Главная > Выпуск №35 > Организация территорий развлечений и досуга

Организация территорий развлечений и досуга

в российской ярмарочной традиции

А. Л. Николаев

Одним из далёких прообразов современных крупных торгово-развлекательных комплексов в нашей стране были российские ярмарки. Местами проведения ярмарок в городах европейской части России были городские торговые площади — от одной главной до нескольких второстепенных, соединённых улицами в городском контексте, которые на время ярмарок представляли собой сплошной торг. В России ярмарочная торговля была одной из основных форм. Крупным ярмаркам специально отводились большие территории пригородов, которые обустраивались сначала временными деревянными торговыми постройками, затем появлялись капитальные каменные торговые ряды, формировавшие архитектурную организацию места ярмарочной торговли. Всероссийское торжище начиналось на Волге уже в XIII веке. В конце XIV века торговый центр возникает у Казани. На Арском поле в летние месяцы проходила ярмарка, на которую приезжали с товарами и русские купцы1.

Ярмарки особенно широко распространились в России в XVII и XVIII в. В XIX в. рост мануфактурного производства способствовал бурному росту числа ярмарок в стране и значительно увеличил торговые ярмарочные обороты. Крупнейшие из ярмарок — Меновническая близ Оренбурга, Ирбитская, Нижегородская ярмарка, стоявшая на первом месте по величине оборотных средств. Крупнейшие ярмарки России (Нижегородская, Ирбитская, Свенская, Контрактовая, Нежинская, Коренная, Тихвинская) были архитектурно организованы торговыми рядами, имевшими часто градостроительное значение. Некоторые из них сохранились как памятники архитектуры и градостроительства до наших дней. В состав архитектурного комплекса Ирбитской ярмарки, например, кроме торговых и жилых (гостиничных) зданий, входили постройки делового и культурно-развлекательного назначения: банки, биржа и театр. Этими зданиями сформирован периметр главной ярмарочной площади. С середины XVIII до начала XIX в. включали в себя, наряду с торгово-складскими зданиями, административные, зрелищно-развлекательные, обслуживающие и культовые постройки, а также инженерно-технические сооружения (каналы), что создало необходимость их планировочного и архитектурно-композиционного объединения2.

Нижегородская ярмарка, ведущая свою новую историю с 1817 г., — крупнейшая по товарообороту в стране — являлась своеобразной точкой соприкосновения в торговых отношениях между Европой и Азией. Ярмарка была последней по времени проведения в году и являла собой иллюстрацию итогов работы хозяйства всей страны. По итогам работы устанавливались цены на основные товары: чай, хлеб, соль, рыбу, мануфактуру, металл и другое.

Гостиный двор в Котельниче.
Гостиный двор в Котельниче.
Из архива Котельничского краеведческого музея. г. Котельнич Кировской области

Традиционный российский рынок — ярмарка — это не только торговля, но и развлечения. Во время своего действия ярмарки становились средоточием общественной и культурной жизни. Существовало специальное ярмарочное законодательство и традиции ритуалов их открытия и закрытия. Развитию развлекательных и зрелищных сооружений на территории ярмарок способствовало привлечение больших масс народа самим фактом ярмарочного события. Ярмарки и ярмарочные развлечения издавна были частью русской культуры и истории. Развлечения на русской ярмарке — это, с одной стороны, мероприятия, которые не требовали архитектурной организации (спектакли и сценки увеселительного характера, которые проводились прямо на площади, петрушечные представления кукольного театра, райки*, скоморошьи сценки и прочее), с другой — объекты, сооружаемые на открытых пространствах, площадях (карусели, катальные горы, балаганы, театры и, позднее, кинотеатры (электрические театры)).

