Главная > Выпуск №37 > А. И. Устюжанинов: остался верен своему кумиру.

А. И. Устюжанинов: остался верен своему кумиру.

К 150-летию со дня рождения В. И. Ленина

В. Б. Помелов

Анатолия Ивановича Устюжанинова ещё при жизни называли артистом одной роли. Действительно, громкое имя ему сделало исполнение роли одного-единственного человека – В. И. Ленина. Причём эту роль он исполнял одинаково блистательно в кино, на театральных подмостках, в лекционном зале...

А. И. Устюжанинов родился 20 января 1934 г. в городе Вятка. В 13 лет решил стать артистом и даже попытался поступить в Кировский театр юного зрителя. В театре ему посоветовали заниматься в драматическом кружке городского дома пионеров, и он последовал этому совету.

Родители, крестьяне по происхождению, не разделяли увлечение подростка сценой, и по их настоятельному совету он поступил в авиационный техникум. Но и здесь он сочетал учёбу с руководством театральным кружком. В 1954 г. Анатолий окончил с отличием Кировское культурно-просветительное училище. Далее последовали три года службы в армии.

Театр неотделим от языка и литературы – вот почему он поступил на филологический факультет, причём даже не Кировского пединститута, а Уральского государственного университета имени А. М. Горького в Свердловске (ныне Екатеринбург). Был он уже совсем взрослым парнем, поэтому учился заочно, а сама учёба растянулась до 1964 года.

Благодаря поразительному внешнему сходству с вождём пролетарской революции Анатолий Иванович в 1957 г. поступил на службу в свой первый театр – Кировский театр юного зрителя. В театре был объявлен конкурс на вакантную должность. Для кандидатов в актёры было устроено своего рода испытание: они читали стихи, отрывки прозы.

Устюжанинов подготовил стихотворение Пушкина «Желание славы» и отрывок из поэмы Твардовского «Ленин и печник», в котором была прямая речь Ленина – это позволило соискателю произнести реплики характерным ленинским говорком, с картавинкой. Выступление убедило главного режиссёра Павла Николаевича Доусона принять в труппу молодого человека с ленинскими внешностью и голосом.

К 40-летию Великого Октября все театры страны готовили спектакли, в которых в качестве основного персонажа обязательно должен быть Ленин. Ставился такой спектакль и в ТЮЗе. Но за неимением «собственного Ленина» пригласили на эту роль актёра Кировского областного драматического театра. Только что принятый в штат театра Анатолий Устюжанинов стал его дублёром и должен был заменять основного исполнителя на гастролях. Но кончилось всё плачевно...

По существовавшим в то время правилам исполнителя роли вождя должна была утверждать специальная министерская комиссия. Московскому куратору игра главного исполнителя роли Ленина не понравилась, и... спектакль сняли! Было сказано, что парик сидит на актёре как шлем мотоциклиста, и что у артиста нет морального права на исполнение этой роли. Анатолию было очень обидно. Как знать, может быть, его игра комиссии и понравилась бы. Но молодого артиста утешало то, что для него нашлись в театре другие роли.

В 1961–1965 гг. Устюжанинов служил в Красноярском краевом театре драмы имени А. С. Пушкина. Переезд в сибирский город произошёл при следующих обстоятельствах. В 1960 г. А. И. Устюжанинов занял первое место на Кировском областном смотре творческой молодёжи и в качестве приза получил направление на курсы для главных режиссёров периферийных театров, которые проводились в Центральном доме актёра. Занятия проводил уже известный в те годы режиссёр Георгий Александрович Товстоногов. Здесь, в Москве, Анатолия заметил главный режиссёр Красноярского краевого театра драмы, который искал актёра на роль Ленина. Как вспоминал Анатолий Иванович, режиссёру понравился Устюжанинов в движении: ему понравилась стремительность, с которой кировский артист поднимался на сцену. Именно в Красноярске Устюжанинов впервые появился в образе Ленина в спектакле по пьесе И. Кычанова «Гонцы весны». Это произошло 22 апреля 1962 г., в день рождения В. И. Ленина.
Тем не менее, в 1965 г. Анатолий Иванович вернулся в родной город и в течение шести лет служил в областном драмтеатре. Именно в этот период он особенно увлёкся ленинской темой. Время было необычное: вся страна готовилась отмечать столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата. В театрах ставились спектакли соответствующего содержания. И здесь Анатолий «пришёлся ко двору». Кроме того, молодой, но уже достаточно опытный артист нашёл для себя новую нишу: Анатолий Устюжанинов стал выступать с моноспектаклями, посвящёнными В. И. Ленину.

