Главная > Выпуск №38 > Прижизненные издания Сергея Есенина

Прижизненные издания Сергея Есенина

в фондах Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена.

К 125-летию со дня рождения

Е. А. Кожевникова

Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
С. Есенин

Сергей Есенин (1895–1925) – народный поэт, тонкий лирик, яркий представитель Серебряного века. Библиография Сергея Есенина обширна. Это, пожалуй, один из любимейших поэтов в нашей стране, хорошо известный и за рубежом.

В статье мы рассмотрим прижизненные издания Сергея Есенина, некоторые коллективные сборники, где он принимал участие, а также книги, посвящённые творческому наследию и биографии поэта, вышедшие в первые годы после его трагической гибели и хранящиеся в нашей библиотеке.

Сергей Есенин обратился к поэзии в юности, он вспоминал: «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам»1, а ещё: «Сознательное творчество отношу к 16–17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в “Радунице”»2. Рюрик Ивнев отмечал ту молниеносность, с которой Есенин приобрёл известность: «Литературная летопись не отмечала более быстрого и лёгкого вхождения в литературу. Всеобщее признание свершилось буквально в какие-нибудь несколько недель»3. Захар Прилепин объясняет поэтический феномен Есенина так: «Если, чуть упрощая, распределить есенинских поэтических предшественников по группам, то картина получается такая.
Одни знали мировую культуру, но огромность собственно национальной, крестьянской, многовековой, молчаливой навёрстывали.
Другие “вырастали из народа” – но затем, как правило, в полной мере не преодолевали сомнительный статус “самородка”.
Есенин стремительно сшил первое со вторым: русское, мужицкое, национальное – с мировым»4.

Ранние стихи во многом были неудачными, но Есенину так хотелось печататься в журналах! Считается, что первой публикацией поэта (из известных) стало стихотворение «Берёза», напечатанное в первом номере детского журнала «Мирок» за 1914 год под псевдонимом Аристон. Курьёзно, что после этого дебюта Сергей Есенин хвалился товарищу Грише Панфилову: «Распечатался я во всю ивановскую», хотя опубликовано было всего одно стихотворение. Однако вскоре поэта замечают и начинают активно печатать разные периодические издания, в том числе «Биржевые ведомости». В фондах отдела редких книг есть несколько дореволюционных журналов с публикациями произведений Сергея Есенина. В журнале «Русская мысль» (1915, № 7) находим такие стихотворения, как «Инок», «Калики», «Вечер». В «Северном вестнике» (1915, № 7–8) опубликовано стихотворение «Русь» – главное высказывание о войне, а в «Северных записках» (1916, № 2–5) – повесть «Яр». Реакция критики на прозу Есенина была не особенно дружелюбной, и автор быстро её забросил.

Первым персональным поэтическим сборником стала «Радуница» (Пг.: Изд. М. В. Аверьянова, 1916). В «Северных записках» (1916, № 6) опубликована рецензия Андрея Полянина на эту книгу, в целом встреченную доброжелательно и «гостеприимно»: «Есенин в достаточной мере одарён», «в семье поэтов подобает принять его бережно»5. В нашей библиотеке хранятся второе (М., 1918) и третье (М., 1921) издания «Радуницы». В. В. Базанов пишет о втором издании сборника: «Новая “Радуница” не повторяла одноимённую книгу 1916 года: сборники отличаются и по объёму, и по композиции, и по содержанию, и по общей направленности, и по своему пафосу. В этом нет ничего удивительного: между 1916 и 1918 годами пролегло событие эпохального значения – Октябрьская революция»6. Сравнивая второе и третье издания, мы отмечаем, что они тоже несколько различаются между собой. Так, например, во втором издании напечатаны стихотворения, которых нет в последующем: «Задымился вечер», «Заметает пурга», «На лазоревые ткани», «По селу тропинкой кривенькой», «Край родной! Поля, как святцы», «Исус младенец» и другие. Зато в третьем издании появляются стихотворения «Сохнет стаявшая глина», «Сыплет черёмуха снегом», «Край любимый. Сердцу снятся».

Отметим, что поэт стал главным организатором и инициатором издательства «Московская трудовая артель художников слова» (МТАХС), под маркой которого в 1918–1920 годах вышло пять небольших сборников Есенина и печатались книги его товарищей. Журналист Лев Повицкий, друг поэта, в своих воспоминаниях пишет: «В Москве Есенин очутился в затруднительном положении... Толстые журналы закрылись и печататься стало негде. Голод в Москве давал себя чувствовать всё сильнее и сильнее. Надо было что-то предпринимать. После одной долгой беседы мы пришли к мысли открыть собственное издательство. Мы разработали устав, согласно которому членами этого кооперативного издательства могут быть только авторы будущих книг. На первом организационном собрании будущего издательства присутствовали: Сергей Есенин, Сергей Клычков, Пётр Орешин, Андрей Белый и я. Название издательству подобрали быстро: “Трудовая Артель Художников Слова”»7.

В 1918 году с посвящением Сергею Клычкову здесь выходит небольшой сборник «Сельский часослов» (М., 1918). В книгу вошли поэмы «Иорданская голубица», «Отчарь», «Товарищ» и «Певучий зов», а вот маленькая поэма под названием «Сельский часослов», написанная ритмичным белым стихом, на удивление, не была там напечатана.

В этом же году тем же издательством были напечатаны книги «Исус младенец», «Преображение» и «Голубень».