На самой крупной ярмарке, Нижегородской, уже в первоначальном плане застройки ярмарки было предусмотрено здание театра. В проектах Макарьевской ярмарки также отводилось место зданиям театра и армянской церкви. Для веселья ярмарочной публики ежегодно устраивались народные гулянья, сооружались цирковые балаганы и карусели. На Нижегородской ярмарке, вокруг Театральной площади, напротив театра князя Шаховского ставились балаганы, горки, качели, а в театре устраивались представления. Приезжали столичные артисты. В театре бывали Михаил Щепкин, драматург Александр Островский, выступал и молодой Милий Балакирев. Для благородной публики устраивались балы в Главном доме ярмарки. На Самокатной площади, основной культурно-развлекательной площадке ярмарки, располагались балаганы, цирк, механические и электрические театры. Появляется гастрольная практика. Развлекательная площадка занимала значительную территорию и была сформирована как градостроительная единица ярмарки; здания были деревянные со своеобразной архитектурой и рекламными вывесками, что создавало определённую атмосферу и желание непременно воспользоваться всеми предлагаемыми услугами3.

Наибольшее распространение ярмарочная торговля имела в России на рубеже XVIII–XIX вв. В это время по всей стране работало множество крупных и мелких ярмарок. Каждая губерния имела свою статистику и отчётность о ярмарочной деятельности. В Вятской губернии в этот период также работала ярмарка, имевшая общероссийское значение, — это Алексеевская в Котельниче. По сравнению с Макарьевской (Нижегородской), вятская ярмарка имела значительно меньшие торговые обороты (свыше 2 млн руб. ассигнациями), но выгодно выделялась из всех местных Вятской губернии. Торговля велась в основном с северными городами. Товары направлялись в Великий Устюг, Архангельск, Холмогоры, Сольвычегодск. В ярмарке принимали участие купцы Москвы, Нижнего Новгорода, Владимира, Вологды, Ярославля, Курска, Казани, Уфы и других городов России. Торговый оборот приближался по объёму к уровню крупнейшей уральской ярмарки — Ирбитской4. А. В. Эммаусский, историк, профессор Кировского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (1966), отмечал наличие нескольких десятков ярмарок в Вятской губернии к концу XVIII в., а к середине XIX в. их уже насчитывалось свыше 60 при активном участии вятского купечества5. В свою очередь, вятские купцы отправляли товары на ярмарки в Казань, Архангельск и Нижний Новгород.

В Вятской губернии были четыре основные ярмарки: Алексеевская (г. Котельнич), Семёновская (г. Вятка), Великорецкая (г. Вятка, с. Великорецкое), Тихоновская (с. Сорвижи).

Алексеевская ярмарка начала свою работу во времена Алексея Михайловича в середине XVII в. и получила своё название от его имени6. Организация торга была благословлена государем посредством передачи городу Котельничу иконы своего ангела — Божьего человека Алексея. На торговой площади для купцов был построен гостиный двор с деревянными прилавками. На Алексеевской ярмарке, впрочем, как и на остальных в губернии, был в ходу самый разнообразный товар. Иногородние купцы привозили ткани, краски, клей, разного рода фабричные изделия. Привозили чай, различные сладости, сахар, вино и многое другое. К концу XVIII и до середины XIX в. Алексеевская ярмарка достигла положения ведущего торгового мероприятия в масштабах Вятской губернии.

Развлечениям и досугу на Алексеевской ярмарке также уделялось должное внимание. Место для театров, цирков и каруселей выделено было в западной части города (по плану 1909 г.), хотя ранее карусели выставляли и на нижней площади у гостиного двора.

В более ранние годы на ярмарке размещались в овраге р. Балакеривицы кукольные театры, цирк, передвижной зверинец, окружённые выставками7. Действовал постоянный электротеатр Казениной и цирк Павлова. Были и балаганы с приезжими артистами8.

Семёновская вятская ярмарка имеет, пожалуй, самую древнюю и драматичную историю, но её значение для экономики Вятской губернии было невелико.

Первая в Вятском крае Семёновская ярмарка прошла в Хлынове 1 сентября 1607 г. Расцвет ярмарки приходится на середину XVIII в. К началу XX в. она пришла в упадок и сократила сроки работы до одной недели против двух, бывших ранее. Формирование ярмарки проходило в городской структуре, на торговых улицах, с концентрацией торговых лавок на площади. Здесь же, на площади, размещались цирковой балаган и карусели9.

