хорошо помнил «дымный» цвет Победы у стен рейхстага в то раннее майское утро. Величие момента отражено не красотой вида победителей, а суровой значимостью великого исторического события, свершённого героическими советскими воинами. Они пришли в Берлин от Москвы, Ленинграда и Сталинграда, от гор Северного Кавказа, от Курска, Киева и Минска, чтобы уничтожить ненавистный гитлеризм. И добили фашистов в их логове.

Картина Петра Александровича Кривоногова – это зримый художественный документ самого желанного события мая 1945 года. Такой вид Победы был необходим и красноармейцам-фронтовикам, и всем мирным жителям нашей страны. Зрители не только воочию увидели взятие рейхстага, но увидели настоящие лица победителей, почувствовали момент торжества, когда капитулировал Берлин – столица Германии. До подписания Акта о капитуляции всей Германии оставалось менее семи дней.

Композиция картины такова, что напоминает кратковременный фотокадр, сделанный как бы в тот самый момент, когда бойцы только что получили радостное сообщение. Такой изобразительный приём прибавляет достоверности изображённому событию.

В 1949 году автор картины «Победа» Пётр Александрович Кривоногов стал лауреатом Сталинской (Государственной) премии СССР. В 1955 году он был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Когда в 1966 году в СССР была учреждена Золотая медаль имени М. Б. Грекова, первая награда в 1967 году была вручена П. А. Кривоногову. В том же году великий художник скончался в возрасте 56 лет.

Примечания

1 Ахматова А. А. Прошло пять лет – и залечила раны... // Ахматова А. А. Стихотворения / А. Ахматова ; [сост. и вступит. статья, с. 3–10, Н. Банникова]. М., Сов. Россия, 1977. С. 410.
2 Кривоногова Е. Пётр Кривоногов. М, [2010]. С. 11.
3 Твои земляки. Сборник очерков. Ижевск, 1970. С. 140.
4 Там же.
5 Кривоногова Е. Указ. соч. С. 18.
6 Ушенин Х. А. Пётр Кривоногов. М., 1965. С. 16.
7 Твои земляки. Сборник очерков. Ижевск, 1970. С. 145.
8 Сандалов Л. М. 1941: на Московском направлении. М., 2010. С. 433.
9 Исаев А. В. Неизвестный 1941: остановленный блицкриг. М., 2013. С. 92.
10 Членов А. Защитники Брестской крепости // Культурно-просветительская работа. 1961. № 5. С. 49.
11 Там же.
12 Великая Отечественная. 1941–1945. Фотоальбом. М., 1984. С. 26.
13 Кучеренко Г. Летопись мужества. О творчестве П. А. Кривоногова // Искусство. 1975. № 8. С. 20.
14 Кривоногова Е. Указ. соч. С. 20.
15 «Зверства в Речице» 1942 г. URL: https://vk.com/wall-185900962_2119 (дата обращения: 31.08.2020).
16 Сметанина Н. Д. Великая Отечественная война 1941–1945 годов в произведениях изобразительного искусства : учебное пособие. Киров, 2016. С. 40.
17 Ушенин Х. А. Указ. соч. С. 18.
18 Сметанина Н. Д. Указ. соч. С. 41.
19 Там же. С. 124.
20 Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. М., 1978. С. 445.
21  Советский Союз в годы...С. 354.
22 Кривоногова Е. Указ. соч. С. 27.
23 Востоков Е. И. Пётр Кривоногов. М., 1972. С. 15.
24 Ушенин Х. А. Указ. соч. С. 23.
25 Военные художники Студии имени М. Б. Грекова. Воспоминания. Дневники. Документы. Письма. Л., 1969. С. 208.
26 Никифоров Б. Пётр Александрович Кривоногов. М., 1953. С. 19.
27 Ушенин Х. А. Указ. соч. С. 20.
28 Кучеренко Г. Указ. соч. С. 20.
29 Мединский В. Р. Мифы СССР. 1939–1945. М., 2012. С. 568.