Главная > Выпуск №30 > Где находился вятский Болвановский городок?

Где находился вятский Болвановский городок?

А. Л. Мусихин

О существовании Болванского городка, принадлежавшего чуди и вотякам (удмуртам), известно из местных исторических памятников второй половины XVII — начала XVIII вв.: «Летописца старых лет» (далее — ЛСЛ), «Сказания о вятчанех» двух редакций (далее — СВ и СП) и «Повести о стране Вятской» (далее — ПСВ). В них он однозначно связан с местом, где был основан город Никулицын (современное село Никульчино):

ЛСЛ1

СП2

СВ3

ПСВ4

В лето 6689-е июля в 24 де(нь) от Великого Нова града жителие приидоша в страну земли Вятския, и взяша рекомый град Болван, яже н(ы)не именуется Микулицыно.

...иде на Вятку и приидоша на Болванской городок, что словет Никулицыно.
А приходе в лето 6689 июля в 24 день на память святых страстотерпцов Бориса и Хлеба...
...и взяша град Болван, и поставиша на городище церковь во имя святых страстотерпцов Бориса и Хлеба и нарекоша град Никулицын.

...и над тою рекою Вяткою на горах стоит чюдской городок их языком зовом Болванской.
И в лето 6689-е июля в 24 день на память святых мученик Бориса и Глеба... взяша его...
...и поставиша в том граде храм во имя святых мученик Бориса и Глеба, а граду има нарекоша Микулицын.

...на высокой прекрасной горе устроен град чудской, ...называемый Чудью Болванской городок, иже ныне нарицается Никулицыно по реке Никуличанке.
...той крепкий град взяша воинским промыслом в лето 6689 месяца июлиа в 24 день на память их всероссийских князей святых страстотерпцев Бориса и Глеба...
...поставиша в том граде церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба и нарекоша той град Никулицын.

Существовали также местные предания, связывающие Болванский городок с селом Никульчиным. Так, ещё в первой половине XIX в. В. И. Даль зафиксировал предание, объясняющее присловие вятичи-ротозеи: «Новгородцы подпустили под Болванский городок (село Никулицыно) болванов на плотах, вятичи зазевались на них, а новгородцы с другой стороны взяли городок»5. А в конце XIX в. один из информаторов (членов?) Вятского губернского статистического комитета, перечисляя некоторые древности Вятской губернии, сообщал, что «по преданию жителей села Никулицкого и окрестных деревень... новгородцы к Чудь-Болванскому городку плыли на плотах, спереди которых положены были срубленные с корней деревья с прутьями для прикрытия от неприятеля»6.
Такая локализация Болванского городка до 90-х гг. XX в. у исследователей не вызывала никаких вопросов и возражений. Однако позднее разногласия в ряды местных краеведов внесла совсем небольшая редакторская правка автора ПСВ в своём источнике СВ — изъятие одного слова. Если в СВ сообщается, что новгородцы «поплыша тою рекою вниз из Чепцы в Вятку и по той реке Вятке вниз (выделено мной. — А. М.), и над тою рекою Вяткою на горах стоит чюдской городок их языком зовом Болванской»7, то во всех известных списках ПСВ направление движения новгородцев по реке Вятке не указано: «Исплывше тое реку Чепцу, внидоша в великую реку Вятку и плывше по ней мало боле пяти верст и узревше на правой стране на высокой прекрасной горе устроен град чудской»8. Автор ПСВ убрал уточнение «вниз», вероятно, потому что для него это было очевидным. Путаницу в данный вопрос внёс А. И. Вештомов, который, не будучи уроженцем Вятской губернии, почему-то написал, что новгородцы «вошед из оной (из Чепцы. — А. М.) в реку Вятку, и поднявшись (выделено мной. — А. М.) ею около шести вёрст», на правой стороне реки на высокой горе увидели вотское городище Болвановское9. И хотя далее Вештомов сообщает об основании Никулицына на месте Болванского городка, некоторые слободские краеведы решили, что в ПСВ речь идёт не о Никулицыне, а о Подчуршинском городище, находящемся на р. Вятке выше впадения в неё Чепцы недалеко от г. Слободского10. Д. М. Захаров, наоборот, на основании топонима Болванский считает, что в ПСВ речь идёт о деревне Болванской, расположенной на р. Моломе в Котельничском районе Кировской области, то есть гораздо ниже г. Кирова (бывшего Хлынова) по р. Вятке11. Очевидно, обе эти гипотезы отрицают версию вятских исторических памятников XVII — начала XVIII вв.

