Главная > Выпуск №38 > Воронежский педагогический институт в Уржуме

Воронежский педагогический институт в Уржуме

в годы Великой Отечественной войны

В. С. Жаравин

История эвакуации высших учебных заведений в Кировскую область в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) по-настоящему ещё не изучена. Однако документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Кировской области, могут приоткрыть эту малоизвестную страничку истории нашего края.

Эвакуацией в нашей стране руководил Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР (председатель А. Н. Косыгин). Совет рассматривал и принимал решения на основе отраслевых наркоматов. Эвакуация высших учебных заведений педагогического профиля шла по предложению Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) РСФСР, который рекомендовал направлять в эвакуацию педагогические институты, как правило, для размещения в те города, где были педагогические и учительские институты, педучилища. Город Уржум Кировской области привлёк Наркомпрос РСФСР тем, что там имелось педучилище, и родилось предложение о направлении туда в эвакуацию одного из пединститутов столицы.

17 ноября 1941 года Кировский облисполком депутатов трудящихся принял решение № 1487с «О размещении высших учебных заведений, эвакуированных из г. Москвы в Кировскую область», где говорилось:

«В соответствии с распоряжением Совета по эвакуации от 15 октября 1941 года исполком областного совета депутатов трудящихся решил:

<...> 2. Предложить исполкому Уржумского райсовета разместить эвакуированный из города Москвы Московский педагогический институт имени К. Либкнехта Наркомпроса РСФСР в здании педучилища в городе Уржуме.

3. Обязать исполком Малмыжского и Уржумского райсоветов оказать содействие дирекции институтов в предоставлении транспорта и обеспечить профессорско-преподавательский состав необходимой жилплощадью.

Председатель исполкома облсовета Иволгин»1.

Однако москвичи в Уржум не приехали. По решению Совета по эвакуации Московский педагогический институт имени К. Либкнехта был направлен в Сибирь, в город Ойро-Тура (совр. Горноалтайск).

Интересно, что в один и тот же день, 17 ноября 1941 года, когда в Кирове решили вопрос о размещении в городе Уржуме Московского педагогического института имени К. Либкнехта, Совет по эвакуации в Москве решил разместить в Уржуме Рязанский педагогический институт2. Он приезжает в Киров, однако в Уржум, пока по не выявленным причинам, не едет. Наркомпрос РСФСР принял решение расформировать институт, студентов и имущество передать Кировскому пединституту, а преподавателям предоставить работу в разных учебных заведениях. В официальной истории Рязанского педагогического института говорится, что он был в эвакуации в городе Стерлитамаке Башкирской республики, в 1942 году вернулся в Рязанскую область, в город Шацк, а в 1944 году в свои корпуса в городе Рязани3.

Уржум всё-таки дождался эвакуированного пединститута, на этот раз из Воронежа. Летом 1942 года немецко-фашистские войска активно ведут наступления на юг нашей страны, начинают угрожать Воронежу. В июле 1942 года Совет по эвакуации принимает решение об эвакуации Воронежского педагогического института в город Уржум Кировской области.

Эвакуация из Воронежа проходила в спешке. Первоначально предлагалось ехать в город Борисоглебск Горьковской области. Студенты все были на каникулах, поэтому в местной печати и по радио было объявлено, что институт уезжает в город Уржум и предлагалось всем студентам самостоятельно добираться до Борисоглебска, а оттуда уже организованно – в Уржум. «Транспортные трудности, а также неизвестность местопребывания многих студентов Воронежского пединститута, эвакуировавшихся самостоятельно в различные районы страны, не позволили провести в жизнь намеченные дирекцией работы на старших курсах», – писал директор института Я. Н. Митрофанов в Кировский обком ВКП(б)4. Всего до Уржума доехало 12 студентов и 28 преподавателей. Ещё трое остались в Борисоглебске дожидаться имущества института и заблудившихся студентов5.

Из Борисоглебска добирались через Арзамас Горьковской области, откуда директор института послал телеграмму в Кировский обком ВКП(б) 16 августа 1942 года: «Решением Совнаркома Федерации Воронежский пединститут переводится размещением Уржум педучилище. Окажите содействие».6

По решению Уржумского райисполкома от 8 сентября 1942 года для размещения эвакуированного Воронежского института было выделено здание Уржумского педучилища, его общежитие и здание детдома имени Пирогова7.

В педучилище институт занимал семь классов и зал, в общежитии первый этаж был отдан под квартиры преподавателей, также под квартиры отдали коммунальный дом. Детский дошкольный дом был вынужден выехать в село Байса Уржумского района, чтобы здание отдать институту8.

