Главная > Выпуск №38 > Омутнинский педагогический колледж и его руководители

Омутнинский педагогический колледж и его руководители

Л. Г. Голубева

1 часть / 2 часть / Приложение. Указатель

Не нужно доказывать, что образование –
самое великое благо для человека.
Без образования люди и грубы,
и бедны, и несчастны.
Н. Г. Чернышевский

Омутнинский колледж педагогики, экономики и права является одним из старейших учебных заведений Кировской области. В 2020 г. ему исполнилось 90 лет. Однако история педколледжа не была написана, не были выявлены сведения о его руководителях. Раскрыть эти страницы истории помогут документы Центрального государственного архива Кировской области.

Омутнинский педагогический колледж был образован как педагогический техникум по решению Нижегородского краевого исполкома в 1930 году. Первым его директором с 1 июля 1930 г. был назначен А. С. Ходырев.

А. С. Ходырев
А. С. Ходырев

Ходырев Александр Степанович (июль 1930 г. – май 1932 г.) родился 26 декабря 1905 г. в деревне М. Чернушка Ржанополомской волости Вятского уезда Вятской губернии (совр. Кирово-Чепецкий район Кировской области, деревня не существует) в крестьянской семье, русский. В 1924 г. окончил Вожгальскую школу II ступени.

С июня по октябрь 1923 г. А. С. Ходырев работал воспитателем детского дома в селе Раменье, а с октября 1923 г. по июль 1924 г. – воспитателем и пионерработником детского дома в селе Вожгалы Вятского уезда. В октябре 1924 г. был командирован в 1-й Московский государственный университет, где проучился в связи с болезнью только два курса факультета общественных наук.

Преподавательскую деятельность начал с сентября 1926 года. Работал учителем обществоведения в школе крестьянской молодёжи в селе Ржанополом. С ноября 1927 г. находился на службе в Красной армии.

С ноября 1928 г. по июль 1930 г. был заведующим школой II ступени в селе Усть-Чепца Просницкого района Кировской области (Нижегородского края) (ныне часть города Кирово-Чепецка).

В 1930 г. Александр Степанович был выдвинут на должность директора Омутнинского педагогического техникума. 2 января 1931 г. в техникуме прозвенел звонок на первый урок для сорока студентов школьного отделения, будущих учителей 1–4 классов.
26 июля 1931 г. в районной газете «Голос рабочего» было размещено объявление о следующем наборе студентов: «Омутнинский педагогический техникум объявляет о приёме на школьное и дошкольное отделение. Первоочередность приёма за рабочими, колхозниками, просвещенцами. Принимаются молодые люди, окончившие фабрично-заводские школы, школы рабочей молодёжи. Обеспечиваем стипендией, общежитием, общественным питанием. Зав. педтехникумом Ходырев».

А. С. Ходыреву необходимо было организовать и наладить процесс обучения в непростых условиях. Своего помещения техникум не имел. Занятия велись на первом этаже здания, принадлежавшего системе краевого здравоохранения и предназначавшегося для размещения хирургического отделения районной больницы. Не было единых программ и учебников, позволяющих получить систематические знания по предметам. Преподавателей-предметников не хватало. Учебные занятия проводились урочного типа в дневную смену. Наиболее распространённым методом обучения была беседа, так как не хватало учебников и не было наглядного оборудования (последнее изготавливалось силами студентов). Со стороны преподавателей вначале не было должного контроля над выполнением домашнего задания и ведением конспектов студентами. Отмечалась слабая грамотность принятых на обучение и плохие навыки устной и письменной речи. Первоначально воспитательной работе с учащимися не уделяли должного внимания. Педагоги практически не бывали в общежитиях и не участвовали в проводимых студентами мероприятиях1.

А. С. Ходырев проработал директором Омутнинского педтехникума по май 1932 года. Затем был назначен ответственным редактором районной газеты «Голос рабочего» (май 1932 г. – апрель 1933 г.). С 1933 г. переведён на партийную работу: был заместителем секретаря (апрель 1933 г. – октябрь 1934 г.), секретарём Омутнинского районного комитета ВКП(б) (октябрь 1934 г. – февраль 1935 г.), инструктором Кировского краевого комитета партии. В августе 1935 г. был назначен заведующим отделом рабочей молодёжи краевого комитета комсомола и редактором газеты «Комсомольское племя». В 1937 г. был избран первым секретарём Кировского областного комитета ВЛКСМ.

В 1937 г. был арестован как «враг народа» и до декабря 1937 г. был в заключении. Освобождён по амнистии и реабилитирован.
С января по июнь 1940 г. работал учителем истории, с июля 1940 г. – исполнял обязанности директора, а с октября 1940 г. по август 1942 г. – был директором Шабалинского педагогического училища. В характеристике на А. С. Ходырева, составленной в областном отделе народного образования, писали: «Как в Омутнинском, так и в Шабалинском педучилищах проявил себя дельным, энергичным руководителем, хорошим организатором коллектива преподавателей и учащихся».

