Главная > Выпуск №32 > Бабушка художников Васнецовых

Бабушка художников Васнецовых

Н. А. Баженова

О самых известных вятских художниках Викторе и Аполлинарии Васнецовых написаны сотни книг и статей. А вот о жизни их бабушки Ольги Александровны Васнецовой было известно до обидного мало.
В «Энциклопедии земли Вятской», в томе «Сёла и деревни», есть статья о селе Курчум, в которой только одно предложение о ней: «В селе родилась и прожила всю жизнь бабушка художников В. М. и А. М. Васнецовых О. А. Вечтомова-Васнецова».

Это не просто мало, это, мягко говоря, неточно. И несправедливо. Ольга Александровна не просто дала жизнь отцу будущих художников, сын и внуки именно от неё унаследовали художественный талант. Общеизвестно: бабушка писала акварельные пейзажи, которые мальчики Васнецовы воспринимали как настоящие картины, как произведения искусства.

Кроме того, судьба этой замечательной русской женщины настолько поразительна, настолько наполнена драматизмом, что никого не оставит равнодушным. И судьба эта никак не вмещается в рамки одного предложения. Мне удалось узнать об Ольге Александровне Васнецовой многое потому, что вся её жизнь тесно переплетается с жизнью моих родственников: Васнецовых, Вечтомовых, Верещагиных, Костровых. Думаю, будет интересно узнать и о людях, которые её окружали, которых она любила, о которых заботилась и которые любили её. Некоторые моменты этой жизни описаны мною в книге «Без корней деревья не растут» (Киров, 2015), главы из которой опубликованы в 26 альманахе «Герценка: Вятские записки».

Почему же решила написать отдельный рассказ о судьбе бабушки художников Васнецовых? Во-первых, обнаружила много новых интересных подробностей; во-вторых, захотелось собрать материал о ней, рассыпанный по нескольким главам книги, в единое целое; а главное, узнала, наконец, где и с кем провела Ольга Александровна последние дни своей долгой жизни.

Ольга Александровна Васнецова родилась в 1807 году в селе Курчум, в семье священника Александра Григорьевича Вечтомова. Отец начал службу в Екатерининской церкви этого села с 23 июня 1806 года, унаследовав священническое место от умершего Романа Осиевича Летушевича (1770–1805) и женившись на 15-летней Машеньке Летушевич. Ольга стала первым ребёнком в молодой семье Вечтомовых1.
К тому времени, когда Ольга заневестилась, у неё было три брата: Владимир (1808), Николай (1817), Платон (1818) и две сестры: Елизавета (1811) и Надежда (1821).

Как и мать, Ольга Вечтомова замуж вышла рано: жених Василий Васнецов, выпускник семинарии, спешил занять место священника в родном селе Талоключинском, а холостых, как известно, в духовный сан не посвящали. Василий Васнецов «не кота в мешке покупал»: у него была возможность присмотреться к невесте, почувствовать симпатию к юной, цветущей девушке и ощутить ответное влечение. Дело в том, что их родители – священники прекрасно знали друг друга, служили не просто в одном Нолинском уезде, а сёла их – Курчум и Талоключинское – по прямой недалеко, только через речку Вою переправиться.
Уверена, что о кровном родстве своих детей родители тоже знали. Жених Василий Космин Васнецов (1800) был правнуком диакона из Ошети Иосифа Димитриевича Васнецова (1700–1759), а невеста Ольга Александровна Вечтомова его же прапраправнучкой через прабабушку Акилину Андреевну Летушевич (1753). О том, что А. А. Летушевич – дочь курчумского священника Андрея Иосифовича Васнецова (1722–1790), говорит, например, такая запись в клировых ведомостях села Курчум за 1810 год: «Вдова – попадья Акилина Андреевна, иерея Осия Летушевича жена, Александру Вечтомову по его жене – бабушка, а иерею Матфею Андреевичу Васнецову – сестра родная, проживает в доме А. Вечтомова»2.

Акилина Андреевна нянчила свою правнучку Ольгу и, естественно, была в курсе, что дети Вечтомовых состоят в родстве с Васнецовыми. Но церковь запрещала браки только в 1-й и во 2-й степени родства, так что этот брак был одобрен.

Венчание состоялось в родном Олином селе Курчуме 1 октября 1822 года. Запись в метрической книге гласит: венчался «Вятской епархии села Талоключинского Богородицкой церкви священника Космы Васнецова сын Василий, окончивший в Вятской семинарии богословское учение; той же епархии села Курчумского Екатерининской церкви священника Александра Вечтомова с дочерью – девицею Ольгой»3.
Поручителями (их ещё называли «поезжане») были талоключинский священник Иоанн Вознесенский и курчумский диакон Иосиф Бобровский. Венчал молодых священник села Лобановского Василий Лобовиков.

Молодые поселились в Талоключинском, где жила большая семья Васнецовых. Глава семейства, свёкор Ольги, Косма Иоаннович Васнецов (1776), был уважаемым священником в округе, о чём говорит один только факт: больше двенадцати лет его избирали благочинным. Он был вдов, жена Татьяна Андреевна (урождённая Лаженицына) умерла в 1816 году. (Эту дату стоит уточнить. 1818-й год, который находим в материалах краеведов, тоже должно подвергнуть сомнению, ведь в церковных ведомостях за 1816 год4 40-летний иерей Косма Васнецов уже значился вдовцом.) Младшие дочери после смерти матери были на попечении отцовской сестры, пожилой тётушки Феодосии Иоанновны (1756), вдовы местного дьячка Тимофея Мышкина. Братья мужа – Николай (1802) и Михаил (1812) – учились  в духовных учебных заведениях в Вятке, приезжали на каникулы5.

Большая семья Васнецовых тепло приняла Ольгу. Поповских дочек сызмальства готовили к роли заботливой хозяйки, так что едва ли у молодой жены возникли бытовые или психологические проблемы, тем более, братья и сёстры мужа были ей почти ровесниками. Да и симпатия между мужем и женой вскоре, как водится, переросла в любовь.

Сразу после свадьбы, 22 октября 1822 года, Василий Космин Васнецов был посвящён епископом Амвросием в сан священника и с энтузиазмом начал исполнять священнические обязанности6. В метрических книгах села Талоключинского с 1823 года можно увидеть его подписи, которые говорят о том, что молодой иерей постоянно принимал участие в таинствах: крестил младенцев, венчал на супружество, отпевал усопших. Ездил по многочисленным деревням своего прихода.
А Ольга, между тем, ждала первенца. Как и многим беременным, ей хотелось рожать дома, чтобы рядом были мама и бабушка, которые помогут, подскажут, поддержат, поэтому Ольга Васнецова уехала в Курчум.
9 ноября 1823 года в Курчуме (а не в Талоключинском!) она родила сына Михаила7 на радость обоих семейств. Здесь же, в Екатерининской церкви, новорождённого крестили: дед Александр Вечтомов крестил внука, а другой дед, Косма Васнецов, был восприемником, крёстным отцом. И никто из родственников тогда даже мысли не допускал, что этот крохотный, кричащий младенец подарит миру детей, которые составят славу на века им и всей земле Вятской. Многочисленные дедушки и бабушки, тётушки и дяди просто радовались появлению на свет Божий нового человека Михаила Васильевича Васнецова.

Через полтора года, 7 апреля 1825 года, Ольга Васнецова родила дочь Машеньку, рожала в доме мужа: «У священника села Талоключинского Василия Космина Васнецова родилась дочь Мария»8. Восприемницей стала сестра отца Анна. Мишенька и Машенька стали всеобщими любимцами.
Вечтомовы за время этих радостных событий настолько сблизились с Васнецовыми, так часто бывали в Талоключинском, что в этом же селе присмотрели жениха и для своей следующей дочери Елизаветы. Она приглянулась сыну талоключинского диакона Антония Шкляева. И как только Тимофей Шкляев окончил семинарию, они  поженились.

