Главная > Выпуск №35 > Сто великих педагогов в книге Владимира Помелова

Сто великих педагогов в книге Владимира Помелова

М. С. Судовиков

Помелов В. Б. Сто великих педагогов / В. Б. Помелов. – М. : Вече, 2018. – 416 с. : ил. – (100 великих).

В 2018 году в издательстве «Вече» в серии «100 великих» вышла книга доктора педагогических наук, профессора Вятского государственного университета Владимира Борисовича Помелова «Сто великих педагогов», в которой автор знакомит читателя с биографиями и деятельностью выдающихся наставников молодёжи разных эпох – от Конфуция и Сократа до педагогов-новаторов современности.

Помелов В. Б. Сто великих педагогов. обложка книги

В качестве эпиграфа к книге автор взял замечательные некрасовские строки: «Учитель! Перед именем твоим / Позволь смиренно преклонить колени», создающие особый настрой к прочтению каждой биографии, включённой в содержание издания.

Злободневно и в точку звучат и слова аннотации, определяющие роль учителя в обществе: «Развитие народов и культур, их расцвет и благосостояние всецело зависят от воспитания и образования. Именно учитель может решительным образом повлиять на формирование личности молодого человека, и от педагога во многом зависит, будет ли ученик заботливым хозяином или бездумным разрушителем собственной страны, защитником или эксплуататором своего народа, приумножателем или расхитителем богатств родной земли».

В самом начале В. Б. Помелов рассказывает о структуре книги, объясняет свой замысел и критерии, которыми он руководствовался при отборе фамилий педагогов для повествования. Книга делится на две основные части – «Зарубежные педагоги» и «Российские педагоги»; биографии в них размещаются в хронологическом порядке, что позволяет, как полагает Владимир Борисович, «более целостно представить историю образования и педагогической мысли за рубежом и в нашей стране», при этом автор выразил стремление равномерно рассказать об эпохах и этапах развития образования (С. 6).

По его же замыслу, в книге показывается всё многообразие педагогического сообщества: педагоги-просветители, руководители и преподаватели вузов, выдающиеся директора школ и учителя, учёные-теоретики, методисты, филантропы и т. д. Кроме того, автор не забывает и представителей специфических областей педагогической науки и практики – дефектологов, педагогов исправительных учреждений, специалистов в области культуры, оказавших влияние на подрастающие поколения.

Вместе с тем В. Б. Помелов обходит стороной политиков, которые ещё в недавнем прошлом зачислялись в число великих педагогов. Исключение делается для Надежды Константиновны Крупской – одного из руководителей образования первых лет советской власти и автора статей на педагогические темы, не утративших, как отмечается в книге, своей актуальности по сей день.

Основное содержание книги последовательно раскрывает авторские задумки. Биографии выдающихся деятелей и подвижников на ниве образования и просвещения сливаются в единое повествование о развитии теории и практики педагогики.

Читатель с интересом узнает (а кому-то книга напомнит), что итальянский педагог эпохи Возрождения Витторино да Фельтре, имевший почётное звание отец гуманности и видевший цель воспитания в формировании гармонически развитого человека, назвал свою школу «Дом радости» (в другом переводе – «Дом счастья») и ввёл новые методы преподавания (применял диспуты, беседы, экскурсии, игры на воздухе, практические занятия и т. д.) (С. 23–27), а французский писатель-гуманист Франсуа Рабле, который вёл жизнь странствующего учёного, развивал идеи индивидуального образования, чередования учёбы и отдыха, физических и умственных занятий, использования наглядных методов обучения (С. 34–38).

Из другой эпохи была Мария Монтессори (1870 г. р.), развивавшая идею свободного воспитания, означавшую недопустимость проявления насилия над ребёнком. Вспоминает автор книги и о факте, что в 1988 году ЮНЕСКО включила четырёх педагогов (американца Джона Дьюи, немца Георга Кершенштейнера, итальянку Марию Монтессори, советского педагога Антона Семёновича Макаренко) в список деятелей, определивших «способ педагогического мышления в XX веке» (С. 136).

Раздел «Российские педагоги» содержит 57 фамилий – от Стефана Пермского и братьев Иоанникия и Софрония Лихудов до современности, с отдельной статьёй о пе­дагогах-новаторах. Ознакомившись с разделом, понимаешь важность идей Феофана Прокоповича, сподвижника Петра I, считавшего, что у России нет другого пути, кроме пути просвещения (С. 188). По крайней мере, не приходится сомневаться, что в течение столетий благодаря идеям и практике педагогов разных периодов в стране сложилась уникальная национальная система образования.

Отрадно, что в книге немало страниц, связанных с историей регионов России, в том числе Вятского края. Отдельный очерк рассказывает, например, о Лаврентии Горке – епископе Вятском и Великопермском (1733–1737 годах), который открыл в Хлынове первую в Предуралье школу. Педагогами в ней были выпускники Киево-Могилянской духовной академии и ведущих европейских университетов. Хлыновская школа отличалась наличием богатой библиотеки, творческим подходом в обучении и отсутствием физических наказаний.

Своё отношение к епископу-просветителю местные жители выразили в строчках, начертанных на его гробнице в Вятском кафедральном соборе: «...Лаврентий Горка сё! А кто он был таков? Епископ Вятский, муз любитель, богослов». Остаётся сожалеть, что Кафедрального собора с историческим захоронением в нашем городе больше нет.

С Вятским краем была связана деятельность и других известных педагогов. Среди них и Фёдор Михайлович Керенский (отец будущего главы Временного правительства Александра Керенского), директор Вятской мужской гимназии в 1877–1879 годах, считавший, что для улучшения успеваемости детей необходима совместная работа педагогов и родителей и обращавший серьёзное внимание на физическое воспитание гимназистов.

Автор книги не оставил без внимания и деятельность Николая Николаевича Блинова – составителя первой удмуртской азбуки «Лыдзон» и методических пособий для учителей, популяризатора местной истории.

На страницах книги рассказ об инспекторе народных училищ Вятской губернии по инородческим школам, а затем и директоре Вятской мужской гимназии Сергее Андреевиче Нурминском, при котором открывались национальные школы с обучением на родном языке.

Содержится также повествование о Владимире Игнатьевиче Фармаковском, уроженце г. Вятки, авторе проекта о введении всеобщего начального обучения в России, изучавшего проблемы трудового обучения и воспитания школьников.

Список педагогов-вятчан на этом не исчерпывается. Книга В. Б. Помелова ещё раз указывает на глубокие традиции российского образования, многие из которых складывались именно в провинции. Совершенно ясно, что, несмотря на все вызовы времени, их нельзя забывать, и ценность новой книги, в том числе, и в этой идее.

Учитывая мировой диапазон в охвате темы и богатейшие российские традиции, понятно беспокойство автора относительно выбора персоналий выдающихся педагогов. Конечно, можно спорить, а почему в книгу не вошли те же Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов или А. В. Луначарский, чьё влияние на педагогику той или иной эпохи сложно не признать. Достаточное ли здесь обоснование, что они были политиками и проблемами образования интересовались «для продвижения своих социальных идей и политических целей»?

В любом случае книга В. Б. Помелова своевременна и полезна в силу сегодняшней неоднозначной ситуации в российском образовании.