До настоящего времени кроме ЛСЛ, СВ и ПСВ не было известно письменных источников, подтверждающих, что на месте села Никулицына (Никульчино) действительно существовал град (городок) Болванский. Однако недавно в аутентичном письменном источнике, вятской оброчной книге 7121 (1612/1613) г., между записями от 27 марта и 14 апреля обнаружена запись, однозначно подтверждающая, что ранее на месте Никулицына находился Болванский городок. Причём наиболее точно это место оказалось описанным в СП:

Оброчная книга12

СП13

Дан на оброк Тренке Гаврилову сыну Мельникову на Микулицине на погосте на Болванском городище двор и с огородчиком14. А оброку ему платить на год по четыре алтына по две денги. А впервы[е] ему оброк заплатить во 121 году с-ыными оброчики вместе.

И приидоша на Болванской городок, что словет Никулицыно.
...
И взяша град Болван, и поставиша на городище церковь во имя святых страстотерпцов Бориса и Хлеба и нарекоша град Никулицын.

В обоих случаях употреблено слово «городище», которого нет в других источниках. Слово «погост» имеет несколько значений, но в данном контексте в оброчной книге оно означает "церковь с кладбищем и с прилегающими дворами причта, обычно расположенная в стороне от населенных пунктов"15. А. А. Спицын отмечал, что "размеры городища (Никулицкого. — А. М.) и теперь (в 1880-х гг. — А. М.) настолько значительны, что на его площадке свободно разместилась церковь и довольно большое кладбище, а в прежнее время... оно было значительно более"16. То есть, указание места постройки Борисоглебской церкви в СП точно соответствует описанному в оброчной книге. Археологические исследования Никульчинского городища, проведённые Л. П. Гуссаковским и Л. Д. Макаровым, позволили им сделать вывод, что русский городок Никулицын возник на рубеже XII–XIII вв. на месте прежнего дорусского (кочергинская культура) поселения17. Таким образом, археологические данные в совокупности с записью оброчной книги18 подтверждают достоверность сведений ЛСЛ, СВ и ПСВ о том, что чудской Болванский городок ранее существовал на месте основания села Никулицына.

Запись в Вятской оброчной книге 7121 (1612/1613) г.

В других документальных письменных источниках такое сопоставление Никулицына с Болванским пока больше не выявлено, поэтому можно предположить, что в рассматриваемых исторических памятниках эти сведения могли быть заимствованы или из более ранних письменных источников19, или из устной народной традиции (но тогда непонятно происхождение точной даты 24 июля 1181 г.). В любом случае данный пример подтверждает, что поздние исторические источники могут содержать достоверные сведения о Древней Руси домонгольского периода20.