Второе издание книги «Голубень» (М., 1920) представлено в нашей библиотеке двумя экземплярами. На одном из них есть штемпель Яранской уездной центральной библиотеки, а на титульном листе второй – подпись «Мих. Рославлев». В сборнике одна революционная поэма «Октоих» и 28 стихотворений, многие из них стали классикой: «Не бродить, не мять в кустах багряных», «В том краю, где жёлтая крапива...», «Не напрасно дули ветры...», «Лисица».

Вскоре в издательстве «Злак» выходит есенинский сборник «Трерядница». Он открывается известным стихотворением «Я последний поэт деревни», посвящённым другу поэта Анатолию Мариенгофу. Издательство было создано Сергеем Есениным в 1920 году и, очевидно, быстро прекратило своё существование.

Есенин понимал, что одному пробиться в литературной среде и стать известным тяжело, поэтому искал соратников. Ещё в конце 1918 года он становится одним из основателей объединения «Орден имажинистов», куда вошли также Анатолий Мариенгоф и Вадим Шершеневич, столь далёкие ему по творческому духу. Имажинизм – литературное направление, возникшее после Октябрьской революции, провозгласившее, что главным в творчестве является создание образа. В основе течения – эстетика футуризма, по-новому пересмотренная в Советской России. Имажинизм заявил о себе резко и эпатажно, час­то дерзко доказывая свою самостоятельность и противопоставляя себя футуризму. Показательны строчки, записанные на потолке литературного кафе имажинистов «Стойло Пегаса»:

В небе сплошная рвань,
Облаки – ряд котлет,
Все футуристы – дрянь,
Имажинисты – нет.

В начале 1919 года группой имажинистов было организовано издательство «Имажинисты». Всего оно выпустило около 40 книг: Сергея Есенина, Анатолия Мариенгофа, Александра Кусикова, Вадима Шершеневича, Велимира Хлебникова, Рюрика Ивнева, Ивана Грузинова, в том числе и коллективные сборники: «Плавильня слов» (М., 1920), «Золотой кипяток» (М., 1921), «Звёздный бык» (М., 1921), «Заповедь зорь» (М., 1922). И всё это в те годы, когда было довольно сложно добыть бумагу. Интересную деталь об этом обстоятельстве находим в книге Захара Прилепина: «Бумагу имажинисты перехватывали у большевистских вождей. На ту или иную политически необходимую брошюру бумага всё-таки имелась; но здесь, будто на запах горячих пирожков, слетались имажинисты и не мытьем, так катаньем уговаривали директора типографии хотя бы часть бумаги отдать им...»8. Причём иной раз их книги выходили огромными по тем временам тиражами – 10 или 15 тысяч экземпляров. У имажинистов были свои книжные лавки, а издательские дела держались на плечах Кусикова и Есенина, которые, по заверению В. Шершеневича, «состязались в типографских похождениях».

В издательстве «Имажинисты» вышло третье издание есенинского сборника «Радуница» и второе издание книги «Преображение» (М., 1921), сохранившейся в Герценке в количестве трёх экземпляров. Интересно, что обложка сборника печаталась на разной бумаге – зеленоватой или же серой. На одной книге указан тираж – 3 000 экз., на двух других – 6 000. Очевидно, тираж допечатывался. Цикл «Преображение» открывался посвящением «Разумнику В. Иванову» – теоретику литературного объединения «Скифы», в которое входили Александр Блок, Андрей Белый, Сергей Есенин, Николай Клюев, Ольга Форш. Оно развивало идеи переноса революции из социальной сферы в духовную. Цикл был написан после революции, на которую Есенин возлагал немало надежд, поэтому она представлена восторженно и пафосно: «Зреет час преображения» и обещает появление «светлого гостя», то есть новая Россия уподобляется воскресающему Христу. За циклом следовала поэма «Пришествие», посвящённая Андрею Белому, который впоследствии писал Иванову-Разумнику: «Если увидите Есенина, поблагодарите его ещё раз за поэму, посвящённую мне; она мне очень понравилась; и я часто её перечитываю»9.

В издательстве «Имажинисты» вышла также драматическая поэма «Пугачёв» (М., 1922), тираж которой составил 1 000 экземпляров. По жанру это скорее пьеса, а не поэма. В одной из первых критических статей, посвящённых творчеству Сергея Есенина, литературовед П. Н. Медведев определяет произведение как «конгломерат лирических монологов, друг с другом слабо связанных. <...> Очевидно намерение автора написать народную драму, но осуществить это намерение ему не удалось. Драму растопил лиризм»10. В книге с уважением и сочувствием изображается крестьянское восстание, автор мастерски рисует образ исторической фигуры – Емельяна Пугачёва. «В “Пугачёве” Есенин менее всего задавался целью написать историю восстания и рассказать о причинах его поражения. Пугачёвщина стала для него стихией, перед лицом которой открывались глубинные противоречия человеческой натуры. Нерв самой трагедии, её суть – в постоянном, напряжённом, непрекращающемся конфликте внутри человеческой души, в постоянных мучениях личности, не отделившей себя от природы до конца, ещё представляющей собой физически и духовно одно целое с окружающим миром»11. На одном из экземпляров этой поэмы есть владельческая запись «Ю. Трапезниковой». Это же имя мы встречали на обложке книги «Маяковский издевается» (М., 1922) из наших фондов. Вскоре поэма «Пугачёв» вышла повторно в издательстве «Эльзевир».

В 1922 году небольшим тиражом Государственное издательство выпускает книгу «Избранное» (М., 1922). На титульном листе нашего экземпляра есть владельческая запись: «Терешкович».

