Главная > Выпуск №32 > Из истории работы по экологическому воспитанию школьников в 1950–1980 годы

Из истории работы по экологическому воспитанию школьников в 1950–1980 годы

(По документам ГАСПИ КО)

Л. Г. Попцова

2017 год по Указу Президента Российской Федерации был объявлен Годом экологии с целью привлечения внимания общественности к проблеме загрязнения окружающей среды и сохранения природы в целом.

В советское время вопросами охраны природы активно занималась общественная организация Всероссийское общество охраны природы (ВООП), созданная в 1924 г. Свою практическую работу среди населения организация вела через следующие секции: охраны леса (борьба с самовольными вырубками лесных насаждений) и озеленения и садоводства (благоустройство и озеленение городов, посёлков, дорог и зон отдыха, создание и реконструкция парков, садов, скверов и жилых кварталов).

Для работы с детьми и молодёжью была выделена юношеская секция. Её членами могли быть учащиеся школ и профессиональных учебных заведений до 18-летнего возраста1. Любопытно, что количество членов юношеской секции ВООП превосходило количеством членов взрослой. В декабре 1959 г. в состав Кировского отделения ВООП входило 19 городских и районных отделений. В них было вовлечено 3 670 человек взрослых и 4 115 юношей и девушек. Уже через два года число взрослых членов общества выросло в четыре раза – до 15 574, а юношеская секция – более чем в 10 раз, до 56 336 человек2. На 1 января 1967 г. Кировская областная организация имела 33 районных организации и одну городскую с числом членов 126 085 человек. Из них школьников было 100 065 человек3, то есть практически 80 % от общего количества членов.

По документам ГАСПИ КО можно выделить основные направления деятельности юношеской секции Кировской областной организации ВООП за 1950–1980-е годы.

Одной из традиционных форм работы юношеской секции было проведение массовых праздников. Среди первых таких мероприятий по охране природы в СССР в 1924 г. был проведён «День птиц». Возник он по инициативе московских школьников, которые, изготовив скворечники, развесили их в подмосковных лесах. Традицию проведения праздника, привлечения птиц к городам, лесным и сельским угодьям для ликвидации вспышек появления вредителей, подхватили учащиеся школ по всей стране, в том числе Кировской области4. Объявлялся конкурс на лучшее проведение «Дня птиц», вовлекая максимальное количество детей по всем школам области*. В этот период проводилась разъяснительная работа со школьниками о значении птиц, устраивались школьные уголки «Берегите птиц, они наши друзья!», выпускались специальные стенгазеты, листовки, плакаты, изготавливались гнездовия (скворечники, синичники, дуплянки и т. д.). Так, в 1958 г. силами школьников Кировской области было сделано более 100 тыс. скворечников. По итогам конкурса были отмечены юннаты посёлка Свеча, которые организовали шествие по посёлку со скворечниками в руках с призывами об охране птиц, и учащиеся Кырчанской средней школы Нолинского района, сделавшие 247 и отремонтировавшие 253 гнездовий5.

Ежегодная массовая акция привлекала внимание детей области к проблемам и нуждам пернатых. Учащиеся готовили доклады на темы о жизни птиц и заботе о них. Школьникам демонстрировались кинофильмы: «Крылатая защита», «История одного кольца», «Остров белых птиц», «В зарослях Волжской дельты» и др.6 Охранять птиц учили на простых примерах. Так, сообщалось, что в желудке одного убитого грача, найденного в мае 1966 г. на поле колхоза «Знамя Октября» Кирово-Чепецкого района, было около 15 штук проволочников и гусениц озимой совки, повреждающих зерновые и корнеплоды. Или, что синица съедает столько насекомых за сутки, сколько весит сама, а королёк за год – до 10 млн мелких насекомых. Детей подводили к выводам, что птицы обеспечивают нам достаточные сборы плодов, овощей и зерновых; исправить возникшие экологические проблемы можно привлекая полезных птиц. Это можно сделать путём подкормки, развешивания скворечников, устройства гнездовий, связывания верхушек веток кустов для удобства расположения их будущих гнёзд, установки шестов в полях для хищных птиц7. Давались рекомендованные размеры и чертежи гнездовий для скворцов и синиц, инструкции по их изготовлению. Лозунги брошюр, распространяемых в дни проведения праздника говорили: «Охраняйте птиц!.. Десять майских жуков способны уничтожить всю растительность на 1 квадратном метре поля, а семья скворцов за время гнездования съедает 8 тыс. майских жуков и их личинок...»