Казалось, надо теперь только жить и радоваться, но слишком рано в семью Ольги Александровны Васнецовой постучалось горе: муж начал таять на глазах, слабеть, чахнуть. Недаром туберкулез лёгких народ метко назвал «чахоткой». Всё это каждый день наблюдала молодая любящая жена, которая еле успевала управляться с умирающим мужем, с заболевшим свёкром и маленькими детьми – погодками. И была снова беременной. Дочь Катенька родилась 1 ноября 1826 года, крёстной матерью стала тётя Наталья Космина Васнецова9. Стоит ли удивляться, что девочка была очень слабенькой, болезненной?
Наступил 1827 год – чёрный год для Ольги Александровны Васнецовой.

1 февраля 1827 года скончался муж Василий Космин Васнецов10. Ему было всего 26 лет! Отпевал зятя Александр Григорьевич Вечтомов. Смерть мужа словно заморозила Ольгу. Казалось, не оттаять ей уже никогда, если холодом смерти веет вокруг. После мужа Ольга Александровна похоронила в Курчуме крошку – дочь Екатерину.

А 15 декабря ушёл к Господу её свёкор, священник Косма Иоаннович Васнецов11. Ему был 51 год, тоже мог ещё жить, но его здоровье подточили несчастья, свалившиеся все сразу на него: сначала неожиданный уход в мир иной жены Татьяны Андреевны, затем болезнь и смерть старшего сына Василия. Проститься с уважаемым иереем съехались в Талоключинское многие священники. Отпевал покойного благочинный священник Сунской Вознесенской церкви Иоанн Акишев.

Как и сына, погребли отца в стылую землю у стен родной Богородицкой церкви. Ох, долго помнила Ольга Васнецова эти две могилы, припорошённые снегом!

Оставаться в Талоключинском Ольге с детьми было негде: на место её умершего мужа был уже определён новый священник Димитрий Евфимович Трапицын (1798). Его назначение к Богородицкой церкви было объяснимо: Д. Е. Трапицын и Николай Космин Васнецов12, занявший место умершего отца, были свояками, то есть их жёны Александра Андреевна и Параскева Андреевна – родные сестры, дочери орловского священника Андрея Овчинникова.

Ольга Васнецова с детьми возвращается в Курчум, в дом отца. Благо, к тому времени Александр Григорьевич выстроил рядом с храмом большой, крепкий дом на каменном фундаменте, так что места хватало всем: и детям, и внукам, и бабушке Марии Захаровне Летушевич (урождённой Курочкиной).
Вот выписка из клировой ведомости по Екатерининской церкви села Курчум 1830 года: «Умершего священника Василия Космина Васнецова вдова Ольга Александровна Васнецова (23 года) живет у отца своего, священника А. Вечтомова. Получает на пропитание с детьми своими 40 рублей (годовых. – Н. Б.13.

Чтобы отвлечься от мрачных мыслей, молодая вдова много помогала матери и бабушке по хозяйству. Но главным лекарством от болезненной утраты стали для неё дети: свои и Вечтомовых. Брат Евгений родился в 1827 году, Иоанн – 3 октября 1829 года14, Аполлос – в 1833 году, правда, рано умер, а самая младшая сестричка Сашенька – 17 апреля 1831 года15.

Заботясь о малышах, молодая женщина постепенно оттаивала, ощущая себя очень нужной. Детские улыбки и ласки растопили холод в её сердце, помогли ей снова почувствовать радость жизни. Это желание – быть для окружающих полезной – станет для О. А. Васнецовой первостепенным.


Село Курчум. 2014 г.

Время шло. Старшие сыновья Вечтомовых уехали учиться в Вятскую семинарию. Пришла пора учёбы и сыну Ольги – Михаилу Васнецову. Как же не хотелось матери отпускать любимца от себя! Уговорила отца зачислить мальчика в Нолинское духовное училище в 1831 году с условием обучения дома, тем самым продлив Мише детство ещё на один год. В Нолинск ездили только для сдачи экзаменов, которые сдавал успешно, ведь мать и дед были для Миши строгими учителями. Зато легко было потом учиться в Вятке, сначала в духовном училище, затем в семинарии. Куда же без неё сыну и внуку священников?!

Следом за братом выпорхнула из Вечтомовского гнезда Машенька Васнецова, выйдя замуж за священника из Ошлани Андрея Львовича Двинянинова. Сосватала их Олимпиада Львовна Кротова, жена курчумского диакона, родная сестра жениха. Поначалу Маша, скучающая по родным, приезжала в Курчум довольно часто. И первенца своего рожала в Курчуме, как когда-то её мать. Сын Андрей появился на свет 8 августа 1843 года на радость бабушке Оле. Но не пришлось Маше долго гостить у деда и матери: серьёзно заболел свёкор Лев Львович Двинянинов, скончавшийся 3 апреля 1844 года. Через год после этого (14 апреля 1845 года) Мария Васильевна в Ошлани родила второго сына, которого назвала в честь любимого дедушки Александра Григорьевича Вечтомова. Приезжать в Курчум стала все реже16.

Осталась у Ольги Александровны одна отрада – холить и пестовать младшую сестру Сашеньку. Понимала: недолго осталось, скоро этой девушке тоже сыщется свой «царевич Елисей». Дочь Маша близко. А куда сестричку увезут? Но судьба, как всегда, распорядилась по-своему. 63-летний А. Г. Вечтомов просил епархиальное начальство вывести его за штат. На его место нужно было подыскать подходящую кандидатуру. Выбор пал на Александра Стефановича Верещагина, который 15 июля 1848 года окончил Вятскую семинарию. Он родился в Уржуме, в семье диакона. К тому времени ему было 23 года. Но без жены в духовный сан не посвящают. Юная, образованная Сашенька Вечтомова была, конечно, идеальной невестой.

Как это часто бывало в среде духовенства, их познакомили родственники, способствовал этому сын Ольги Александровны Михаил, который сам недавно прошёл эту процедуру сватовства благодаря родным. М. В. Васнецов после окончания семинарии в 1842 году приступить к церковной службе не мог: был холост. Вероятно, невесту посоветовал его дядя, диакон села Березинского Николай Андреевич Лаженицын. 12 мая 1844 года Михаил Васильевич Васнецов обвенчался в Сретенской церкви этого села с дочерью местного священника Аполлинарией Ивановной Кибардиной, а 29 мая епископом Неофитом был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви села Лопьял Уржумского уезда17. Здесь 20 лет священствовал Андрей Григорьевич Верещагин, именно он крестил первых сыновей Васнецова: Николая и Виктора. К нему в Лопьял не раз приезжал племянник Александр Верещагин, он, например, 17 октября 1848 года был поручителем на свадьбе своей двоюродной сестры Анастасии Верещагиной18. Михаил Васнецов и Александр Верещагин симпатизировали друг другу. Вот почему именно его М. В. Васнецов предложил в мужья «тёте Саше». (Племянник был старше своей тёти, поэтому звал её, конечно, только по имени.) Ольга Александровна с кандидатурой жениха согласилась: Верещагины ей тоже понравились. Она познакомилась с этой семьей, когда приезжала в Лопьял на крестины своего внука Виктора. 6 мая 1848 года бабушка стала восприемницей, то есть крёстной матерью будущего великого художника. Крёстным отцом был уржумский купец Андрей Григорьевич Котенёв19.

Получается, что Михаил Васнецов в лице Александра Верещагина нашёл человека, который всю жизнь заботился и о его матери Ольге Александровне, и о семье деда А. Г. Вечтомова. Сразу после свадьбы, 29 января 1849 года, Александр Стефанович Верещагин был посвящён в сан священника Екатерининской церкви села Курчум «с обязательством воспитывать своего тестя, значащегося заштатным священником, Александра Вечтомова с его семейством»20. Слово «воспитывать» понималось как «помогать, поддерживать».

Мой прапрадед Александр Стефанович Верещагин был человеком спокойным, деловитым, а главное – ответственным. И на церковной службе отличился, имея много наград. В клировых ведомостях отмечалось, что А. С. Верещагин «поведения примерно – честного и доброго, весьма рачителен о благоустройстве и украшении церкви»21. И за добросовестное обучение детей в приходской школе получал благодарности Святейшего Синода. И для своей семьи стал настоящей опорой и заботливым отцом. Всё это подкупило Ольгу Александровну Васнецову, которая почувствовала, что такой человек никогда не обидит её сестрёнку. Сначала молодые поселились в просторном доме тестя Вечтомова. Когда у Верещагиных появился собственный дом, Ольга Васнецова стала жить с ними: «Бывшего при Вознесенской церкви села Талоключинского священника Василия Васнецова жена вдова Ольга Александровна, священническая дочь, вдовствует с 17 февраля 1827 года. Живет и пропитывается у священника Александра Верещагина»22.

