«В августе будь как дома»

Т. В. Лисик

Мочалова, А. Рафферти Август : [стихи] / А. Мочалова. – Москва : Воймега, 2017. – 88 с.

4 октября в арт-центре в рамках проекта «Литературные вечера на Вятке. Авторское чтение» состоялась презентация нового поэтического сборника Александры Мочаловой «Рафферти Август» (М, 2017). Это третья книга Александры, а первая «Молоко для волка» увидела свет в 2005 году в серии «Народная библиотека».

Вторая и третья книга Александры вышли в московском издательстве «Воймега», специализирующемся на издании некоммерческой литературы, в основном, современной поэзии. Книга «Хаклберри была представлена в октябре 2011 года в рамках Дней «Воймеги» в Кирове, новый сборник вятского поэта «Рафферти Август» также подарен областной библиотеке. В нём читатель встретится с новыми стихотворениями автора.

Александра окончила Вятское художественное училище (она член Союза художников России) и Литературный институт имени А. М. Горького. Стихи публиковались в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Новая юность», «Интерпоэзия» и других. Александра Мочалова является одним из ярких представителей вятского поэтического сообщества.

Стихи Александры Мочаловой я люблю за то, что они мешают задаваться бессмысленными вопросами. Например, кому сегодня нужны в России стихи. Поэта Сашу Мочалову я люблю за то же самое. В её присутствии вопрос, можно ли прожить в современной России, тем более – в провинции, не изменив своему призванию, развеивается по ветру. Встретить в городе Сашу с детской коляской – радость. Узнать, что у неё выходит книга и есть совсем новые стихи, написанные уже после выхода этой книги, – точно такая же радость. «Рафферти Август» написан так, как словно автор всё это время пребывал в пустыне или в скиту и абсолютно не рассчитывал когда-либо кому-то это прочесть. Книга максимально откровенна, максимально подробна, здесь много имён, которые для своих звучат как пароль, а чужим ничего не скажут, – тот же Рафферти Блум, например. Так пишут те, кому в голову не приходит понравиться и за это что-то получить: признание, тираж, доходы, лайки в соцсетях.

И в то же время – книга написана как будто в чьём-то незримом, но явном присутствии. В стихах Мочаловой всё выверено и точно: кто-то назвал бы это техничностью, но стихи – это не фигурное катание. Филигранность Сашиных стихов – скорее, свойство, которое много лет кристаллизуется в роду. Если в семье все – художники, поэты и музыканты, человек как бы избавлен от первых неловких шагов и начинает сразу с бега. Это не значит, что ему легче, чем остальным. Это значит, что пока ровесники бьются над формой, можно спокойно отвечать на взрослые вопросы «что» и «зачем», а не на полудетский вопрос «как».

Детских увлечений поэт Мочалова, впрочем, не чуждается, это и чудесно. Кто постарше, помнит, как советские дети «занимали» на картинках в книгах все, что видели стоящего. В игру так и приглашали – «давай занимать», садились рядом, листали книгу, важно было за секунду понять, что тут самое красивое или ценное: дворцы, корабли, самоцветы, самолёты. Если сосед «занял» что-то раньше тебя, спорить не было смысла – ищи своё и переворачивай страницу. Точно так же автор книги «Рафферти Август» поступает с городом Вяткой – кторый вот-вот перевернёт ещё одну страницу своей многомятежной, хотя и замкнутой жизни и станет совсем неузнаваемым. Саша «занимает» для стихов всё, что видит нужного и важного:

Вот заводик небольшой,
охра старенькой столовой
С покосившейся душой,
новый банк и дом лиловый.

Вятка в стихах Саши Мочаловой – вполне достоверна, не расписана «под дымку», её совершенно не хочется называть Вятушкой, чаще всего она дождливая или снежная, и по её улицам охотнее гуляет ветер, чем мамы с колясками. Её жители отсиживаются по домам, чаепитие здесь – ритуал, который согревает жизнь и придаёт ей ритм, нормализует её дыхание. И это – правда: ничего напоказ, ничего на парад, на люди, но если любить этот город, то таким, как есть, и сохранять его в стихах – только таким. Вятка из книги «Рафферти Август» – не оазис для поэтов и счастливых семей, и всё же здесь растят детей и пишут стихи. Большего, как было сказано, желать неразумно.

Книгу «Рафферти Август» Александры Мочаловой не пролистаешь на бегу, не выхватишь пару-тройку броских образов – и не отложишь в сторону, забыв раньше, чем отложил. Это – книга-собеседник, возможно, друг, возможно, провод­ник по Вятке – для тех, кто ищет бессмертную душу этого города, ибо его физическая оболочка – это уже Киров. «Рафферти Август» написана о провинции и в провинции, но в ней нет ничего местечкового, мелкого, незначительного: она вне времени, как и город, где родилась.