В материалах работы юношеской секции ВООП сохранились сведения о том, что весенний праздник «День птиц» был популярен в Кировской области до начала 1970-х годов.

Воспитание трудолюбия, отзывчивости к экологическим проблемам своей местности проходило через участие школьников в практических работах.

С 1957 г., начала работы районных отделений ВООП, была организована научно-исследовательская работа членов кружка юных натуралистов в учебно-опытных хозяйствах школ, на колхозных, совхозных полях и фермах, опытных станциях, ягодниках, питомниках и в др. научных учреждениях. В 1967 г., обобщая опыт систематической работы производственных школьных бригад за 10 лет, отмечалось, что члены звена бригад имели возможность изучить весь цикл агротехнических мероприятий выращиваемых зерновых, бахчевых, овощных культур (влияние способа посадки, обработки семян и видов удобрения), научились вести работы в ягодном саду и питомнике (подготавливать к зимовке, высаживать кусты и деревья, размножать кустарники, проводить прививки). Наблюдения за ростом и развитием растений, анализ проведённых опытов фиксировались в дневнике звена. Детьми была оказана шефская помощь в прополке и уборке корнеплодов, старшеклассники освоили работу на тракторе, около жилых домов были заложены ягодники. Учащиеся Кильмезской средней школы, получив материал из научно-исследовательского института садоводства им. И. В. Мичурина, освоили прививку яблонь и груш, вели работу по испытанию гибридов сливы и вишни, полученных с Горно-Алтайской сельскохозяйственной опытной станции. Ребята Вятскополянской средней школы № 1 ежегодно помогали озеленять сквер и улицы города из школьного питомника цветочных растений, заложенного в 1960 г., вели обмен семенами с цветоводами Москвы, Минска и Владивостока. По результатам опытнической работы проводились праздники «День урожая», «Осенний бал», «Праздник цветов», где награждались отличившиеся учащиеся8.

Получению экологических знаний и реализации познавательных интересов подростков и молодёжи способствовала работа детских университетов охраны природы. С 1974 г. действовали университеты при станции юных натуралистов г. Слободского; в средних школах г. Омутнинска и пос. Подосиновец; при Кировском областном дворце пионеров «Мемориал». Работу университета координировал совет, в который, кроме специалистов-биологов, входили представители ВООП. Целью работы университета при областном дворце пионеров была подготовка актива учащихся для организации и проведения природоохранной работы во всех школах г. Кирова. Программа включала в себя проведение лекций, бесед, познавательных экскурсий в природу, музеи, научные учреждения города, практические занятия и природоохранные мероприятия. Школы направляли в университет учеников 5–10 классов, заинтересованных в изучении природы и умеющих вести агитационную работу среди сверстников. Лекции и занятия проводили преподаватели, студенты педагогического и сельскохозяйственного институтов, сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. профессора Б. М. Житкова (ВНИИОЗ), работники рыбнадзора, охотинспекторы, врачи и другие специалисты. Материал излагался доступно, давался развернутый план для агитационных выступлений, диспутов и тематических вечеров в школах. Действовало три факультета: изучение природы родного края – для учащихся 5–6 классов; изучение вопросов охраны природы (исторический аспект) – для 7–8 классов; экологических знаний – для 9–10 классов. Разделение по факультетам позволяло учитывать уровень подготовки учащихся и их возрастные интересы. Ребята, которые заканчивали два года университета и активно работали в школе, получали звание пионер-инструктор9. По окончании трёх курсов школьникам выдавалась рекомендация в высшие учебные заведения биологического профиля**.