Примечания

1 Летописец старых лет // Уо Д. К. История одной книги: Вятка и «не-современность» в русской культуре Петровского времени. СПб., 2003. С. 327.
2 ГАКО. Ф. 582. Оп. 2е. Д. 59. Л. 19–19 об.
3 [Вятская летопись] / публ. Д. К. Уо // Шведы и Русский Север: историко-культурные связи : (к 210-летию Александра Лаврентьевича Витберга) : материалы Междунар. науч. симп. / отв. ред. В. В. Низов. Киров, 1997. С. 348.
4 Повесть о стране Вятской / публ. А. С. Верещагина // Тр. ВУАК. Вятка, 1905. Вып. III. С. 29–31 (Отд. II).
5 Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1997. С. 215.
6 ГАКО. Ф. 574. Оп. 8. Д. 79. Л. 3 об. Приношу благодарность о. Александру Балыбердину за сообщение подробностей данного дела.
7 [Вятская летопись]. С. 348.
8 Повесть о стране Вятской. С. 28–29.
9 Вештомов А. И. История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или С 1181 по 1781-й год чрез 600 лет, сочиненная главного народного училища учителем исторических наук титулярным советником Александром Вештомовым в 1807 и 808-м годах. Казань, 1907. С. 19.
10 Подробнее см.: Мусихин А. Л. «Родимые пятна» Сергея Серкина // Герценка : Вятские записки : [науч.-попул. альм.]. Киров, 2013. Вып. 23. С. 279–280.
11 Захаров Д. М. Серебряная Вятка : рассказы о названиях. Киров, 1990. С. 39–40. Эта деревня существовала в 1615 г., рядом с ней располагались также деревни Другая Болвановская и Третья Болвановская (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1029. Л. 735–735 об.).
12 РГАДА. Ф. 1113. Оп. 1. Д. 4. Л. 195 об.
13 ГАКО. Ф. 582. Оп. 2е. Д. 59. Л. 19–19 об.
14 Всего через два года в дозорной книге 1615 г. отмечается, что «двор пуст Тренки Мельникова, Тренка збежал безвесно во 123-м году» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1030. Л. 128 об.).
15 Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1989. Вып. 15 : (Перстъ — Подмышка). С. 197. В дозорной книге 1615 г. отмечается: «В Волковском же стану на Микулицыне над рекой над Вяткою погост, а на погосте церковь теплая с трапезою Бориса и Глеба... да на погосте ж дворы церковные» (Дозорная книга посадов и тяглых деревень вятских городов и уездов... 1614/15 г. (фрагменты) [Волковский, Бобинский и Великорецкий станы Хлыновского уезда] // Любимов В. А. Старая Вятка. Квартал за кварталом. Первая часть. Начало (От Засоры до Раздерихинской). 3-е изд., испр., доп. и перераб. Вятка, 2014. С. 675).
16 Спицын А. А. Археологические разыскания о древнейших обитателях Вятской губернии // Материалы по археологии восточных губерний России / под ред. Д. Анучина. М., 1893. Вып. I : Приуральский край. С. 178.
17 Гуссаковский Л. П. Археологические исследования в с. Никульчино Кировской области // Вопросы археологии Урала. Свердловск, 1962. Вып. II. С. 118–121; Макаров Л. Д.: 1) Русские поселенцы на берегах Вятки : (по данным археологических исследований) // Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1995. Т. 4 : История. С. 78–80; 2) Древнерусские археологические памятники Слободского района : (комплекс у с. Никульчино) // Слободской и слобожане : материалы III науч.-практ. конф. Слободской, 1999. С. 10–13; 3) Древнерусское население Прикамья в X–XV вв. Ижевск, 2001. С. 15–17, 71 (Рис. 27).
18 Не случайно А. А. Спицын высказал важную мысль, что возможно «разъяснить имеющиеся археолог[ические] сведения при помощи наиболее древних писцовых книг» (ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 1117. Л. 3. См.: Мусихин А. Л. «Неоценимый материал»: А. А. Спицын в деле публикации вятских писцовых описаний // А. А. Спицын и историческое прошлое России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Киров, 12 сент. 2016 г.) / сост., науч. ред. М. С. Судовиков. Киров, 2016. С. 37–43).
19 См.: Мусихин А. Л. Летописание на Вятке до «Летописца старых лет» // Одиннадцатые Петряевские чтения : материалы Всерос. науч. конф. (Киров, 28 февр. 2013 г.) / редкол.: С. Н. Будашкина [и др.]. Киров, 2013. С. 148–153.
20 См.: Мусихин А. Л. Ещё раз к вопросу о времени основания города Вятки (Кирова) // Город на Вятке : история, культура, люди : материалы Всерос. науч. конф., Киров, 4–5 июня 2014 г. / науч. ред. М. С. Судовиков. Киров, 2014. С. 60–62.