Купцы на ярмарку съезжались из различных уголков России: Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Вологды, Владимира, Астрахани, Казани, Архангельска, Нижнего Новгорода и других городов, а иноземные — из Англии, Германии, Польши, Персии, Франции.

Главным предметом торговли на Семёновской ярмарке были лошади. В 1856 г. на ярмарку было приведено 1 397 лошадей и из них продано 1 013.

К концу XIX в. ярмарочная торговля с каждым годом стала падать. В 1896 г. подавляющее большинство ярмарок (70 %) были однодневные, 16 % — двух- и трёхдневные, 13 % длились от трёх до семи дней и лишь 13 ярмарок (1 %) — более недели.

На ярмарках можно было купить всё: от спиц для вязания до шкатулок тонкой работы, хромовых сапог, дамских ботинок и гармошек-двухрядок, сделанных мастерами-умельцами. Одним из самых почитаемых был гончарный промысел.

На Семёновской ярмарке сбывали в основном продовольствие и сырьё: хлеб, льняное и конопляное семя, сало, кожи, мёд, воск, хмель. Особое место в торговле занимала пушнина: белки, куницы, лисицы, горностаи, норки, выдры. Более ценную пушнину (соболей, чернобурок, бобров) вятские охотники привозили из Сибири. Местные купцы закупали сукно, шёлк, медь, свинец, порох, ружья, ладан, краску, бумагу. Немало приобреталось металлических изделий (топоры, медные тазы, иглы, рыболовные крюки и другое). Из продуктов пользовались спросом соль, лимоны, изюм, перец, сельдь, треска, осетры, икра.

Одним из самых распространённых развлечений на ярмарках являлось устройство качелей. Наиболее часто встречались небольшие качели для одного человека. Верёвки для них привязывали к горизонтальным ветвям дерева или же к специальным перекладинам. Сиденье из одной доски прикрепляли к верёвкам. Такими качелями увлекались даже маленькие дети.

Нередко устраивался аттракцион «качающееся бревно». Он представлял собой простое, хорошо отполированное бревно, длиною в несколько сажень. Толстым концом бревно прикреплялось к стойкам, а вершина его оставалась в воздухе без поддержки. Необходимо было пройти по бревну от его конца до вершины, балансируя руками при его раскачивании, и не соскочить на землю.

Устраивалась также «трапеция» — подвешенная на верёвках перекладина из отполированной палки. Для различных упражнений делались и турники — перекладины на крепких стойках. Но это было редкостью, так как требовало специальной гимнастической подготовки.

Наиболее привлекательными для молодёжи были так называемые гигантские шаги. Они представляли собой столбы разной высоты. Для взрослых столбы были высотой до 5 саженей, то есть более 10 м, для молодёжи — до 3 саженей (более 6 м). На вершине столба укреплялся железный круг на шпиле. К кругу прикреплялись железные крючья, а к ним специальные канаты, выдерживавшие вес человека. Желающие делать «гигантские шаги» надевали на торс или ногу брезентовые петли и начинали бегать, отталкиваясь от земли и взлетая в воздух.

В лапту на ярмарках играли все: и дети, и молодёжь, и взрослые, не утратившие способности быстро бегать. Играли по вечерам на большой площади. Довольно азартная игра привлекала много народу. В 90-х гг. XIX — начале XX в. эта игра имела особый успех, так как о футболе ещё не было представления, и футбольных мячей не было в обращении.

Нередко устраивались лазания по столбу. На верхушку гладко отполированного столба обычно прикреплялись призы: небольшая гармонь, фуражка, шарф и другие предметы, которые мог выбрать добравшийся до вершины смельчак. Но успех был редкостью, обычно это были матросы и электрики-телеграфисты, часто занятые подобным делом в силу своей специальности, а другие «охотники» до гармошки вызывали насмешки публики.