С августа 1942 г. по август 1944 г. работал заместителем заведующего, затем по 1952 г. – заведующим Кировским областным отделом народного образования. В период работы А. С. Ходырева в облоно его характеризовали как «знающего дело народного образования». В Советском Союзе с 1949 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Для развития народного хозяйства и укрепления армии стране требовались более подготовленные кадры. Однако из-за крайней нужды в семье молодёжь, особенно из неполных семей, вынуждена была идти на производство, оставив обучение в школе. О работе Александра Степановича в этом направлении в архивных документах написано: «Осуществляя руководство школьного и политпросветительского секторов, [А. С. Ходырев] к работникам предъявлял конкретные требования, систематически контролируя их работу. Школьная работа имеет ряд достижений, в частности большого охвата детей всеобучем по сравнению с прошлым годом и повышение качества работы учителя»2.
Далее А. С. Ходырев работал заведующим Крымским областным отделом народного образования в городе Симферополе, начальником управления по кадрам Министерства просвещения РСФСР. Занимался литературной деятельностью, автор пьес «Дружный отпор», «Отцовская власть», романа «Передел земли»3.

Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В 1932 г. педтехникумы страны перешли на трёхлетнее обучение. С началом индустриализации в стране была дана установка на всё большее привлечение к труду женщин. Для этого необходимо было открыть сеть дошкольных учреждений. Омутнинский педтехникум в 1932 г. набрал 45 девушек в возрасте от 15 до 25 лет на начальные подготовительные курсы дошкольного отделения. За три месяца они получили основные знания в объёме семилетки. Выдержавших вступительные испытания приняли на первый курс дошкольного отделения. Единственный выпуск будущих работников дошкольных учреждений состоялся в 1935 г., так как в течение двух лет не было набора на данное отделение4.

После А. С. Ходырева с мая 1932 г. по август 1935 г. сменилось несколько руководителей Омутнинского педагогического техникума.


Медянцев Павел Кузьмич (август 1932 г. – июль 1933 г.) родился в 1904 г. в крестьянской семье (место рождения в архивных документах не указано). В графе «национальность» имеется запись «великорусс», родной язык русский. Окончил школу II ступени. С 1917 г. по 1924 г. занимался земледелием. С декабря 1924 г. был председателем Круглыжского волостного комитета профсоюза работников сельского хозяйства Котельничского уезда Вятской губернии (совр. Свечинский район Кировской области), затем техническим секретарём Круглыжского волостного комитета ВКП(б) (декабрь 1925 г. – сентябрь 1926 г.)5.

С 1926 г. начал преподавательскую деятельность. Работал заведующим Круглыжской опорной школы (октябрь 1926 г. – ноябрь 1927 г.), народным учителем школы I ступени в селе Чахловка Круглыжской волости Котельничского уезда (совр. Шабалинский район Кировской области; ноябрь 1927 г. – 20 июля 1930 г.), народным учителем в селе Макарье Котельничского района (25 июля – 20 ноября 1930 г.). В июле 1930 г. был командирован на учёбу в город Вятку.

С 20 ноября 1930 г. был заведующим культурно-пропагандистским отделом Спасского (Макарьевского) районного комитета ВКП(б) (совр. Котельничский район Кировской области)6.

20 августа 1932 г. был направлен на работу в Омутнинский педагогический техникум, где сначала работал заведующим учебной частью, а с 1933 г. – директором. В июле 1933 г. П. К. Медянцев был отозван для работы пропагандистом в Омутнинский районный комитет ВКП(б)7.


П. П. Коробейников
П. П. Коробейников

Коробейников Павел Петрович (август 1933 г. – январь 1934 г.) родился 21 января 1904 г. в деревне Белозерье Вожгальской волости Вятского уезда Вятской губернии (совр. Кумёнский район Кировской области, деревня не существует) в семье крестьянина, русский. В 1923 г. окончил школу II ступени в селе Вожгалы Вятского уезда, по окончании которой был командирован на уездные двухмесячные учительские курсы.

С 1923 г. началась преподавательская деятельность. Работал учителем школы I ступени в селе Березник Вожгальской волости Вятского уезда (сентябрь 1923 г. – август 1924 г.), учителем и заведующим начальной школой в деревне Суслопары (совр. Кумёнский район Кировской области).

В январе 1926 г. был выбран секретарём Якимовагинского волостного комитета ВЛКСМ Вятского уезда (село Бурмакино; совр. Кирово-Чепецкий район Кировской области), где проработал по сентябрь 1926 г., до призыва на службу в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. В ноябре 1926 г. был демобилизован по состоянию здоровья.

С декабря 1926 г. вернулся к учительской деятельности, работал в школе I ступени деревни Югово Вожгальской волости Вятского уезда (декабрь 1926 г. – июнь 1927 г.), затем в школе I ступени села Вожгалы Вятского уезда (июнь 1927 г. – сентябрь 1930 г.).
В мае 1930 г. поступил учиться в Вятский педагогический институт, который окончил в июле 1933 г., получив специальность преподавателя экономических дисциплин. В последний год учёбы (1932/1933) преподавал в Вятском медицинском техникуме политэкономию и был избран секретарём парторганизации медтехникума.

По окончании учёбы в институте был направлен Горьковским краевым отделом народного образования работать в город Омутнинск директором педагогического училища.