Научно-исследовательская деятельность, практическое участие в охране природы подготавливала школьников к осознанному выбору будущей профессии и прививала любовь к окружающему миру. Этому способствовала также работа в школьных лесничествах.

Школьные лесничества появились в Кировской области в 1967 г. В этот год совместная коллегия Министерства просвещения РСФСР и Министерства лесного хозяйства РСФСР утвердила «Положение о школьном лесничестве». С осени 1967 г. в Кировской области, как и по всей стране, начали создаваться школьные лесничества из учащихся 7–10 классов на специально выделенной и закреплённой за ними территории государственных лесничеств. Кроме изучения природных богатств родного края, школьники получали практические навыки по биологии, географии и другим учебным предметам, участвовали в охране леса, сборе и заготовке лекарственного сырья, грибов, ягод, семян, кормовых трав, выращивали посадочный материал в питомнике10.

Все эти работы школьниками велись и ранее, без закрепления за детьми определённой территории. Так, в отчёте об охране природы за 1966 г. писали, что Борская средняя школа Афанасьевского района засадила лесом площадь в 10 га, а Октябрьская средняя школа Мурашинского района помогла леспромхозу в очистке лесосек от сучьев и посадила семена ели на площади 100 га11. Первым было организовано школьное лесничество на базе Буйской средней школы Уржумского района в 1967 г. За ним закрепили 397 га государственного лесного фонда Буйского лесничества Уржумского лесхоза. К декабрю 1968 г. в области юных лесоводов объединяло 20 школьных лесничеств в 12 районах, в которых работало 550 учащихся12. Они принимали участие в ведении лесного хозяйства и очистке леса на площади 3 438 га13. За 1968 г. школьниками были проведены посадки леса на 684,6 га, осуществлялся уход за лесными культурами на 3,4 тыс. га, было заготовлено 27,2 тонны хвойных шишек, 36 тонн лекарственного сырья. Было организовано 862 дозора «Друзья леса», которые оказали существенную помощь в охране лесов от пожаров и самовольных вырубок14. За 1973/1974 учебный год в области членами школьных лесничеств был предотвращен и потушен 31 лесной пожар15.

Начиная с 1969 г. на базе школьного лесничества в Кумёнском районе работал в три смены комсомольско-молодёжный лагерь труда и отдыха16. По инициативе Унинского лесничества в летние каникулы 1970 г. впервые в области был организован лесной лагерь «Испытатель». Ребята жили в лесу в палатках в течение двух недель. За это время они посадили лес на 4 га, провели уход за лесопосадками на площади 247 га, заложили лесной питомник на 4 сотках земли.

С 1973 г. на основании «Положения о летних практических работах учащихся общеобразовательной школы» (приказ министра просвещения СССР от 6 апреля 1973 г. № 37) в период летних каникул были введены практические работы в лагерях труда и отдыха. При работе с детьми сочеталась учебно-воспитательная, научно-исследовательская работа, оздоровительные мероприятия и культурный отдых. Школьники, начиная с 5 класса, выполняли доступные виды труда: сбор хозяйственно-ценных растений, лесных семян, выращивание посадочного материала, охрана муравьёв, выявление редких деревьев и памятников природы и т. д. Продолжительность рабочего дня не должна была превышать 4 часа, все работы длились 2–3 недели17.

К 1975 г. по области количество школьных лесничеств увеличилось до 136, объединяя более 6 тыс. человек18. К 1985 г. было 92 лесничества, в которые входило 5 239 членов школьных лесничеств и 1 735 членов производственных бригад. За ними было закреплено более 50 тыс. га государственного лесного фонда, посажено 2 566 га леса, 140 602 деревьев и кустарников, собрано 5 373 килограммов шишек хвойных пород, облесено 76 оврагов и балок, посажено 63 га полезащитных полос, заготовлено 2 570 килограммов лекарственного сырья19.