Артист стал глубоко изучать личность В. И. Ленина. Он читал воспоминания Н. К. Крупской и его соратников, изучал биографию, слушал записи ленинских речей на пластинках. Впоследствии он говорил, что самым тщательным образом проштудировал все 55 томов полного собрания сочинения Ленина, а выписки из его произведений составили целый архив. Собственно, умело подогнанные друг к другу ленинские цитаты и были основным содержанием его будущих моноспектаклей. В ходе своих выступлений артист перевоплощался в Ленина: этому способствовали грим, интонации голоса, мимика и жесты. Устюжанинов не только выступал со своими спектаклями один, но в одиночку и готовил их, а именно, он сам составлял текст выступлений. Вариантов таких спектаклей с годами становилось всё больше. Артист показывал вождя в разные периоды его жизни. Он проживал вместе со своим героем всю его биографию, все этапы борьбы. В те годы ленинская тематика была сверхпопулярна и всячески поощрялась властями. Поэтому артисту давался «зелёный свет» на проведение выступлений в любых организациях. К тому же такие выступления неплохо оплачивались через существовавшую тогда систему общества «Знание».

Но изначально всякий раз Анатолий пробовал новый сценарий на самой благодатной аудитории – на школьниках и пенсионерах. Хорошо помню выступление Анатолия Ивановича в нашей 31-й школе, а несколько позднее, когда уже я был студентом, и в актовом зале Кировского пединститута. После выступления артист долго отвечал на вопросы студентов. Это осталось в памяти.

Со своими выступлениями артист объехал буквально всю область: выступал в районных и сельских домах культуры, в производственных коллективах и больницах. Имя его в те годы если и не гремело, то, по крайней мере, было хорошо известно практически каждому вятчанину. Телевизионного засилья тогда ещё не было, и люди с удовольствием шли в местный клуб на выступление артиста «из самого Кирова». В 1960-е гг., да и позднее, артисты кировских театров не гнушались выступать в сельской глубинке. Создавались «летучие» бригады, как правило, из трёх-четырёх человек, которые выступали со своей программой, куда обычно входили следующие жанры: декламация, песни под гитару, две-три сцены из репертуара театра, и «на десерт» – разговор со зрителями. Неискушённые вятские любители театра были в восторге. С особенным чувством благодарности они встречали заслуженно­го артиста РСФСР (1994) Игоря Владимировича Баскакова, служившего в Кировском ТЮЗе, начиная с 1945 г. в течение более 50 лет, и А. И. Устюжанинова, причём первого любили за его актёрское обаяние, а второго – за тематику его выступлений.

Да-да, люди искренне верили, что Ленин – самый человечный человек, были убеждены, что он живее всех живых и так далее. А раз так, то артист, воскрешающий образ любимого вождя, достоин всяческого внимания. К тому же на такие идеологически фундированные выступления, как и на лекции вузовских преподавателей, выступавших по путёвкам общества «Знание», вход был бесплатным, в отличие от других концертов и вечеров.

В эти годы состоялся дебют А. И. Устюжанинова в кино. Он сыграл роль солдата в фильме «Мы, русский народ» (1965, режиссёр Вера Павловна Строева). Всего в кино он сыграл четыре роли, причём дважды играл Ленина: в 1982 г. в фильме «Красные колокола» (СССР, Италия, Мексика) и в фильме «Тихий Дон» (1992, 2006, Великобритания, Италия, Россия). Режиссёром обоих фильмов был Сергей Фёдорович Бондарчук.

