Главная > Выпуск №30 > Вы работаете для Истории

Вы работаете для Истории

М. Камионский

Авторам и создателям
Замечательных документальных фильмов
О. В. Самсоновой и А. И. Погребному

Уважаемые Ольга Валентиновна и Алексей Иванович!

Пишу вам по поручению членов нашего киноклуба, существующего в Кёльне более пяти лет. Мы на наших ежемесячных встречах с огромным интересом смотрим и обсуждаем фильмы, рассказывающие об истории России, о деятелях российской культуры и искусства. Но, конечно, особое внимание у наших зрителей вызывают фильмы, показывающие жизнь современной России, судьбы и проблемы россиян в наш, довольно сложный период истории. Поэтому мы особенно рады, что благодаря вашей любезности получили возможность познакомиться с вашим многолетним творчеством. После первых же просмотров — а мы только начали смотреть ваши фильмы — члены нашего клуба попросили меня передать вам свои впечатления. И я с большим удовольствием это делаю и хочу коротко рассказать об основных моментах клубных дискуссий по поводу ваших фильмов:

Выбор героев. Такие ваши фильмы, как «Деревенский фотограф», «Железный Генрих», «Деревня Кукарековка», «Извините, что живу», «Коля Модный», — это рассказы об обыкновенных людях с необыкновенными судьбами. Но эти фильмы ещё и ещё раз доказывают, что нет «обыкновенных людей», что у каждого из нас, живущих на этой земле, своя, необыкновенная судьба. И, самое главное, каждый фильм просто пронизан вашей любовью к своим героям!

Внутренняя свобода. Такое ощущение, будто вы снимаете, как дышите, — не задумываясь, как и кому понравится или не понравится фильм, без всякой самоцензуры. В современном российском документальном кино, часто подстраивающимся под телевизионные правила игры, эта свобода сохранилась у очень немногих больших мастеров.

Самоотверженность. Огромный труд, вложенный в каждый фильм всеми членами вашей группы, по-настоящему могут оценить только профессионалы-киношники, знающие, какой ценой эта свобода достаётся. Но в том-то и заключается мастерство и талант, когда на экране нет и следов напряжения, пота и нервов, потраченных при создании фильма. И это очень правильно — ведь зрителю не должно быть дела до нашей «кухни». Но заряд вашей энергии остаётся и, безусловно, с экрана передаётся зрителям.

И ещё — может быть, самое важное — вы сами, ваши операторы, звукооператоры, монтажёры — вы все вместе ДЕЛАЕТЕ КИНО! Мы видим сейчас, что, к сожалению, целое поколение создателей документальных фильмов, воспитанных в эпоху тотального телевидения, убеждены в том, что главное в фильме — голая информация, разговор, забывая (а, может быть, по неграмотности и не догадываясь), что кино — искусство изобразительное. Поэтому ваши фильмы ценны ещё и тем, что вы используете в них всю палитру киноязыка.

Во многом это заслуга и моих коллег — ваших замечательных операторов. По всему чувствуется, что у вас с ними хорошее взаимопонимание. По своему, более чем 20-летнему опыту работы с Владимиром Кобриным, знаю, насколько важна в группе атмосфера взаимного творческого доверия. Хороший оператор может снять много прекрасных картинок, но, если они не объединены авторской и режиссёрской сверхзадачей, то их труд будет напрасен. А я по-хорошему завидую вашим операторам, ведь после того, как не стало Володи Кобрина, мне было очень трудно работать с другими режиссёрами — уж больно высока была его планка...

Всё вышесказанное, конечно, целиком относится и к вашей неповторимой киносаге «Лёшкин луг». Эти двадцать лет жизни ваших героев, борющихся не только за выживание, но и за сохранение своего человеческого достоинства в диких условиях постсоветской России, вы перенесли на плёнку не только для нас, современников, но и для следующих поколений. Ведь вы, как и все документалисты, не задумываясь специально над этим, работаете для Истории.

Мы будем продолжать знакомиться с другими вашими картинами, уверены в том, что лучшие ваши фильмы ещё впереди, и, очень надеемся, что и их мы сумеем посмотреть. И ещё мы желаем вам, чтобы никакие кризисы не отражались на вашем творчестве, потому что ваша работа, как и работа всех честных документалистов, очень важна для культурного здоровья России.

Нам очень жаль, что не имеем возможности пригласить вас в Кёльн, так как клуб наш — абсолютно некоммерческая организация, но если «киношные» пути-дороги забросят вас в наши края, будем счастливы с вами встретиться.