Интересен скандально известный сборник «Москва кабацкая» (Л., 1924), отразивший кризис в жизни и творчестве поэта: «Если раньше мне били в морду, / То теперь вся в крови душа». В центре сборника – мотив одиночества и мысли о своей родине, её драматичной судьбе в послереволюционной действительности. Замысел цикла зародился у Есенина весной 1923 года, когда поэт находился в Париже, а в берлинском сборнике того года «Стихи скандалиста» были опубликованы четыре стихотворения: «Да! Теперь решено. Без возврата...», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут...», «Сыпь, гармоника! Скука... Скука...» и «Пой же, пой. На проклятой гитаре...» под общим заголовком «Москва кабацкая». После возвращения на родину работа над «Москвой кабацкой» продолжилась, несколько стихотворений цикла было напечатано в журнале имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Сборник вышел в июле 1924 года на средства, вырученные за авторский вечер Есенина 14 апреля в «Зале Лассаля» – скандально известное выступление поэта. Однако цензура изъяла из сборника два стихотворения «Пой же, пой. На проклятой гитаре...» и «Мне осталась одна забава», забыв вычеркнуть их из оглавления. Книга состоит из нескольких разделов: «Стихи – как вступление к Москве кабацкой», «Москва кабацкая», «Любовь хулигана» и «Стихотворение как заключение» («Не жалею, не зову, не плачу»). Цикл «Любовь хулигана» адресован Августе Миклашевской, актрисе Московского Камерного театра, безответной любви поэта. Эти нежные, искренние стихи контрастируют с циклом «Москва кабацкая». В критике сборник стал заметным явлением. «За “страшным” названием “Москва кабацкая” скрываются мягкие лирические стихотворения, грустные и жалобные. <...> В них совершенно отсутствует поэтизация разгула. <...> Есенин кается ещё прежде, чем согрешил. Даже немногие действительно “кабацкие” стихи, имеющиеся в сборнике, переполнены возгласами отвращения и самоосуждения. <...> “Москва кабацкая” – книга кризиса, книга болезни и перелома»12. Однако в своём большинстве отклики на выход сборника были отрицательными. Именно в этот период за Есениным закрепилась слава скандалиста, богохульника и гуляки. Внутренний разлад, так явно ощущающийся в этой книге, достигнет наивысшей точки в поэме «Чёрный человек». Наш экземпляр является неполным: очевидно, из-за любви к поэзии Есенина читатели вырезали несколько страниц.

Самым ярким по оформлению прижизненным изданием (из хранящихся у нас) можно назвать сборник «Страна советская» (Тифлис, 1925). Обложку книги в стиле конструктивизма изготовил известный художник-авангардист Кирилл Зданевич – на обложке стоит его монограмма KZ. Здесь соединились кубистическая обобщённость форм, игра со шрифтами, плакатная броскость композиции. Сборник украшает эпиграф, взятый из стихотворения «Русь уходящая»: «Остался в прошлом я одной ногою, / Стремясь догнать стальную рать, / Скольжу и падаю другою...». Эти строчки как нельзя лучше характеризуют внутренний кризис поэта. Многие стихотворения написаны по возвращении Сергея Есенина на малую родину после восьмилетней разлуки. Для «новой» деревни поэт, который так любовно её воспевал, становится чужим. Стихотворения сборника полны пессимизма, уныния, одиночества: «В каждом из посланий он выносит себе приговор, как человеку ушедшего времени, как неудачнику, выброшенному из жизни новой жестокой эпохой»13.

«Персидские мотивы» были написаны Сергеем Есениным во время нескольких его поездок на Кавказ – с осени 1924-го по август 1925-го, хотя цикл был задуман раньше. Планировалось, что он будет состоять из 20 стихотворений, но всего их вышло 15. Поэт был очень увлечён персидской поэзией, мечтал побывать в Иране, но смог посетить лишь Баку, Тифлис и Ташкент. Стихи цикла были опубликованы в газетах «Трудовой Батум», «Бакинский рабочий» и «Заря Востока». Отдельным изданием «Персидские мотивы» (М., 1925) впервые вышли в кооперативном издательстве «Современная Россия» (в состав правления входил Есенин). Книга открывается посвящением другу поэта и редактору газеты «Бакинский рабочий» Петру Ивановичу Чагину, который поддерживал творческие начинания Сергея Есенина и хлопотал о его поездке (так и несостоявшейся) в Персию. В сборник вошли лишь десять стихотворений цикла, а образ главной героини по имени Шаганэ является связующим лейтмотивом. В книгу были добавлены поэма «Мой путь» и четыре дополнительных стихотворения иной тематики. «“Персидские мотивы” можно по праву отнести к шедеврам есенинской лирики. Стихи этого цикла сочетали в себе тонкое мастерство изображения природы, простоту и ясность сюжетов, живость передачи разнообразных (нередко драматических) настроений»14.

В том же издательстве вышел сборник «О России и революции» (М., 1925). Краткую характеристику его находим в книге Станислава и Сергея Куняевых: «После издания откровенно халтурного сборника “О России и революции”, куда были в беспорядке свалены стихи, написанные в разные годы (причём “и революции” добавили в заголовок редакционные работники), появились небольшие деньги»15.

При жизни Сергея Есенина вышло чуть более 30 персональных сборников, из них в нашей библиотеке есть 13, что очень радует.