Ольге Александровне была выделена комната. Снова она почувствовала себя нужной, полезной, ведь у любимой сестрички Сашеньки с завидным постоянством стали рождаться дети: Ольга (1850), Павел (1851), Пётр (29 июня 1852 года)23. Любимицей Ольги Александровны, конечно, стала Оленька Верещагина, ведь и назвали её в честь тёти, она тоже была Ольгой Александровной.

Семья Михаила Васнецова в 1850 году переехала из Лопьяла в Рябово. Это село было всего в 18 верстах от Березинского, где жили родители Аполлинарии Ивановны: священник Иоанн Тимофеевич и Устиния Тарасовна24. Да и с курчумскими родственниками видеться стали чаще. Мальчики Васнецовы приезжали в Курчум на каникулы. Виктор Васнецов вспоминал о поездках к бабушке, к которой отец возил «на поклон каждый раз, чуть только приедем из семинарии»25.

Внуки Ольги Александровны были ровесниками Верещагиным: Виктор (1848), Пётр (14 августа 1852), Аполлинарий (1856), Аркадий (1858). Интересно: это совпадение или осознанно назвали рождённых в 1852-м году родственников одинаковыми именами? У сверстников, естественно, общие интересы, общие пристрастия. Мальчики резвились, играли, шалили, но Ольга Александровна любила эти шумные дни, дни жизни и радости. Она часто гуляла с детьми в окрестностях Курчума: на высоком берегу речки Курчумки, около пруда, в поле и в лесу. Собирали грибы, ягоды. Приносили домой букеты полевых цветов.

Талантливая художница, Ольга Александровна писала акварельные пейзажи, натюрморты. Вставляла в одинаковые рамки. Её работы украшали все комнаты в доме Верещагиных. Исследователи творчества Виктора Васнецова пишут обычно, что эти картины висели «в доме матери» Михаила Васильевича Васнецова26. Замечу: у О. А. Васнецовой не было «своего дома». Вероятно, эти учёные следуют за Виктором Васнецовым, который вспоминал: «…первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки»27. Но это говорит как раз о том, что Ольга Александровна в доме Верещагиных не чувствовала себя ни приживалкой, ни нянькой, а была настоящей хозяйкой. Такое же ощущение было всегда и у мальчиков Васнецовых. Внуки по достоинству оценили эстетический вкус бабушки, её работы они воспринимали не как лубочные картинки, а как настоящие произведения искусства: «…мы гордились талантом бабушки и втайне немного завидовали»28.

Как жаль, что не сохранилось ни одной работы Ольги Александровны! А может быть, кто-нибудь всё-таки обнаружит старенький акварельный натюрморт в старинном сундуке или на чердаке наследственного дома?

Казалось, жизнь теперь всегда будет такой безоблачной, спокойной и счастливой. Несчастья обрушились на семью неожиданно, как грозовые ливни.

29 апреля 1858 года внезапно умер муж средней дочери Вечтомовых Елизаветы Александровны – Тимофей Антонович Шкляев, священник села Пыжинского Вятского уезда. Их единственный сын, Александр Шкляев, как лучший выпускник Вятской духовной семинарии, в 1848 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, с тех пор в церковных документах Вятки о нём не было найдено ни одного упоминания29. Вероятно, он или умер, или ушёл в монастырь, иначе его мать – вдова не скиталась бы всю жизнь по чужим углам. Лиза вернулась в родной Курчум, как когда-то её старшая сестра Ольга, но поселилась не в доме отца, священника Вечтомова, а у младшей сестры Александры. Так с 1858 года все три сестры стали жить вместе в доме Верещагиных30.

29 июня 1859 года скончался зять Ольги Александровны Васнецовой – ошланский священник Андрей Львович Двинянинов31. Ему было всего 38 лет. Жуткая боль сжала сердце матери: дочь Маша зеркально повторяла её судьбу, судьбу молодой вдовы, оставшейся с двумя детьми на руках. Но, в отличие от матери, Мария Васильевна в Курчум не переехала – осталась жить в наследном доме Двиняниновых в селе Ошлань, где и прожила всю жизнь32.

Вскоре, 11 февраля 1860 года, ушла из жизни мать сестёр Вечтомовых, Мария Романовна33. Сёстры были убиты свалившимся на них горем, но больше всего их беспокоило здоровье отца, безутешного и неприкаянного. Как ни старались дочки отвлечь Александра Григорьевича от мрачных мыслей, ничего не получалось – он слабел с каждым днём. Не прошло и четырёх лет после смерти его Машеньки, как он ушёл вслед за ней. Это случилось 10 ноября 1863 года34.

Но за два месяца до этого произошло событие, которому не могу дать точного объяснения. 3 сентября 1863 года из села Васильевского переводится в Курчум Николай Александрович Вечтомов, а из Курчума в Васильевское переезжает Александр Стефанович Верещагин, то есть зять с шурином, два священника, поменялись местом службы. Может быть, Николай Вечтомов уехал из Васильевского, потому что в 1860 году умерли сразу два ребёнка: Аркадий и Александра? А у Верещагиных в том же 1860 году умер маленький сын Вениамин? А может быть, видя состояние отца, Николай Вечтомов решил занять наследный дом, крепкий, большой, удобный?

Не будем гадать о причинах. Главное другое: 56-летняя Ольга Александровна Васнецова уехала в Васильевское вместе с сестрой и зятем Верещагиным, а не осталась с братом в родном селе35.

Наверное, не только любовь к сестре и племяннице-тёзке определила выбор О. А. Васнецовой. Ко времени переезда сыну Верещагиных Косте было всего два года. Очаровательный малыш, к которому уже прикипело сердце доброй тётушки. Это ещё одно притяжение. Да и здоровье зятя стало её беспокоить: все горести, болезни и похороны близких брал на себя. Видела мудрая женщина, как нелегко этому сильному человеку.

Была ещё причина надеяться, что на новом месте Верещагиным будет легче и здесь они получат поддержку. В крупном селе Васильевском, расположенном недалеко от Курчума, с 18 декабря 1855 года при Благовещенской церкви служил священником родной брат Александра Верещагина – Николай Стефанович, с большим семейством которого жила мать братьев Верещагиных, Анна Петровна, овдовевшая 31 августа 1853 года36, когда её муж умер от холеры, и приехавшая в 1857 году из Уржума37.
Жизнь большой, дружной семьи теперь устраивается в Васильевском, как некогда в Курчуме. Александр и Николай служат в Благовещенской церкви, работают с усердием на ниве просвещения. Сёстры Вечтомовы занимаются хозяйством, воспитанием детей. Сюда же, в Васильевское, часто приезжал из Вятки к матери и братьям историк Александр Стефанович Верещагин-младший.

У Васнецовых в Рябово в это время тоже было шумно, весело, многолюдно. Старшие сыновья Николай и Виктор повзрослели, но четверо младших – Пётр, Аполлинарий, Аркадий и Александр – пошалить ещё любили. Михаил Васильевич Васнецов привечал, как раньше это делал его дед А. Г. Вечтомов, многих родственников. Из села Березинского в Рябово «переместился для проживания у священника Михаила Васнецова тесть его, заштатный священник Иоанн Тимофеевич Кибардин»38, уже овдовевший.
Просфорницей с 1864 года устроена была в Предтеченскую церковь двоюродная сестра М. В. Васнецова – Мария Георгиевна Лубнина, с которой приехали две её сестры-невесты: Екатерина и Мариамна.

А ещё чета Васнецовых приютила 14-летнюю сироту Катеньку, дочь умершего диакона Михаила Космина Васнецова, который в 1864 году скончался в селе Гидаево39.
Тогда, в 1864 году, ничто не предвещало беды...