В 1934 г. был выдвинут на должность ответственного редактора районной газеты «Голос рабочего». В течение 1934 и 1935 г. свою работу в газете П. П. Коробейников совмещал с преподаванием в педучилище.

В октябре 1936 г. был назначен учителем географии средней школы № 5 города Омутнинска, с августа 1938 г. – заведующим учебной частью той же школы, с августа 1939 г. – директором средней школы № 6.

10 июня 1941 г. П. П. Коробейников был утверждён директором средней школы № 4. В характеристике на П. П. Коробейникова писали: «Хорошо организует работу по своему предмету, даёт глубокие, прочные знания учащимся. Своим руководством обеспечивает сплочённость педагогического коллектива, оказывает помощь молодым учителям, добиваясь повышения учебной и воспитательной работы в школе». Педколлектив школы под его руководством проводил общественную работу с населением и в госпиталях8.
В феврале 1942 г. П. П. Коробейников был утверждён заведующим Омутнинским районным отделом народного образования. С марта по сентябрь 1942 г. работал заведующим отделом пропаганды и агитации Вожгальского районного комитета ВКП(б) Кировской области. Одновременно работал лектором райкома и заместителем секретаря партийной организации районного отдела народного образования9.


Ковязин Фёдор Михайлович (27 марта – май 1934 г.) родился в 1902 г. в семье крестьянина, русский (место рождения в архивных документах не указано). Окончил школу II ступени10.

С апреля по май 1934 г. работал директором Омутнинского педагогического техникума.

В протоколе заседания бюро Омутнинского районного комитета ВКП(б) от 14 мая 1934 г. № 17 имеются сведения о направлении Ф. М. Ковязина в распоряжение Горьковского краевого комитета ВКП(б). Контроль над работой педагогического техникума был поручен П. П. Коробейникову: «Обязать тов. Коробейникова вести в техникуме историю партии, уделяя работе техникума 2–3 часа ежедневно по вечерам, обязать тов. Коробейникова добиться мобилизации студенчества на успешное окончание учебного года». На заседании бюро было принято решение обратиться в крайком с просьбой о командировании в техникум директора11.


С. И. Симахин
С. И. Симахин

Симахин Семён Иванович (июнь 1934 г. – август 1935 г.) родился 31 января 1904 г. в деревне Нагиши Малощегловской волости Яранского уезда (совр. Яранского района Кировской области) в семье крестьянина-середняка. Окончил Знаменскую школу II ступени Яранского уезда (1917–1923) и годичные губернские педкурсы при Вятском пединституте (1923–1924), получив специальность учителя начальной школы. С 1924 г. начал трудовую деятельность: с октября 1924 г. работал учителем Корляковской начальной школы Яранского уезда; с августа 1926 г. – заведующим Покровской школой Астрахан-Базарского (совр. Джалилабадского) района Азербайджанской АССР (совр. Азербайджанской Республики); с августа по декабрь 1928 г. – заведующим Роженцовской школой Шарангского района Вятской губернии (совр. Нижегородской области); с декабря 1928 г. по апрель 1930 г. – там же председателем кредитного сельскохозяйственного товарищества льноводсоюза; с сентября 1930 г. – школьным инструктором в Санчурском районном отделе народного образования; с января 1933 г. – заведующим агитмассовым отделом Санчурского районного комитета ВКП(б); с января по май 1934 г. – директором Санчурского педтехникума.

С июня 1934 г. по август 1935 г. С. И. Симахин занимал должность директора Омутнинского педтехникума. С августа 1934 г. был исключён из рядов партии «как классово чуждый элемент, применявший наёмный труд бедняков», в 1935 г. за неподтверждением обвинения против него был восстановлен в партии Горьковским краевым комитетом. В этот период, пока шла проверка партдокументов С. И. Симахина, обязанности директора Омутнинского педтехникума исполнял Н. И. Корепанов.
С августа 1935 г. по март 1940 г. С. И. Симахин работал заведующим Бисеровским районным отделом народного образования Кировской области (совр. Афанасьевский район Кировской области). В 1936 г. обучался на курсах заведующих районными отделами народного образования при Наркомпросе. В декабре 1939 г. был премирован за строительство школы в селе Бисерово. Участвовал в аттестации учителей Бисеровского района. С марта 1940 г. по декабрь 1941 г. работал заведующим Белохолуницким районным отделом народного образования Кировской области, с 22 декабря 1941 г. по 26 декабря 1942 г. – заведующим отделом пропаганды и агитации Белохолуницкого района. В декабре 1942 г. был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии.

В характеристике на С. И. Симахина говорилось, что он «пользуется авторитетом у районных организаций и работников по народному образованию, хорошо знает запросы и нужды учительства»12.