Список прижизненных изданий С. А. Есенина в фондах Герценки:

  1. Радуница : стихотворения. М. : МТАХС, 1918. 78 с.;
  2. Сельский часослов : поэмы Сергея Есенина. М. : МТАХС, 1918. 29 с.;
  3. Трерядница : [стихи]. М. : Злак, 1920. [27] с.;
  4. Голубень : стихи. М. : МТАХС, 1920. 78 с.;
  5. Преображение : [стихи]. [М.] : Имажинисты, 1921. 47 с.;
  6. Радуница : [стихотворения]. [М.] : Имажинисты, 1921. 47 с.;
  7. Пугачёв : [cтихи]. М. : Имажинисты, 1922. 54 с.;
  8. Пугачёв : стихи. Пг. : Эльзевир, 1922. 64 с.;
  9. Избранное. М. : Гос. изд-во, 1922. 115 с.;
  10. Москва Кабацкая : [стихи]. Л. : [б. и.], 1924. 43 с.;
  11. Персидские мотивы : [стихи]. М. : Соврем. Россия, [1925]. 49 с.;
  12. О России и революции : стихотворения и поэмы. М. : Соврем. Россия, 1925. 95 с.;
  13. Страна Советская : [стихи]. Тифлис : Сов. Кавказ, 1925. 63 с.

Обложки изданий с произведениями Сергея Есенина.Обложки изданий с произведениями Сергея Есенина.

Обложки изданий с произведениями Сергея Есенина. Обложки изданий с произведениями Сергея Есенина.
Обложки изданий с произведениями Сергея Есенина. Из фонда отдела
редких книг Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена

* * *

Сергей Есенин принимал участие в коллективных сборниках и альманахах. В нашей библиотеке их хранится немного. Стихи молодого Есенина мы находим в сборнике «Страда». «Страда» – это литературно-художественное общество, существовавшее в 1915–1917 годах и объединившее новокрестьянских поэтов. Председателем был выбран романист и публицист Иероним Ясинский, старший из участников. Сергей Есенин активно выступал на вечерах и концертах общества с чтением своих стихов (до призыва в армию весной 1916 года). Редакция сборника определяла свою цель так: «Служение народной словесности – наша главнейшая задача»16. Исследователь В. А. Вдовин пишет: «Участники “Страды”, предчувствуя неизбежность и близость социальных потрясений, испытывая недовольство существовавшим порядком вещей, выражая обеспокоенность за судьбы народных талантов, видели наиболее стойкое духовное начало, которое бы помогло возродиться России, в единении интеллигенции и народа на путях усвоения ими “истинно-христианских идей”»17. В первом сборнике «Страды» (Пг., 1916) напечатаны стихотворения Н. Клюева, И. Ясинского, П. Карпова и других поэтов, а также романы И. Ясинского, И. Ломакина, рассказы Б. Верхоустинского, И. Волкова, М. Мурашёва и сказка А. Ремизова. Творчество Сергея Есенина там представлено одним стихотворением «Тёплый вечер». Впоследствии это стихотворение было несколько переработано автором и стало называться «Гаснут красные крылья заката». Наш экземпляр издания заново переплетён, оригинальная обложка работы неизвестного художника сохранена и наклеена на крышки переплёта, форзацный и нахзацный листы изготовлены из финской бумаги Kymmene (Клепиков, № 1198). На филиграни в двухлинейном круге изображён герб Финляндии – коронованный лев, держащий меч и попирающий задними лапами саблю.

Во втором сборнике «Страды» (Пг., 1917) нет произведений, подписанных Есениным, однако В. А. Вдовин обращает внимание на стихотворение «Ноябрь», подписанное буквой «Е.» и, сравнивая тематику, ритмику и образную систему стихотворений, аргументирует принадлежность его Сергею Есенину18. Отмечается, что успех «Страде» не сопутствовал, но подарил её участникам полезные знакомства и новых друзей.

После Октябрьской революции появляется альманах «Скифы». Надо сказать, что тема скифства и скифской культуры была особенно популярной в литературе Серебряного века. Образ скифа вдохновлял футуристов (объединение «Гилея»), А. Блока, В. Брюсова, Н. Клюева, С. Есенина и других. После революционных событий поэты, писатели и художники пытались передать историософское и мистическое восприятие революции. Многие из них духовно ассоциировали себя со скифами. По их мнению, на русскую (скифскую) цивилизацию возлагались надежды на спасение и преображение всего человечества.

В первом выпуске «Скифов» ([Б. м.], 1917), вышедшем под руководством Иванова-Разумника, принимали участие Андрей Белый, Валерий Брюсов, Николай Клюев, Сергей Есенин, Михаил Пришвин, Вера Фигнер, Лев Шестов и другие. С января 1917 года стали проводиться встречи редакторов и авторского коллектива «Скифов».

В предисловии заявлено о духовном родстве участников сборника со скифами, что подтверждает напечатанное стихотворение «Древние скифы» Валерия Брюсова:

Мы – те, об ком шептали в старину,
С невольной дрожью, эллинские мифы:
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геракла и Эхидны, – скифы.

Творчество С. Есенина здесь представлено поэмой «Марфа Посадница» и циклом стихотворений, озаглавленным «Голубень».

На последней странице нашего экземпляра есть записи читателя: «Владимир Соколов» и «Всё это глупо. Да-да».

Во втором выпуске сборника ([Б. м.], 1918) напечатан есенинский цикл «Стихослов», состоящий из четырёх поэм и пятнадцати стихотворений с общим названием «Под отчим кровом». Наш экземпляр принадлежит коллекции библиофила Е. Д. Петряева, а на странице [2] обложки есть штемпель «Библиотека Фарфорового завода». Оформлением обоих выпусков занимался К. С. Петров-Водкин. Задумывался и третий выпуск, но не был осуществлён. Он должен был открываться программным стихотворением А. Блока – «Скифы».