Чем дольше человек живёт, тем больше вокруг него могил дорогих людей. В 20 лет Ольга Александровна овдовела, поэтому особенно остро и болезненно воспринимала смерть молодых. К сожалению, такое время утрат вновь наступило для неё в 1866-м году. 16 мая в Рябово умерла совсем молодой (ещё и 40 лет не было) невестка О. А. Васнецовой Аполлинария Ивановна, мать будущих художников. Возможно, её надломили переживания, связанные с кончиной отца, священника Иоанна Тимофеевича Кибардина, который, выйдя за штат, переехал в Рябово к Васнецовым в марте 1864 года, а уже 1 февраля 1865 года умер.

Внуки О. А. Васнецовой осиротели без матери. Аполлинарий, Аркадий, Александр были ещё маленькими, им нужны были забота, ласка, пригляд. Несмотря на то, что доказательств пребывания О. А. Васнецовой на похоронах невестки нет (вернее, не найдено), но, уверена, не приехать в Рябово она не могла. Вместе с ней ездила сестра Елизавета Александровна Шкляева, которая и осталась с осиротевшими детьми40.

Почему она, двоюродная бабушка, а не родная? Вы обращали внимание на то, что матери чаще всего остаются жить с семьёй самой младшей дочери? Сестра Сашенька, Александра Верещагина, для Ольги Александровны была как раз такой младшей дочкой: разница в возрасте 24 года, забота о ней с самого рождения, жизнь под одной крышей в течение десятков лет… Вот почему для О. А. Васнецовой семья Верещагиных стала чрезвычайно близка. А у Елизаветы Шкляевой к тому времени не было ни своих детей, ни внуков, ни племянников, которых нянчила бы с пелёнок. (Кстати, в книге «Васнецовщина» почему-то двоюродная бабушка мальчиков Васнецовых Елизавета Шкляева значится как «Шиляева»41.)

Через три года после смерти Аполлинарии Ивановны случилось важнейшее событие для всего клана Васнецовых, которое навсегда определило место фамилии Васнецовых в истории русской живописи. Но тогда, в 1869 году, масштаб события в Вятке не почувствовали. Было скромное объявление в 11-м номере «Вятских епархиальных ведомостей»: «Уволенный из высшего отделения Вятской духовной семинарии Виктор Васнецов согласно прошению 6 мая сего года уволен из духовного звания в гражданское ведомство для образования в Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств»42.


В. М. Васнецов. Портрет отца. 1870 г.

Представляете, как гордились Виктором все его родственники! Близкие знали, что Виктор мечтает стать художником. И отец, и братья, и бабушка, и тётушки, и сестра верили в его талант, восхищались его работами.

Как хорошо, что Виктора Васнецова зачислили в Академию художеств в 1869 году: иначе Михаил Васильевич, не успел бы порадоваться за сына!

В клировой ведомости Предтеченской церкви села Рябово за 1869 год – обычные записи, весь послужной список священника М. В. Васнецова. И вдруг на странице 161 рукою благочинного крупными буквами сделана приписка: «Умер, а на его место перемещен священник села Чепецкого Василий Анисимов»43. М. В. Васнецов скончался 22 марта 1870 года.

Каким ударом это было для его сыновей, для матери, потерявшей единственного сына! Именно в это скорбное время Виктор написал по памяти портрет отца.

В Рябово о детях, теперь круглых сиротах, продолжала заботиться Елизавета Александровна Шкляева, к которой мальчики привыкли, которой доверяли. Она жила до тех пор, пока Васнецовы – младшие не выросли и дом не был продан в 1877 году.

Непростым выдался 1870-й год и для семьи Верещагиных в Васильевском: серьёзно заболел Александр Стефанович. Он подаёт прошение епархиальному начальству. Резолюция: «Уволен за штат по болезненному состоянию впредь до выздоровления»44. Верещагины переезжают на родину мужа, в Уржум.

Ольга Александровна Васнецова не поехала с семьёй, с которой прожила бок о бок 22 года. Почему? Очень просто: она осталась с любимой племянницей Ольгой Верещагиной45, незадолго до этого вышедшей замуж за священника Константина Трапицына, который и занял место её отца46.

В подборе жениха вновь приняли участие ближайшие родственники Ольги Васнецовой, на этот раз её старший внук Андрей Андреевич Двинянинов, служивший священником в селе Елгань Глазовского уезда. Именно он рекомендовал подходящую кандидатуру – сына умершего елганского иерея Николая Иоанновича Трапицына (1805–1865). Андрей Двинянинов знал юношу, который по окончании семинарии работал учителем в Вожгальской школе, и дал ему лестную аттестацию.


В. М. Васнецов. Портрет Марии
Васильевны Двиняниновой. 70-е годы XIX в.

Вскоре сыграли еще свадьбу: Ольга Александровна Васнецова снова породнилась с Верещагиными. Её внук Александр Двинянинов часто приезжал к бабушке в село Васильевское, где познакомился со старшей дочерью Николая Стефановича Верещагина – Мариамной. Имя красивое, девушка красивая и умная. Как не влюбиться? Да и бабушка, зная верность и преданность Верещагиных, советовала со свадьбой не тянуть.

Венчание состоялось 6 июня 1871 года в селе Ошлань, родовом гнезде Двиняниновых47. Мариамна вошла в дом, где хозяйкой была Мария Васильевна, дочь Ольги Александровны Васнецовой.

Молодожёнов объединяло общее дело. Ещё до свадьбы оба занимали должности наставников земских школ: Мариамна – в Васильевской, Александр – в Ошланской, которая была открыта благодаря его усилиям, ведь когда он приехал в родное село после семинарии, там не было официальной школы. Александр Андреевич вместе с матерью в своём доме занялся бесплатным обучением крестьянских детей частным образом. Нолинское уездное земство 1 марта 1869 года «развитую им школу приняло в состав земских школ» и назначило его наставником48.

Молодожёны Двиняниновы работают вместе, вкладывая душу в любимое дело. «За усердное и ревностное прохождение наставнической должности» оба постоянно получают награды от Министерства народного просвещения и от земства49.

На свадьбу к племянникам приезжали Александр Стефанович и Александра Александровна Верещагины: невеста – племянница А. С. Верещагина, а жених – внучатый племянник его жены. У них с молодыми Двиняниновыми было много общих тем для разговоров. Дело в том, что А. С. Верещагин, привыкший много работать, не мог долго сибаритствовать. Почувствовав себя лучше, он принимает приход в селе Марисольском Уржумского уезда, где священник Верещагин со свойственной ему энергией не только выполняет обязанности настоятеля Покровской церкви, но и открывает в январе 1870 года церковноприходскую школу. Ему удаётся «выбить» на её открытие 250 рублей в Уржумской земской управе50. В школе преподаёт сам, помогают ему жена Александра Александровна (ей епархиальное начальство постоянно объявляет благодарности) и сын Константин, окончивший после Нолинского духовного училища специальные курсы в Казани для подготовки учителей.

И вдруг после радостных свадеб и радужных надежд на счастливое будущее семейства Верещагиных и Васнецовых потрясает горе, от которого они никогда не оправятся. Мы уже писали, что старшая дочь Верещагиных Ольга вышла замуж за Константина Трапицына. Он после свадьбы получил место священника в селе Люк Сарапульского уезда, где у супругов родилась дочь Глафира. Когда тесть А. С. Верещагин из-за болезни вышел за штат, его место в Васильевском занял К. Н. Трапицын. То-то было радости у Ольги Александровны Васнецовой, когда она обняла свою любимую племянницу и её дочку Глафиру!51 К сожалению, Глаша недолго радовала любящих её людей – умерла 21 февраля 1871 года52.

Ольгу Трапицыну от скорби и печали спасла новая беременность. Ребёнок уже начал шевелиться, напоминая счастливым родителям о своём скором появлении на свет Божий. Как радовалась этому тётушка Ольга Александровна: её жизнь вновь приобретала смысл! И муж, и она постоянно оберегали беременную, пылинки с неё сдували. Тем более, всю оставшуюся жизнь они не простят себе, что не уберегли Оленьку и она простудилась. 8 февраля 1872 года Ольга Трапицына скоропостижно скончалась от воспаления лёгких53. Как гласит семейное предание, вместе с неродившимся ребёнком.