Н. И. Корепанов
Н. И. Корепанов

Корепанов Николай Иванович (август 1934 г. – август 1935 г.) родился 21 июля 1906 г. в деревне Деветьяровская Чепецкой волости Вятского уезда Вятской губернии (совр. Кирово-Чепецкий район Кировской области) в семье рабочего шубно-овчинного завода купца Бокова, русский. С 1913 г. по 1916 г. обучался в начальном земском училище, затем работал на спичечной фабрике в селе Чепца купца Бровцина. В 1918 г. поступил во вновь открывшуюся в селе школу II ступени, где проучился шесть лет. После окончания школы летом 1924 г. был командирован комсомольской организацией на уездные учительские курсы в связи с начавшейся в стране кампанией ликвидации неграмотности среди населения и постановлением Центрального Комитета комсомола о направлении комсомольцев на школьную работу. С октября 1924 г. началась преподавательская деятельность. Работал учителем школы I ступени в селе Ильинское Чепецкой волости Вятского уезда (1 октября 1924 г. – 30 сентября 1925 г.), затем учителем и заведующим школой I ступени в селе Ржанополом (1 октября 1925 г. – 24 сентября 1929 г.), затем учителем и заведующим школой I ступени в селе Макарье Вятского района Нижегородского края (25 сентября 1929 г. – 28 февраля 1930 г.).

С марта 1930 г. по сентябрь 1932 г. обучался в Вятском педагогическом институте на факультете русского языка и литературы. Экзамены за последний семестр института сдавал экстерном, так как по распоряжению краевого отдела народного образования с 1 февраля 1932 г. был направлен на работу заведующим учебной частью и преподавателем русского языка и литературы Омутнинского педагогического техникума. В педтехникуме проработал по август 1936 г. За этот период, как писал Н. И. Корепанов в своей автобиографии, «более года исполнял обязанности директора».

С 1 августа 1936 г. был назначен директором вновь построенной «правительственной» средней школы города Омутнинска № 5, также преподавал в школе русский язык и литературу. С марта 1938 г. был утверждён заведующим районным отделом народного образования13.

С образованием Кировского края Омутнинский педтехникум стал подчиняться краевому отделу народного образования. В отчёте за январь 1935 г. заведующего крайоно Д. Б. Марчукова о работе педтехникумов вновь образованного Кировского края говорилось о работе 15 педтехникумов. Кроме Омутнинского, обучение вели Советский (основан в 1903 г.), Яранский (1919), Уржумский и Сарапульский (1921), Малмыжский (1922), Кировский (1925), Нолинский (1927), Слободской и Шабалинский (1930), Санчурский, Халтуринский, Белохолуницкий, Воткинский, Котельничский (1931). Из перечисленных педтехникумов 11 располагались в каменных зданиях, Уржумский – в полукаменном, Шабалинский – в деревянном, Кировский вёл занятия в трёх зданиях (в помещении рабфака во вторую смену, в одном из зданий совпартшколы и в Кировском краеведческом музее)14.

25 августа 1935 г., после окончания Ленинградского педагогического института имени Н. К. Крупской и получения специальности преподавателя педагогики, для работы директором Омутнинского педтехникума была направлена М. В. Рогачева.


М. В. Рогачёва
М. В. Рогачёва

Рогачева Мария Васильевна (25 августа 1935 г. – 1 октября 1937 г.) родилась 22 июня 1903 г. в селе Иванков Радомышльского уезда Киевской губернии (совр. Киевская область, Украина) в семье крестьянина, украинка. В 1909 г. её родители переехали в село Славногородское Сибирского края (совр. Алтайский край). Окончила два класса церковно-приходского училища и два года высшего начального училища.

С 1920 г. после окончания курсов «красных учителей» начала преподавательскую деятельность: с 1 сентября 1920 г. работала учителем и заведующей школой I ступени в сёлах Романовка и Ключи Славногородского округа, с 1 сентября 1926 г. – учителем и заведующей школой I ступени в селе Рубежка (Рубежинское) Уральской области (совр. Первомайский район Оренбургской области).

С 1 сентября 1929 г. по 15 марта 1931 г. обучалась в Уральском педагогическом институте на физико-математическом факультете. После окончания второго курса учёбу пришлось прервать, так как была направлена районным комитетом партии для работы в Уральской профтехшколе «для налаживания учебной работы». В сентябре 1931 г. была направлена на учёбу в Москву в высшее педагогическое учебное заведение СССР – Академию коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. В 1934 г. академия была переведена в город Ленинград и преобразована в Коммунистический педагогический институт имени Н. К. Крупской15.

25 августа 1935 г. М. В. Рогачева была направлена для работы директором в Омутнинский педагогический техникум. Однако через два года по болезни вынуждена была сложить обязанности директора, оставшись преподавать педагогику сначала в педучилище (с 1 октября 1937 г.), затем в учительском институте (с 1 сентября 1939 г.). С 15 июня по 26 августа 1939 г., работая заместителем директора учительского педучилища, организовывала открытие Омутнинского учительского института.

В апреле 1940 г. была утверждена секретарём первичной организации Омутнинского учительского института. В октябре 1940 г. выехала за пределы Кировской области16.

С сентября 1935 г. в Омутнинском педтехникуме открылось новое отделение – трудовое – для подготовки учителей труда. Всего на 1935/1936 учебный год техникум набрал 234 студента в 8 групп, из них на школьном отделении было 172 учащихся (62 – на 1-м курсе, 65 – на 2-м, 45 – на 3-м), на трудовом – 62 учащихся на 1-м курсе. В штате техникума было 13 преподавателей17.