Для нормальной работы института были даны объявления о приёме в институт на первый курс в областной газете «Кировская правда» и районной «Кировская искра». Из них можно узнать адрес пединститута: город Уржум Кировской области, улица Красная, дом 489. По разрешению Наркомпроса РСФСР учебный 1941–1942 год было разрешено начать 1 ноября 1942 года. В связи с отсутствием материальной учебной базы дирекция обратилась в Наркомпрос РСФСР и Кировский обком ВКП(б) с просьбой о выделении ему учебников и наглядных пособий Гомельского и Пензенского педагогических институтов, которые находились в Кировской области и не функционировали10.

Объявление о приёме студентов в «Кировской искре».1942. 2 сент. № 93
Объявление о приёме студентов в «Кировской искре».1942. 2 сент. № 93

Помощь Воронежскому пединституту была оказана Казанским педагогическим институтом было отправлено 200 учебных пособий, от Кировского педагогического института – 588 экземпляров учебников, какое-то количество учебников прислала Кировская областная библиотека им. А. И. Герцена11.

К 1 ноября 1942 года, то есть к началу учебного года, было принято в институт на первый курс 120 студентов,  обучалось на втором курсе – 24 человека, на третьем курсе – 23. Всего 167 человек. Кроме этого, в учительский институт было принято на первый курс 116 студентов12. Институт готовил учителей для средней школы со сроком обучения четыре года и учителей для неполной средней школы – три года. Последние и учились в учительском институте.

Программа обучения была составлена такая: 1-й семестр – с 1 ноября 1942 года по 15 февраля 1943 года, зимняя сессия – с 15 февраля по 6 марта 1943 года; 2-й семестр до 6 июля, летняя сессия – с 7 по 31 июля 1943 года. Такой план проведения учебных занятий был утверждён Управлением высшей школы Наркомпроса РСФСР.

Ещё в сентябре 1942 года решением бюро Уржумского райкома ВКП(б) в институте была создана первичная партийная организация из семи членов партии и пяти кандидатов в члены ВКП(б)13. Было проведено организационное собрание, избран секретарь организации. Протоколы партийных собраний Воронежского педагогического института за 1942–1943 годы сохранились в архиве14.

В связи с тем, что студентов было меньше, чем в Воронеже, приняли решение по объединению кафедр, например, кафедры немецкого, французского и английского языков стали одной кафедрой иностранных языков, кафедры географии и геологии – физгеографии, объединили кафедры военного дела и физической подготовки и другие.

В организации учебного процесса было много трудностей. Занятия в здании педучилища проводились во вторую смену с двух часов дня, поэтому часто лекции и практические занятия проходили вечером при слабом освещении.

В декабре 1942 года Уржумский горсовет обязал Уржумскую акушерско-фельдшерскую школу выделить для занятий студентов института три комнаты в утреннюю смену15. Учёба в первом семестре проходила при небольшом количестве учебной литературы. Этот вопрос ставился на партийном собрании, и было решено максимально использовать все библиотеки города Уржума, а всех преподавателей обязали читать лекции с расчётом, чтобы студенты могли их конспектировать. Преподавателей, приехавших в Уржум, не хватало, чтобы читать все курсы необходимых лекций. Дирекция обратилась к своим сотрудникам, уехавшим в эвакуацию в другие места, с просьбой приехать в Уржум, но все отказались. Непрочитанные лекционные курсы пришлось переносить на другой семестр.

Для работы в институте приглашались и местные преподаватели, читавшие лекции по совместительству. Например, Ф. Истомина вела курс античной литературы, Леохновский читал курс старославянского языка, Хан-Коган – курс английского языка16.

Трудности в учёбе были и у студентов. У института не было читального зала, в общежитиях по вечерам не было электрического света, что не давало возможности заниматься.

Зимнюю сессию 1943 года студенты Воронежского педагогического института закончили с успеваемостью 85 %, студенты учительского института – 83 %, 7 % студентов, в основном старших курсов, оформили академическую задолженность по уважительным причинам, часто из-за того, что поздно приступали к занятиям17.

Постепенно жизнь института в Уржуме налаживалась, его коллектив уверенно включался в повседневную жизнь района. В марте студенты института участвовали в районном лыжном кроссе и заняли первое место, получив переходящее Красное знамя. Учитывая большой интеллектуальный потенциал сотрудников института, райком партии обязал преподавателей читать лекции перед населением. Для института был определён подшефный Русско-Тимкинский сельсовет, где преподаватели и студенты выступали перед колхозниками, а с началом сельхозработ стали оказывать практическую помощь.

Реалии военного времени сказывались во всём. Ряд кафедр разработал вопрос о включении в программу материалов, имевших связь с Великой Отечественной войной (педагогика, русская литература, химия, физика, история и другие). В институте организовали курсы по подготовке медсестёр, на которые записались 42 человека, и радисток, куда записались 20 человек. По военному делу проводились строевые занятия, изучалось стрелковое оружие, однако из-за отсутствия патронов практические стрельбы пришлось отложить. Оружие для занятий и учебные пособия брали в районном военкомате.