Интерес вызывает коллективный сборник «Явь» ([М.], 1919), вышедший под руководством Анатолия Мариенгофа. Обложка изготовлена по рисунку художника-авангардиста Аристарха Лентулова. Текст напечатан на плотной серой обёрточной бумаге с неровно обрезанными краями – сказались сложности материально-технического кризиса первых послеоктябрьских лет. Сборник включает стихотворения имажинистов: Сергея Есенина, Рюрика Ивнева, Вадима Шершеневича, Анатолия Мариенгофа, а также Андрея Белого, Галины Владычиной, Василия Каменского, Александра Оленина, Петра Орешина, Бориса Пастернака, Сергея Рексина, Сергея Спасского, Ивана Старцева. Все авторы оставили подписи под своими стихами. Сборник был встречен критикой сурово, особенно досталось Мариенгофу. Например, в статье-рецензии, опубликованной в газете «Правда» за 12 марта 1919 года, под названием «Оглушительное тявканье» (перепечатана в книге «Реабилитированный Есенин» Петра Радечко) критик Адольф Меньшой задаётся вопросом: «Почему этот лежащий передо мной сборник стихотворений называется “Явь”? Почему не “Тяв!”? “Тяв!” вполне соответствовало бы содержанию сборника, представляющего собою одно сплошное оглушительное тявканье. Как видно из приведённого четверостишия, один из главных участников сборника, поэт Анатолий Мариенгоф, склонен согласиться со мной, что это действительно тявканье, бессмысленный и дерзкий собачий лай, пронзительный визг бешеного пса, брызгающего слюной и хохочущего кровью»19. Станислав и Сергей Куняевы метафорично сравнивают книгу с помойкой20. В сборнике напечатана поэма С. Есенина «Преображение». Название произведения символично: по мнению автора, революция должна преобразить весь мир.

Автограф хрестоматийного стихотворения «Разбуди меня» Сергея Есенина напечатан в коллективном литографированном сборнике «Автографы» ([М.], 1919), который был издан, по-видимому, имажинистами (см. рекламу их печатной продукции на с. [4] обложки). Наряду со стихотворениями А. Мариенгофа, В. Шершеневича и Р. Ивнева в нём помещены автографы К. Бальмонта, В. Иванова, В. Каменского, даже А. Луначарского и других, а также рисунки П. Кончаловского, А. Моргунова, Н. Розенфельда, С. Светлова, Г. Якулова. Сборник интересен тем, что, используя литографированный способ печати, передаёт почерк и настроение авторов.

«Плавильня Слов» (М.: Имажинисты, 1920) – коллективный сборник трёх столпов-основателей «Верховного Совета Ордена Имажинистов» Сергея Есенина, Анатолия Мариенгофа и Вадима Шершеневича. Половина книги напечатана на грубой, так называемой обёрточной бумаге серого цвета, другая её часть – на бумаге жёлтого цвета. Сборник открывают пять поэтических произведений Есенина («О Боже, Боже, эта глубь – Твой голубой живот...», «Душа грустит о небесах...», «Утром в ржаном закуте...», «Закружилась листва золотая...», «Устал я жить в родном краю...»). Далее следует поэма Мариенгофа «Слепые ноги», посвящённая Арсению Авраамову и девять стихотворений Шершеневича.

Есенин скоро отошёл от имажинизма, уже в 1921 году печатно назвав занятия своих приятелей «кривлянием ради самого кривляния» и связав их адресованное окружающим бессмысленное ёрничество с отсутствием «чувства родины». В 1924 году С. Есенин опубликовал в газете «Правда» (31 авг.) письмо, подписанное также И. Грузиновым (подобно ему, поэтом крестьянского происхождения), в котором оба автора официально заявили, что выходят из группы имажинистов. Без Есенина имажинизм угас.

В основном прижизненные издания Сергея Есенина – тонкие брошюрки на дешёвой бумаге, простые в оформлении. Здесь уместно вспомнить такое сравнение Льва Повицкого: «Стихи были напечатаны на такой бумаге, что селёдки бы обиделись, если бы вздумали завёртывать их в такую бумагу. Но и это считалось успехом в то нелёгкое время»21. Многие из наших экземпляров переплетены заново, на их библиотечный переплёт наклеены оригинальные обложки, а в книгах множество карандашных и чернильных помет, выдранных страниц со стихами.

Список прижизненных коллективных сборников с участием С. А. Есенина в фондах Герценки:

  1. Страда : лит. сб. Пг. : Изд. А. Д. Семеновского, 1916–1917.
    [Кн. 1]. 1916. 339 с.
    Кн. 2. 1917. 207 с.;
  2. Скифы : сб. [Пг.] : Скифы, 1917–1918.
    Сб. 1. 1917. XVI, 309 с.
    Сб. 2. 1918. 231 с.;
  3. Явь : стихи. [М.] : Явь, 1919. 69 с.;
  4. Автографы. [М.] : [б. и.], 1919. [16] с.;
  5. Плавильня слов. М. : Имажинисты, 1920. [45] с.

* * *

Таково время. Вот почему
в этой книге я ограничился
изложением особо грубых
и достоверных фактов,
известных мне. И вот почему,
написав эту книгу, я всё-таки боюсь,
что я не сумел не солгать. Ибо
кто мне скажет, где кончается Есенин,
умерший в 1925 году, и где начинается тот,
которого я видел во сне?
В. Эрлих «Право на песнь»

Личность, судьба и творчество Сергея Есенина привлекали внимание критиков и литераторов уже на первых порах его литературной карьеры, а после загадочной смерти интерес к Сергею Есенину возрос до грандиозных размеров. Кто только о нём не писал! Мы обратимся к обзору прижизненных и первых посмертных изданий из фондов нашей библиотеки, которые содержат статьи, отклики, воспоминания о Сергее Есенине.