В педучилище постепенно увеличивался штат преподавателей и количество набранных учащихся. К концу 1936/1937 учебного года на дневном отделении педучилища было 308 студентов (144 – на 1-м курсе, 107 – на 2-м, 57 – на 3-м) и работало 17 преподавателей. Отмечалось улучшение грамотности учащихся. Если при проведении испытаний в 1936 г. один человек делал в среднем 4–5 ошибок на 100 слов, то в 1937 г. – 1–2 ошибки. Общая успеваемость выросла с 37 % до 80,8 %. Однако из 231 учащегося первых лет обучения на следующий курс было переведено только 190 человек. На заочном отделении было 294 учащихся (170 на 1-м курсе, 97 – на 2-м, 27 – на 3-м), из них зачёты сдало 47,8 %18.

7 января 1937 г. на основании приказа Наркомата просвещения РСФСР № 58 педагогические техникумы были переименованы в педагогические училища, которые также готовили учителей для 1–4 классов и воспитателей для детских садов и домов.
В сентябре 1937 г. в приёмную комиссию училища подали заявления 299 абитуриентов (училищу была установлена минимальная контрольная цифра по приёму в 120 человек). Было зачислено на первый курс 128 человек, из них 112 окончивших семилетнюю школу и 16 после 8–9 классов19.

В новом 1937/1938 учебном году директором Омутнинского педучилища на заседании бюро Омутнинского районного комитета ВКП(б) был назначен И. Г. Савватеев.


И. Г. Савватеев
И. Г. Савватеев

Савватеев Иван Григорьевич (октябрь 1937 г. – июль 1940 г.) родился в ноябре 1906 г. в посёлке Омутнинского завода Глазовского уезда Вятской губернии (совр. город Омутнинск Кировской области) в семье прокатчика Омутнинского завода, русский. В 1918 г. окончил двухклассное министерское училище в посёлке20. Начал работать с 13 лет на Омутнинском металлургическом заводе, был рассыльным в фабрично-заводском комитете (октябрь 1919 г. – 1921 г.), затем переписчиком, помощником секретаря по сбору членских взносов (1921–1926 гг.), младшим счетоводом расчётного стола (1926–1928 гг.), затем перешёл работать в прокатный цех завода на пневматическую чистку стали (1928–1929 гг.). Работая на заводе, выписывал журнал «Рабфак на дому» и изучил заочно русский язык, математику, обществоведение и природоведение в полном объёме учебного пособия Ленинградского издательства «Прибой».

В 1929 г., имея желание продолжать учиться, переехал в город Вятку и поступил на Хромовый завод № 1, где до мая 1930 г. работал на крашении хрома. За это время окончил вечерние курсы подготовки в высшие учебные заведения (курсы подготовки в вузы и втузы). На основании циркулярного письма Центрального Комитета ВКП(б) от 29 января 1929 г. «О направлении 1000 коммунистов во ВТУЗы», присланного в Вятский губернский комитет ВКП(б), И. Г. Савватеев в июне 1930 г. был направлен парторганизацией завода на учёбу в Вятский педагогический институт «в счёт парттысячи».

Окончил физико-математический факультет в июле 1933 г. и начал преподавательскую деятельность. Работал заведующим учебной частью и преподавателем физики в Омутнинском районе в Залазнинской неполной средней школе (июль 1933 г. – июнь 1934 г.), директором Чёрнохолуницкой неполной средней школы Омутнинского района (июнь 1934 г. – август 1935 г.), заведующим учебной частью и преподавателем физики Омутнинской средней школы № 2 (август 1935 г. – октябрь 1937 г.).

С октября 1937 г. И. Г. Савватеев работал директором Омутнинского педагогического училища. В характеристике за 1939 г. о нём написано: «Работает директором педучилища 2 года ... показал себя как умеющий организовывать дело, могущий руководить коллективом учителей и учащихся. За истёкший учебный год педучилище держит переходящее Красное Знамя облоно и было премировано как лучшее среди училищ области. Успеваемость по педучилищу за год – 99,5 %, не успевает 2 человека из 346 человек, которым даны переиспытания на осень, второгодников в педучилище нет».

С июня 1939 г. по август 1940 г. И. Г. Савватеев работал директором Омутнинского учительского института.
Служил в Рабоче-крестьянской Красной армии помощником начальника штаба полка по учёту в городе Кирове (август 1940 г. – апрель 1941 г.), затем в Медянском районном военкомате Кировской области (совр. пос. Мурыгино; апрель – июль 1941 г.).

С июля 1941 г. был в действующей армии: начальником 4-го отделения стрелковой дивизии (август 1941 г. – май 1943 г.), начальником отдела кадров 36 стрелкового корпуса 3-го Белорусского фронта (май 1943 г. – сентябрь 1944 г.), старшим помощником начальника 1-го отделения отдела кадров фронта (сентябрь 1944 г. – октябрь 1945 г.). Был демобилизован по болезни в звании подполковника. Награждён орденом Отечественной войны I степени21.

С ноября 1945 г. по январь 1946 г. работал заведующим отделом агитации и пропаганды Омутнинского районного комитета ВКП(б), затем секретарём райкома по кадрам (по июль 1946 г.)22.

В 1938/1939 учебном году количество учащихся Омутнинского педучилища возросло до 355. В штате работало 19 преподавателей23.