Горе родных даже представить трудно. Константин Николаевич Трапицын почернел от скорби. Ольга Александровна держалась: ей выпало поддержать этого взрослого человека, которого горечь утраты превратила в беспомощного ребёнка. Теперь этих, вроде бы, чужих людей породнило общее горе и безграничная любовь к умершей. Овдовевший Константин Трапицын отдавал работе все нерастраченные силы. Верным и преданным помощником ему стала здесь, в Васильевском, Ольга Александровна Васнецова.

1876 год тоже оказался тяжёлым для Ольги Александровны. Причём трагизм событий нарастал. Сначала проводила внука Александра Двинянинова с женой Мариамной, которые уехали в село Мухино Слободского уезда, где Александр Андреевич получил место священника54. По опыту знала: видеться теперь будут очень редко, так же, как и с его старшим братом Андреем, служившим в Елгани Глазовского уезда. Зато Александр дал бабушке слово, что будет часто навещать могилу её сына Михаила Васильевича Васнецова и его жены, ведь Рябово в «двух шагах» от села Мухино. Село это Двиняниновы выбрали не случайно. Это родина матери Мариамны, урождённой Ушаковой.

В ноябре 1876 года из Васильевского выехала вся семья Николая Стефановича Верещагина, которая стала Ольге Александровне родной и в прямом, и в переносном смысле, ведь это родители Мариамны Двиняниновой55. Осели Верещагины в селе Рождественском, которое соседствует с селом Ошлань. Они обещали чаще навещать сватью, дочь О. А. Васнецовой. Но не успели.

Самый сильный удар судьбы ждал Ольгу Александровну в конце года – 14 декабря 1876 года умерла Мария Васильевна Двинянинова, её дочь56.

Мать пережила своих детей… Что может быть страшнее? Наверное, винила себя, корила за то, что не почувствовала материнским сердцем душевной боли, которую испытывала дочь. А боль была. После отъезда сына и невестки всё для Марии Васильевны потеряло интерес. Продолжала жить машинально, учить детей в школе машинально. Вероятно, тоска и одиночество тоже могут убить человека. Ей было всего 52 года, даже в то время далеко не смертельный возраст для женщины.

И во всех этих несчастьях и трагедиях главной опорой для Ольги Александровны был Константин Трапицын. В 1872 году она помогла ему выстоять после смерти его жены. Теперь, после смерти её дочери, они поменялись ролями. Константин Николаевич умел найти нужные слова, чтобы утешить, чтобы вдохнуть желание жить дальше.

Смерть Ольги Трапицыной не прошла бесследно и для её родителей Верещагиных, убитых горем. Такую нагрузку, какую задал себе отец Александр Стефанович, чтобы отвлечься в работе от скорбных мыслей, не выдержало сердце – А. С. Верещагин скончался 18 февраля 1882 года57. Они с женой только вернулись с могилы дочери, ездили в Васильевское, чтобы помянуть Ольгу, ушедшую так рано 10 лет назад.

Умер ещё один близкий человек для О. А. Васнецовой, он был ей не просто мужем любимой сестры, он был ей как брат, детей которого она любила, как своих внуков.

Может быть, видя, как нелегко живётся отцу, человеку совестливому и ответственному, старший сын Павел в священники не пошёл – уехал в Пермь, стал купцом. Пётр и Константин пошли сначала в учителя. Костя жил вместе с отцом, и, когда тот умер, на плечи молодого человека легла ответственность за семью отца: за мать Александру Александровну, за её сестру Елизавету Шкляеву58, которая снова жила с Верещагиными. Мальчики Васнецовы к тому времени выросли, стали самостоятельными.

Константин Верещагин 23 июня 1884 года женился на дочери священника того же села Марисольского Александра Дьяконова – Ларисе59. Семья растёт: рождается сын Александр, названный в честь дедов, и Сонечка. Учительской зарплаты не хватает. И путь отца Александра Стефановича Верещагина его сын повторяет. 26 февраля 1886 года Константин Верещагин рукоположен в сан диакона и определён к Покровской церкви.

Бабушкам Александре и Елизавете было в радость возиться с внуками. Так они жили до 1890 года, который, как когда-то 1870-й, стал для Верещагиных – Вечтомовых годом перемен.

Сначала похоронили Елизавету Александровну Шкляеву, ей было около 80 лет. Спокойная, тихая старушка, готовая прийти на помощь, нашедшая счастье во внуках старшей сестры Васнецовых и детях младшей – Верещагиных.

В марте 1890 года молодой семье Константина и Ларисы Верещагиных пришлось уехать из Уржумского уезда сначала в село Ситьминское Нолинского уезда60, а через пять лет ещё дальше, в село Кстинино.

Александра Александровна Верещагина переехала к другому сыну, Петру Александровичу (моему прадеду), в село Куракино. У Петра и его жены Анны было к тому времени пятеро детей. Снова у Александры Александровны было много забот. Правда, ей помогала сватья Надежда Фёдоровна Зубарева, Петина тёща.

В 1890 году Ольга Александровна Васнецова, которой к тому времени было 83 года, по-прежнему жила в селе Васильевском, в доме священника Константина Трапицына. И вдруг спокойный, размеренный образ жизни, устоявшийся за последние годы и нарушаемый лишь изредка заездом нечастых гостей, закончился. Священнику Константину Николаевичу Трапицыну предложили место настоятеля Крестовой церкви при Вятском архиерейском доме. Отказаться он не мог – согласился. Забегая вперёд, скажу, что решение это и для К. Н. Трапицына, и для О. А. Васнецовой было ошибочным: оно укоротило их жизни. Проводы батюшки Константина в Васильевском больше напоминали прощание с уходящим в мир иной, а не в другой город. Воспоминания об этом событии оставил сретенский священник Николай Сергиев: «Нам привелось быть свидетелем проводов о. Константина 18 ноября 1890 года из Васильевского на служение в Крестовую церковь и убедиться, насколько искрення и свята взаимная любовь пастыря с пасомыми. Много пролито было тогда слез. Картина прощания доброго пастыря с пасомыми была глубоко утешительная и душевнопотрясающая»61.

Искренность прихожан была неподдельной: уезжал батюшка, который был с ними и в горе, и в радости на протяжении 20 лет. Он, рано потеряв молодую жену, все нерастраченные душевные силы дарил окружающим. Всегда помогал и деньгами. Об этом тоже вспоминает священник Николай Павлович Сергиев: «Благочестивый, кроткий и добрый, он ежегодно расходовал много своих средств на содержание деревенских церковноприходских школ. Выписывал для крестьян книги и раздавал их безвозмездно. За свои труды и расходы при разъездах он никогда не брал даяний»62.

Среди плачущих прихожан была и Ольга Александровна, которая тоже не скрывала слёз. Понять ход её мыслей нетрудно: боялась, что не доживет до следующей встречи. О том, что первым уйти из земной жизни может 48-летний Константин Николаевич, даже мысли не допускала. А вот судьба распорядилась по-своему.

Деятельная натура Константина Трапицына, который в Нолинском уезде был благочинным, и в Вятке не позволила замкнуться в рамках только священнических обязанностей. Уже через месяц последовало назначение на должность, которую он совмещал со службами: «Священник Крестовой церкви Константин Трапицын, по предложению Его Преосвященства Сергия от 12 декабря 1890 года за № 3461, стал членом комитета, курирующего школу псаломщиков».