В 1983 г. прошёл Всероссийский смотр школьных лесничеств и звеньев юных лесоводов ученических производственных бригад. Целью смотра было выявление лучшей организации работы с юношеством по их ориентации на профессии лесохозяйственного профиля и закрепления молодёжи на селе. Среди показателей смотра выделялись: наличие закреплённой за школьным лесничеством территории государственного лесного фонда; выполнение лесохозяйственных работ (охрана леса от пожара, сбор лесных семян, посадка леса, охрана памятников природы, муравейников, закладка парков и т. п.); участие в заготовке кормов для сельского хозяйства и сборе лекарственных растений; проведение опытнической и исследовательской работы; организация теоретических и практических занятий; количество выпускников школ, оставшихся работать на предприятиях лесно­го хозяйства и поступивших в специальные учебные заведения. По итогам Всероссийского смотра Кировская область была отмечена среди регионов, добившихся высоких показателей по заготовке веточного корма и сена (130 тонн)20.

Школьные лесничества в Кировской области продолжали организовывать до конца 1980-х годов21. В 1970–1980-е годы для многих ребят работа в школьных лесничествах стала призванием. Так, 179 бывших выпускников области в 1974 г. остались работать в своих хозяйствах, в том числе 26 по полученным специальностям, 39 человек поступили в институты лесного хозяйства, 150 – в лесотехникумы22. А в 1989 г., например, из 5 членов школьного лесничества средней школы № 1 г. Советска, 2 человека пошли работать в лесное хозяйство, 1 – поступил в институт лесного хозяйства, 2 – в лесотехникум23. Опыт работы школьных лесничеств полностью оправдывал себя как важная форма организации воспитательной и общественно-полезной работы учащихся. Труд школьников, кроме профессиональной ориентации и повышения знаний, воспитывал любовь и бережное отношение к природе.

Большое внимание юные лесоводы уделяли охране и расселению полезных для леса насекомых, особенно муравьёв. Всероссийская операция «Муравей» начала проводиться с весны 1971 г. после выхода статьи И. Лемберика «Похвала муравью» (Лесная промышленность. 1970. Дек.), где сообщалось, что за день муравейник уничтожает в 30–60 раз больше насекомых, чем дятел или синица.

Перед защитниками и покровителями муравьёв стояли следующие задачи: инвентаризация и картирование муравейников (в том числе выделение на картах наиболее крупных естественных колоний муравейников, которые могли бы быть использованы при расселении); охрана муравейников (огораживание, укрытие, вывешивание в лесах плакатов, лозунгов, аншлагов и предупреждений, рассказывающих о пользе муравьёв, разъясняющих, какой вред приносит лесам разрушение муравейников); широкая агитационная и пропагандистская работа (организация лекций, бесед, семинаров, тематических вечеров; выступления в печати, по радио, телевидению, показ кинофильмов, посвящённых муравью и его лесоохранной роли).

Обобщая итоги третьего года проведения операции «Муравей» в рапортах школьных лесничеств были даны сведения: «...По Кировской области... проведена инвентаризация муравейников на площади 88,1 тысяч гектаров. Расселено муравьиных отводков 3 610 штук на площади 11 тысяч гектаров. Отгорожено муравейников на площади 110 гектаров. Проведена агитационно-массовая и разъяснительная работа по бережному отношению к муравьям: бесед и лекций – 432, семинаров – 5, вывешено аншлагов и стендов – 88, выступления в печати, по радио и телевидению – 16». В 1973 г. лучшим школьным лесничеством стало лесничество 8-летней школы № 5 г. Советска, которое провело инвентаризацию муравейников на площади 500 га, расселило муравейников на площади 125 га, огородило 80 муравейников и вывесило 50 аншлагов24. Для оказания методической помощи по проведению операции была выпущена брошюра «Операция ‘‘Муравей’’» в 1981–1985 гг. с приложениями схем измерения размеров муравейников и размещения комплексов муравейников в лесничестве, таблиц определения объёма гнёзд и ведомости инвентаризации комплекса маточных муравейников25. Активное использование полезных муравьёв вида Формика в лесозащитной роли велось членами юношеской секции Кировской области на протяжении 1970–1980-х годов.