Во время работы И. Г. Савватеева на посту директора Омутнинского педучилища повысился уровень успеваемости учащихся. Этому способствовали индивидуальный подход педагогов к обучающимся и систематический контроль каждого учащегося со стороны завуча. Улучшилось качество уроков. Наладился обмен опытом преподавания между педагогическими училищами области. В зимние каникулы с 1 по 10 января учителя ездили на сборы повышения квалификации учителей педучилищ Кировской области.

В Омутнинском педучилище появилась новая программа и чёткие инструкции о прохождении педагогической практики, которая для учащихся третьего курса проходила по подгруппам по 6 часов в неделю. На практике организовывался просмотр показательных уроков ведущих учителей города. Обязательно посещались учащимися пробные уроки однокурсников. Для более качественной подготовки к урокам темы последних выдавались за 7–15 дней24.

В середине 30-х гг. XX века в связи с быстрыми темпами строительства новых школ в стране и Кировской области возникает острая потребность в педагогических кадрах для средних классов. Эту проблему смогли решить двухгодичные учительские институты, которые готовили учителей неполных средних школ по основным дисциплинам (5–7 классы). В 1939 г. ряд педагогических училищ страны был реорганизован в учительские институты. Среди них было Омутнинское педагогическое училище.

Подготовка в Омутнинском учительском институте велась на трёх факультетах: русского языка и литературы, физико-математическом и историческом. С 1 сентября 1939 г. учебные занятия в институте начались в новом двухэтажном здании. О строительстве учительского института сообщалось в районной газете «Голос рабочего» ещё 8 октября 1940 года. Согласно генеральному плану реконструкции города Омутнинска перед учебным корпусом предполагалось построить «прекрасный стадион с выходом на берег пруда. На берегу же пруда должны размеситься лодочная станция и купальня».

С августа 1940 г. руководителем Омутнинского учительского института стал Н. С. Птецов.


Н. С. Птецов
Н. С. Птецов

Птецов Николай Семёнович (август 1940 г. – октябрь 1941 г.) родился 24 июля 1910 г. в деревне Фокино Кологривского уезда Костромской губернии (совр. Межевский район Костромской области) в семье крестьянина, русский25.

В 1929 г. после окончания Кологривского педагогического техникума Нижегородской области (совр. Северный район Костромской области) начал преподавательскую деятельность. Работал учителем и заведующим школой I ступени в деревне Давыдово Мантуровского района Нижегородского края (совр. Костромская область; сентябрь 1929 г. – декабрь 1930 г.), преподавателем истории и директором Мантуровской школы (фабрично-заводской десятилетки, позднее реорганизованной в семилетку) Горьковского края (декабрь 1930 г. – декабрь 1932 г.).

В декабре 1932 г. Н. С. Птецов был командирован в Московскую академию коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. Учился на педагогическом факультете и получил специальность преподавателя педагогики педучилища (декабрь 1932 г. – июнь 1936 г.).

После окончания института работал в Кировском отделе народного образования инспектором сектора школ и педучилищ (с августа 1936 г.), затем инструктором (февраль – апрель 1940 г.), заместителем заведующего отдела пропаганды и агитации Кировского областного комитета ВЛКСМ (апрель – июль 1940 г.) 26.

В августе 1940 г. был утверждён директором Омутнинского учительского института, где проработал по октябрь 1941 года. В характеристике на Н. С. Птецова писали: «В работе проявил себя выдержанным, дисциплинированным руководителем». В период работы в Омутнинском учительском институте являлся внештатным лектором районного комитета партии.

С октября 1941 г. находился в действующей армии, был инструктором политотдела 2-го гвардейского механизированного корпуса 2-й гвардейской армии, затем инспектором политотдела 1-го гвардейского стрелкового корпуса 51-й армии 1-го Прибалтийского фронта. Был награждён орденами Красной Звезды (1943) и Отечественной войны I степени (1944)27.

Период Великой Отечественной войны для учительского института внёс свои трудности. Высшее образование в Советском Союзе по постановлению Совнаркома от 12 октября 1940 г. стало платным (до 1956 года). В сложный для всей страны военный период директору института Н. С. Птецову приходилось проводить большую работу по так называемой вербовке студентов: агитировали поступать учащихся 9–10 классов школ района, давали информационные сообщения в районные газеты и по радио, среди студентов, уезжающих на каникулы домой, выделяли уполномоченных по приёму в институт, при институте организовывали консультации для поступающих, всячески содействовали учителям районных школ, желающим получить высшее образование28. Кроме того, учебный корпус института был отдан под эвакогоспиталь № 3159. Занятия велись в помещении школы № 1, где под аудитории было выделено четыре класса, имелась библиотечная комната и физический кабинет. Кроме учительского института, в здании школы работало ещё три учебных заведения: начальная и две средних школы. Для самостоятельной дополнительной работы студентов не хватало помещений. Учебный 1941/1942 год начался 14 октября 1941 года. В штате было 14 преподавателей (к концу учебного года их осталось 10 человек). Вначале институт работал в третью смену: с 18.00 до 23.30. Иногда занятия завершались в 1 или 2 часа ночи. Работа в вечернее время отрицательно сказывалась на посещаемости последних двух лекций. В декабре 1941 г. институт перешёл на утреннюю смену. В отчёте о работе института за первое полугодие 1941/1942 учебного года говорилось о том, что обучалось всего 109 человек: 69 на факультете русского языка и литературы (из них 43 студента на 1-м курсе), 30 на физико-математическом (из них 20 студентов на 1-м курсе) и 10 человек обучались на 2-м курсе исторического факультета (к концу учебного года осталось 96 студентов). Однако чтобы принять достаточное количество студентов на первый курс, пришлось существенно снизить требования на вступительных испытаниях. Подготовка учащихся, окончивших местные районные школы, была слабой. Местная школа не давала основ науки, не учила правильной литературной речи и грамотному письму. Будущие студенты делали в диктантах по 10–15 ошибок. Отличник Омутнинской средней школы в диктанте сделал 11 орфографических ошибок. Студентам-первокурсникам было сложно работать с книгой, записывать лекции, выделять главное в материале. Отмечалась недостаточная начитанность обучаемых и невладение техникой выразительного чтения. Чтение не являлось потребностью основной массы студенчества29.