Удалась Анатолию Ивановичу и роль партийного функционера Данилы Ивановича Кошкина в сериале «Вечный зов» (1973–1983, режиссёры: Владимир Аркадьевич Краснопольский и Валерий Иванович Усков). В восьмой серии 19-серийного фильма, которая называется «Испытание» (снималась в 1976 г.), герой Устюжанинова и герой другого известного актёра Евгения Дмитриевича Буренкова (1924–1989) являются, по существу, основными действующими лицами, затмевая персонажей Петра Вельяминова, Юрия Смирнова, Олега Басилашвили, Ивана Лапикова и других. Основное содержание серии – борьба честных и принципиальных коммунистов против негодяя Полипова, пробравшегося в партийное руководство района и пытавшегося угрожать всем, кто с ним не согласен.

В 1971 г. с гастролями кировского драмтеатра Устюжанинов приехал в Ульяновск, где его выступление в роли В. И. Ленина произвело большое впечатление. Он провёл специальное выступление перед членами пленума обкома партии. Вернувшись в Киров, занялся привычной для него административной работой – ему было поручено возглавить родной ТЮЗ.
Но директорская работа не вполне удовлетворяла артиста, он чувствовал своё призвание совсем в другом. У Анатолия родилась идея создания театра одного актёра при Ленинском мемориале. Он написал об этом первому секретарю Ульяновского обкома КПСС Анатолию Анд­риановичу Скочилову (1912–1977), кстати, уроженцу с. Васильевское Яранского уезда Вятской губернии1. Скочилов ответил личным письмом. А вскоре последовало официальное приглашение за подписью Владимира Николаевича Сверкалова, секретаря Ульяновского обкома КПСС по идеологии, ведавшего вопросами культуры в области.

В сентябре 1972 г. Анатолий Иванович перебрался в Ульяновский областной театр драмы. Артисту было жалко расставаться с г. Кировом, но в городе на Волге перед ним, как исполнителем, открывались куда более значительные перспективы. Там ленинская тематика никогда не сходила на нет. В репертуаре театра всегда был спектакль о Ленине, и, стало быть, Устюжанинов никогда не расставался с любимым образом.

Образ В. И. Ленина он воплотил на сцене театра в спектаклях «Кремлёвские куранты», «Во имя жизни», «Ульяновы», «Защитник Ульянов» и других. В одном спектакле он играл 17-летнего гимназиста Володю Ульянова, в другом – председателя совнаркома В. И. Ленина.

Одновременно Устюжанинов работал в местной филармонии, где его выступления пользовались неизменным успехом. Кроме того, в Ульяновске был устроен грандиозный ленинский мемориал, в котором ежедневно проводились лекции, встречи, театральные представления на ленинскую тематику. Разумеется, и здесь Анатолию Ивановичу было вдоволь работы.

В 1979 г. ему было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».

В его творческом багаже значился целый ряд моноспектаклей об Ильиче. Особого внимания заслуживают его публичные выступления: литературные концерты, творческие встречи. Более пяти с половиной тысяч встреч со зрителями и слушателями состоялось у него только на малой родине В. И. Ленина. А сколько было выступлений по всей стране и за рубежом! Его слушали в Англии, Болгарии, Дании, Германии, Чехословакии, Румынии, Финляндии, Эфиопии и других странах. В Италии перед выступлениями для придания большей достоверности ему даже вставляли линзы – меняли цвет глаз на «ленинский».

Своей неустанной деятельностью Устюжанинов фактически возродил жанр художественной публицистики, читая тексты ленинских работ со сцены. Даже после распада Советского Союза, когда «лениниана», конечно, утратила былую востребованность, его моноспектакли вызывали интерес, но уже больше, скажем так, ностальгический.