Удачной формой работы по патриотическому воспитанию детей являлось создание «зелёных» и «голубых» патрулей, пионерских дозоров и групп «Друзья леса». Они охраняли зелёные насаждения населённых пунктов, пригородных зон, школьных лесничеств и водные ресурсы родного края. Первые «зелёные» патрули в Кировской области были организованы в 1960 г. из числа детей средних школ г. Нолинска, г. Зуевки и пос. Лальска Лузского района26. Патрули и дозоры стали школьным активом по охране природы. Ребята подмечали следы браконьерства в лесу, изготавливали искусственные гнёзда и устанавливали их на водоёмах, проделывали сеть прорубей в водоёмах для исключения замора рыбы, наблюдали за соблюдением инструкции подкормки растений в колхозах и сов­хозах химическими удобрениями, организовывали лекции с местным населением и др.27 Например, «зелёный» патруль Озерницкой средней школы Слободского района в летний период 1966 г. следил за сохранностью участка леса, прилегающего к железной дороге, и ликвидировал 3 пожара, возникших от паровозных искр28.

Первые сведения о патрулировании школьниками на водоёмах в нерестовый период имеются в документах ВООП за 1962 г.29 Массовое же движение отрядов «голубой» патруль началось с 1970 г. после обращения министра рыбного хозяйства СССР А. А. Ишкова через журнал «Пионер» к учащимся с призывом по спасению рыбных богатств страны на всех естественных и искусственных водоёмах. В 1970-е годы было разработано Положение о «голубом» патруле, согласно которому школьники должны были: вести научно-исследовательскую и практическую работу по сохранению и умножению природных запасов рыбы; изучить местные водоёмы и их обитателей, биологию основных промысловых рыб; произвести паспортизацию местных рек, озёр, прудов; охранять рыбу во время нереста; наблюдать за санитарным состоянием рек и озёр и информировать органы рыбоохраны об изменении цвета воды, появлении маслянистых пятен, плёнок, загрязнении и засорении воды, гибели рыбы и вырубке леса на берегах; спасать от гибели молодь рыб, обсаживать берега рек и озёр деревьями и кустарниками30.

Отмечая практическое участие школьников в природоохранной работе, было указано, что на 1982 г. в области числилось 1 497 отрядов «зелёных» патрулей, которые посадили 242 тыс. деревьев и кустарников, провели 1 742 массовых мероприятия и 8 750 бесед, изготовили 13 тыс. искусственных гнездовий и 23 тыс. кормушек для птиц. Отряды «голубых» патрулей охраняли 217 водоёмов, участвовали в их зарыблении и спасении молоди рыб31.

Члены юношеской секции, в том числе «зелёные» патрули и школьные лесничества, оказали значительную помощь в озеленении населённых пунктов, дорог, облесению малых рек, созданию скверов и парков, укреплению склонов берегов. Учащиеся поддерживали имеющиеся зелёные насаждения городов и сёл, вели борьбу с загрязнением парков, скверов, дворов и улиц.

В проводимых мероприятиях в 1966 г. к 50-летию Советской власти районные отделения ВООП активно привлекали школьников к созданию лесопарков, садов, скверов, зелёных зон вокруг городов и рабочих посёлков, озеленению памятных мест, связанных с Гражданской войной 1918–1921 гг. и Великой Отечественной войной 1941–1945 гг. К этой дате учащимися были заложены парки на площади 7 га в с. Русские Краи Кикнурского района, 3 га в с. Сорвижи Арбажского района, на 1 500 саженцев клёнов, сирени, вишни в г. Сосновка Вятскополянского района, заложен питомник и озеленён сквер у дома культуры школьниками пос. Свеча, озеленена территория детского сада с. Боровка Котельничского района и территория вокруг стадиона в г. Яранске32.