И в то же время, вырванный из привычной среды, из знакомого окружения, он, как цветок, пересаженный в другую почву, стал чахнуть. Вероятно, сельские священники, долго прослужившие в одном приходе, не могли адаптироваться к жизни города. Примеров тому много. После того как в июне 1892 года у него были парализованы левая рука и нога, священник К. Н. Трапицын был выведен за штат. После повторного параличного удара, случившегося 20 июля, доктора предлагали лечиться в Казани, но там свирепствовала холера. Константин Николаевич выбрал родной Нолинский уезд и лёг на лечение в земскую больницу, «где страдал до 1 мая 1893 года», по образному определению Н. П. Сергиева. Смею предположить, что весной 1893 года Ольга Александровна навещала больного. Вдумчивый читатель может воскликнуть: «Конечно, навещала! От Васильевского до Нолинска совсем близко». Но я не могу утверждать это с такой же уверенностью, потому что в 1893 году Ольга Александровна Васнецова жила далеко от Нолинска. Об этом мы узнаем позже, а пока не покинем больного Константина Николаевича, которому жить осталось недолго. Врачи посоветовали продолжить лечение в вятском селе Варзиатчи, знаменитом своими уникальными грязями и водами. Два с половиной месяца провёл Константин Николаевич в этом санатории, но облегчения не почувствовал. Из села Варзиатчинского ближе всего было ехать к брату, священнику села Шаркан Сарапульского уезда Иоанну Николаевичу Трапицыну, который, вероятно, и забрал старшего брата из лечебницы в конце июля. Через несколько дней в «Вятских епархиальных ведомостях» можно было прочитать официальное извести: «20 августа 1893 года умер заштатный священник Крестовой церкви Вятского архиерейского дома Константин Трапицын». Сколько слёз пролила Ольга Александровна Васнецова, читая эти скупые строки о смерти человека, который заменил ей сына! К тому времени она тоже обезножила. Но обо всём по порядку.

Вернёмся в 1890 год, в село Васильевское. Место Константина Трапицына занял священник села Круглыжского Котельничского уезда Иоанн Матфеевич Костров (старший брат моего прадеда Василия Кострова)63. Почему именно он? Дело в том, что его женой была правнучка О. А. Васнецовой – Шурочка, Александра Кострова (1866), дочь елганского священника Андрея Александровича Двинянинова, старшего внука Ольги Александровны от дочери Маши. Семья Костровых приехала в Васильевское с тремя маленькими детьми: пятилетней Антониной, трёхлетней Марусей и годовалым Алёшенькой. Поначалу Ольга Александровна радовалась шуму, смеху, беготне, снова поселившимся в огромном доме, словно в него вдохнули жизнь. Общение с маленькими детьми, их улыбки, ласки озарили её существование благотворным теплом и светом, чего она уже и не чаяла испытать. Но играть и возиться с праправнуками ей было уже тяжело, физическая усталость нарастала.

В середине января 1891 года приехал в Васильевское пермский племянник Павел Александрович Верещагин с женой Александрой Григорьевной. Они возвращались из Куракино, куда ездили на Рождество навестить мать и брата Петра. На обратной дороге пермские Верещагины заехали к любимой тёте Оле. Охи – вздохи, воспоминания, рассказ о куракинской жизни. Три дня пролетели мгновенно. Пора уезжать, а тут жена Павла, которая была беременной, надумала рожать раньше времени (видно, сказались переезды и волнения последних недель). 21 января 1891 года родился сын Александр, тоже названный в честь деда Верещагина64. Пришлось пермякам задержаться в Васильевском на месяц.

Самым любимым временем суток для Ольги Александровны стали тихие зимние вечера. Дети угомонились, молодые мамы, валившиеся с ног, тоже засыпали сном младенца. После ужина за самоваром собиралась компания из четырёх полуночников: священник Иоанн Костров; его родной брат (мой прадед) Василий Костров, с 1 сентября 1890 года преподававший в Васильевской земской школе; Павел Верещагин и к ним присоединялась страдавшая бессонницей Ольга Александровна. Говорили о жизни, о детях и внуках, о книгах и живописи. Нравилось Ольге Александровне, когда хвалили её родных внуков.

Все были наслышаны о работе Виктора Васнецова в Киеве – на росписи Владимирского собора.

Собеседники сходились во мнении: творчество Виктора Васнецова недаром пронизано русским духом, духом православия, поэтикой церковной иконописи, ведь всё это он, сын и внук священников, впитал здесь, в центре России, на Вятской земле.

В мартовском номере «Вятских епархиальных ведомостей» за 1891 год была напечатана статья «Работа В. М. Васнецова для Владимирского собора в Киеве», в которой киевский корреспондент восторгался творчеством В. М. Васнецова, внука Ольги Александровны. Приятный бальзам для сердца старой женщины. А в том, что статья ею была прочитана (и перечитана многожды), сомневаться не приходится: этот журнал выписывал каждый вятский священник.

Почти сразу после отъезда Верещагиных, 26 февраля 1891 года, правнучка Александра Андреевна Кострова (Двинянинова) родила сына Григория. Крёстными стали Василий Костров и приехавший из Кырчан Матфей Петрович Костров, дед новорождённого65. Уверена, что он приехал вместе с женой Марией Андреевной. А ещё обещала быть из Елгани и бабушка Двинянинова Людмила Николаевна, которая всегда помогала дочери нянчить младенцев.

Шуму и забот в доме прибавилось. Из-за всей этой кутерьмы Ольга Александровна вконец измучилась. Привыкшая за 20 лет жизни с Константином Трапицыным к абсолютному покою и самостоятельности, взволнованная ностальгическими воспоминаниями с племянником Павлом о прежней жизни в семье младшей сестры Александры, она решает сделать шаг, который очень удивил всё семейство Костровых: объявляет, что уезжает к сестре в село Куракино. Шурочка Кострова, не понимая, в чём её вина, на что могла обидеться бабушка, ведь её окружили заботой и почтением, пыталась отговорить от дальней поездки. Единственное, чего добилась внучка: Ольга Александровна убедила всех, что едет к сестре погостить, отметить 17 апреля её 60-летие (вот и повод нашелся!).

Сегодня трудно выяснить, кто сопровождал старую женщину в дороге. Вероятнее всего, за ней приезжал Пётр Верещагин. Значит, в Васильевском могли познакомиться два моих прадеда: П. А. Верещагин и В. М. Костров. Зато знаем точно: до села Куракино Ольга Александровна добралась благополучно. Читаем запись в клировой ведомости 1891 года: «Жена умершего 17 февраля 1827 года села Богородского (новое название Талоключинского. – Н. Б.) Нолинского уезда Василия Васнецова, вдова Ольга Александровна (84 года). Священнику Петру Верещагину – тетка по матери»66. Точно такая же запись сделана и в 1892 году.

Встреча сестёр Ольги и Александры была трогательной. Они были не просто сёстрами – их объединяла 40-летняя совместная жизнь в одном доме. Разница в возрасте добавляла материнской теплоты в отношения с младшей сестричкой. Незримой нитью их связывало и горе – смерть родителей, смерть детей. Да и куракинский священник Пётр Александрович Верещагин не был для Васнецовой чужим человеком – он вырос в Курчуме на её руках, дружил в детстве с её внуками.

Теплом и весенним цветением встретила Ольгу Александровну уржумская земля. Сёстры, любуясь красотой вокруг, часто вспоминали родной Курчум. Порой к ним присоединялась Надежда Фёдоровна Зубарева, тёща Петра Верещагина.

Правомерно задать вопрос: стоило ли от одной многодетной семьи переезжать к другой, такой же? Всё так. Но есть одна подробность: пожилые женщины поселились не в большом доме священника Верещагина, а во флигеле, который принадлежал Надежде Фёдоровне67. У старого человека должно быть своё пространство, собственная территория. Было удобно: и с внуками помогали, и отдохнуть могли, когда хотели. Такой размеренный ход времени устраивал Ольгу Александровну.

Для меня переезд Ольги Александровны в Куракино – настоящее чудо, некий знак судьбы. Она, сама того не подозревая, связала двух моих прадедов: Василия Матфеевича Кострова и Петра Александровича Верещагина. Я уже высказывала предположение, что именно Пётр Верещагин приезжал в Васильевское за любимой тётушкой, где мог познакомиться с Костровым, хотя и до этого они знали друг о друге из писем сестёр Вечтомовых. Правда, тогда они ещё не знали, что их будущие дети – Рафаил Верещагин и Зиночка Кострова – в 1918 г. соединят эти две фамилии. И станут моими дедушкой и бабушкой!