Отдельным этапом биографии актёра стали съёмки в эпопее Сергея Фёдоровича Бондарчука «Красные колокола», состоявшей из двух фильмов: «Мексика в огне» (о крестьянской революции 1910 г.) и «Я видел рождение нового мира» (о событиях в России в 1917 г.). В основе сценариев фильмов были положены публикации свидетеля всех этих событий американского журналиста Джона Сайласа Рида (1887–1920), которому было суждено умереть от эпидемии в Москве и быть похороненным на Красной площади. Его книга «Десять дней, которые потрясли мир» легла в основу сценария второго фильма. Именно в этом фильме и снялся А. И. Устюжанинов.

За право играть вождя бились несколько мэтров отечественного кино, а взяли провинциала! Причём утвердили Устюжанинова на роль Ленина без проб. Режиссёр увидел его крохотную фотографию в журнале «Театральная жизнь» и сразу понял, что его герой должен выглядеть именно так. Его, единственного из актёров, снимали без грима. Анатолию Ивановичу пришлось только выбривать ленинскую лысину. Актёру удалось точно воссоздать характер вождя, его речь, движения.

Ленин в сцене с американским журналистом Джоном Ридом (его роль играл итальянец Франко Неро) должен был говорить на чистом английском. Но в отличие от Ленина, Устюжанинов английского языка вообще не знал. Ему нужно было выучить 70 строчек, которые никак не хотели запоминаться. Преподаватель МГУ Борис Исаевич Ноткин, впоследствии известный телеведущий, записал этот текст на магнитофон на двух скоростях, в замедленном темпе и в разговорном варианте. Так и пришлось учить артисту: сначала медленно, потом быстро. В результате, американский переводчик отметил: «Английский у Ленина – хорошо, а у Рида – так себе».

Устюжанинова нередко называли актёром одной роли. Возможно, ему не довелось раскрыться в других образах только потому, что редкий режиссёр после исполнения им роли Ленина осмелился бы предложить ему что-то иное.

С. Ф. Бондарчук получил не только фактурного артиста, но и фактически соавтора: Анатолий Иванович прямо на съёмочной площадке вносил коррективы в сценарий, правил текст героев – его энциклопедические познания были бесценными. Оказавшись по воле судьбы в столь серьёзном проекте, Устюжанинов оказал немалую услугу Бондарчуку.

Впрочем, предоставим слово самому Анатолию Ивановичу. Вот что он рассказал в одном из интервью: «У Бондарчука был соавтор – сценарист Валентин Иванович Ежов. Однажды он приносит сцену – монолог Ленина. Я его прочитал, прихожу и говорю Бондарчуку: “Передайте его Керенскому, будет точно”. Почему, – спрашивает режиссёр. Отвечаю: “Я – то, я – это, я – такой”. Сплошное яканье. Ленин никогда так не говорил! Он был скромным человеком. Взять речь на третьем съезде комсомола. Ведь он мог бы сказать: “Я с золотой медалью гимназию окончил”. Ничего близкого там нет! И Ежова убрали. У Бондарчука появился другой соавтор, итальянский сценарист Антонио Сагуэра, очень известный. Он ко мне прислушивался. Снимается сцена в Таврическом дворце. Я Бондарчуку предложил включить ленинскую фразу: “Капиталисты не могут отказаться от своих интересов, как человек не может сам себя поднять за волосы”. Типичная фраза Ленина. При мне сценаристу передали. Он прочитал. Внёс тотчас же. Прошло. Потом я полностью переписал всю сцену в Таврическом. Слова Ленина, реплики из зала слева, справа, председателя. Бондарчук со всем согласился. Потом, когда вся группа смотрела отснятый материал этой сцены, оператор-постановщик Вадим Юсов сказал мне: “Вы превзошли всех предшествующих и самого себя”. Для меня это было очень важно – признание такого мастера... Многие актёры играли Ленина. Но, по воспоминаниям Н. К. Крупской, например, великий Борис Васильевич Щукин был недостаточно сдержан... И – всё равно, я к нему отношусь с величайшим уважением. Знаете, пока шли съёмки фильма, я дважды на его могилу на Новодевичьем кладбище ездил, сидел там подолгу.