В этот непростой период пост директора Омутинского учительского института занял М. П. Малышев, будущий главный редактор научно-методического журнала «Начальная школа», помощник Президента Академии педагогических наук РСФСР.


М. П. Малышев
М. П. Малышев

Малышев Михаил Петрович (ноябрь 1941 г. – февраль 1943 г.) родился в 1888 г. в городе Улан-Удэ (совр. Республика Бурятия) в семье священника. Его отец умер, когда Михаилу было 11 лет, поэтому он учился и содержался на казённый счёт сначала в Читинском духовном училище, затем в Иркутской духовной семинарии30.

Вся трудовая деятельность Малышева была связана с учительской, методической и издательской работой. По окончании семинарии в 1909 г. Малышев работал учителем Высшего начального училища в селе Петровский завод, затем с 1911 г. в той же должности в городе Чита Забайкальской области. В апреле 1917 г. на съезде учителей он был выбран председателем уездного комитета народного образования, затем членом областного комитета по народному образованию Забайкальской области. В комитете Малышев вёл методическую работу. В то же время, с июня 1917 г. по сентябрь 1918 г., он был редактором учительского журнала «Думы забайкальского учителя», где освещались темы профессиональной деятельности педагогов, их материального и правового положения.
В 1920 г. при образовании Совета Министров Дальневосточной республики (ДВР) Малышев был назначен министром народного просвещения и проработал в городе Верхнеудинске до ноября 1922 г., до ликвидации республики. Затем Михаил Петрович работал заведующим отделом народного образования краевых исполнительных комитетов: с 1922 г. – Читинского, с 1924 г. – Хабаровского, с 1925 г. – Ростовского-на-Дону.

Летом 1930 г. Малышев был переведён директором Московского государственного педагогического института. В январе 1932 г. назначен директором Центрального научно-исследовательского института педагогики, в январе 1935 г. – помощником заведующего отделом школ Центрального Комитета ВКП(б), в августе 1937 г. – консультантом-инспектором Народного Комиссариата Просвещения. С августа 1938 г. по сентябрь 1939 г. был заведующим кафедрой Центрального института повышения квалификации кадров народного образования. Когда кафедра ликвидировалась в 1939 году, Малышев начал преподавать педагогику, был и. о. профессора педагогики Московского городского педагогического института.

В связи с эвакуацией Малышев выбыл из Москвы 16 октября 1941 г. в город Киров, где получил назначение на должность директора Омутнинского учительского института.

Кроме М. П. Малышева, Омутнинск принял эвакуированных преподавателей с разных уголков страны. В учительском институте преподавали Г. И. Лебедев, кандидат наук, бывший доцент Новгородского учительского института, И. И. Сильвенский, бывший преподаватель физики Гомельского пединститута. Со второго семестра начал вести военно-медицинскую подготовку профессор Н. Н. Мусерский, врач эвакогоспиталя.

Учебная база Омутнинского учительского института значительно улучшилась благодаря эвакуированному в Омутнинск учебному оборудованию (около 1,5 тыс. приборов и предметов) и научной библиотеки (более 23 тыс. книг) Гомельского пединститута.

О деятельности М. П. Малышева можно узнать из архивных документов, отчётов Омутнинского учительского института, составленных самим Малышевым. Подготовке педагогических кадров он придавал большое значение. В институте для ликвидации безграмотности были введены дополнительные часы и практические занятия по грамматике русского языка. Был организован кружок для решения задач по физике. Со студентами велись собеседования на тему, как работать над той или иной учебной дисциплиной, проверялись конспекты и семинарские занятия31.