Для начала обратим внимание на прижизненные публикации, посвящённые анализу творчества поэта. Краткий литературный портрет Сергея Есенина находим в книге «Портреты русских поэтов» Ильи Эренбурга (Берлин: Аргонавты, 1922). Рязанский Лель предстаёт в одном ряду с Анной Ахматовой, Константином Бальмонтом, Валерием Брюсовым, Александром Блоком, Максимилианом Волошиным, Владимиром Маяковским и другими поэтами. Помимо эссе, о каждом из 14 поэтов даётся небольшая подборка их лучших стихотворений. Эти портреты лаконичны, но в то же время ёмки, полны деталей – удивительно, как автор смог почувствовать особую значимость этих поэтов, выделить из толпы талантливых современников и назвать лицом эпохи. Очерк о Есенине подписан 1919 годом. Он не лишён лёгкой иронии. Например, подмечаются яркие детали внешности, ставшие визитной карточкой поэта, – цилиндр и лакированные башмаки. Верна оценка стихов Есенина, посвящённых теме деревни: «Деревня, захватившая всё и безмерно нищая, с пианино и без портков, взявшая в крепкий кулак свободу и неведающая, что с ней, собственно, делать, деревня революции – откроется потомкам не по статьям газет, не по хронике летописца, а по лохматым книгам Есенина. Откроется и нечто большее...»22. В следующем году эта книга очерков о поэтах была переиздана без подборки стихов и вышла под заглавием «Портреты сов­ременных поэтов» (М.: Первина, 1923).

Особенности поэтики Есенина и Мариенгофа рассматриваются в книге «Воплощение: Есенин-Мариенгоф» музыкального теоретика и композитора Арсения Авраамова (М.: Имажинисты, 1921). Однажды, зайдя в кафе «Союз Поэтов», Арсений Авраамов впервые услышал, как читают стихи имажинисты, это стало для него откровением. В 1919–1922 годах он входил в группу имажинистов. Книга посвящена исследованию поэтики и музыкальности стихотворений поэтов-друзей, поэтов-соперников С. Есенина и А. Мариенгофа – «русского имажинизма Януса». Такое сравнение является понятным при обращении к римской мифологии, где Янус – божество дверей (ворот), входа и выхода, начала и конца. Он изображался с двумя лицами, устремлёнными в прошлое и будущее. «Двуликий Янус» в лице поэтов стал творческим воплощением заветных мечтаний автора, отсюда и название книги. В ней есть и своеобразные иллюстрации – авторские ритмические схемы (стеклографии). Завершается книга каталогом издательства «Имажинисты».

Краткое упоминание о том, как Арсений Авраамов в тяжёлое холодное и голодное время работал над своим трудом о творчестве поэтов, находим в книге «О Сергее Есенине: воспоминания» А. Мариенгофа (М.: Огонёк, 1926). Там есть эпизод, относящийся к началу 1920-х годов, когда Есенин и Мариенгоф снимали одну общую комнату, жили вместе и писали за одним столом, ставя на него грелку, радуясь, что в чернильнице не замерзают чернила: «Часа в два ночи за грелкой приходил Арсений Авраамов. Он доканчивал книгу “Воплощение” (о нас), а у него в доме Нерензея, в комнате тоже мёрзли чернила и тоже не таял на калошах снег. К тому же у Арсения не было перчаток. Он говорил, что пальцы без грелки становились вроде сосулек – попробуй согнуть и сломятся»23. В целом эти воспоминания получили больше негативных оценок, потому что Сергей Есенин показан в них мрачно, часто карикатурно. Воспоминания обрываются заграничным путешествием Есенина с Айседорой Дункан, по возвращении из которого пути поэтов расходятся. Наш экземпляр из коллекции книг библиофила Е. Д. Петряева. На титульном листе – изящный экслибрис (штемпель) Михаила Ивановича Палкина. Интересно, что после этой книги Мариенгоф публикует ещё одни воспоминания о Сергее Есенине – «Роман без вранья» – жёсткие, циничные, часто субъективные.

Вскоре после смерти поэта вышел сборник «Памяти Есенина» (М.: [б. и.], 1926). В предисловии от издательства сказано о значении творчества поэта для многих литераторов: «О Есенине нельзя не думать, нельзя не говорить, не писать». Следом за обращением издателя следует опубликованная «Анкета для членов союза», заполненная самим поэтом. В сборнике выделено три раздела. Первый посвящён воспоминаниям и статьям собратьев поэта по перу. Среди авторов – Л. Троцкий, И. Розанов, В. Эрлих, И. Грузинов, В. Рождественский и другие. Через воспоминания и некоторые детали биографии создаётся литературный портрет Есенина. Авторы отмечают впечатления от встреч с поэтом, а также такие черты лирики Есенина, как народность, органическая связь с деревней, любовь к славе, позднее – мотив бездомности, тоски и отчаяния. Некоторое время наш экземпляр хранился в отделе спецхрана, поскольку имя Троцкого как «врага народа» было под запретом. Однако статья, написанная им о Есенине, полна искренней горечи и понимания его судьбы и значимости. Неслучайно Максим Горький высказался: «Лучшее о Есенине написано Троцким». К сожалению, из-за нескрываемой симпатии Троцкого к личности Есенина при жизни Иосифа Сталина подозрения в троцкизме стало «витать» и над самим Есениным. Второй раздел книги самый трогательный, в нём собраны поэтические отклики на смерть Есенина. Это стихи В. Александровского, Г. Владычиной, И. Грузинова, Р. Ивнева, Н. Клюева, П. Орешина, Л. Поповой и многих других. Третий раздел содержит автографы стихотворений поэта и его фотографии.