Внесли вклад учащиеся и в озеленение автодорог для защиты их от сквозного продувания, пыли и солнца. Например, в 1964 г. озеленили дорогу на протяженности 10 километров от с. Русские Краи до с. Тырышкино Кикнурского района, в 1966 г. была произведена посадка деревьев по новому тракту Санчурск – Яранск – 7 километров33, в 1968 г. – 12 километров около с. Спасское Котельничского района34.

Надо отметить участие членов юношеской секции в выявлении редких растений, животных и охране памятников природы области. Эта работа была начата с 1962 г. после вынесения решения Кировского облисполкома (от 28 сентября 1962 г. № 571). Учащиеся обследовали уголки природы своего района, давали описание растущим цветам, деревьям, устанавливали предупредительные аншлаги в местах памятников живой и неживой природы, пресекали браконьерство.

Экспедиционный отряд средней школы г. Слободского в рамках Всесоюзных туристических походов «За охрану природы родного края» (1978–1980) по заданию отдела природы Кировского областного краеведческого музея обследовал правый берег реки Белая Холуница с изучением впадающих в неё малых рек и ручьёв. Ребята обнаружили и зафиксировали на карте ранее неизвестные места обитания бобров, расчистили завалы вдоль берега и родников. Отряд Кильмезской средней школы вёл сбор сведений о местах обитания и численности выхухолей в их районе. Всего в 1978–1980 гг. в 706 школах области было создано 4 757 экспедиционных отрядов, в которых занималось 117 460 учащихся 4–10 классов35.

В 1979 г. при проведении Всесоюзной операции «Подснежник» школьниками была передана информация учёным области о красивых цветах своего района (где растут, как часто встречаются, сроки цветения). Было дано описание растения с приложением его рисунка или фотографии36.

В документах ВООП за 1990 г. имеются подробные описания ребятами состояния памятников природы области. Так, при проверке водопада и утёса у деревень Береснята и Буржата Советского района говорилось о большом количестве осыпей и мусора в зоне памятника из-за массового нашествия туристов и скудном цветении орхидей после пожара, возникшего по вине людей. Школьниками предлагалось для сохранения Береснятского ботанико-геологического комплекса организовать туристическую базу для проведения организованных экскурсий, обустроить специально отведённые места для приготовления туристами пищи37.

Одной из форм пропаганды охраны природы среди детей была организация их участия в природоохранных мероприятиях в загородных лагерях труда и отдыха. 25 июня 1963 г. начал работу пионерский лагерь Кировского городского дворца пионеров на реке Быстрице. В первый день работы лагеря сотрудник Лянгасовского лесничества провёл беседу о значении природы для человека, вреде лесных пожаров и браконьерстве. Уже на четвёртый день благодаря съёмкам пионеров-фотокорреспондентов были задержаны браконьеры, «глушившие» рыбу недалеко от лагеря. Всего за смену было задержано 14 браконьеров. Кроме борьбы с хищническим способом ловли рыбы была оказана помощь в очистке леса38.

В 1971 г. прошло соревнование между пионерскими лагерями области по лучшему проведению «натуралистической работы». В соревновании приняли участие 13 загородных пионерских лагеря, в которых отдыхало 25 тыс. ребят. Детям были организованы туристические походы в лес, поле, к водоёмам. Грамотно организованное знакомство с окружающей природой в пионерском лагере должно было помочь сформировать гуманное отношение к живому, желание заботиться о природных богатствах и восхищение красотой родного края. Среди заданий пионерам, отдыхающим в загородном лагере были: шефство над лесом (охрана его от пожара и вредителей, очистка от валежника); помощь лесхозам и лесничествам в сборе древесно-кустарниковых семян (не менее 200 граммов на человека) и кормовых дикорастущих трав (не менее 5 граммов на человека); выявление многолетних деревьев – памятников природы в возрасте 200–400 лет в зоне пионерского действия; организация работы «зелёного» патруля; выявление случаев неправильной вспашки вдоль склонов; организация сбора лекарственных трав (не менее 300 граммов на человека); обнаружение и нанесение на карту ягодников, грибных мест, зарослей лекарственных растений; охрана лесных муравьёв (изучение их жизни, учёт муравьиных семей, установка аншлагов); охрана ближайшего водоёма от браконьерства39.