Как бы мне хотелось сейчас продолжить рассказ фразой: «Ольга Александровна Васнецова держала на руках и нянчила не только мою прапрабабушку Александру Вечтомову, не только моего прадеда Петра Верещагина, но и моего деда Рафу!» К сожалению, в 1895 году, когда родился дедушка, его двоюродной бабушки уже не было в Куракино.


Село Куракино. Жена Петра Верещагина –
Анна Павловна с дочерьми и Надежда Фёдоровна Зубарева.
Из семейного архива семьи Кружаевых

Больше четырёх лет я искала, где же обрела последний приют О. А. Васнецова. С 1893 года в клировых ведомостях села Куракино нет записи ни о её жизни, ни о её смерти. Решила проверить по метрическим книгам, там более точные сведения об умерших. Был отправлен запрос в архив Марий Эл, так как село Куракино отошло к этой республике. Официальный ответ от 25 мая 2014 года гласит: «О дате смерти Васнецовой Ольги Александровны в метрических книгах села Куракино за 1889–1901 годы сведений не имеется». Проверила множество церковных документов этого периода. Ничего.

И вдруг весной 2017 года Татьяна Васильевна Малышева, работающая с письмами братьев Васнецовых, в письме Александра Михайловича Васнецова от 8 мая 1894 года, адресованном брату Аполлинарию Михайловичу, находит: «Ныне, будучи в Вятке, уже обязательно побываю в Рябове и Мухине, где живет наша бабушка. Она, бедная, в силу ревматизма, лишилась ног, и катают ее на тележке»68. Спасибо Татьяне Васильевне за её внимательность, за её подарок, сделанный мне и всем, кто интересуется биографией Васнецовых. Теперь границы поиска сузились. И хотя в клировых ведомостях села Мухино найти снова ничего не удалось, надежда не покидала меня. Я понимала, что О. А. Васнецова могла приехать в Мухино после того, как были заполнены и сданы документы за 1893 год, а в 1894 году её уже не стало.

Так и вышло.

Наконец-то, 20 июля 2017 года в метрической книге Благовещенской церкви села Мухино за 1894 год в разделе об умерших, под номером 70, читаю: «1 августа умерла Нолинского уезда села Талоключинского вдова Ольга Александровна умершего священника Василия Космина Васнецова жена. 87 лет. Причина смерти: натурально»69.

Ольга Александровна! Я нашла место, где вы провели последние месяцы жизни. Но не переставала удивляться, как мне самой не пришло в голову это правильное решение.

Сначала попробуем разобраться, почему после 1892 года её имя не встречается в клировых ведомостях. Я уже делала предположение, что она могла уехать из Куракино в Нолинск, узнав о тяжёлой болезни Константина Трапицына. А может быть, и сам Константин Николаевич написал Ольге Александровне, что уезжает на лечение в Сарапульский уезд и они могут больше никогда не встретиться… Вполне возможно, что так и было.

Конечно, время не щадит никого. К старости обостряются хронические болезни. Спусковым крючком для этого обычно бывают сильные волнения. На Ольгу Александровну под занавес жизни снова обрушились трагедии. Сначала переживала по поводу болезни и смерти К. Н. Трапицына, затем после получения горестного известия о кончине внука Николая Михайловича Васнецова. Боже мой, какие горькие думы не покидали старую женщину, пережившую внука! Ревматизм, которым страдала Ольга Александровна, обострился, ноги совсем отказали. А дальше логика подсказывает единственный ответ: после отъезда К. Н. Трапицына на лечение в Сарапульский уезд, Ольга Александровна жила в семье правнучки Александры Костровой в селе Васильевском. Понимая, что она, больная и немощная, – обуза для многодетной семьи, нашла единственно приемлемый для себя выход – переехать к внуку Александру Двинянинову в село Мухино. Он и его жена Мариамна были бездетными, жили в достатке. Мариамну Ольга Александровна знала, когда та была ребёнком и жила с родителями в Васильевском.


Запись в метрической книге села Мухино о смерти О. А. Васнецовой

Из Васильевского в Мухино О. А. Васнецова уехала, вероятнее всего, в конце 1893 года, потому-то в клировых документах ни одного из этих сёл, она не значилась. Перевёз её Александр Андреевич Двинянинов. А кто ещё?

Зато знаем наверняка: в 1894 году она жила в Мухино, которое тогда относилось к Слободскому уезду.

Сегодня я могу только поражаться тому, что меня несколько лет притягивало село Мухино, очень хотелось туда съездить. Это желание удивляло, потому что знала: при Благовещенской церкви не служил ни один из моих многочисленных прадедов – священников, а жили в селе Мухино только дальние родственники. Теперь появилась цель – увидеть село, где бабушка знаменитых художников провела последние месяцы жизни. А может быть, лелеяла я надежду, разыскать и её могилу. Долгожданная поездка состоялась в начале сентября 2017 года.

Село Мухино утопает в зелени и цветах. Здесь живут замечательные люди, которые бережно относятся к истории своего родного села. В краеведческом музее собраны бесценные экспонаты и воспоминания старожилов, где постоянно встречаются фамилии Двиняниновых, Верещагиных, Вечтомовых. Заведующая музеем Вера Ивановна Казакова готова часами говорить о каждом.

Но, к сожалению, не сохранилась Благовещенская церковь. Вернее, от величественного здания храма осталась лишь его часть, к которой было пристроено здание новой школы. В церковной ограде, где обычно хоронили священников, теперь цветник и школьная спортивная площадка. Так хочется верить, что на могилах протоиереев Александра Андреевича Двинянинова и его тестя Николая Стефановича Верещагина (родного брата моего прапрадеда и знаменитого вятского историка) растут цветы, а не бегают стометровку ученики.

Где могила бабушки знаменитых Васнецовых, точно узнать не удалось. Если на старом сельском погосте, то найти её нет никакой возможности: не сохранилось ни крестов, ни надгробий, всё кладбище заросло густым лесом.

А если в церковной ограде? Почему нет? О. А. Васнецова – бабушка настоятеля церкви А. А. Двинянинова, а главное – бабушка художника Виктора Васнецова, имя которого в то время знала уже вся Россия, ведь репродукции его «Аленушки» висели почти в каждом доме, а роспись Владимирского собора в Киеве восхищала всех священников, конечно, и вятских. Тогда можно надеяться, что бабушка знаменитых художников нашла свой последний приют у стен храма и сегодня на её могиле учителями и учениками Мухинской школы посажены цветы.

В любом случае важно, что мы абсолютно точно знаем: именно в Мухино провела последние месяцы своей долгой жизни О. А. Васнецова. Рядом были её близкие: внук Александр Двинянинов с женой Мариамной, которые сделали всё, чтобы облегчить страдания старой женщины, заказали для неё специальную «тележку», на которой вывозили её гулять. Судя по письму Александра Михайловича Васнецова, в Мухино приезжали и внуки Васнецовы. Уверена, что её свозили в Рябово, на могилу сына Михаила. В Благовещенской церкви она молилась перед теми иконами, которые сегодня, слава Богу, сохранились и украшают небольшую новую, но очень светлую и радостную церковь, выстроенную рядом с разрушенной.


Александр Андреевич Двинянинов. Фотография Н. Н. Хохрякова


«Дом священника» как часть новой церкви (период строительства)

Причём основой новой церкви стал «дом священника», так местные жители всегда называли крепкое каменное здание рядом с Благовещенским храмом. Если старожилы правы, то вполне возможно, что Андрей с женой Мариамной и бабушкой Ольгой Александровной Васнецовой жили именно в этом доме.
Здесь, в Мухино, эта земная женщина уходила к Богу, успокоенная, обласканная внуками, уходила с любовью, которая всегда переполняла её сердце. Она уходила к тем, кто давно покинул её: к мужу, детям, сестре, внуку, племянникам.

Долгую жизнь прожила Ольга Александровна, а женского счастья ей было отпущено всего четыре года. Другая бы руки опустила, жалея себя. Но не эта сильная и мудрая женщина, которая теряла самых близких ей людей, но потом новая сердечная привязанность к ребёнку (или взрослому), нуждающемуся в её заботе, ласке и теплоте, восстанавливала её силы. Любовь к людям, великое чувство самопожертвования, как птица Феникс из пепла, возрождали её стремление жить и приносить пользу. И эту любовь она щедро дарила, понимая, что человек приходит в этот мир не брать, а отдавать.