За первое полугодие 1943 года преподаватели института прочитали для населения 60 лекций на самые разные темы. Кроме того, десять лекций было прочитано для учителей Уржумского района по вопросам педагогики. Работники института выступили с шестью док­ладами на межрайонном методическом совещании: пять докладов на тему «Урок в школе» и один доклад на тему «Политическое воспитание в школе»18.

В феврале 1943 года в институте был организован сбор подарков для бойцов в связи с 25-летием Красной армии. Поддерживая инициативу комсомольцев области по сбору средств на строительство танковой колонны «Кировский комсомолец», студенты института собрали на эти цели 6 825 рублей, преподаватели и служащие – 29 тысяч рублей19.

Интересно, что в отчёте Воронежского пединститута о работе за 1942/1943 учебный год отмечается и тот факт, что преподаватели института участвовали в качестве консультантов в работе Уржумского краеведческого музея и других просветительных организаций города Уржума.

Весной Воронежскому пединституту выделили 12 гектаров земли для организации подсобного хозяйства, дали две лошади для работы в хозяйстве20. Всем желающим преподавателям предложили индивидуальные огороды (наверно, грядки в коллективных огородах). Для получения посадочного материала обратились за помощью в колхоз «Красная смычка» Богдановского сельсовета, чтобы тот выделил институту 5 центнеров семенного картофеля. С аналогичными просьбами о помощи решили обратиться и в другие хозяйства21.

Летнюю сессию 1942/1943 учебного года студенты сдали лучше зимней, однако в целом удовлетворительные оценки получили 82 % студентов пединститута и 66 % студентов учительского института22.

11 августа 1943 года секретарь парторганизации Воронежского пединститута В. В. Быданова выехала в командировку в город Воронеж, видимо, для «разведки» обстановки23.

Летом 1943 года в результате победы Красной армии на Курской дуге враг был отброшен далеко на запад от Воронежа. Естественно, что у всего коллектива Воронежского пединститута возникло большое желание вернуться на родину.

6 сентября 1943 года был подписан приказ СНК РСФСР о реэвакуации Воронежского государственного пединститута в город Воронеж. Ввиду того, что город сильно пострадал в ходе боёв, было принято решение временно разместить исторический, литературный факультеты и факультет иностранных языков в городе Липецке Воронежской области.

По книгам регистрации партийных документов видно, что учётные карточки коммунистов-преподавателей Воронежского пединститута были высланы Уржумским райкомом ВКП(б) 19 ноября 1943 года в Липецкий райком ВКП(б) Воронежской области24. В сентябре 1944 года все факультеты переехали в город Воронеж.

Сегодня благодаря интернету есть возможность узнать о некоторых преподавателях Воронежского пединститута, работавших в Уржуме в 1942–1943 годах:

– Павел Леонидович Загоровский – доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Воронежского пединститута по научной и учебной работе. Один из основоположников Воронежской педагогической школы;

– Абрам Романович Мешков – доктор биологических наук, профессор Воронежского пединститута, декан географического факультета. Один из организаторов и председатель Воронежского отдела Всесоюзного географического общества;

– Тимофей Васильевич Рындин – доктор сельскохозяйственных наук, профессор. В 1919 году – председатель Воронежской губчека, в 1937 году – ректор Воронежского сельскохозяйственного института, в 1938 году – профессор Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, позже профессор Воронежского пединститута;

– Чистяков Василий Фёдорович – профессор, заведующий кафедрой языкознания Воронежского пединститута. Занимался составлением лингвистических атласов Кубани и Воронежской области.

Примечания

1 ЦГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 5. Д. 17. Л. 194.
2 Там же. Д. 15. Л. 84.
3 РГУ имени С. А. Есенина : [сайт]. URL: https://www.rsu.edu.ru/anniversary/rsu-historu (дата обращения: 24.08.2020).
4 ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 9. Д. 180. Л. 61.
5 Там же. Оп. 8. Д. 173. Л. 97 об.
6 Там же. Л. 94.
7 Архив администрации Уржумского района. Ф. 1. Оп. 1. Д. 114. Л. 106 об.
8 ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 198 об.
9 [Объявление] // Кировская искра. Уржум. 1942. 16 окт. (№ 112). С. 2.
10 ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 198.
11 Там же. Оп. 9. Д. 180. Л. 61 об.
12 Там же. Л. 62.
13 ЦГАКО. Ф. П-2051. Оп. 2. Д. 24. Л. 104.
14 Там же. Оп. 14. Д. 40, 41.
15 ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 9. Д. 180. Л. 63.
16 Там же. Л. 63 об.
17 Там же.
18 Там же. Л. 64 об. – 65.
19 Там же.
20 Там же. Л. 88.
21 ЦГАКО. Ф. П-2051. Оп. 14. Д. 41. Л. 19 об.
22 Там же. Л. 30.
23 Там же. Л. 32.
24 Там же. Оп. 6. Д. 16. Л. 14 об. – 15.