С 1971 г. для выявления учащихся с устойчивым интересом и склонностью к биологии, развития любознательности и бережного отношения к природе, оказания помощи в выборе будущей профессии начали проводить в Кирове городские олимпиады по биологии. Чтобы успешно участвовать, школьники должны были читать дополнительную литературу по предмету. В школьной олимпиаде 1972 г. приняло участие 239 человек. Однако, результаты показали, что учащиеся, усвоив хорошо школьную программу, недостаточно знают краеведческий материал (например, видных учёных области, зимующих и перелётных птиц и т. п.), вопросы гигиены, не умеют выделять основные черты отличия растений от животных и оказывать первую помощь пострадавшим40.

Привлечение подрастающего поколения в 1950–1980-е годы к практическому знакомству с природой, охране и воспроизводству природных ресурсов способствовало воспитанию у молодёжи гражданской ответственности за судьбу родного края и обеспечивало связь школы с производством. Использование многолетнего опыта работы с молодёжью юношеской секции Кировского отделения Всероссийского общества охраны природы, формы передачи детям знаний об окружающем мире, умений и навыков, необходимых для активного и рачительного общения с природой, будут полезны и в современном обществе, позволят переосмыслить современное положение охраны окружающей среды нашего региона.

Примечания

* Первый конкурс на проведение «Дня птиц» был объявлен в СССР в 1948 г. в «Пионерской правде».
** Детский университет экологических знаний продолжает свою работу во Дворце творчества – Мемориал.

1 ГАСПИ КО. Ф. Р-6764. Оп. 1. Д. 6. Л. 3.
2 Там же. Д. 3. Л. 13, 111.
3 Там же. Д. 19. Л. 77.
4 Там же. Д. 29. Л. 73.
5 Там же. Д. 3. Л. 17, 18.
6 Там же. Д. 1. Л. 5.
7 Там же. Д. 29. Л. 41, 42, 46.
8 Там же. Д. 37. Л. 75-104.
9 Там же. Д. 220. Л. 7-10.
10 Там же. Д. 37. Л. 10.
11 Там же. Д. 29. Л. 94.
12 Там же. Д. 37. Л. 74.
13 Там же. Д. 46. Л. 6.
14 Там же. Д. 37. Л. 74.
15 Там же. Д. 101. Л. 30.
16 Там же. Ф. П-1682. Оп. 14. Д. 307. Л. 5.
17 Там же. Ф. Р-6764. Оп. 1. Д. 101. Л. 44.
18 Там же. Л. 20.
19 Там же. Д. 220. Л. 28.
20 Там же. Д. 189. Л. 39, 40, 44.
21 Там же. Д. 285. Л. 12.
22 Там же. Д. 101. Л. 31.
23 Там же. Д. 285. Л. 29.
24 Там же. Д. 76. Л. 76.
25 Там же. Д. 205. Л. 1–12.
26 Там же. Д. 2. Л. 51.
27 Там же. Ф. П-1682. Оп. 14. Д. 307. Л. 38–40.
28 Там же. Ф. Р-6764. Оп. 1. Д. 29. Л. 96.
29 Там же. Д. 3. Л. 189.
30 Там же. Д. 101. Л. 14.
31 Там же. Д. 189. Л. 85.
32 Там же. Д. 29. Л. 88, 89, 92, 96, 98 а.
33 Там же. Л. 92, 98.
34 Там же. Д. 37. Л. 54.
35 Там же. Д. 143. Л. 45–49.
36 Там же. Д. 134. Л. 16, 28.
37 Там же. Д. 298. Л. 10–11.
38 Там же. Д. 3. Л. 207.
39 Там же. Д. 62. Л. 33–37.
40 Там же. Д. 46. Л. 72, 73; Д. 62. Л. 22–23.