Низкий поклон Вам, Ольга Александровна, за эту любовь, за художественный талант, унаследованный знаменитыми внуками: Виктором и Аполлинарием Васнецовыми.

Послесловие

Через год после смерти О. А. Васнецовой, 21 ноября 1895 года, в Куракино родился мой дедушка Рафаил Петрович Верещагин.

Его бабушка, сестра О. А. Васнецовой, Александра Александровна, была рядом, воспитывала его до трёх лет. Недолго, но это самые важные годы в становлении характера ребёнка. Бабушке очень хотелось, чтобы младший сын Петра не перенял неистовость отца, пусть даже в поисках справедливости. Учила усидчивости, а не суете; мягко просить, а не требовать; любить, а не злиться. Может быть, поэтому мой дедушка Рафаил стал удивительно спокойным, тактичным и порядочным человеком. Тем несправедливее и страшнее кажется тот факт, что он 19 января 1938 года был расстрелян как «враг народа».

Александра Александровна в 1898 году переехала из Куракино в Кстинино, к сыну Константину Верещагину, помогала воспитывать внуков. Умерла 23 марта 1904 года70, похоронена на сельском кладбище в Кстинино.


Священник Пётр Верещагин с сыном Рафаилом.
Село Куракино. 1899 г.

Она, слава Богу, не узнала, что 21 августа 1912 года её сына Петра Александровича Верещагина лишат сана священника из-за разногласий с епархиальным начальством, ему придётся уехать из села Куракино71.

Зато сын Константин Александрович Верещагин 12 декабря того же 1912 года будет из диаконов рукоположен в сан священника и останется служить в Троицкой церкви в селе Кстинино.

И ещё одна мысль не даёт мне покоя. Задержись прапрабабушка Александра Александровна в Куракино на один год, она обязательно бы попала на фотографии Верещагиных. И тогда мы бы имели портрет хоть одной из сестёр Вечтомовых.

В Васильевское трагедии пришли через 10 лет после смерти О. А. Васнецовой.

На фотографии 1902 года – счастливая семья Костровых почти в полном составе, нет только старшей дочери Антонины. Даже не верится, что через год всё резко изменится. 3 января 1904 года в Елгани неожиданно умерла Людмила Николаевна, жена старшего внука Ольги Александровны Васнецовой – Андрея Андреевича Двинянинова. 4 ноября 1904 года скончался глава семейства, священник Иоанн Матфеевич Костров. Жена его Шурочка, правнучка О. А. Васнецовой, осталась одна с шестью детьми, работала к тому времени только старшая Антонина. Чтобы помочь овдовевшей дочери, из Елгани Глазовского уезда в Васильевское 12 ноября 1904 года перевёлся священник Андрей Андреевич Двинянинов72.

Благодаря его поддержке мальчики Костровы получили хорошее образование. Алексей окончил Варшавский университет, Леонид – Вятскую духовную семинарию, а самый младший Николай Иванович Костров стал известным советским художником в Ленинграде, многие его картины хранятся в Кировском художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых.

После смерти О. А. Васнецовой Двиняниновы перевезли в Мухино престарелого отца Мариамны, Николая Стефановича Верещагина, боясь, что он, как когда-то Мария Васильевна Двинянинова, умрёт от тоски и одиночества. Но Мариамна покинула этот мир раньше отца, 7 октября 1910 года. Похоронили Мариамну Двинянинову в Мухино, родовом селе её дедов Ушаковых, которые жили здесь и служили в местной церкви, начиная с прапрапрапрапрадеда Марка Ушакова, в течение двух веков. Мариамна Николаевна всегда пользовалась таким огромным уважением, что в «Вятских епархиальных ведомостях» был напечатан о ней некролог «Из воспоминаний о почившей матушке», с сердечной теплотой написанный священником Николаем Акишевым73.

Когда 21 апреля 1915 года протоиерей А. А. Двинянинов был выведен за штат по старости, место мухинского священника занял его шурин – Азарий Николаевич Верещагин74.

В том же 1915 году профессор живописи Виктор Михайлович Васнецов стал Почётным членом Имперской Московской Духовной Академии за его заслуги, связанные с росписью православных соборов75.


Семья Костровых. 1902 г. Сидят: Маруся, Катя, Иоанн Матфеевич Костров,
Людмила Николаевна Двинянинова, у неё на руках – Николай,
Леонид, Александра Андреевна Кострова (Двинянинова). Стоит Алексей

Примечания

1 ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 30.
2 Там же. Д. 31. Л. 165.
3 Там же. Оп. 75. Д. 857. Л. 89. № 52.
4 Там же. Оп. 70. Д. 35. Л. 340.
5 Там же. Д. 37. Л. 219.
6  Там же. Л. 41.
7 Там же. Оп. 75. Д. 857. Л. 113 об. № 184.
8 Там же. Д. 863. Л. 119. № 96.
9 Там же. Д. 863. Л. 160. № 160.
10 Там же. Л. 199. № 12.
11 Там же.
12 Там же. Оп. 70. Д. 48. Л. 761, 762.
13 Там же. Д.871. Л. 108.
14 Там же. Оп. 75. Д. 885. Л. 744.
15 Там же. Д. 887. № 48.
16 Там же. Оп. 70. Д. 891.
17 Там же. Д. 1469. Л. 73, 74.
18 Там же. Оп. 75. Д. 1915. Л. 1073.
19 Там же. Л. 1035 об.
20 Там же. Оп. 70. Д. 893. Л. 307, 312.
21 Там же. Д. 902. Л. 385.
22 Там же. Л. 397.
23 Там же. Д. 893. Л. 307, 312.
24 Там же. Д. 453. Л. 112 об.
25 Васнецова О. А. Васнецовщина. Киров, 2012. С. 38.
26 Герценка : Вятские записки : [науч.-попул. альм.]. Киров, 2009. Вып. 15. С. 144.
27 Васнецова О. А. Указ. соч. С. 38.
28 Там же.
29 ГАКО. Ф. 237. Оп. 70 Д. 520. Л. 58.
30 Там же. Д. 902. Л. 397.
31 Там же. Л. 412.
32 Там же. Д. 916. Л. 317.
33 Там же. Д. 902. Л. 397.
34 Там же. Д. 904. Л. 422.
35 Там же. Л. 62, 63.
36 Там же. Оп.73. Д. 741. Л. 57.
37 Там же. Оп. 70. Д. 904. Л. 2, 63.
38 ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 469. Л. 204 об.
39 Там же.
40 Там же. Д. 474. Л. 165.
41 Васнецова О. А. Указ. соч. С. 41.
42 ВЕВ. 1869. № 11. С. 224.
43 ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 474.
44 Там же. Д. 911. Л. 60.
45 Там же. Д. 912. Л. 309.
46 Там же. Д. 911. Л. 64.
47 Там же. Д. 912. Л. 206, 228.
48 Там же. Д. 914. Л. 330–331.
49 Там же.
50 Там же. Д. 1501. Л. 618.
51 Там же. Д. 911. Л. 64.
52 Там же. Д. 912. Л. 309 об.
53 Там же. Д. 913. Л. 60, 63, 65.
54 Там же. Д. 1315. Л. 338.
55 Там же. Д. 921.
56 Там же. Д. 917. Л. 303.
57 Там же. Д. 1501. Л. 618.
58 Там же.
59 Там же. Д. 1553. Л. 130, 136–137.
60 Там же. Д. 931. Л. 224.
61 ВЕВ. 1893. № 20.
62 Там же.
63 ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 931. Л. 129–130.
64 Оп. 226. Д. 339. Л. 663.
65 Там же. Л. 669.
66 Там же. Оп. 70. Д. 1511. Л. 584.
67 Там же.
68 ОРГТГ. Ф. 11. Д. 380.
69 ГАКО. Ф. 237. Оп. 226. Д. 435. Л. 805 об.
70 Там же. Д. 646. Л. 932.
71 Герценка: Вятские записки. Киров, 2015. Вып. 27. С. 76.
72 ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 945