Соревнования по бегу в холщовых мешках, которые завязывались под ногами, были очень распространены на ярмарках. Забегов было несколько, а победители зарабатывали несколько рублей.

Устраивали перетягивание каната. Обычно к каждому концу крепкого каната привязывалось до пяти человек. Перетянувшая сторона получала по 50 копеек.

Ярмарочники умели развлекаться и отводить душу на различных представлениях, зрелищах и танцах под гармошку. В городах была большая мода на балаганы. Балаган представлял из себя мелкую постройку для продажи каких-либо предметов или для размещения частных предприятий, народных театральных зрелищ после отмены в середине 80-х гг. XIX в. монополии императорских театров на зрелища. «Это не представление, а балаган какой-то», — говорили недовольные театральными постановками в профессиональных театрах. Небольшие балаганы для постановки шутовских представлений были на ярмарках особенно распространены. Содержание балаганных представлений было примитивнейшим, «почтейнейшую публику» обычно развлекали куплетами, «кривыми зеркалами». Артистов было мало, поэтому вещи обычно исполнялись простые: пантомимы, отрывки-сценки по произведениям известных писателей, например, из «Мёртвых душ» и «Тараса Бульбы» Гоголя.

Великорецкая Никольская ярмарка традиционно связана с Великорецким крестным ходом на реку Великую, который собирал несколько десятков тысяч человек. Село Великорецкое было небольшим, но ярмарочные доходы позволили построить каменные и деревянную церковь и сельское училище. Позднее появилась часовня на берегу р. Великой. На ярмарку привозили товары московские, нижегородские, казанские и костромские купцы, приезжали и купцы первой гильдии, что говорило о высокой доходности и статусе ярмарки. Всецело значение этой ярмарки было проникнуто религиозным настроением народа и почитания св. Николая Чудотворца и его икон. Если бы не было Великорецкого крестного хода, то и ярмарка тоже могла бы не существовать. Таким образом, религиозно-нравственный фон обусловил налаживание торгово-промышленных отношений как внутри губернии, так и со столицей, и соседними регионами10.

Таким образом, в России сложился новый тип многофункционального архитектурного ансамбля — торгового ярмарочного центра, который развивался от группы временных построек до архитектурно-планировочных структур, имевших градостроительное значение с каменными, стилеобразующими зданиями грандиозных по размерам гостиных дворов, включавших досуговую и развлекательную составляющую.

Примечания

1 Шумилкин С. М. Архитектура Макарьевской ярмарки // Записки краеведов. Горький, 1979. С. 113–123.

2 Шумилкин С. М. Торговые центры европейской части России конца XVIII — первой половины XIX вв. Типология, география, структура : монография. Нижний Новгород, 2012. 225 с.

3 Нижегородская ярмарка // Культура. РФ. URL: https://www.culture.ru/materials/122988/nizhegorodskaya-yarmarka (дата обращения: 28.05.2019).

4 Эммаусский А. В. Вятская земля в период образования русского государства. Киров, 1949. С. 22.

5 ГАКО. Ф. 582. Оп. 46. Д. 273.

6 Алфеевский Я. Алексеевская ярмарка // Вятские губернские ведомости. 1845. № 14. С. 97.

7 Сенников Д. И. Алексеевская ярмарка 1870 г. Котельнич, 1870. С. 20.

8 Алексеевская ярмарка в Котельниче. Котельнич [Киров. обл.], 2006. С. 117–118.

9 Ощепков К. Семеновская Вятская ярмарка // Наш вариант. Киров, 1992. 14 нояб. (№ 46).

10 Ощепков К. Великорецкая Никольская ярмарка // Наш вариант. Киров, 1992. 13 февр. (№ 7).


* Раёк — народный театр, состоявший из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету. Картинки эти были выполнены часто в лубочном стиле, первоначально имели религиозное содержание, а затем стали отражать разнообразные темы, включая политические.