Ещё один момент... Снимается эпизод со Свердловым. И я не чувствую подачи от партнёра. Я ему начинаю советовать, как и что надо делать. И тут слышу реплику Бондарчука: “Мало того, что сценарий переписываете, так ещё тут и режиссёром работаете?! Так, я пошёл домой”. Развернулся и направился к выходу. Потом, конечно, вернулся. Это шутка такая была. Но я поначалу сильно испугался... Да, ещё один эпизод вспомнил. Сцену приезда Ленина в Россию снимали на каком-то режимном предприятии. Я-то знаю, что он в пятом вагоне прибыл. А на нашем – цифра 2 стоит. И оператор говорит – нумерация в кадр попадает. Другого вагона нет. Я по своим каналам дозвонился до Кирова, где играл в спектакле “Защитник Ульянов”. И они нам помогли, прислали “нужный” номер.

Бондарчук пригласил легендарного актёра Павла Кадочникова посмотреть отснятый материал. И тот после просмотра заявил: “До сих пор я считал, что Щукин в Ленине – это всё. А тут смотрю: океан людей, взбудораженных революцией, и их ведёт (я вижу – ведёт!) Ленин. Теперь для меня Устюжанинов в Ленине – это всё”»2.

В 1983 г. за воплощение образа Ленина в кино Анатолию Ивановичу было присвоено звание «Народный артист РСФСР». Ему было всего 39 лет.

Он общался со многими известными людьми: поэтами Расулом Гамзатовым и Евгением Евтушенко, артистами Леонидом Утёсовым и Николаем Крючковым, композитором Григорием Пономаренко, президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым.

Валерий Перфилов, заместитель директора по научной работе Мемориального центра имени В. И. Ленина, рассказывал: «Мне запомнились профессионализм, ответственное отношение к профессии. Его Ленин был не просто заученной ролью, а продуманным, основанным на подлинных материалах образом. Устюжанинов фактически одним из первых начал работать в жанре сценической публицистики. И очень важно, что он остался предан своему делу и идеалам до конца. Анатолий Устюжанинов был истинным “защитником вождя”»3.

Ещё при жизни Анатолий Иванович сдал в Государственный архив новейшей истории Ульяновской области часть своего личного архива: большое количество фотографий, афиш концертов и фильмов с его участием, творческие и биографические документы, воспоминания. 

Анатолий Устюжанинов для многих поколений зрителей стал символом и эталоном Ленина на экране и театральной сцене. Даже музейные работники принимали запись его голоса за подлинные речи Ленина. Абсолютную схожесть голосов вождя и Устюжанинова подтверждали как специалисты, так и те, кто некогда слышал Ленина вживую. Идентичность произношения подтверждала и внучатая племянница Владимира Ильича – Ольга Дмитриевна Ульянова, снимавшаяся вместе с Устюжаниновым в документальном фильме «В Ульяновск, к Ленину».

Про Анатолия Ивановича рассказывали, что на любой вопрос, касающийся современности, он отвечал ленинской фразой. Как-то его спросили, что происходит с нами, с нашей страной. Он ответил ленинскими словами: «Чтобы понять, что с нами происходит, надо посмотреть, как мы шли».