Ещё один коллективный сборник, вышедший в том же году, – «Есенин. Жизнь. Личность. Творчество» (М.: Работник просвещения, 1926). В нём собраны не только воспоминания современников в стихах и прозе, но и критические статьи, в которых исследуются разные грани творчества поэта, стихи С. Есенина и библиография его произведений и литературы о нём. Яркая авангардная обложка с портретом Есенина выполнена художником Леонидом Евгеньевичем (Эйгеновичем) Фейнбергом (1896–1980).

Отметим также книгу «Сергей Есенин» (Л.: Прибой, 1927), в которую вошли два произведения: трогательный «Плач о Сергее Есенине» поэта Николая Клюева и статья «Пути и перепутья Сергея Есенина» критика Петра Николаевича Медведева, которые были друзьями. Литературовед выступал за объективно-историческое отношение к поэту и его творчеству, за что был разгромлен А. Безыменским как классовый враг.

Итак, после смерти Есенина почти каждый поэт и писатель своим долгом считал откликнуться на это событие стихами или воспоминаниями, в которых все (за редким исключением) с любовью отзывались о рязанском соловье. Тем не менее, вскоре из-за прокатившейся по стране волны самоубийств молодых поэтов – поклонников Есенина – в советской печати начинается кампания против есенинщины и упадничества. В качестве иллюстрации этой кампании назовём несколько примеров. Большую известность получила статья «Как делать стихи?» Владимира Маяковского (М.: Огонёк, 1927), во второй части которой приводится и анализируется образец поэтического производства – стихотворение «Сергею Есенину», ранее выходившее отдельным изданием. Маяковский осуждает Есенина за самоубийство и за последнее стихотворение поэта «До свиданья, друг мой, до свиданья», которое возымело необыкновенную силу над начинающими творцами. Разбирая историю создания своего стихотворения, Владимир Маяковский акцентирует внимание на его концовке, которой особенно гордится:

В этой жизни помирать нетрудно,
Сделать жизнь значительно трудней.

Это афористично перефразированные есенинские строчки:

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Особый интерес представляет серия биографических очерков о Сергее Есенине поэта-футуриста Алексея Кручёных, состоящая из 12 небольших брошюр 1926 года издания, с критикой (часто несправедливой) творчества поэта и многочисленными сведениями скандальных фактов его биографии: «Чёрная тайна Есенина», «Хулиган Есенин», «Есенин и Москва кабацкая» и другие. В нашей библиотеке сохранились три книги, все какое-то время находились в отделе спецхрана. Алексей Кручёных известен как автор первой библиографии футуристов, поэтому неудивительно, что он вёл учёт выхода и своих собственных книг: каждое новое издание он подписывал «Продукция №». Так, например, «Гибель Есенина» (М.: Издание автора, 1926) представлена «2-м исправленным изданием “Драмы Есенина” продукцией № 134а» и «4-ым дополненным изданием, продукцией № 134в». В книге исследуется тема смерти и самоубийства в лирике Сергея Есенина. Обращаясь к его биографии, Алексей Кручёных пытается выделить факторы, которые послужили причиной гибели поэта. Это «разлука с деревней и неприятие города», невозможность возврата в родные места, неприспособленность к революционно-переходной эпохе. Далее автор обрушивается с критикой на упадочные настроения в лирике, «есенизм» и пагубное влияние на молодых поэтов-почитателей таланта Есенина: «Самое трагическое в смерти Есенина – это соблазн для множества русских неудачников». Кручёных приводит последние стихи поэта «До свиданья, друг мой, до свиданья...», написанные кровью, и восклицает не без футуристической дерзости: «Какое надругательство над жизнью! Какие ненужные слова! Какой Сологуб водил рукой Есенина?!..» В оформлении продукции № 134а и № 134в используются разные портреты Есенина. Кроме того, четвёртое издание дополнено заключением, касающимся анализа критики, отозвавшейся на смерть поэта, и советом: «Не следует впадать в самоубийственное уныние после горького есенинского урока. Задача момента – двигать вперёд дело новой литературы». Статья «Есенин и Москва кабацкая» (М.: Издательство автора, 1926) вышла отдельным изданием и посвящена анализу образа города в лирике Есенина. Кручёных отмечает, что «Висельная лирика» поэта является «гибельной проекцией своего настроения на внешний мир». Цель книги – убедить, что есенинская поэзия упадочна, а потому социально опасна. Кручёных постарался подтвердить свои умозаключения есенинскими строчками, «подгоняя» их под свои размышления.

Есть в фондах Герценки небольшая книга мемуаров «Последний год Есенина», написанная мужем сестры поэта, Екатерины Есениной, Василием Наседкиным (М.: Никитинские субботники 1927). Символичен фон обложки, выполненной по эскизу художника-конструктивиста Соломона Телингатера, для которого выбрана берёста.

