Главная > Выпуск №3 > Нечаянный гость

Нечаянный гость

КУСТЕНКО Г.А. Школа фехтования: [Стихи].- Киров: ООО "Триада-С", 2001. 63 с. (Сер. "Нар. б-ка").

После популярных некогда фильмов о мушкетерах в нашей памяти остались мелодии прекрасных песен в исполнении Михаила Боярского: "Куда вас, сударь, к чёрту, занесло? Неужто вам покой не по карману?"- и т.д. Сами собой напеваются в хорошем настроении. Поэтому Галине Кустенко, возможно, эти киноленты подсказали лейтмотив для стихотворения "Школа фехтования" и дали название новому сборнику.

С классического вопроса судьи: "Эт ву прэ?" (Вы готовы?) - вспыхивал бой фехтовальщиков, с него же начинается и стихотворение, в котором поэтесса изображает свой поединок с судьбой:

В этих белых одеждах
и странно, и весело так.

Опытный "противник" обрушивается "лавиной атак", не считаясь с тем, что у нее "клинок слишком юн", к тому же она замечает в атаках "лукавство одно". Ведь жизнь не ждет, пока она усвоит урок, что надо "укол за укол", так и сыплет "туше за туше", то есть посылает за обманом обман. Заканчивается репортаж о необычном поединке вздохом сожаления:

"Контррипостом" опять не отвечу
на "контрбатман" -
вечно юн мой клинок.

У читателя такое признание вызывает отнюдь не сострадание или сочувствие, а радостное восклицание: "И слава Богу!". Ведь неспособность поэта отвечать злом на зло (на обман и "укол") - не беспомощность: в беззлобности, наоборот, проявляются нравственная стойкость и глубокий характер. Прощать обиды учат нас христианские заповеди, русская классическая литература: один принцип Льва Толстого "непротивление злу насилием" дорогого стоит, дескать, тогда зло быстрее истощится и само исчезнет. Не всякий человек, естественно, обладает эдакой широтой души, да еще в эпоху рыночных преобразований, когда на каждом шагу - сплошь "лукавство"!

Поэт тем и отличается от остальных людей, что руководствуется христианскими заповедями и кодексом творца, хотя жизнь его становится "смесью безумства и отваги", о чем говорится в первом же стихотворении книги:

Праздник чистого листа,
небеленого холста
начинается с отваги
куража и волховства
Волховство, сиречь творчество, позволяет найти истину, ту самую, что открывается безалаберной и беззлобной поэтической душе.
На последний грошик медный
Купишь свечки прутик бледный -
он и вечером посветит
и дорогу освятит.

Два стихотворения, с которыми мы таким образом познакомились, вполне можно назвать поэтическим манифестом Галины Кустенко. Мироощущение автора здесь уже нараспашку: доброта, чуткость, умение радоваться малости ("прутик свечки") и прочее-прочее. Стихи, меж тем, продолжают набегать на читателя сборника "Школа фехтования", как морские волны, и приносят новые ритмы, новые темы.

Мир в представлении "фехтовальщицы" просторен. Здесь под звуки скрипки, воспевающей "нестерпимую Божью красу", от восторга падают на колени, и даже "легкая стая птиц бумажных рвется в небеса" ("Скрипка"). Здесь в районе Центрального рынка предлагают купить не "ножки Буша" на суп и не иномарку, а пейзаж на холсте, воссоздающий сердечную муку от того, что "осенью листья горят" ("Сердечные дали"). Здесь счастье запечатлено "на глине сосуда веселой рукой Пиросмани" ("Хмурый март, именины, азарт").

К приметам северной вятской природы прирастает пейзаж с воспоминаниями о Балтике, ведь Г. Кустенко окончила Ленинградский институт культуры.

О, серенький берег гравюры старинной,
И море, и брызги в лицо и румянец...
Летай "Балерина", ликуй "Балерина",
Танцуй по волнам немудреный свой танец.
Для королевства - оркестрик военный,
Для паруса - ветер, для сердца - отвага.
А мне для охраны нужна непременно
Одна залихватская гордая шпага.

Клинок или шпага в руке поэтессы - символ гордой и стойкой души ("Города и годы"). В стихах нет риторики и моральных наставлений читателю - дескать, блюди Божьи заповеди. Автор раскрывает характеры любимых персонажей как бы изнутри и любуется человеческим достоинством. Стихотворение "Гобелены" посвящено художнице Н. Зубаревой, и главный прием - диалог, разговор, поворачивающий, как алмаз равными гранями, характер собеседницы.

Смотри-ка, Неля, как в роскошнейшую раму
одет кусочек города -
твоя дорога к храму.
Твоя дорога выстлана ковром,
и выткана не ниткой, а добром.
И мы с тобой похожи, как сестренки.
По лицам грусть
в руках по свечке тонкой.
Идем себе туда, где белый храм...

Художница и поэтесса похожи, как сестренки, потому что обе своим творчеством укрепляют в людях доброту, любовь к ближнему и пробуждают тягу к прекрасному. Лирика, как известно, требует от автора субъективности, иными словами,- сердечности. Поэт от стихотворения к стихотворению ведет "дневник" своей творческой жизни. Стало быть, не может остаться в стороне и любовная тема. Так и есть! В книге "Школа фехтования" самый большой массив произведений запечатлевает тончайшие нюансы чувства, от его зарождения в раннем цикле "Земля из-под ног" до трагического, как реквием, последнего прости в цикле "В горсти у вечности".

Все же в целом поэзия Галины Кустенко не столько "вздох души у вечности в горсти", сколько поток вдохновения, погружение в который читателю "блаженные подарит полчаса". Хотя, как сказать? Закрыв книгу, стихи повторяешь. Запомнилось. Вновь откроешь, перечитаешь. Какие там полчаса! Перефразируя строку: "Любовь - нечаянный гость",- можно сказать, что стихи Кустенко приходят, как "нечаянный гость", и остаются рядом, как надежные друзья, надолго, может быть на всю жизнь.

Р.П. Ляшева