Чем больше А. И. Устюжанинов постигал Ленина, тем в большей степени стали меняться его представления о партии. И здесь уместно предоставить ему слово. Вот что он говорил в одном из последних интервью для книги Андрея Безденежных «Симбирский контекст: частная жизнь»: «Когда читал Ленина, то у меня постепенно начало меняться отношение к окружающей действительности. Я нашёл очень много несовпадений ленинских положений с нашей практикой. Это было и в 60-х, и в 70-х, и в 80-х... Нас уверяли, что всё идёт по-ленински, в реальности же многое было не так. Когда я понял это, то стал об этом говорить. Нет, я не призывал к свержению строя или чему-то подобному. Просто в своих лекциях я цитировал Ленина – как бы говорил, что он сказал бы по определённому вопросу, стоящему перед страной. И получалось так, что его мнение было отличным от мнения тогдашних руководителей партии. Вот, например, история с хрущёвской кукурузой. Это тоже было не по-ленински! Ленин был сторонником кукурузы, но его мнение было противоположным мнению Хрущёва! Он писал: “Преимущества кукурузы и фасоли, видимо, доказаны ... Прошу немедленно провести обсуждение ... с привлечением всех оттенков мнений насчет кукурузы”. То есть сам, будучи убеждён, что кукуруза в голодный год России очень нужна, он, тем не менее, просит обсуждать, требует иных мнений. У нас же тогда никто ничего не обсуждал. Приказали и насадили кукурузу в приполярных областях. Тех, кто говорил: “Дайте подумать”, – просто исключали из партии. У Ленина же написано: “Только тот заслуживает звание члена партии, кто внимательно изучает, обдумывает и самостоятельно решает вопросы и судьбы своей партии”»4.

Анатолий Иванович считал, что в нашей стране «не сумели прочитать» Ленина. Он говорил: «У меня свой путь познания Ленина. Независимый от других взглядов. Мне нельзя уходить из этого мира, пока я не опубликую все свои этюды о Ленине, которые создал на протяжении сорока с лишним лет. Такой работы, которую проделал я, никто никогда ещё не делал. Ведь к Ленину рано или поздно вернутся за советом. Потому, что он – планетарная величина! Цель моей жизни – показать людям могущественный интеллект Ленина и космическую высоту, благородную высоту его замыслов... Поэтому сейчас есть крайняя необходимость издать вторую книгу. Всё-таки в ней результат такого труда – изучения 55 томов ленинских работ! <...> России ещё не поздно одуматься и жить по-ленински. Нужно жить не против Ленина, а с ним. С ним мы будем во много раз сильнее!»5

Наступили другие времена, в феврале 1992 г. Устюжанинов был вынужден перейти на работу в историко-культурный центр В. И. Ленина, где продолжил свою артистическую деятельность, фактически создав театр одного актёра. Здесь он и работал до конца жизни. Когда ленинская тематика стала невостребованной, Устюжанинов не стал сидеть сложа руки: он подготовил художественно-публицистическую программу, посвящённую проблемам молодёжи «Жить в ясном мире, учиться быть человеком». Его слушателями были в основном школьники и студенты.
Он издавал на личные деньги книги, в которых писал о своём пути к Ленину, идти которым в новой России уже мало кто хотел. Хотел переработать свою книгу «Ленин. Время. Мы» и выпустить её под другим названием – «Как предавали Ленина». Но эту работу он не завершил. Он перенёс четыре тяжёлых операции на сердце. Оно не выдержало нападок на вождя...

30 мая 2001 г. А. И. Устюжанинов стал почётным гражданином города Ульяновска. Он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» и медалью «Ветеран труда». А. И. Устюжанинов скончался 23 сентября 2008 г. в Ульяновске; в 2016 г. там на улице К. Либкнехта на доме, в котором жил артист, была установлена мемориальная доска. У здания Ульяновского областного драматического театра имени И. А. Гончарова «горит» звезда А. И. Устюжанинова.

Примечания

1 Актёр Анатолий Устюжанинов был истинным «защитником вождя». URL: https://uliyanovsk.bezformata.com/listnews/aktyor-anatolij-ustyuzhaninov-bil/38812814 (дата обращения: 8.05.2020).
2 Актёр Устюжанинов считал постыдным зарабатывать на сходстве с Лениным. URL: https://ul.aif.ru/legends/1086240 (дата обращения: 8.05.2020).
3 Там же.
4 Календарь. Ульяновец сыграл роль Ленина более 6 тысяч раз. URL: https://ulpravda.ru/rubrics/nash-krai/kalendar-ulianovets-sygral-rol-lenina-bolee-6-tysiach-raz (дата обращения: 8.05.2020).
5 Там же.