Малышев, проработавший долгие годы в системе высшей школы, уделял серьёзное внимание прохождению студентами педагогической практики. Вся практика проходила в три этапа. Вначале в течение двух-трёх дней организовывался просмотр показательных уроков учителей, затем проводились студентами пробные уроки и воспитательная работа в трёх школах города. Все уроки на практике велись студентами по разработанным и утверждённым совместно с методистом конспектам. Лучшие конспекты уроков были сданы по окончании практики в кабинет языка и литературы для свободного пользования в будущем студентами и учителями города. Михаил Петрович с удовлетворением отмечал, что большинство студентов стремилось применить разнообразные методы и приёмы проведения уроков, демонстрация наглядных пособий значительно повышала интерес учащихся. Студенты-практиканты провели воспитательную работу: беседы, чтение газет, подготовка учащихся к сдаче норм ПВХО, дополнительные занятия с отстающими учениками, проверка тетрадей и другое. Среди недостатков у студентов-практикантов Малышев выделял отсутствие выразительности чтения даже у студентов литературного факультета и засорённость речи нелитературными словами32.

Благодаря грамотной организации учебного процесса в институте и работе квалифицированных педагогов по результатам сессии в феврале 1942 г. студенты показали следующие результаты: на физико-математическом факультете из 136 оценок по предметам было 44 отличных, 31 хорошая, 54 посредственных и только 7 неудовлетворительных; на факультете русского языка и литературы из 303 оценок было 108 отличных, 85 хороших, 92 посредственных и только 18 неудовлетворительных33.

Для поддержания студентов и преподавателей в военное время при институте была открыта столовая, обеспечивающая их завтраками и обедами, а для исключения перебоев с питанием было организовано подсобное хозяйство. Второй семестр учебного года прерывался в институте на весенние сельскохозяйственные работы.

М. П. Малышев проработал в Омутнинске директором учительского института три учебных семестра. Затем был отозван в Москву в распоряжение Наркомпросса РСФСР. Работал заместителем начальника Управления начальных и средних школ (февраль 1943 г. – декабрь 1947 г.); и. о. начальника и начальником отдела по распространению педагогических знаний Президиума Академии педагогических наук РСФСР (февраль 1948 г. – ноябрь 1949 г.); в инспекции при министре Министерства просвещения РСФСР (ноябрь 1949 г. – октябрь 1950 г.); учёным секретарём Президиума Академии педагогических наук РСФСР (октябрь 1950 г. – май 1954 г.); помощником Президента Академии педагогических наук РСФСР (с мая 1954 г.)34.

М. П. Малышев более 20 лет работал на общественных началах главным редактором научно-методического журнала «Начальная школа». Для наполнения журнала им отбирались статьи теоретического характера, содержащие описание и анализ передового педагогического опыта по наиболее трудным программным темам, уделялось большое внимание проблемам развития младших школьников в процессе обучения. Также перед учителями ставилась задача установления связи обучения и воспитания с жизнью, подготовке учащихся к общественно-полезному труду. Умер М. П. Малышев в 1975 году в возрасте 87 лет.

После отъезда М. П. Малышева в Москву директором Омутнинского учительского института назначили Б. П. Стальмакова.




1 часть / 2 часть / Приложение. Указатель



Примечания

1 ЦГАКО. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 583. Л. 35.
2 Там же. Ф. П-1290. Оп. 38. Д. 1509.
3 Политические лидеры Вятского края: биографический справочник / под ред. Е. Н. Чудиновских. Киров, 2009. С. 488.
4 ЦГАКО. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 583. Л. 47.
5 Там же. Ф. П-1450. Оп. 1. Д. 150г. Л. 123–123 об., 130–130 об.
6 Там же. Ф. П-1688. Оп. 1. Д. 263. Л. 184–184 об.
7 Там же. Ф. П-1450. Оп. 1. Д. 55. Л. 48 об.
8 Там же. Д. 150в. Л. 150–150 об.
9 Там же. Ф. П-1290. Оп. 17. Д. 2128.
10 Там же. Ф. П-1450. Оп. 1. Д. 150в. Л. 105–105 об.
11 Там же. Д. 65. Л. 71 об., 102 об.
12 Там же. Ф. П-1290. Оп. 17. Д. 4369.
13 Там же. Ф. П-1450. Оп. 5. Д. 187.
14 Там же. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 583. Л. 19, 22, 39.
15 Там же. Ф. П-1290. Оп. 17. Д. 4042.
16 Там же. Ф. П-1450. Оп. 7. Д. 2. Л. 111.
17 Там же. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 583. Л. 37–38 об.
18 Там же. Ф. П-1290. Оп. 1. Д. 217. Л. 13 об., 61, 63, 66, 141.
19 Там же. Л. 137.
20 Там же. Ф. П-4112. Оп. 17. Д. 11847.
21 Там же. Ф. П-1290. Оп. 17. Д. 4178.
22 Там же. Оп. 19. Д. 1374.
23 Там же. Оп. 2. Д. 265. Л. 25, 47, 76, 170.
24 Там же. Л. 131.
25 Там же. Ф. П-1293. Оп. 10. Д. 1475.
26 Там же. Ф. П-1682. Оп. 3. Д. 2884.
27 Там же. Ф. П-1290. Оп. 17. Д. 3945.
28 Там же. Ф. П-1450. Оп. 2. Д. 54. Л. 41.
29 Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 76, 78 об., 79 об., 128 об., 130.
30 Там же. Оп. 17. Д. 2833. Л. 7–8 об.
31 Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 30.
32 Там же. Л. 131–131 об.
33 Там же. Л. 78 об.
34 РГАСПИ. Регистрационный бланк к партийному билету № 00233181.