Важным посмертным изданием является альбом фотографий «Сергей Есенин» (М.: Издано Екатериной Есениной, 1928), выпущенный радением его сестры, которая после смерти брата занималась сохранением его архива и творческого наследия. В предисловии издания некто, скрывшийся под инициалами И. Р. (возможно, Рюрик Ивнев) пишет: «Портреты автора – существенное дополнение к его произведениям и биографии». Действительно, они иллюстрируют факты биографии Есенина: родной дом и село, знакомства, круг общения, выступления. Сестра поэта Екатерина Александровна, обращаясь к читателю, сообщает, что идея издания альбома появилась у неё случайно: показывая фотографии знакомым, она обнаружила неподдельный интерес к ним. В альбом, выпущенный небольшим тиражом (1 000 экз.), включены 42 фотокарточки, собранные ею. Это не только персональные фотографии Сергея Есенина, сделанные в разные годы, но и дом, в котором родился поэт, школа, в которой он учился, портреты его деда, родителей, сестёр, групповые снимки с товарищами по перу и женой Софьей Есениной (Толстой). Наш экземпляр, несмотря на потёртости, заломы титульного листа и незначительные следы реставрации, сохранил издательский составной переплёт и фотографии в полном объёме.

Свои воспоминания (вызвавшие большой успех!) о Есенине оставил и его самый близкий в последние годы товарищ, член «Ордена Имажинистов» Вольф Эрлих, посвятивший своему другу книгу «Право на песнь» (Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1930). Это краткие памятные истории, иногда анекдотичного характера, иногда серьёзные, раскрывающие личность Есенина с разных сторон. Например, здесь описывается обряд дарения котёнка Анне Абрамовне Берзинь, которая занималась подготовкой собрания сочинений поэта и работала редактором в Госиздате. Особое внимание уделяется рассказу о последних днях Сергея Есенина. Интересно, что среди этих историй напечатано слово от автора – трогательное обращение к Есенину с просьбой о прощении вины, известной лишь им двоим. Борис Пастернак дал высокую оценку этому сборнику: «Книжка о Есенине написана прекрасно. Большой мир раскрыт так, что не замечаешь, как это сделано, и прямо в него вступаешь и остаёшься»24.Наш экземпляр некогда принадлежал коллекции библиофила Всеволода Ивановича Попова. Книгу украшают его экслибрисы. На титульном листе владельческая подпись: «Всеволод Попов. 23.XII.29 г. Кисловодск».
Об остальных первых посмертных книгах о Есенине мы вынуждены умолчать, поскольку их вышло несметное количество, словно дань памяти поэту воздал весь мир.

Живите так,
Как вас ведёт звезда,
Под кущей обновлённой сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.

Обложка издания В. Эрлиха «Право
на песнь» с экслибрисом Вс. Попова из фонда редких книг Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена
Обложка издания В. Эрлиха «Право
на песнь» с экслибрисом Вс. Попова
из фонда редких книг Кировской областной
научной библиотеки им. А. И. Герцена

Примечания

1 Сергей Есенин в стихах и жизни : Поэмы, 1912–1925 ; Проза, 1915–1925 / сост. Н. И. Шубниковой-Гусевой. М. : Республика, 1995. С. 297.
2 Там же. С. 296.
3 Куняев С. Ю. Сергей Есенин / Станислав Куняев, Сергей Куняев. М. : Мол. гвардия, 1997. С. 60. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий ; Вып. 741 (727)).
4 Прилепин З. Есенин : Обещая встречу впереди / З. Прилепин. М. : Молодая гвардия, 2020. С. 26.
5 Северные записки. 1916. № 6. С. 219.
6 Базанов В. В. Сергей Есенин и книгоиздательство «Московская трудовая артель художников слова» (1918–1920). URL: http://s-a-esenin.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st007.shtml (дата обращения: 14.09.2020).
7 Повицкий Л. Из воспоминаний о Есенине // Нева. 1969. № 5. С. 177.
8 Прилепин З. Указ. соч. С. 228.
9 Примечания к поэме «Пришествие» С. Есенина. URL: http://esenin-lit.ru/esenin/text/prishestvie.htm (дата обращения: 14.09.2020).
10 Клюев Н. А. Сергей Есенин / Н. А. Клюев, П. Н. Медведев. Л. : Прибой, 1927. С. 79.
11 Куняев С. Ю. Указ. соч. С. 218.
12 Лежнев А. С. Есенин / А. Лежнев. Вопросы литературы и критики. М. ; Л. : Круг, [1926]. С. 180.
13 Куняев С. Ю. Указ. соч. С. 471.
14 Эвентов И. С. Сергей Есенин. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 1987. С. 96.
15 Куняев С. Ю. Указ. соч. С. 518.
16 Страда : лит. сборник. [Кн. 1]. Петроград : Изд. А. Д. Семеновского, 1916–1917. С. 7.
17 Вдовин В. А. Есенин и литературно-художественное общество «Страда» / Есенин и русская поэзия. Л. : Нау­ка, 1967. С. 177.
18 Там же. С. 182–185.
19 Радечко П. И. Реабилитированный Есенин. URL: https://biography.wikireading.ru/325444 (дата обращения: 16.09.2020).
20 Куняев С. Ю. Указ. соч. С. 170.
21 Повицкий Л. И. Сергей Есенин в жизни и творчестве (По личным воспоминаниям) // С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. 2. М. : Худ. лит., 1986. С. 240. (Серия литературных мемуаров).
22 Эренбург И. Портреты русских писателей. Берлин : Аргонавты, 1922. С. 84–85.
23 Мариенгоф А. О Сергее Есенине: воспоминания. М. : Огонёк, 1926. С. 24.
24 Б. Пастернак – Н. Тихонову [о книге В. Эрлиха «Право на песнь»] // Литературное наследство. Т. 93. М., 1983. С. 681.